Многое на этом свете неизвестно откуда берётся, но проявляется. Вот Зигмунд Фрейд одухотворил термин "сублимация". Он определил психоаналитическое понятие сублимации, как вытеснение полового влечения из области повседневной практики в духовную сферу деятельности. Оказывается, все наши увлечения культурой, литературой и прочими видами художественного творчества проистекают из области бессознательных, но первозданных инстинктов человека, определяющих его важнейшие стимулы поведения в жизни.
Чётко сказал про то же самое экспансивный Винцент Ван Гог: "Когда человек становится не способным делать детей, он начинает увлекаться искусством". А системный диалектик Георг Вильгельм Фридрих Гегель уже как абсолютную истину изрёк: "Искусство занимает место других пороков", то есть, в конечном счёте, искусство тоже порок.
Мне представляется, что сублимация, как основа творчества, в новые времена апокалипсического ХХI века, занимает всё более весомое место в современном обществе. На такой уход из реальности имеются две причины. Первая, жизнь на земле становится всё более опасной.
Как бы государственные машины не подавляли неразумную силу
насилия своей организованной силой правопорядка, преступность в обществе растёт и будет расти. Отмечена странная и, на первый взгляд, не объяснимая тенденция большого числа людей в сознательном и зачастую
беспредельном отходе от устоявшихся нравственных и моральных норм. Отсюда, наркомания, алкоголизм и аморальность распространены в образованной среде выше, чем в необразованной. А тут ещё посланная из НИОТКУДА чума наступившего века - СПИД. Попробуй тут благоразумно, как Казанова, увлечься развратом?! Смертельный риск. А если не смертельный, то оскорбительный, до уничижения.
Вот и придумала здоровая часть общества как подменить жестокие и опасные игры естественного полового общения их имитацией виртуальным миром, флиртом и забавами через Интернет, и распространением доминанты самоутверждающейся сублимации. Причём, у дееспособных сограждан обоих полов и разных наций удовлетворение полового влечения достигается не только самостоятельным увлечением отвлекающим жанром эротической и близкой к ней псевдореалистической
литературы, но и интересом к подобного рода творчеству.
Вторая причина расширения диапазона сублимативных иллюзий в том, что человечество стареет. По себе скажу. С возрастом всё меньше тянет на практике испытывать половые приключения, начинаешь экономить силы и время, в то время как воспоминания о них в прошлом или надуманные интимные ситуации со знакомыми или мало знакомыми людьми,
качественно воспроизведённые в разного рода художественных выдумках, сполна и безобидно успокаивают "основной инстинкт". Приходится, конечно, периодически повторить практику с надёжным хорошо проверенным партнёром, но это уже вторичный синдром творчества жизни, больше обязательный, чем психически предназначенный.
Эротические фантазии буквально внедряют мистику в кажущийся реальным быт. Сублимативный приём, обязательно хорошо освоенный, превращает автора в ДУХ, "хромого Беса" или парящую в ночном городе Булгаковскую Маргариту.
Запрятанное стремление к познанию людских взаимоотношений,
человеческой патологии и к изощрениям разума, отторгающего
скучный интеллектуализм, наполняется яркими,
обескураживающими, натуралистическими открытиями, превосходящими иногда саму "правду быта". Представил как-то духовный хулиган к чему приведут откровения чужого мужа с чужой женой, случайно на целых полдня оставшихся с глазу на глаз на удалённой даче. Знал сублиматор этих сексопильных молодых. Ну и, если воображённая им картина на самом деле оказалась лживой выдумкой, то это вина и беда её исполнителей, а не логически мыслящего творца.
В заключение и в подтверждении моих тезисов о наступлении эры сублимации и предопределённости дальнейшей важной роли эротического искусства приведу небольшой пример.
Один мой знакомый по публикациям (не буду называть его ник) написал глубокую поистине философскую новеллу о смысле жизни и смерти. Я восхитился его талантом. Но вот он публикует не менее талантливую сцену маразматической истории изнасилования возвышенно-романтичной девушки бандой отморозков-молодчиков. Было жутко это читать.
Но с точки зрения сублимации автор только эффектно реализовал свои бредовые порывы подсознания, жажду мести и разоблачения отдельных своих жизненных "героев" самым безобидным и удовлетворительным способом, методом искусства.
Я вот смеюсь сам над собой:
- Не позаниматься ли тебе, сочинитель, сегодня ночью воистину безопасным сексом, то есть, СУБЛИМАЦИЕЙ?