Аннотация: О том, как я посмела, по выражению некоторых товарищей, делать себе пиар на костях погибших.
Как-то на просторах Самиздата, комментируя стихотворение про трагедию в Кемерово, наткнулась я на одну даму (условно назовём её Марией-Антуанеттой), которая обвинила меня в самопиаре на костях погибших. Поводом для обвинения, по словам вышеуказанной леди, стал один из моих рассказов, в котором я "сделала из национальной трагедии ужастик с извращениями". Поскольку я не стесняюсь в своём творчестве писать о далеко не светлых страницах нашей истории и в жанре хоррор иногда творю, то спросила Марию-Антуанетту, о каком рассказе идёт речь. Однако на просьбу назвать его (или хотя бы напомнить сюжет, если название не врезалось в память), сия милая дама ответила категорическим отказом. То бишь, заявила, что название помнит, но не хочет делать рекламу.
Разумеется, оправдываться перед особами сомнительной адекватности, ведущими диалог по принципу: ты плохая, а почему - не скажу, но отныне всегда буду к тебе несправедливой - в мои планы никак не входило. Однако любопытство побудило меня провести пересмотр собственных рассказов, написанных в жанре ужастиков.
"Айшет" - дух изнасилованной и убитой чеченской девушки, вызванный женой убийцы, совершает акт возмездия, а проще говоря, душит своего мучителя.
"Алиночка" - впавшая в религиозную гордыню девушка желает смерти сестре и зятю, однако в результате её козней по ошибке погибают соседка с внуком. Призраки безвинно загубленных тревожат главную героиню по ночам и, в конце концов, расправляются с ней.
"Ангелы Чёрного моря" - ревнивый брат убивает сестру. И хотя призрак убиенной не особенно ему досаждает, преступление тем не менее не сходит ему с рук.
"Без вины виноватый" - опальный капитан отправляется в изгнание и по пути посещает заброшенный замок. Там он узнаёт жуткую историю про графиню, возжелавшую жениха собственной дочери и продавшую душу дьяволу ради власти над возлюбленным. Его появление в замке расторгает их договор.
"Безвредно для человека" - учёный изобретает картофель огромных размеров. Вместе с ним вырастают и колорадские жуки, которые теперь охотятся на людей.
"Бог тебя прости!" - отпетый грешник попадает в ад. Желая облегчить свою участь, он уходит в самоволку, чтобы помириться со своей семьёй.
"Воронье Гнездо" - бывший федеральный судья, отправивший много честных граждан в мрачный зловещий замок, случайно попадает туда сам и становится жертвой обитающих там хищных птиц.
"Город демонов" - случайно оказавшись в параллельном мире, парень и девушка становятся свидетелями жестокой расправы дьявольской сущности и её слуг-мертвецов над отцом девушки, продавшим дьяволу душу. Через несколько лет та же участь постигает священника, возлежавшего посредством договора с нечистой силой позиции Патриарха. Самим героям чудом удаётся спастись.
"Гость" - крупный бизнесмен ни перед чем не останавливается ради достижения своих целей. Однако ни деньги, ни связи не спасают его от страшного наказания, к которому его приговорил призрак женщины, погибшей по его вине.
"Две Анны" - неизвестные волки-оборотни терроризируют всю округу. Много людей казнено по обвинению в жестоких убийствах, однако кошмар не прекращается до тех пор, пока отец одного из приговорённых не разоблачает самого судью.
"Дедушка" - умирает старый чекист, прославившийся в сталинские времена особой жестокостью. Но даже после смерти его душа не может найти покоя - призрак встаёт из гроба и охотится за своей бывшей подследственной, которая в своё время стойко выдержала пытки и нынче преподаёт историю его внуку. Но даже внука он готов отправить на тот свет ради своей мести. Лишь осиновый кол способен успокоить неугомонного призрака.
"Дьяволица" - четверо сотрудников полиции блуждают по лесу, тщетно пытаясь выбраться. Но дух девушки, бессмысленно убитой одним из стражей порядка, уже приговорил их к смерти.
"Загадка психиатрической клиники" - под вполне благообразным на первый взгляд заведением, предназначенном для лечения психических больных, на деле скрываются владения каннибала-извращенца, имеющего хорошие связи в верхах. Однако и на старуху бывает проруха.
"Зелёный змий" - злоупотребляющие алкоголем попадают во власть злого чудовища, которое их мучает и убивает. Однако видеть его дано далеко не каждому.
"Мексиканка" - случайно обнаружив у себя на даче жуткую лягушку-мутанта, главная героиня использует её, чтобы отомстить подруге, которая увела у неё жениха. В итоге пострадавшей оказывается не только разлучница, но и сама мстительница.
"Невеста" - девушка собирается замуж за героя Второй марсианской войны. Накануне свадьбы ей попадается видеозапись, на которой её жених с особой жестокостью издевается над мирным населением.
"Новое лучше старого" - бросив жену ради молодой любовницы, главный герой отнюдь не обретает счастья. Ведь его новая пассия - вампирша, живущая на свете не одно столетие и пьющая для омоложения человеческую кровь.
"Обычная любовная история" - учёные изобрели лекарство, продлевающее жизнь и повышающее выносливость. Однако оное имеет ужасающие побочные эффекты.
"Однажды на милонге" - полицейский вершит одно злодеяние за другим, уверенный, что всё ему сойдёт с рук. Но дух погибшей от его рук женщины не собирается с этим мириться.
"Поезд смерти" - рисунок чеченской девочки спасает правозащитника и его семью от гибели. В купе поезда вместо намеченных жертв оказываются четыре девушки. Одну из них спасает жестокость соседок.
"Последний бой Дика" - согласно договору, между чёрными кошками и нечистой силой издавна существует нейтралитет. Но за своего хозяина чёрный кот не боится вступить в бой с самим дьяволом.
"Реальная жизнь" - ради карьеры молодой журналист готов искажать факты и умалчивать о важных вещах. Последнее оборачивается кошмаром для всего города. Восставший из могилы дух древнего колдуна жаждет крови. Не щадит он и самого героя.
"Руки Смерти" - вместо того, чтобы, соблюдая клятву Гиппократа, спасать раненых при крушении поезда, медсестра забирает у них ценные вещи. Среди них оказывается кольцо, на котором лежит страшное проклятие.
"Рыбка моя" - чтобы быть рядом с любимым, женщина заключает сделку с дьяволом. В итоге вместо желаемого счастья получается трагедия с человеческими жертвами.
"Снежная Королева" - желая положить конец порочной связи своей малолетней сестры с женатым любовником, главный герой становится невольным свидетелем и участником пугающих мистических событий. Девушка, погибшая по вине этого человека, жаждет мести. Никто и ничто не помешает ей забрать обидчика на тот свет.
"Средство против зомби" - фантазия писательницы порождает на свет опасного зомби-убийцу. А значит, она же способна и изобрести средство против него.
"Суд совести" - чтобы жестоко расправиться с плохим человеком, достаточно придать материальную форму его добродетелям и порокам. Исход битвы между ангелами и демонами его души решит его участь.
"Танго со смертью" - к парализованному всеми оставленному бывшему полицейскому являются призраки людей, которые пострадали от его незаконных действий. Однако едва ли они смогут наказать его более жестоко, чем это сделала сама жизнь.
"Чёрная Беатрис" - спасая мальчика от ведьмы-людоедки, главный герой по прошествии многих лет оказывается во власти её призрака. Спасение приходит неожиданно - от спасённого мальчика, превратившегося в юношу.
"Черти кошачьи" - оказавшись в лесу вместе с соседом по даче, женщина становится свидетелем жестокой расправы, которую учиняют над соседом чудовища в виде огромных кошек. Саму свидетельницу монстры не трогают, потому как их целью является воздаяние за совершённые этим соседом злодейства.
"Чудовище" - обвинённый в изнасиловании и убийстве соседки, молодой человек кончает с собой в камере. После этого жители подъезда забывают про покой, ибо тени погибших появляются каждую ночь. Их цель - покарать настоящего виновника.
"Шакал" - по ночам к молодому человеку стучит в окно странная женщина и угрожает смертью. В конце концов, к великому горю его девушки, она приводит угрозу в исполнение. Кто она и за что так ненавидит несчастного? Это впоследствии и выясняет его девушка.
"Шерстяной шарф" - провожая любимого в армию, девушка вяжет ему шерстяной шарф. Молодого человека отправляют в Чечню, где он мародёрствует и насильничает, при этом душит жертву шарфом невесты. Вещь, ставшая орудием убийства, требует новых жертв. Той, что её сотворила, вложив свою душу, и того, кто сделал её убийцей.
"Ящерица" - стремясь завладеть миром, женщина-оборотень охотится за потомками чародея из далёкого прошлого. Чтобы не дать осуществиться её намерениям, тульская студентка должна вспомнить свою прошлую жизнь и найти намеченную жертву до того, как это сделает монстр.
Итак, "Ангелы Чёрного моря", "Безвредно для человека", "Бог тебя прости!", "Гость", "Загадка психиатрической клиники", "Зелёный змий", "Мексиканка", "Новое лучше старого", "Руки Смерти", "Рыбка моя", "Средство против зомби", "Суд совести", "Черти кошачьи", "Чудовище", "Шакал" и "Ящерица" едва ли могут считаться пиаром на национальной трагедии, поскольку являются чисто бытовыми страшилками.
В рассказах "Без вины виноватый" и "Чёрная Беатрис" действие так и вовсе происходит в фэнтезийных мирах, и если они были размещены в годовщину каких-либо трагических для страны событий, то это не более чем случайное совпадение.
"Алиночка" и "Город демонов" посвящены религиозному ханжеству, делу "Пуси Райт" и закону о защите чувств верующих. Всё это, конечно, грустно, однако, слава Богу, пока не привело к гибели большого числа людей.
"Воронье Гнездо", "Две Анны", "Дьяволица", "Однажды на милонге" и "Танго со смертью" - про полицейский и судейский беспредел. Ничего хорошего в этом, естественно, нет, однако употребить словосочетание "национальная трагедия" по отношению к уродской повседневности...
"Обычная любовная история" - камешек в огород любителям необдуманных инноваций и модернизаций. "Реальная жизнь" - в огород недобросовестных журналистов. "Снежная Королева" отображает моё отношение к митингам в поддержку действующей власти, а точнее, к способам собрания нужного количества участников.
Следовательно, могу предположить, что Мария-Антуанетта имела в виду либо рассказ "Дедушка" (сталинские репрессии и впрямь стали трагедией для всего советского народа), либо серию рассказов, касающихся войны в Чечне: "Айшет", "Невеста", "Поезд смерти" и "Шерстяной шарф" (опять же сколько жизней унесла эта война, выгодная одним лишь недобросовестным политикам).
Почему же я позволяю себе делать ужастики из национальных трагедий? Что я скажу на Страшном Суде, если души погибших зададут мне этот вопрос?
Во-первых, напомню, что жанр хоррор предполагает, что читателю должно сделаться страшно. Однако есть ли необходимость искать страшное где-то или выдумывать, если оно рядом - происходило либо происходит у нас, с нашими соотечественниками? Можно, подключая воображение, выдумывать всяких чудовищ, но разве самым жутким чудовищем не является тот, который носит человеческую оболочку, но при этом начисто лишён человечности? И что хуже всего, умеет казаться добропорядочным человеком. В обычной жизни их звериная сущность зачастую бывает незаметной, но именно такие хладнокровно пытают и убивают миллионы людей по приказу сверху (как герой "Дедушки") или когда есть уверенность в собственной безнаказанности (как персонажи "Айшет", "Невесты" и "Шерстяного шарфа").
Ещё одной причиной, побудившей меня писать ужастики на подобные темы, стала близорукость и одновременно дальнозоркость мышления немалой части людей. Занятые своими проблемами, они не слишком-то задумываются о том, что происходит вокруг. Зато, наслушавшись телевизора, ужасаются тому, как безобразно вели себя англичане в Африке, как ведут себя американцы в странах Азии и Восточной Европы, однако тут же с ностальгией вспоминают, какой хороший был Сталин и горячо одобряют намерение "мочить в сортире чеченских боевиков". Увы, насчёт событий у себя на Родине многие видят лишь внешнюю сторону, слышат лишь красивые слова о поднятии Родины с колен, про контреррористическую операцию. Естественно, я сочла своим авторским долгом указать на то, что за столь бравурными лозунгами скрывается не слишком-то красивая изнанка - реки пролитой крови, притом пролитой напрасно. Так почему бы не написать о страшном в наиболее подходящем для этого жанре - хоррор? Тем более, читатель, открывая страницу произведения в этом жанре, явно готов пугаться. Вот и пусть пугается.
Однако трудно будет заставить читателя бояться, если у самого автора при написании не возникает ни тени страха. Так что если Мария-Антуанетта искренне считает, что репрессии и войны - это страшно, логичнее с её стороны было бы не осуждать, а напротив, порадоваться, что автор разделяет её видение. А ещё больше (если речь идёт о "Дедушке") - порадоваться тому, что читатели (судя по тому, что рассказ вышел в финал конкурса "Укол ужаса") также испугались. Однако в этом случае возможно, что именно выход рассказа в финал является истинной причиной громогласного возмущения сей милой барышни, а точнее - банальная зависть к чужим успехам. Если так, то вопрос об уважении к памяти погибших впору задать самой Марии-Антуанетте. В том, чтобы использовать их смерть для потворства своим порокам, уж точно нет ничего возвышенного и благородного.
Ну, а если имеются в виду мои рассказы про чеченскую войну - тут не особо найдётся чему завидовать, ибо читатели, по-видимому, не сочли это событие настолько страшным, чтобы ставить достаточно высокие баллы для выхода в финал.
Теперь о том, что касается так называемых извращений. Поскольку Мария-Антуанетта не соизволила уточнить, что она подразумевает под этим определением, рискну предположить, что речь идёт о взаимодействии миров - реального и мира духов, которое проявляется в виде снов героев, явления призраков и путешествий живых людей за грань. Возможно, если бы я обошлась без этих фокусов, Мария-Антуанетта мне бы и слова не сказала. Однако с учётом того, что однозначного осуждения преступлений сталинского режима пока ещё как-то не планируется на государственном уровне и неизвестно, когда это произойдёт, и мародёров, "храбро сражавшихся" с мирным населением Чеченской Республики, не особенно стремятся отдать в руки правосудия, понимаю, что писать на эти темы надо очень осторожно, чтобы, не дай Бог, у читателя не осталось ощущения удручающей безнадёги и абсолютной победы зла. Конечно, жанр хоррор призван пугать, однако такой подход как "напугал - и всё" (чем, кстати, грешат многие пишущие в этом жанре) - это подход нерадивого шеф-повара, который стремится напихать в блюдо побольше перцу, не заботясь ни о свежести продуктов, ни об их нормально тепловой обработке, ни о сочетаемости ингридиентов. А что вы хотели? Рассказ - это, между прочим, пища для ума. Что толку, если читатель испугается, а через пять минут пойдёт пить кофе, напрочь забыв о прочитанном? Какой смысл в том, что он свято уверует в беспредельную жестокость жизни и невозможность что-либо сделать? Ещё, чего доброго, сам решит стать жестоким: мол, так проще, да и безнаказанным останусь. Вот тут-то я и показываю ему кукиш. Нет уж, дорогой читатель, каждому рано или поздно воздастся по делам его. На этом свете или на том - а наказание за свои злодеяния всяк получит. Собственно, ради того, чтобы преподнести читателю эту мысль, я как автор и пошла на эти "извращения".
Так что на Страшном Суде мне будет что сказать. Надеюсь, что тамошние судьи окажутся мудрее и справедливее уже упомянутой Марии-Антуанетты и её единомышленников, которые берутся осуждать, не потрудившись разобраться в сути вещей.