Аннотация: Для нас они святые. А как обошлись с ними их современники?
Написать это эссе меня побудил стих Татьяны Васильевой "Два ангела", который я имела счастье прочесть на конкурсе "Мой планета-2017" в номинации "Поэтический глобус", а также бурная дискуссия с автором, в результате которой мой последний комментарий к стихотворению был удалён владельцем раздела. Хотя, к слову сказать, ничего неприличного, на мой взгляд, в этом комментарии не было, однако оставим за владельцем странички право думать иначе и тереть в своём собственном разделе всё, что заблагорассудится.
Стихотворение, вызвавшее столь бурные страсти стихотворение звучит следующим образом:
Два ангела.
Два ангела- хранителя лелеют
От жизненных невзгод и бед меня-
Святого Валентина сердце греет,
Святой Татьяны берегут глаза.
Два ангела, что жизнью мне приданы,
Страдали за Великую Любовь.
Благодарю за верность Татиану
И Валентина- что любить помог.
Поклон святой прекрасной Татиане,
Что муки приняла за мой успех,
Что в жизни мне премного помогала
И мой земной исповедала грех.
От Валентина чувства я приемлю,
Его в моей душе играет кровь.
Да, я любить пришла на эту Землю,
И принимать и чувствовать Любовь.
И, повинуясь этим важным фактам,
Я дважды праздную рождение свое:
В день Татианы чествую Характер,
В день Валентина возношу Любовь!
Я в храме чистом зажигаю свечи,
Моля прощенье за свои грехи,
И Татиане поклонюсь сердечно,
Душе моей, Святая, помоги!
А в день рожденья вспомню Валентина-
Любви святой заступник, приходи!
Помощник долгожданный и любимый,
Любовью мое сердце надели!
Два ангела хранителя лелеют
От жизненных невзгод и бед меня-
Святого Валентина сердце греет,
Святой Татьяны берегут глаза.
(Васильева Т.Н.)
Прежде всего меня заинтересовали герои стихотворения: Великомученица Татьяна (Татиана) и Святой Валентин. У всех святых (ну, или почти у всех) была когда-то земная жизнь. После прочтения стихотворения у меня и появилось желание узнать о таковой более подробно.
Святая Великомученица Татьяна родилась в Риме около 200 года нашей эры в богатой христианской семье. Поскольку в те времена процветали гонения на христиан, открыто выражать подобные взгляды было опасно, и богослужения христиан совершались тайно.
При императоре Александре Севере (годы правления: 222-235 нашей эры) христиан стали открыто принуждать к поклонению языческим богам. Татьяна была схвачена и приведена в храм Аполлона. По легенде, когда она стала молиться не Аполлону, а Иисусу Христу, произошло землетрясение, разрушившее статую бога и часть храма.
После этого Татьяну подвергли пыткам. Сначала её били по лицу и терзали железными крючьями. Святая молилась за своих мучителей и просила Господа открыть им глаза на истину. По преданию, её молитва была услышана: мучители увидели окружавших святую ангелов, и стали умолять Татьяну о прощении. За это прозрение новообращённые были жестоко казнены.
На другой день Татьяну привели к правителю Рима Ульпиану. Легенда гласит, что на теле святой не было видно ни следа от жестоких пыток. После неудачной попытки уговорить Татьяну принести жертву языческим богам Ульпиан приказал раздеть мученицу догола и резать её тело острыми бритвами. Но вместо крови из её ран потекло молоко. Затем Татьяну растянули на земле и долгое время избивали жезлами, да так, что сами палачи падали от усталости.
Утром следующего дня её снова привели на суд, на котором она с помощью молитвы сокрушила храм Дианы. За это она вновь претерпела жестокие мучения, следы которых снова исчезли без следа с её тела.
На следующий день Татьяну бросили на растерзание льву, который её не тронул. Один из знатных сановников в угоду возбуждённой толпе пытался убрать льва с арены. Но тот накинулся на него и растерзал. Татьяну снова подвергли жестоким мучениям и в конце бросили в огонь, который не коснулся даже её волос. Решив, что она совершает колдовство с помощью тех же самых волос, её отстригли и заключили в храм Зевса. Однако утром жрецы увидели статую Зевса разбитой, а Татьяну - радостной и возносящей молитвы Христу. После этого Татьяна, по приказу Ульпиана, была обезглавлена. Произошло это 12 января 226 года.
Что касается святого Валентина, их в католицизме насчитывается трое: Валентин Римский, Валентин - епископ Интерамны и Валентин из провинции Африка. Про третьего почти ничего не известно, а про первых двух бытует мнение, что это одно и то же лицо.
О житии Валентина Римского имеются различные версии. Самая распространённая и самая, на мой взгляд, красивая гласит, что Валентин был священником, принявшим смерть за любовь. В III веке нашей эры в Риме правил император Клавдий, мечтавший покорить весь мир. Его амбициозным планам, как он считал, мешали браки между солдатами его войска и их возлюбленными. Семейный человек, по его мнению, не сможет проявить в сражении за родину всю свою храбрость и отвагу. С этой целью он запретил эти браки.
Но молодой священник Валентин отказался подчиняться его приказу и тайно венчал солдат с их невестами. В конце концов, неизвестный донёс на него властям, и святой был брошен в темницу. 14 февраля 269 года он был публично казнён.
Однако находясь в темнице, Валентин полюбил дочь надзирателя Джулию, которая, согласно легенде, была слепой от рождения. По одной версии, её исцелила сила любви и молитвы святого. По другой - сам надзиратель попросил её исцеления. И, наконец, третий вариант - прозрение девушки произошло после того, как ей передали предсмертное письмо Валентина.
Однако другие источники утверждают, что Валентин пострадал за то, что силой христианской молитвы исцелил от слепоты дочь императорского сановника Астерия, после чего счастливый отец принял христианство. За это, по приказу императора, и Валентин, и Астерий, были казнены.
Что касается Валентина Интерамнского, известно, что он родился в 176 году в семье патрициев. В возрасте 20 лет был назначен епископом. В 270 году, согласно составленному в V-VI веках "Житию Святого Валентина", философ Кратон пригласил святого в Рим с просьбой исцелить его больного сына. После чудесного исцеления мальчика и Кратон, и его ученики приняли христианство, чем прогневили римского градоначальника - отца одного из учеников Кратона. По приказу градоначальника, Валентина схватили и пытались заставить его отречься от веры Христовой (какими методами - нетрудно догадаться на примере святой Татьяны). Однако Валентин предпочёл принять мученическую смерть. Казнили его 14 февраля 273 года.
Также легенды повествуют о том, что Валентин владел прекрасным садом, в котором выращивал розы. Эти розы он с радостью отдавал детям в подарок для их матерей. Когда его заключили в тюрьму, святой очень переживал, что дети теперь не смогут играть в его саду. Однажды в окна темницы он увидел двух голубок из своего сада. Тогда он привязал к шее одной ключ от калитки сада, а другой - записку с надписью "Всем детям, которых я люблю, от вашего Валентина".
Вот таким витиеватым образом мрачная действительность перемешивается с красивыми легендами. Но так и просится вопрос: что делали современники этих людей, которые при жизни почитались не за святых, а были, простите за современное выражение, абсолютным политическим и религиозным меньшинством? Люди, такие же, как мы с вами, кровожадно глядели, как девушку бросают на съедение льву, и возмущаются тому, что тот не стал ею обедать. И в чём она перед ними провинилась? Лишь в том её вина, что решилась почитать распятого на кресте праведника Иисуса, который ещё раньше вызвал такую же ненависть безумной толпы. Ладно бы навязывала кому-то свою веру, так ведь нет же - пока её саму не привели насильно в языческий храм, и сам храм, и статуи были целыми (хотя вопрос о её виновности в землетрясении весьма спорный).
А какое злодеяние (и главное, кому?) причинил священник, который просто выполнял свой долг, пусть и вопреки воле императора, любил цветы, детей и голубей? Император, понятно, был недоволен, что интересы простых людей и долг священника Валентин выше его указов поставил. Но чем он простым-то людям не угодил? Среди которых, между прочим, наверняка были далеко не одни только убеждённые холостяками.
Если на машине времени отправиться в то время и провести опрос общественного времени по поводу Татьяны и Валентина, наверняка из толпы народа можно было бы услышать такие речи как "оскорбление чувств верующих", "подрыв государственных устоев" и т.п. А начнёшь каждого из них по отдельности спрашивать: а что они лично тебе худого сделали, а в чём их прегрешение, и как конкретно их действия вредят государству и обществу? - реакцией будет недоумение и злость: как?! ты защищаешь этих?! стало быть, сам такой же, ну-ка пошёл отсюда, пока самого камнями не закидали! Да и что ответят на конкретные вопросы те, которые общепризнанных "врагов народа" и знать толком не знают? Или знать-то знают, но предпочитают не выделяться, быть как все?
А сколько в наше время людей, пусть не святых, то тоже вполне достойных, которые подвергаются гонениям? На скольких ещё агрессивная толпа обрушивает и на скольких ещё обрушит свою немотивированную ненависть?
Разумеется, далеко не каждый имеет мужество вступиться за мученика, особенно если это связано с риском. Не каждый готов сам стать мучеником. Однако каждому под силу не доверять массовым слухам и прежде чем судить о незнакомом человеке, разобраться, виноват ли он вообще, и если да, то в чём именно. В конце концов, если разбираться неохота, просто промолчать, не присоединяться к тем ретивым, что готовы кидать камни. А то ведь назовёшь кого-то, не разобравшись, бездельником, а окажется, что он очень даже работящий человек; повторишь чужие слова, что, дескать, призывал некий Га Ноцри разрушить Иерусалимский храм, а он-то, напротив, обещал, если разрушат храм, отстроить его за три дня; скажешь: поэт такой-то пишет всякие пошлости, а если прочитать его стихов - так всё прилично, о возвышенной любви, между прочим.
Но к счастью, среди людей, пусть таких и меньшинство, всегда были, есть и будут те, кто предпочитает видеть не ушами, а разумом и сердцем и кто не опасается голову прежде языка включить. И они далеко не всегда проигрывают. И именно им, свято хранившим добрую память о святых, мы обязаны тем, что 14 января христиане отмечают день Святого Валентина, а 25 января - Татьянин день. И тем, что имеем возможность читать стихотворение, о котором шла речь в самом начале.