Балдоржиев Виктор : другие произведения.

На прекрасных степях Даурии...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если в журналистике нет публицистического заряда, пороха,свинца и огня, то и думать о журналистике невозможно...


   Виктор Балдоржиев
  
   "...НА ПРЕКРАСНЫХ СТЕПЯХ ДАУРИИ..."
   (Взгляд на историю и современность животноводства Забайкалья)
  
   КОГДА престарелые и уставшие пастыри лагерей социализма прекратили выдачу пайков и бросили свои стада на произвол дикого рынка, я вспомнил о призвании всех забайкальцев - животноводстве, которое всегда было основой благополучия моей Родины.
   Моральное и материальное благополучие человека всегда зависело от неба и земли, места его обитания. Всякая, а политическая, особенно, эксплуатация чувств народа, только подрывает благополучие общества, ибо, обогащая эксплуататоров, убивает в эксплуатируемых их призвание, которое и должно кормить всякого человека. Тот, кто помнит о своем призвании, никогда не ищет работу. Работа все время ищет его...
   Весной или осенью Забайкалье осушают знойные гобийские ветры. Мы чувствуем горячее и сухое дыхание пустынь, угрожающее бескормицей и нищетой. Потому всегда живем в ожидании влажных океанских муссонов, обещающих обильный травостой. Это ожидание в крови каждого забайкальца. Ведь в первую очередь мы - животноводы, и только потом - земледельцы, рудознатцы, начальники, подчиненные и прочее, прочее, прочее... Разве вы не радуетесь обилию трав на лугах, розовому полыханию багула на склонах сопок, лиловому золочению ургуя в степи?
   Пищу, кров и одежду русским землепроходцам и переселенцам дали природа Ара-Халхи1, табуны, стада и отары местных племен. "Хлеб в Нерчинске и на Иргени не родится", - жаловался в ХУП веке приказчик Толбузин Енисейскому воеводе, который высылал "хлебное жалованье" натурой русским казакам и первым переселенцам. Поневоле они становились животноводами: в основном ели мясо, молочные продукты, выделывали шкуры животных и шили одежду, обувь, пряли шерсть. Приспосабливаясь к новым условиям, они перенимали обычаи местных племен и смешивались с ними... Беседуешь порой с русоволосым, веснушчатым русским приятелем, но вот мимолетный поворот головы и выступят на миг крутые скулы далекого бурята или тунгуса!
   Пытливый молдаванин Николай Спафарий, посланный русским царем в 1675 году в Китай, неторопливо записывал на привале: "...юрты у братов войлочные, а платья носят по-калмыцки, и скота всякого - коней, коров и овец - много". А через восемнадцать лет после него другой путешественник, голландец Эверт-Избрант Идес, тоже русский подданный, добавил: "Буряты очень богаты скотом - в особенности быками и коровами, у которых очень длинная шерсть и совсем нет рогов..." После Избранта по Ара-Халхе проехал швед Ланге, посланный Петром I с полномочиями политического агента. Швед тоже был поражен обилием скота у местных жителей. "Они очень богаты лошадьми и скотом всякого рода, - писал посланник российского императора. - Если кто-нибудь из них имеет 500 лошадей и соответствующее количество другого скота, то это не считается особенно значительным". Немец Гмелин-Иоанн-Георг состоял на службе в Российской Академии Наук. Впрочем, тогда почти вся Академия и состояла из немцев. Путешествуя по Ара-Халхе в 1735 году, Гмелин отмечал: "...они живут исключительно скотоводством. В особенности славятся бурятские быки; я видел несколько таких волов, которые ничуть не уступают черкасским", "...главнейшее богатство бурят заключается в скоте - лошадях, быках, овцах и козах". Главнейшее богатство!
   Но самое важное то, что все поголовье животных принадлежало исключительно тем, кто за ними ухаживал. Чем владели забайкальцы в советское время, и чем они живут сейчас? На протяжении целого столетия они ничем не владели, а потому не занимались по-настоящему своим прямым делом - животноводством. А если бы владели и занимались?
   Многие забайкальские деревни и поселки (даже в Агинском Бурятском автономном округе!) сегодня безжизненны потому, что мало стало лошадей и коров, овец и коз, а верблюдов удалось сохранить только в двух хозяйствах Ононского района.
   Почему же наши предки жили так благополучно? Да потому, что они занимались прямым своим делом изо дня в день, из года в год. И дело это принадлежало им. Животноводство было, а потом стало единственным призванием жителей великой степи. Испокон веков здесь паслись тучные табуны, стада и отары. Они были, есть и, надеемся, останутся основой благополучия Забайкалья. Это определение выведено не мной, не учеными-атеистами, а Творцом, раз и навсегда определившим экологическую и экономическую нишу для народов и племен, их характер, судьбу и жизненное призвание. Рыночные условия, сегодняшняя нищета Забайкалья убедительно напоминают о том, что народ, как и каждый человек, забывший о своем призвании, никогда не будет счастлив, - он обречен на вымирание, прозябание и зависимость, ибо рано или поздно становится рабом и иждивенцем не только собственной страны, но и мировой системы. Любые финансовые пирамиды, оголтелая реклама, социально-политические программы эксплуатации человеческих чувств бессильны перед человеком, который знает о своем призвании и занимается только своим делом. Ибо в этом случае он становится внутренне независимым и абсолютно незаменимым. Забайкальцы обязаны быть такими животноводами.
   "...На прекрасных степях Даурии между реками Онон и Аргунь, где много солончаков, а снега выпадает так мало, что пастбища остаются открытыми в течение всей зимы, разводятся такие овцы, которые превосходят самых больших киргизских овец и могут считаться крупнейшей породой овец", - писал путешествовавший в 1772 году по Забайкалью Паллас Петр-Симон, приглашенный Российской Академией Наук из Берлина. Все в Забайкалье благоприятствует животноводству и благополучию людей: территория, рельеф местности, водные ресурсы и климатические условия. Восточное Забайкалье полностью находится в зоне влияния восточно-азиатского муссона. С ранней осени до начала весны в Забайкалье устанавливается устойчивый антициклон, погода сухая, ясная, бесснежная. "Скотоводство у бурят-монголов все еще является самым значительным и наиболее обычным видом хозяйства, - писал Паллас. - Так как в Бурят-Монголии бывает продолжительная и суровая зима, то стада зимой кое-как перебиваются. Несмотря на это, бурят-монголы оставляют стада на произвол природы и не беспокоятся о том, чтобы заготовить запас сена для зимы. Только для ягнят сберегается незначительное количество корма".
   В экспедиции академика Палласа участвовал ботаник и этнограф Георги Иоган-Готлиб. Пораженный обилием скота, отмечал: "Они умеют так использовать скот, что семья, имеющая 20 голов всякого скота, может иметь пропитание, а имеющая 50 голов - жить довольно зажиточно", "Мой хозяин был капиталистом. Его табуны состояли из 500 лошадей, такого же количества овец, 300 голов рогатого скота. Кроме того, у него было некоторое количество верблюдов и коз..." Отсюда видно, что знакомый Георги имел пять видов скота, которые и должен был иметь каждый бурят-забайкалец. Какие виды скота содержат сегодняшние забайкальцы? Умеют ли они использовать скот так же умело, как их предки?
   Скот пяти видов выручал забайкальцев даже в годы великих потрясений и испытаний. В летописи хоринских бурят Тугулдура Тобоева можно найти и такое признание: "Еще около 1790 года произошел голод, и скот хоринских бурят вышел в расход. Они обнищали, и некоторые своим оставшимся в живых скотинам делали кровопускание и питались кровью..." В середине XIX века в Забайкалье побывал знаменитый лингвист и ученый Кастрен, который оставил для нас бесценные свидетельства. Он отмечал: "...в редких случаях бурят бывает настолько беден, что не имеет нескольких коров и овец, ибо при неимении их ему нечего было бы есть, не во что одеться..." Следующее его замечание может привести в уныние многих сегодняшних забайкальцев: "...чашка кирпичного чая, сваренного с молоком, стегно жареного барана, сыр и молоко готовы для всякого в каждой юрте". Но, не впадая в грусть и тоску от сегодняшней, кстати, свободной, жизни, вспомним: каждая ли семья могла потчевать каждого жареным стегном барана, сыром и молоком в советские времена, когда на просторах советского, колхозно-совхозного, Забайкалья паслись миллионы овец и сотни тысяч коров? После ответа на этот вопрос трудно будет развеять уныние.
   Жаль, что не Достоевский или кто-нибудь другой, а именно Чернышев- ский "перепахал" всего Ленина, ибо масштабные политические эксперименты и эксплуатация чувств народа, нарушив естественное развитие края, вытравили из сознания людей их основное призвание и тем самым подорвали основу их благополучия. Если бы вожди мирового коммунизма или сегодняшние руководители России думали о благе людей, они бы свои эксперименты провели на себе или собаках, как и делают настоящие гуманисты-ученые. У народа остается один выход -- думать о себе, своем призвании и благополучии, а не вождях и их бредовых идеях, которые непременно обернутся народными бедами.
   Социалистическое освоение Забайкалья обернулось сегодняшней катастрофой. Партийно-советская система с ее колхозами и совхозами, мощной разрушительной техникой стала страшнее гобийских ветров. Забайкалье медленно превращалось в пустыню. В семидесятых и восьмидесятых годах двадцатого столетия плодородную почву нашей родины разрушали тысячи тракторов, а степные пастбища вытаптывали до шести миллионов овец, до шестисот тысяч голов крупного рогатого скота. Читинская область прочно занимала второе место в России по поголовью овец и одно из последних по урожаям зерновых. Но при социализме забайкальцы никогда не были хозяевами техники, табунов, гуртов и отар, за которыми они же и ухаживали днями и ночами, в зной и стужу. Это была нереальная реальность: человек делал все, видел все, но не имел ничего. Сотни тысяч забайкальце, наши дедушки и бабушки, отца и матери, самоотверженно и добровольно, с любовью и заботой, до соленого пота и кровавых мозолей работали от зари до зари на этой социалистической барщине, не зная подлинных результатов своего труда, совершенно не пользуясь ими. Эта барщина безжалостно поглотила их здоровье и годы. Они жили для того, чтобы работать, хотя должны были работать для того, чтобы достойно жить...
   Здоровые животные - здоровые люди и крепкое потомство. Так полагали наши предки. Все их календари были составлены в строгом соответствии с сезонными цикла профилактики и лечения животных. Кстати, такие календари и сейчас можно увидеть в Монголии. Заботу о здоровье животных наши предки закрепляли даже на законодательном уровне. На это указывают многие пункты "Положения 1808 года по устройству управления и суда хоринских 11 родов". Пункт 17 этого "Положения" гласит: "О причинении увечья или смерти человеком скоту или домашним животным", пункт 18: "О приставшем скоте, о пользовании рабочим скотом и об отдаче скота на выкорм", пункт 24: "О пользовании на совесть трудом, рабочим скотом и дойными коровами", пункт 34: "О скоте, собаках и людях, больных заразными болезнями", пункт 35: "О сенокосных угодьях, пашнях, городьбе поскотин, усадьбах", пункт 37 "О взаимном одалживании сена копнами и санями".
   По данным подворной переписи агинских бурят 1908 года, на одно хозяйство бурят приходилось почти 110 голов разного скота, а на одного человека - 22 головы... Кочевые племена и смешавшиеся с ними переселенцы, которые не могли не стать животноводами, за столетия выработали уникальные народные методы селекции, бонитировки, профилактики болезней и другие способы развития животноводства.
   Кроме всего прочего, каждое животное огромного поголовья социалистического Забайкалья нуждалось в зоотехническом и ветеринарном обслуживании. В стране работали гигантские научно-исследовательские и прочие институты и академии. Но, не осуждая никого, все же оговоримся, что историческая практика свидетельствует: чем больше человек пытается проникнуть в тайны живых организмов, тем больше он осложняет собственное существование. Простейший пример: эра антибиотиков не привела к победе ни над одним инфекционным заболеванием. Напротив, способствовала тому, что микробы обрели новые качества и свойства, становятся более устойчивыми... Армии квалифицированных специалистов за годы советской власти прочно "посадили на иглу" миллионы овец и коров. К началу распада империи почти все животные были уже неизлечимыми "наркоманами". В Забайкалье шли вагоны с креолином и дустом, гексохлораном и другими ядовитыми "достижениями" советской науки. В нашу область поступала одна десятая часть всех дезинфицирующих средств, используемых в животноводстве России!
   Это был поистине героический труд зоотехников и ветеринаров, всех животноводов нашей области - от руководителей до чабанов, по сути - наемных рабочих государства, добровольно выполняющих трудовую повинность. По сути дела они спасали Забайкалье от заразных болезней и делали все, что могли для развития животноводства.
   Сегодняшним забайкальцам досталось тяжелое экологическое и экономическое наследство. Но эта беда была бы вполне поправимой, если бы они не утратили своего призвания. Природа успешно залечивает нанесенные ей раны, а человек выпал из пространства и времени и пребывает в растерянности. Экономическая немощь страны всегда связана с духовной немощью ее граждан... В молодости я стриг овец в колхозах и совхозах Забайкалья вместе с жизнерадостными и смуглыми парнями - карачаевцами и чеченцами. Испокон веков эти народы пасли овец в тесных горах. Однажды один из моих знакомых восхищенно смотревший в даль степных просторов, повернулся ко мне и выдохнул: "Здэс только лэнивый может быть бэдным!" Мы были бедными, и я промолчал...
   Цивилизованная экономика, на мой взгляд, это - постоянная практика мысли. Но мыслить, к сожалению, может только свободный, то есть имеющий высокую культуру и веру, а значит -- высочайшее чувство ответственности, человек. Что ж, остается только надеяться, что законы эволюции для всех и не обойдут стороной нас. Хотя жизнь показывает, что солнце светит всем одинаково, но к свету тянется не каждый.
   Повернув голову вспять, невозможно идти вперед. Мы вглядываемся в наши истоки не потому, что они кажутся нам чище, лучше и правильнее сегодняшних течений, а для того, чтобы обрести уверенность в будущем своем благополучии...
   А совсем недавно я встретил на знойной площади Читы своего знакомого - кареглазого и скуластого Тумэна. Вместе с отцом и матерью, братьями и сестрами он живет у самой монгольской границы, потомственный чабан, руководитель фермерского хозяйства. Я знал его дедушку, бабушку, знаю -- отца, мать, почти всю их родословную. Мои родители дружили с ними, а отношения были лучше родственных. Они живут на этой стоянке веками, пережили царей, Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева, Ельцина... Переживут и всех остальных. Я родился среди них. Как много таких на моей земле, никому неизвестных тружеников, мудрецов и философов! Они будут вечно - соль и суть степи и народа. Эти буряты мне дороже всех остальных временщиков, которых тоже, к сожалению, очень много, - с орденами, званиями, дипломами и любыми должностями, будь даже они моими кровными братьями и сестрами.
   Достоверно известно, что дядя Бато, отец Тумэна, смеялся, когда ему давали почетные грамоты и не брал их, а корреспондентов попросту выгонял из стоянки, считая их бездельниками и прихлебателями, но каждая туша овцы из его отары, чистым мясом, весила не менее тридцати килограммов. Я сам резал и взвешивал... А теперь, как и всегда, на стоянке - гурт крупного рогатого скота, отара овец, свиньи, но уже построен целый животноводческий городок, с мощной техникой, стригальным пунктом, кошарой, домами. Они всегда дорожили и дорожат своим призванием, а потому не знают, что такое уныние, жалоба, поиски работы...
   Мы увидели друг друга и радостно заулыбались. Через пару-другую вопросов я спросил у Тумэна:
   - У вас же было 1200 овец, а сколько сейчас?
   - Как это - сколько? - удивился Тумэн. - Шестьсот, меньше нельзя, потом разводить трудно будет...
   И я снова увидел свою Родину - прекрасную степь между реками Онон и Аргунь, которая может прокормить, если понадобиться, всю Россию, не помнящую родства (со своими народами, степняками, животноводами) и забывшую о своем призвании. Хлеборобстве...
  

Виктор Балдоржиев (Балдоржиев Цырен-Ханда),

прозаик, поэт, переводчик, публицист,

автор десяти литературно-художественных изданий

и многих публикаций в периодике Дальнего Востока Сибири.

   1 Ара-Халха - Северная Халха Так раньше называли Забайкалье монголоязычные племена
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   6
  
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"