Велигжанин Андрей Витальевич : другие произведения.

Легенда об Иле, Мермеровом сыне

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:





      ЛЕГЕНДА ОБ ИЛЕ, МЕРМЕРОВОМ СЫНЕ

      Легенда об Иле проста. Вот она.

      Однажды к Илу в гости приплыл царь Одиссей. Одиссей искал яда, но Ил не дал ему яда, опасаясь гнева богов. И Одиссей уплыл восвояси, искать в другом месте.

      И на этом — всё.

      Однако, важны подробности их встречи, Ила и Одиссея.

      Об этой встрече рассказывает богиня Афина (принявшая облик Ментеса, сына царя Анхиала) и рассказывает она эту историю сыну Одиссея Телемаху.

      Вот, что говорит Афина (процитирую, а затем дам пояснения).

С гневом великим ему отвечала богиня Афина:
'Горе! Я вижу, сколь ныне тебе твой отец отдаленный
Нужен, чтоб сильной рукой с женихами бесстыдными сладить.
О, когда б он в те двери вступил, возвратяся внезапно,
В шлеме, щитом покровенный, в руке два копья медноострых!..
Так впервые увидел его я в то время, когда он
В доме у нас веселился вином, посетивши в Эфире
Ила, Мермерова сына (и той стороны отдаленной
Царь Одиссей достигал на своем корабле быстроходном;
Яда, смертельного людям, искал он, дабы напоить им
Стрелы свои, заощренные медью; но Ил отказался
Дать ему яда, всезрящих богов раздражить опасаясь;
Мой же отец им его наделил по великой с ним дружбе).

      Афина рассказывает эту историю скороговоркой, и за быстротой её рассказа значение слов богини — теряется. Смысл многого просто ускользает от внимания.

      Ведь что кажется на первый взгляд? Что Одиссей побывал где-то у кого-то очень далеко. И что с того? На то он и Одиссей, что далеко плавает. Но насколько все-таки далеко он забрался?

      И оказывается (когда обратишь внимание на слова Афины), что Одиссей был у Ила, который живёт не просто где-то далеко, Одиссей добрался — аж до самого Эфира.

      А что такое Эфир? Эфир — это не остров, не страна, не государство. Эфир — это область, где обитают блаженные боги.

      Вот, где побывал, оказывается, Одиссей (по словам Афины).

      Кто такой Ил? Ил, по словам Афины, — это сын Мермера.

      А кто такой Мермер? А Мермер — это один из несчастных сыновей Ясона и Медеи, которого родная мать отравила (чтобы досадить отцу его за измену). Об этом говорится в трагедии Эврипида. И так как Мермер был умерщвлен матерью, будучи ребенком, никаких детей у него быть ещё не могло (в силу его юного возраста).

      Откуда же мог взяться сын Мермера?

      Выходит, что Одиссей, по словам Афины, побывал в гостях у того, — кого нет. И побывал в том месте, которое смертный достигнуть — не может.

      В этом и состоит интрига истории, рассказанной Афиной скороговоркой.

      И вот она — настоящая легенда об Иле.

      Итак.

      Медея убила сына своего Мермера. Мермер попал в Эфир. У Мермера в Эфире родился сын Ил. Ила однажды посетил Одиссей.

      А зачем посетил?

      «Яда, смертельного людям, искал он», — говорит Афина.

      Что ж, логично. У кого ещё искать яда, как не у того, чей отец был отравлен своей же матерью, но сумел-таки, после этого, оказаться в Эфире, где безмятежно продолжил своё существование, да ещё и сумел вырастить сына, которому, надо полагать, и передал секреты своей жизни, в том числе и секреты яда, коим отравила его родная мать ?

      Так что мотивы Одиссея (отправиться, непонятно куда) — понятны.

      Но давайте подумаем также над тем, что скрывается под странной формулировкой — «яда, смертельного людям, искал он».

      Афина говорит, что яд был нужен Одиссею для того, чтобы 'напоить им свои стрелы', будто бы стрелы — это одушевленные существа (подобные коням), будто они испытывают — дикую жажду, и, чтобы утолить её, надо снарядить корабль, и отправиться за тридевять морей, чтобы достигнуть самого Эфира, и будто бы стрелы не могут утолить свою жажду ничем другим, кроме как ядом.

      Поэтому объяснение Афины — очень образное, но оно — не объясняет мотивов Одиссея, а скорее — приглашает собеседника подумать о них самостоятельно.

      Вот и подумаем.

      Вспоминается стихотворение Пушкина «Анчар», где могущественный царь отправляет своего слугу, чтобы тот добыл яда.

      И примечательно, что царь в «Анчаре» использует яд ровно так, как описывает Афина. По словам Афины, яд нужен, чтобы напоить стрелы.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

      Неужели же царь Одиссей — такой же злодей, как властелин из «Анчаре» ?

      Нет, полагаю, что с Одиссеем дела обстоят иначе. И хоть истории выглядят похожими, и хоть оба царя ищут одного (яда), но руководствуются они — разным. Чем же руководствуются Одиссей? Чего он ищет, ища яда?

Яда, смертельного людям, искал он, дабы напоить им
Стрелы свои, заощренные медью

      Яд, смертельный людям, смертелен также и для того смертного, кто ищет яда. Зачем же искать его?

      А вот зачем.

      Яд, смертельный людям, не смертелен — для бессмертного.

      Так что Одиссей, ищущий яда, не столько ищет яда, сколько ищет — секрет яда.

      Он пытается узнать, что в этой жизни является смертельным для человека, а что является жизненным.

      Одиссей — это исследователь, который хочет разобраться в природе яда. Изучает яд и противоположность его.

      Знание наше — диалектическое. Узнавая что-то, мы одновременно узнаем и другое, противоположное ему.

      Рассматривая один предмет, мы говорим: это — яд для нас, не стоит к нему прикасаться, лучше обходить это стороной. И рассматривая другой предмет, мы тоже можем обнаружить, что это яд. Так, раз за разом, натыкаясь на яды, однажды мы обнаруживаем не-яд. Однажды мы узнаем истинное.

      Изучая жизнь, мы одновременно изучаем смерть. Изучая смерть, мы одновременно изучаем жизнь.

      За бессмертием отправился Одиссей за тридевять земель, к Эфиру. К Илу, чьё существование является невозможным.

      Мысль о бессмертии — это и есть яд, отравляющий жизнь смертного.

28.06.2024 04:55

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"