Вербена : другие произведения.

Время богов и героев: фильм Хаяо Миядзаки "Mononoke-hime" (1997)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована в газете "Просто фантастика" #12, 2006.


Время богов и героев:

анимационный фильм Хаяо Миядзаки "Принцесса Мононокэ" / "Mononoke-hime"

Говорят, что то, что называют "духом времени",

уходит вместе с этим временем. То, что этот дух

постепенно исчезает, объясняется тем,

что мир приходит к своему концу...

(Хагакурэ)

  
   ...Среди гор, покрытых густым лесом, стоит городок Татараба, пристанище отверженных. В этом городе добывают и обрабатывают железную руду; здесь любой может получить кров и пищу, но при одном условии - он должен как следует поработать на хозяйку, госпожу Эбоси. Красивая и суровая женщина не отказывает в помощи никому - она выкупает рабынь, принимает прокаженных и тех, кому просто некуда податься, - поэтому её любят, безоговорочно слушаются и готовы защищать ценой собственной жизни. Эбоси ничего не боится: ни ужасная проказа, ни воинственные самураи, ни демоны-волки не сумеют её остановить. Даже на могущественного Лесного бога она подымет ружье со словами: "Я убиваю Бога смерти!"
   ...Аситака, наследник древнего княжеского рода, получивший рану в сражении с одержимым, обезумевшим от боли и ярости богом-кабаном, проклят: теперь он сам одержим и скоро умрет, а то и превратится в демона. Борясь с темной силой внутри самого себя, Аситака отправляется в долгое путешествие, пытаясь если не предотвратить неизбежное, то хотя бы понять, что стало причиной случившегося.
   ...Сан, некогда брошенная людьми на съедение демонам в волчьем обличье, считает себя волчицей и ненавидит бывших сородичей, которые вырубают и выжигают лес, медленно, но верно изгоняя лесных духов с земель, где те жили веками. Она стремится пожертвовать собой ради того, чтобы остановить Эбоси, и не желает понимать, что на место властной красавицы тотчас же придет кто-то другой. Мир за пределами Леса ей чужд, но и среди зверей-демонов Сан никогда не станет своей.
   Перед вами три героя, которым суждено пройти через тяжелые испытания.
   Перед вами мир "Принцессы Мононокэ".

*****

   Всем известно, что на студии "Ghibli" любовно относятся к деталям, а пейзажи создают такие, что просто дух захватывает. Вот и в "Принцесса Мононокэ" природа нарисована столь красиво, что хочется любоваться каждым кадром: в отличие от другого фильма на схожую тему, "Навсикая из Долины ветров", пейзажи здесь земные, реальные, и даже огромные демоны-мононокэ не выглядят столь непривычно, как омы и плеснеобразная растительность мира "Навсикаи". Однако ближе к финалу зритель понимает: на самом-то деле все эти красоты фантастичны в гораздо большей степени, чем выдуманные существа - ведь в противостоянии Леса и Города победу одержал последний, а значит там, где шумят листвой деревья и качаются в переплетении ветвей духи-кодама, вскоре появятся новые города.
   Татараба - поселение рудокопов; именно они вторглись во владения Наганоками, бога-кабана, который получил пулю в столкновении с Эбоси. Несовместимость двух миров хорошо показана на примере Наганоками: железный "орех" в его теле превращает кабана в жуткое создание, горящее желанием уничтожить всё на своём пути. Обуреваемый слепой яростью, он несется сквозь лес и оказывается на земле Аситаки - с этого и начинается история.
   Но ради чего Эбоси стреляла?
   Прекрасная хозяйка Татарабы вовсе не похожа на одержимую злым духом, хотя на самом деле она и впрямь одержима - идеей сберечь город любыми средствами, выстоять вместе с его жителями против всех врагов, будь то лесные духи или император с самураями. Что любопытно, она совершенно искренна со всеми и всегда: когда приказывает своему помощнику уходить, бросая раненых, и когда извиняется перед Токи за то, что оставила её мужа умирать в горах. Вот и ответ: Эбоси стреляет, чтобы защитить свой мир, который считает лучшим из возможных. Достойная цель, не так ли? Но проблема в том, что в этом конфликте правы обе стороны. И здесь уместно вспомнить о Сисигами как самом ярком примере двойственности, объединения противоположностей в одном образе.
   Лесное божество, имеющее два облика - олень с человеческим лицом и человекоподобное существо с рогатой головой, - присутствует в большей части сцен, порою незримо. Поскольку Сисигами - олицетворение природы, он всевидящ и вездесущ, но в то же самое время его редкие появления "во плоти" вызывают жутковатое ощущение чуждости: он не добрый и не злой, он стоит за пределами этих понятий, придуманных людьми во оправдание своих поступков. Сисигами дает и отнимает жизнь, но когда это сделать и почему решает сам, руководствуясь вовсе не заслугами человека или животного. Поэтому волчица Моро не хочет просить у него помощи и говорит Сан, что прожила слишком долгую жизнь - значит, Сисигами её отнимет. Лесной бог странным образом сочетает в себе всемогущество и беспомощность, мудрость веков и наивность младенца: не в силах вернуть свою голову и сменить облик, он поддается ярости, а когда Сан и Аситака помогают ему, Сисигами приходит в себя - чтобы последним усилием исправить всё, что натворил в гневе.
   Сисигами, владыка жизни и смерти... умер?!
   "Он не может умереть, - говорит Аситака, и его уверенность передается Сан. - Он сам и есть жизнь и смерть". Во многом герой прав, хотя есть всё же кое-что о чем он, должно быть, догадался - но смолчал. Об этом я скажу чуть позже.
   Итак, с одной стороны - Эбоси и Татараба, немного утопический город для тех, у кого нет в этом мире родного угла, а с другой - Лес и населяющие его мононокэ, звери-духи. Они наделены даром речи и характеры у них очень разные. Смелые и безрассудные волки атакуют город по ночам, ведомые Сан, приемной дочерью волчицы. Гневливые кабаны могут противопоставить захватчикам только грубую силу; после гибели Наганоками они теряют последние остатки здравого смысла и вслепую бросаются в ловушку - что немаловажно, их предводитель слеп по-настоящему. А ещё есть обезьяны, которые могут лишь под покровом ночи высаживать деревья - зная, что это ничего не меняет - и мечтать о том, что когда-нибудь им удастся съесть сердце человека. "Съедим человека, получим его силу, убьем людей". Это очень похоже - не в прямом, конечно, смысле - на то, как порою ведем себя мы, люди...
   Аситака в этом споре - третья сторона, которая пытается примирить враждующих. Он любит Сан, но не может отрешиться от своей человеческой природы - ведь это всё равно, что перестать быть самим собой. Он приходит в Татараба в поисках ответа на страшный вопрос, который, хоть и не звучит напрямую, вполне понятен: Аситака хочет знать, из-за чего он в скором времени умрет. Он получит ответ, и даже более того - поймет, что не одинок. "Дни мои проходят в страданиях, а жить всё равно хочется, - говорит один из прокаженных, работающих на Эбоси. - Мир проклят, люди прокляты... но все хотят жить". Юноша, надаленный ясным взором, поймет это лучше, чем кто-то другой. "Смотрите все! - скажет он жителям поселка, в изумлении уставившимся на его объятую демоническим огнем правую руку. - Вот как выглядит ненависть, она разъедает и губит! Не будем её умножать!" Но, как это нередко случается, его доброта вызовет неприязнь и жителей Татарабы, и мононокэ.
   Как это ни странно, и Аситака, и Эбоси, а уж тем более Сан - люди, принадлежащие тому же миру, что и звери-духи мононокэ. Они герои - те, кто могут говорить с богами уважительно, но без рабского трепета. А мир, который зарождается на их глазах, принадлежит совсем другим людям - таким, как Дзико, способный искусно стравить Эбоси, самураев и мононокэ, а потом наблюдать из безопасного убежища, как они уничтожат друг друга... и, конечно, забрать трофей - голову Сисигами.
   Герои уходят. Второстепенные персонажи из Татарабы милы, но заурядны - да так и задумано. Токи с оружием в руках защищает хозяйку, храбро выполняет её приказ оборонять город, но делает это вместе со всеми. А вот поднять оружие на Лесного бога Токи неспособна, как и основать собственное поселение по примеру Эбоси. Для неё, как и для других женщин из поселка, самое главное, что в Татарабе они едят досыта и никто их не обижает - а за это следует благодарить Эбоси-сама и во всем её слушаться. Точно так же любой из воинов Татарабы не сумел бы согнуть лезвие меча или одной рукой поднять ворота, которые с трудом открывают десять человек. Это сделал Аситака - подскальзываясь в луже собственной крови, неся на спине бесчувственную Сан, - и неважно, что герою в этот миг помогало проклятие, обрекающее его на незавидную участь. Что же касается девушки-волчицы, то по прыгучести и ловкости она явно превосходит обычных людей.
   Боги мельчают. Волчата Моро столь неразговорчивы, что невольно задаешься вопросом: может, они и впрямь гораздо ближе к животным, чем сама волчица-демон? А самый большой из кабанов уступает вожаку в размерах раза в два. Время мононокэ миновало, но сами они едва ли это понимают. Кто знает - может, Сисигами понимает? Ведь он, напомню, единственный, кто точно знает, чьё время ушло, а чьё - настало.
   Время беспощадно, его не остановить. Мир богов и героев отжил своё, а ему на смену пришёл другой - хорошо нам с вами знакомый.

*****

   "Принцесса Мононокэ" - пожалуй, самый бескомпромиссный и жестокий фильм Хаяо Миядзаки. Он не просто заканчивается расставанием главных героев - что бы ни говорил Аситака о предстоящих встречах, вместе им с Сан не быть, - он обрекает их на жизнь в мире, который обоим одинаково не по нраву. Хэппи-энд? Нет. Одинокий кодама в финальных кадрах выглядит как тоскливое напоминание о былом величии леса: никогда уже не вырастут деревья до небес, а волчата Моро будут последними мононокэ. Сан закончит дни в одиночестве, а шрамы Аситаки - еле заметный след на руке от проклятия и отметина на щеке от ножа девушки-волчицы, - останутся с ним навсегда.
   Вот мы и подошли к ответу на самый главный вопрос...
   Нет, Сисигами не умер. Он развоплотился. Это значит, что теперь бог-олень с мудрым взглядом почти человечьих глаз больше не придет на помощь, не остановит утекающую из раны на груди жизнь. Его нет, он навсегда ушел - осталась лишь природа, безликая и способная на страшный гнев.
   В следующий раз некому будет отдать жизнь, чтобы истерзанная земля возродилась. Другого шанса не будет.
   Другого мира - тоже.
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"