Петухов Владимир Александрович : другие произведения.

Там, где нет малых забот

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
   ТАМ, ГДЕ НЕТ МАЛЫХ ЗАБОТ
  
   Лет десять назад в разговоре с одним из старейшин дорожной отрасли на Вологодчине - директором Борисово-Судской ПМК-3 Виталием Валерьяновичем Когаем довелось услышать как будто незатейливую фразу, мол, нет у дороги малых забот. Долго вертелась эта мысль в голове, заставляя думать над ее двояким смыслом. А ведь верно - даже проселочная дорога куда-то ведет, кому-то нужна. У дороги зарождается новая жизнь, а без дороги - умирает. И, наверное, неспроста слово "дорога" имеет общий корень со словом дорого. Стало быть, ценно, нужно, полезно, любимо.
   ...Лесные дороги всегда являлись основой экономики не только лесозаготовительной отрасли, но и в целом лесного комплекса. Наличие развитой сети постоянных дорог - непременное условие эффективного использования лесного фонда, а также сохранения и воспроизводства качественных лесных ресурсов. Однако в России плотность дорог на 1 гектар в 8 раз меньше, чем в развитых странах, поэтому лесная отрасль неизменно сталкивается с проблемой недостаточного развития сети лесных дорог.
   В последние годы лесные дороги в Вологодской области строились главным образом за счет крупных лесопромышленных предприятий, и объемы этого строительства оставляли желать лучшего: ежегодно строилось 45-50 км дорог, что в 7-8 раз меньше, чем до 1990 года. А для того чтобы в полной мере использовать запасы лесных ресурсов и возможности техники, необходимо направлять на строительство дорог не менее 10-15 процентов средств от объема товарной продукции.
   Строительство лесных дорог, прежде всего, ведет к капитализации лесных ресурсов, то есть к значительному увеличению их рыночной стоимости. Кроме того, лесные дороги обеспечивают жизнедеятельность лесных поселков. И это давно уже стало аксиомой, то есть постулатом, не требующим доказательств.
   Вот и Правительство Вологодской области считает развитие сети лесных дорог наиважнейшей задачей. Именно поэтому Губернатор области В.Е. Позгалев предложил в 2005 году вологодским законодателям выделить из областного бюджета средства на строительство лесных дорог. В рамках пилотного проекта строительства лесных дорог в Чагодощенском районе, было тогда вложено 57 млн. рублей, и в результате этого решения появилась возможность ежегодно заготавливать на 80 тысяч кубометров спелой древесины больше.
   В целом проект "Строительство лесных дорог в Вологодской области" предполагает вложение бюджетных средств в размере 1,5 млрд. рублей, что позволит сделать заготовку древесины значительно эффективнее с экономической точки зрения.
   Таким образом, впервые не только в Вологодской области, но и в России на лесные дороги были выделены бюджетные деньги.
   Конечно же, нашлись скептики, которые не поверили в успех этого начинания. "Деньги разворуют, а дорогу не построят", - злоязычили они по углам. Но вот прошло два года и в середине августа состоялось торжественное открытие дороги Осипово-Клавдино, которая на 120 километров сократила расстояние между двумя райцентрами Вологодчины - Бабаевом и Чагодой.
   На митинге по случаю пуска новой дороги участников строительства из подрядных организаций ОАО "Вологдаавтодор", ООО "Инждорстрой" и ОАО "Экскавация" горячо приветствовали Губернатор области В.Е.Позгалев, заместитель Губернатора, начальник Департамента лесного комплекса В.В.Грачев, первый заместитель Губернатора В.В.Рябишин, начальник Департамента дорожного хозяйства Б.Ф. Мельников. И хотя, казалось бы, дорога по протяженности не так уж и велика - всего 50 километров, но генеральный директор "Вологдаавтодора" Н,Н.Рогозин сказал, что " в подходе к работе не должно быть крупных и мелких объектов. Всюду надо держать высокую планку качества". И, думаю, дорожники своей только что принятой высоким начальством работой не разочаруют ожидания автомобилистов.
   Не пожалели добрых слов в адрес дорожных строителей и главы районов - Бабаевского - О.Л.Тишин и Чагодощенского -В.В.Борин. Не обошлось, как водится, и без награждения отличившихся.
   А потом состоялось перерезание ленточки, символизирующее пуск новой дороги. Митинг, против ожидания, закончился очень быстро. Да и чего тут говорить: строители свою работу сделали с высоким качеством - пользуйтесь, люди! И снова подумалось: чем не еще одно подтверждение, что нет у дороги малых забот. Так и хотелось крикнуть "Ура!" И, как о борт корабля, разбить о сосну бутылку шампанского, празднуя начало новой дороги. А кое-кто из строителей, вполне возможно, так и сделал.
   Пишем сейчас эти строки и вспоминаем, как еще совсем недавно маялись из-за бездорожья жители в отдаленных поселках Семигороднего леспромхоза, который вел лесозаготовки в Харовском районе Вологодчины. Из поселков Дружба, Согорки и станции Семигородняя потоком шли письма с просьбой о помощи в строительстве дорог в областной лесной Департамент, обком профсоюза работников лесных отраслей и другие инстанции. Но теперь из Дружбы проложена надежная дорога до райцентра Тотьма, из поселка Согорки побежала такая же дорога до другого райцентра - Сямжи, а от Семогородней проложена дорога до федеральной трассы на Архангельск. 38 млн. рублей составили затраты из областного бюджета на строительство этих дорог.
   Так же мучались из-за отсутствия дорог труженики и бывшие работники Монзенского леспромхоза, лесные поселки которого расположены на территории трех районов - Бабушкинского, Тотемского и Грязовецкого. Уже запланировано строительство дорог, которые свяжут лесные поселки Гремячий и Карица с Тотьмой, в полном разгаре строительство дороги от поселка Ида до райцентра Бабушкино. Общие затраты на реализацию этого дорожного проекта составят 387 млн. рублей. До полного окончания проекта еще немало времени пройдет, но жители поселков перестали строчить жалобы - специально разговаривали на эту тему с председателем обкома профсоюза работников лесных отраслей Ф.К.Рассветаловой. И объясняется все просто: поток жалоб иссякал по мере того, как люди все больше убеждались в том, что областные власти не оставили их на произвол судьбы, их главную - дорожную - проблему чиновники из областного Правительства не просто знают, но и стараются ее решать всеми имеющимися ресурсами. Еще в прошлом году во время интервью Губернатор Вологодчины В.Е.Позгалев сказал нам:
   - Лесные дороги решают сразу две задачи. Первая - это, безусловно, решение социальных вопросов, потому что мы, как правило, выбираем для конечной точки новой дороги лесные поселки, которые сегодня отрезаны от внешнего мира. Вторая немаловажная задача состоит в том, что, прокладывая новые дороги, мы открываем невостребованные до сих пор, но экономически выгодные лесные массивы, где арендная плата сразу повышается в разы. Арендная плата идет в бюджет. По самым скромным подсчетам требуется два-три года, для того чтобы окупить вложенные средства. Это высокоэффективное вложение бюджетных средств. Порой мы слышим предложения, что, раз столь высокоэффективно подобное дорожное строительство, то не стоит ли его дать частникам. Мы считаем такую позицию в корне неверной, потому что арендная плата за лес идет не к частнику, а в бюджет. Скажем, в далеких таежных массивах лес спелый, хороший, но недоступный. И поэтому цена его минимальна. Даже за копейки такой лес никто не возьмет. Когда же мы прокладываем дорогу в лес ( а так как лес спелый и его много), то на аукционах резко повышаются ставки арендной платы. А так как арендная плата идет в бюджет, то, естественно, деньги в него же и возвращаются. Словом, строительство лесных дорог - дело наиважнейшее и, думаю, у вас не найдется аргументов оспорить мою точку зрения...
   Начальник областного Департамента лесного комплекса В.В. Грачев точку зрения Позгалева полностью разделяет. Не поддакивает Губернатору, а именно - поддерживает его идею относительно строительства новых дорог в регионе и реконструкции старых, построенных десятилетия назад.
   - Если введение института частной собственности на леса все же остается делом далекого будущего, то некоторые проблемы можно решить уже сегодня, - говорит Виктор Васильевич. - Одним из путей реального развития лесопромышленного комплекса России является строительство лесных дорог на бюджетные средства. Мы часто говорим, что у нас стоимость лесных ресурсов значительно ниже, чем на Западе. И неудивительно - в России на 1000 гектаров приходится 2 километра дорог, а на Западе - 40 километров. Поэтому ставки лесных податей оставляют желать лучшего. Однако там, где леса примыкают к дорогам, древесина на аукционах доходит по стоимости до 300 рублей за кубометр, то есть до западного уровня цен. Поэтому, для того чтобы не повышать ставки лесных податей, нужно вкладывать бюджетные деньги в строительство лесных дорог.
   Строительство лесных дорог позволит решить сразу несколько задач: увеличить доходность лесов, обеспечить полноценное ведение лесного хозяйства, сберечь леса от пожаров, обеспечить жизнедеятельность лесных поселков. И главное, сеть лесных дорог даст возможность провести капитализацию лесных ресурсов. Ведь в данном случае мы вкладываем средства не в никуда, а в инфраструктуру, которая создает добавочный продукт. В данном случае мы получаем мультипликативный эффект: если первоначальная стоимость ресурсов составляла, например, 100 миллионов рублей, плюс мы направляем 100 миллионов рублей на строительство дорог, то в результате использование лесных ресурсов дает нам не 200, а 250-300 миллионов за счет улучшения инфраструктуры.
   Вологодская область первая пошла по этому пути: Губернатором области два года назад было принято решение о строительстве лесных дорог за счет средств из областного бюджета. А о том, как осуществлялся пилотный проект на территории Чагодощенского района вы сегодня сами увидели. Пока дороги строятся с учетом сообщения между поселками, а дальше планируется расположение дорог совместить с квартальной сеткой. Вот тогда у нас будут и примерно такие же технологии, как на Западе, и та же эффективность использования древесины.
   Вячеслав Евгеньевич абсолютно прав: сегодня нужно рассчитывать, прежде всего, не на поддержку государства, а на самих себя. Поэтому областные власти и приняли решение выделить деньги на строительство лесных дорог из областного бюджета...
   Такая инициатива вологжан получила поддержку Правительства РФ, которое пообещало выделить из федерального бюджета 3 млрд. рублей на строительство лесных дорог. Понятное вроде бы решение, которого все давно ждали, ведь лесные ресурсы - это государственная собственность, а значит, именно государству выгодна их капитализация, то есть значительное увеличение их рыночной стоимости, а так же попутное решение всех социальных и экологических вопросов. Но, пообещав вложить средства на благое дело, федеральные чиновники словно забыли о своем обещании.
   Меж тем, руководители лесопромышленных компаний и эксперты лесного комплекса считают, что участие федеральной власти в инвестиционных проектах должно быть сосредоточено на предоставлении преференций при строительстве объектов лесной инфраструктуры. Исполнительный директор лесопромышленной Конфедерации Северо-Запада России Д.Л. Соколов так нам уверенно и заявил:
   - Предоставление льгот по аренде лесных участков не решает самую главную проблему - нехватку дорог, финансировать строительство которых может только государство. По этому пути и должна осуществляться целенаправленная государственная политика. Необходимо составлять схемы строительства таких дорог, утверждать их на уровне субъектов федерации и предоставлять в федеральные органы власти на предмет компенсации затрат.
   ... Буквально накануне открытия новой дороги в Чагодощенском районе Губернатор Вологодской области В.Е.Позгалев побывал на строительстве объездной дороги в поселок леспромхоза в райцентре Бабаево. А это лишний раз свидетельствует о неослабном внимании областной власти к проблемам дорожного строительства. Что и говорить: нет у дорог малых забот.
   ... Пока Вячеслав Евгеньевич и другие серьезные дяди пожимали дорожным строителям руки за успешно завершенную работу на стыке Бабаевского и Чагодощенского районов, пятилетний Артемка "возил дрова" на своем самосвале. Как знать, может он, спустя годы, сядет в кабину настоящего форвардера и повезет по этой самой дороге сортименты, как в свое время возил "хлысты" его дед Владимир Петрович Дорошенков - некогда известный в Шиглинском лесопункте Бабаевского леспромхоза лесовозник. Ведь именно для таких нынешних пацанов строительство лесных дорог областным Правительством и задумано.
   Владимир Петухов
   2007г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   5
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"