|
|
||
ЛЕГЕНДА ОБ ИЛЕ, МЕРМЕРОВОМ СЫНЕ
Легенда об Иле проста. Вот она. Однажды к Илу в гости приплыл царь Одиссей. Одиссей искал яда, но Ил не дал ему яда, опасаясь гнева богов. И Одиссей уплыл восвояси, искать в другом месте. И на этом — всё. Однако, важны подробности их встречи, Ила и Одиссея. Об этой встрече рассказывает богиня Афина (принявшая облик Ментеса, сына царя Анхиала) и рассказывает она эту историю сыну Одиссея Телемаху. Вот, что говорит Афина (процитирую, а затем дам пояснения).
Афина рассказывает эту историю скороговоркой, и за быстротой её рассказа значение слов богини — теряется. Смысл многого просто ускользает от внимания. Ведь что кажется на первый взгляд? Что Одиссей побывал где-то у кого-то очень далеко. И что с того? На то он и Одиссей, что далеко плавает. Но насколько все-таки далеко он забрался? И оказывается (когда обратишь внимание на слова Афины), что Одиссей был у Ила, который живёт не просто где-то далеко, Одиссей добрался — аж до самого Эфира. А что такое Эфир? Эфир — это не остров, не страна, не государство. Эфир — это область, где обитают блаженные боги. Вот, где побывал, оказывается, Одиссей (по словам Афины). Кто такой Ил? Ил, по словам Афины, — это сын Мермера. А кто такой Мермер? А Мермер — это один из несчастных сыновей Ясона и Медеи, которого родная мать отравила (чтобы досадить отцу его за измену). Об этом говорится в трагедии Эврипида. И так как Мермер был умерщвлен матерью, будучи ребенком, никаких детей у него быть ещё не могло (в силу его юного возраста). Откуда же мог взяться сын Мермера? Выходит, что Одиссей, по словам Афины, побывал в гостях у того, — кого нет. И побывал в том месте, которое смертный достигнуть — не может. В этом и состоит интрига истории, рассказанной Афиной скороговоркой. И вот она — настоящая легенда об Иле. Итак. Медея убила сына своего Мермера. Мермер попал в Эфир. У Мермера в Эфире родился сын Ил. Ила однажды посетил Одиссей. А зачем посетил? «Яда, смертельного людям, искал он», — говорит Афина. Что ж, логично. У кого ещё искать яда, как не у того, чей отец был отравлен своей же матерью, но сумел-таки, после этого, оказаться в Эфире, где безмятежно продолжил своё существование, да ещё и сумел вырастить сына, которому, надо полагать, и передал секреты своей жизни, в том числе и секреты яда, коим отравила его родная мать ? Так что мотивы Одиссея (отправиться, непонятно куда) — понятны. Но давайте подумаем также над тем, что скрывается под странной формулировкой — «яда, смертельного людям, искал он». Афина говорит, что яд был нужен Одиссею для того, чтобы 'напоить им свои стрелы', будто бы стрелы — это одушевленные существа (подобные коням), будто они испытывают — дикую жажду, и, чтобы утолить её, надо снарядить корабль, и отправиться за тридевять морей, чтобы достигнуть самого Эфира, и будто бы стрелы не могут утолить свою жажду ничем другим, кроме как ядом. Поэтому объяснение Афины — очень образное, но оно — не объясняет мотивов Одиссея, а скорее — приглашает собеседника подумать о них самостоятельно. Вот и подумаем. Вспоминается стихотворение Пушкина «Анчар», где могущественный царь отправляет своего слугу, чтобы тот добыл яда. И примечательно, что царь в «Анчаре» использует яд ровно так, как описывает Афина. По словам Афины, яд нужен, чтобы напоить стрелы.
Неужели же царь Одиссей — такой же злодей, как властелин из «Анчаре» ? Нет, полагаю, что с Одиссеем дела обстоят иначе. И хоть истории выглядят похожими, и хоть оба царя ищут одного (яда), но руководствуются они — разным. Чем же руководствуются Одиссей? Чего он ищет, ища яда?
Яд, смертельный людям, смертелен также и для того смертного, кто ищет яда. Зачем же искать его? А вот зачем. Яд, смертельный людям, не смертелен — для бессмертного. Так что Одиссей, ищущий яда, не столько ищет яда, сколько ищет — секрет яда. Он пытается узнать, что в этой жизни является смертельным для человека, а что является жизненным. Одиссей — это исследователь, который хочет разобраться в природе яда. Изучает яд и противоположность его. Знание наше — диалектическое. Узнавая что-то, мы одновременно узнаем и другое, противоположное ему. Рассматривая один предмет, мы говорим: это — яд для нас, не стоит к нему прикасаться, лучше обходить это стороной. И рассматривая другой предмет, мы тоже можем обнаружить, что это яд. Так, раз за разом, натыкаясь на яды, однажды мы обнаруживаем не-яд. Однажды мы узнаем истинное. Изучая жизнь, мы одновременно изучаем смерть. Изучая смерть, мы одновременно изучаем жизнь. За бессмертием отправился Одиссей за тридевять земель, к Эфиру. К Илу, чьё существование является невозможным. Мысль о бессмертии — это и есть яд, отравляющий жизнь смертного.
|
28.06.2024 04:55 |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"