Меня зовут Костя Брыскин. Константин Петрович. Мне четырнадцать лет. Всего неделю назад я закончил седьмой класс. Учился неважно. Наш классный руководитель Семен Митрофанович, или, как мы зовем его между собой, Микрофоныч, считает, что я человек способный, но "неизлечимо ленивый".
С этим я никак не могу согласиться, ну, с тем, что вот такой ленивый. Это - ерунда. Просто у меня не хватает силы воли. Не могу я заставить себя делать уроки и - точка. Особенно, когда увижу в окошко, как на улице бегают или играют во что-нибудь интересное пацаны. Тогда вся моя воля сразу куда-то исчезает, а стул становится будто раскаленный -просто не усидеть. И я, хотя в душе сопротивляюсь, встаю и начинаю потихоньку, чтоб не заметила мама, продвигаться к двери...
Ну разве это воля? Иногда даже обида берет. Сколько раз я пытался перевоспитать себя! Сколько раз я говорил себе: "Сиди, Костя! Сиди, Брыскин, и делай уроки!" Да где там! Только я скажу сам себе так, а на улице, перед окошком, словно назло, обязательно появится кто-нибудь из пацанов. И - конец! Если бы я хоть раз пересилил себя, то сразу бы стал круглым отличником.
Вот по труду у меня, например, только четверки да пятерки. А ведь совсем не потому, что уроки труда простые да легкие. Дудки! Как начнутся занятия, так сразу и пойдет: у того руки болят, у другого силенок не хватает, а третий нюни где-нибудь в уголке распускает - успел уже по своим пальцам молотком садануть.
Мне труд нравится. Я люблю работать. Наш трудовик так мне и сказал однажды: "Если бы, Брыскин, к твоим рукам да умную голову, тебе бы цены не было".
Вот это справедливые слова! Была бы у меня настоящая сила воли - я бы первым учеником во всей школе был. А то, может, и по всему району.
Взять, к примеру, хоть Детеныша, то есть Юрку Снопкова. Обыкновенный пацан и талантов особых у него нет, а вот учится здорово. А почему? Да потому что - воля! Железная! За какое дело ни возьмется - сделает.
Однажды забежал я к нему. На улице теплынь, солнце, а он забился в угол и потеет там над задачкой. Я даже разозлился:
- Ну чего ты, Детеныш, зря башку ломаешь? Завтра в школе возьмешь да и спишешь безо всяких мучений. А сейчас бежим на улицу, в пробки сыграем. Гляди, какую я пробочку добыл. Корона! Золотая!
И я показал ему прекрасную позолоченную пластмассовую пробку от флакона из-под лака для ногтей. Пробка была до половины ребристой, с широким ободком, а на верху у нее красовалась корона из горошинок. Пробка очень редкая и имела самую огромную силу: если она, когда ее бросишь, становится на попа основанием, то ею можно бить чужую пробку до десяти раз. А за столько раз даже любой мазила наверняка сумеет выиграть. Если же она встанет другим концом, верхним, с короной, то чужая пробка берется без всякого боя.
Вот какая пробочка Золотая Корона! Притом она считалась двужизненной, потому что была цветной, а не обыкновенной белой. Все белые пробки, какими бы ценными они ни были, считаются одножизненными. Они играют только до первого поражения. А двужизненную надо бить два раза.
У Детеныша было полно всяких пробок с разными боями -от одного и до шести: Пушки, Кастрюли, Офицеры, Солдаты-Носорожки, Фасольки и кто его знает еще какие. Одних Командоров у него имелось несколько видов: и Командоры-Мексиканцы, и Командоры-с-Ободком, и просто Командоры. А вот такой Короны да еще Золотой - не было.
Я думал: увидит Детеныш эту пробку - не отвяжется, пока не выиграет. А он глянул на нее, вздохнул громко и тяжело, как больная корова, и покачал уныло головой:
- Не, Брыська... Не могу я. Вот решу задачку, потом...
Он так и не вышел на улицу: несчастная задача никак не давалась ему до самого вечера. Решил ее, когда мы уже расходились по домам. Вот она, воля! Вот он какой - Детеныш!
А я, чтоб не злить лишний раз нашего классного - Микрофоныча, эту задачу перед самым уроком списал у Пашки Клюни.
Клюня - это Пашкина фамилия. Мы даже не стали давать ему никакой клички. И без нее здорово: Клюня! Что-то птичье. А он и похож на какую-то птичку - длинноносый, с белым смешным хохолком на голове.
Пашка, можно сказать, мой друг: во-первых, мы с ним соседи, а во-вторых, сидим за одной партой. Еще с третьего класса.
Пашка парень, в общем, неплохой: находчивый, а иногда даже остроумный. Это он припечатал Юрке Снопкову Детеныша.
Случилось это еще зимой. Мы тогда писали сочинение на тему "Наш друг природа". Юрка прямо из шкуры лез, так старался: хотел нашей литераторше угодить, написать "умное" сочинение. Она накануне похвалила Юрку, сказала, что он серьезный и вдумчивый человек. Вот он и обрадовался, написал: "Раньше я не любил животных, особенно кошек. Бил их почем зря. А вчера у меня наступил крутой перелом. Я стал любить все маленькие существа, начиная от львов и кончая детенышами человека..."
Инга Петровна у нас не очень-то смешливая, а тут, когда прочитала это, хохотала до слез.
Вот с той поры, с Пашкиной помощью, Юрка и стал Детенышем.
Да, Пашка Клюня парень что надо, только одна беда - болтун. Молотит языком, словно колхозный козел Яшка, своим боталом. О чем бы кто не заговорил, Клюня уже тут как тут: спорит, кричит, размахивает руками. Не переслушаешь, не переспоришь, хотя всем ясно, что плетет он несусветную чепуху.
Я давно знаю эту Пашкину черту, поэтому, как только его начинает заносить, сразу - стоп: эй, Клюня, надень-ка глушитель.
Этот "глушитель" действует безотказно. Пашка сразу умолкает.
Есть у Клюни еще одна привычка: говорить в рифму. Едва кто-нибудь из ребят что скажет, Пашка сейчас же прицепится к последнему слову и пойдет нанизывать рифмы одну за другой. Порой надоест до обалдения. Однажды его даже побили за это.
Учится в нашем классе Алька Лапин, по прозвищу Карасин. Он всегда и обо всех все знает, а если не знает, то что-нибудь выдумает. Свои новости он рассказывает шепотом, с оглядкой, будто великую тайну, а заканчивает их одной и той же любимой присказкой: "Ну, братцы, тут дело пахнет карасином!"
Так вот этот Алька Карасий принес как-то в школу шоферские перчатки - краги, ну эти, с таким широким раструбом из дерматина. Когда-то они были черные, однако со временем стали облезлыми, пегими. Но Алька прямо-таки раздувался от гордости, на каждой перемене надевал их и важно выходил в коридор.
Увидел его в этих пегих перчатках Толян Рагозин из восьмого класса, подбежал:
- Ух, сила!.. Где добыл, Карасий?
Я не услышал, что ответил Алька, потому что Клюня торопливо задолдонил:
- Карасий, балбесин, псин...
Алька хмуро покосился на Клюню, хотел что-то сказать, да Рагозин, надев перчатки, выдохнул с жадностью:
- Слышь, подари, а? Алька даже побледнел.
- Да ты что?!
- Ну, дай поносить... Хоть дня на три.
Едва он произнес последнее слово, Клюня снова затолмачил:
- Три, ори, подотри...
Рагозин обернулся к Клюне, сказал угрожающе:
- Эй, кончай молоть, дурак. Но Клюня застрочил еще жарче:
- Дурак, ишак, макак, соп...
Но не успел договорить, как Рагозин, не снимая перчаток, двинул Клюню так, что тот кубарем покатился по полу. Только он поднялся, к нему подбежал Алька и, воровато оглядевшись - нет ли поблизости кого из учителей, ударил Клюню под дыхало.
- Вот тебе "псин" и "балбесин...".
Карасий был не храброго десятка, а тут, рядом с крепким, мордастым Рагозиным, осмелел. Он было еще раз замахнулся на Пашку, да Детеныш не дал ударить.
Я думал, что у Клюни после этого пройдет охота без оглядки лепить свои дурацкие рифмы. А ему хоть бы хны! Проплакался малость и снова за свое.
Из всех ребят один лишь Детеныш спокойно переносит Пашкину болтовню. Тот шумит, из шкуры лезет, а Детеныш слушает и, знай себе, делает свое какое-нибудь дело. И не поймешь: слышит он Пашку или нет.
Вообще, Детеныш немного странный человек: он сильный, а драться не любит, говорит, что если ударит кого-нибудь, потом целую неделю переживает - жалко. Но самое удивительное - Детеныш не хочет участвовать в наших с Пашкой заподлянках, ну в разных там розыгрышах и проделках.
Клюня мне все уши прожужжал, что Детеныш просто-напросто боится.
На днях он опять отказался от одной забавы - не пошел бесить Скрибуна. Скрибун - это дядька Скрибунов, злой и крикливый, единственный в селе, кто держит собственную лошадь.
Бесить его - дело опасное: надо непременно отворить воротца в его двор, прокрасться к телеге, что стоит у конюшни, потихонечку выкатить ее на улицу куда-нибудь подальше, лучше всего за уголок. А потом из укромного места глядеть, как Скрибун бегает взад-вперед по улице, машет руками и бешено ругается. Тут уж, понятно, не попадайся ему на глаза -пришибет.
Так вот, Детеныш наотрез отказался от этой потехи.
Клюня подмигнул мне:
- Ну, что я говорил? Трус. Самый обыкновенный.
Я подошел к Детенышу и прямо в глаза сказал ему: если, мол, боишься - так и скажи, смеяться не будем, потому что и среди силачей зайцы бывают.
Детеныш хмуро глянул на меня, покривил губы.
- Сами вы зайцы трусливые. Вытворяете втихомолку свои штучки-дрючки, а я не подлец какой, чтобы ни с того ни с сего людям пакость делать.
Здорово срезал, ничего не скажешь. У Пашки от обиды уши покраснели. Сгоряча он даже предложил намять Детенышу бока, чтоб тот наперед осторожнее выбирал выражения. Но, приметив, как у Детеныша сжались кулаки, сразу остыл, отвел меня в сторону, зашептал:
- Ладно, ну его к лешему, пусть дышит. Мы просто не станем с ним знаться. Это, брат Брыська, пострашней любого кулака. Понял? Аут и - нокаут!
Я согласился: правильно, пусть Детеныш увидит, как мы его презираем и что он для нас самый обыкновенный нуль.
Однако Детеныш оказался толстокожим: он не только не почувствовал нашего сурового мщения, но продолжал жить как ни в чем не бывало. Пашка, глядя на розовое добродушное лицо Детеныша, просто выходил из себя.
- Бревно тупое! - Шипел он мне в самое ухо, будто это я был виноват. - Видал: улыбается! Ну, ладно, ну, погоди! Мыто обойдемся без него, а он еще пожалеет. Вот так пожалеет!
И Пашка свирепо шоркал ребром ладони по своей тонкой шее, будто пытался перепилить ее.
Однако вскоре случилось такое, что я начисто забыл не только про ссору с Детенышем, но и про наши с Пашкой заподлянки: по воле случая я стал обладателем сногсшибательной тайны, тайны, которая перетряхнула всю мою жизнь. Я узнал, что...
Но не буду забегать вперед и расскажу все по порядку.
ГЛАВА ВТОРАЯ
КЛЮЧИ
Так называется наше село. Название красивое да пустое: никаких ключей в селе нет. Да что там ключей! Захудалой лужи и то не найдешь, шагай хоть неделю в любую сторону. Удивительно, кому это взбрело на ум поставить здесь село? Степь и степь без конца и края. Ни холма, ни деревца.
Я как подумаю, что где-то есть реки, озера и даже моря, что в них можно, когда только пожелаешь, выкупаться или порыбачить - тоска берет.
Дед Ишутин, колхозный конюх, любит рассказывать о том, что давным-давно тут, где сейчас стоит наше село, на самом деле били три могучих ключа и плескалось большое озеро. На них однажды набрели усталые и измученные жаждой переселенцы-крестьяне, которые бежали от голода откуда-то из России сюда, в Сибирь. Люди не стали искать лучшего и поставили здесь свои первые избы.
Едва они стали обживаться, как, откуда ни возьмись, на поселение нагрянули всадники, вооруженные до зубов. Согнали народ. Главарь их, одноглазый и злой, не слезая с коня, закричал, что эта земля его собственная и он никому не позволит бесплатно пользоваться ключами. Сказал еще, что если кто посмеет хоть глоток воды взять без позволения - тому лютая смерть.
Люди молчали. Оглядел главарь притихшую толпу, выкрикнул: если, мол, золота нет, то пусть поселяне за потраченную воду отдадут ему самую красивую девушку и самого сильного юношу.
Но никто не шевельнулся.
Тогда бандюги кинулись в толпу и вытолкали оттуда девушку и парня, заломили им руки за спину и бросили на коней.
И горькой стала та вкусная и холодная вода. А однажды, когда подходил день отдавать Одноглазому новую дань, ключи вдруг совсем исчезли. В одну ночь ушли в землю.
Дед Ишутин в этом месте всегда многозначительно поднимал указательный палец, пояснял: "Ключи-то святыми были. От горя людского высохли".
С той поры прошло много лет. Нарыли поселяне в этой степной глуши колодцев с теплой солоноватой водой, живут и надеются, что обязательно забьют те три могучих ключа и снова дадут большую воду, которая напоит досыта не только людей, но и плодородную землю. Так будто бы предсказал им какой-то столетний сельский мудрец.
Дед Ишутин даже показывал нам место, где били ключи. Это рядом с селом, сразу же за старыми мастерскими: огромная, словно гигантское блюдце, впадина. Ее у нас называют Лешкина выемка. У кого я ни спрашивал, откуда взялось такое название, все только пожимали плечами.
Один дед Ишутин объяснял и то очень невнятно, дескать, был такой чуть ли не святой мужик по имени Лешка, который хотел было докопаться до исчезнувших ключей. Но, как видно, ключей не нашел, а выемку оставил.
Все это, конечно, детские сказочки. Никогда и никакой воды, ни большой ни малой, кроме колодцев, в наших Ключах не было и не будет. Кто хочет, тот пусть ждет эту мифическую воду, а мне некогда. Как вырасту - только меня и видели! Уеду куда угодно, лишь бы рядом была река или озеро, а вокруг бы леса росли, а в них птицы пели.
У нас деревья растут только возле школы - тоненькие, жиденькие тополя. Их посадили ребята из юннатского кружка и теперь поливают чуть не каждый день, боятся, чтоб не пропали. Да все равно зря - не вырастут они. Или засохнут, или козы обгложут, или сломает кто, как уже сломали два деревца. Ключи - село невеселое и некрасивое, расплылось по степи, как серый блин по сковороде: ни высокого дома, ни башни. Хотя бы какая-нибудь пожарная каланча торчала, как в иных селах, а то и ее нет.
В центре небольшая продолговатая площадь, ее пересекают две широкие кривые улицы. Тут стоят длинный, сложенный из кирпича-сырца Дом культуры и магазин. Слева - контора колхоза и сельский Совет. А при въезде на площадь между двух улиц стоит школа. Это единственное в селе старинное здание, красивое, из толстенных бревен, с большими окнами, резными, словно кружева, карнизами и наличниками. Позади - спортивная площадка, а за ней большой пришкольный огород. Улицы в Ключах неасфальтированные, тротуаров нет. Летом на всех дорогах пыль по колено, а весной и осенью жидкая грязь, тоже по колено.
Вот и все. Нет у нас ничего примечательного. Разве что ремонтные мастерские из красного кирпича под железной крышей. Здание, как говорится, современное и смотрится вроде бы ничего, но стоит на окраине и села не украшает. В общем, наши Ключи не для туристов. А вот некоторым, вроде Эвки Юхтановой (она сидит через парту от меня), Ключи кажутся просто необыкновенными. Эвка говорит о них прямо-таки взахлеб и терпеть не может, когда кто-нибудь их критикует.
Если послушать ее, то выходит, что у нас тут живут самые певучие жаворонки, что полынок, который растет в степи вокруг села, пахнет совсем по-особому, так, что "голова кружится от счастья", а небо над нами самое высокое и самое синее в мире. И ей, Эвке, от этого, видите ли, "жить ужас как просторно и радостно, и дышать легко". Дурочка восторженная.
"Жаворонки, полынок!.." Ишь, невидаль какая! В соседних селах уже давно понастроили разных красивых Дворцов культуры, двух-, а то и трехэтажных магазинов, есть даже спортивные школы. А тут... Года два назад начали было строить сразу три кирпичных здания - колхозную контору, универмаг и детский сад. Весной начали, осенью бросили. Универмаг едва дотянули до второго этажа, а контору и детсад до половины. Так и стоят до сего дня эти три серо-белые коробки.
Особенно тоскливым показалось наше село, когда я побывал в пионерском лагере в Горном Алтае.
Вот где красотища! Какие там леса, какие озера и реки, какие горы! Посмотрел я на все это и окончательно решил -убегу из Ключей. Пусть дед Ишутин и Эвка Юхтанова сидят тут, любуются своим дурацким полынком и ждут большую воду.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
"НАШЕ ВАМ С КИСТОЧКОЙ..."
Я уже говорил, что Ключи не очень-то подходящее место для туристов и прочих гостей. Вряд ли кому придет охота жариться на нашем солнце, глотать пыль да любоваться сусликами в степи. Оказалось, зря думал, нашлись такие желающие: двоюродный брат Кольки Денисова. Приехал к нам из Барнаула на целое лето. Просто умора! Нашел курорт, нечего сказать.
Зовут его Игорем, на год постарше меня, восьмой класс закончил. Он длинный и тощий, волосы воротник закрывают. Одет в яркую ковбойку и вышарканные добела джинсы, с целым десятком разных карманов и карманчиков.
Толян Рагозин, как увидал эти обшарпанные джинсы, ахнул:
- Вот это - сила! Счас самая что ни есть мода!
Он так глядел на штаны городского гостя, что казалось вот-вот скажет: "Дай поносить, а?"
На другой день, как Игорь приехал, Колька повел его показывать село и, конечно же, мастерские. Во-первых, они, эти мастерские, я уже говорил, главная наша достопримечательность, во-вторых, там работает Колысин отец, а значит, Игорев дядя. Когда Колька с братаном возвращались домой, мы как раз соревновались: кто первым попадет футбольным мячом в гвоздь. Этот гвоздь, большой и ржавый, торчал из уличной стены Детенышевой сараюшки.
Забаву придумал Пашка и привязался к Детенышу: слабо да слабо дать мячик. Детеныш выкручивался, отмахивался, отнекивался, однако в конце концов сдался, отчаянно заявив:
- Ладно, только чур: кто продырявит, тот и чинит.
Мяч был новый, его купили Детенышу совсем недавно на день рождения, и Юрка очень боялся, что кто-нибудь в самом деле ухитрится попасть в гвоздь. Сам же старался бить так, чтобы мяч ударял как можно дальше.
Игра входила в самый разгар, когда подошли Колька и Игорь. Они остановились поглядеть, чего это мы так остервенело лупим мячом в стену, а когда поняли, Игорь хохотнул:
- Занятно.
А Колька осуждающе поморщился:
- Зачем?
Детеныш сразу ухватился за Колькино сочувствие:
- Вот и я говорю: зачем мяч портить? А Пашка все одно: давай да давай, точность, мол, испробуем...
Колька в нашем классе считался самым мудрым и серьезным. Во-первых, учится лучше всех, во-вторых, не задается и никому не лезет в глаза, в-третьих, он единственный из нас, кто твердо знает, кем хочет стать - художником. У Кольки - талант. Рисует - залюбуешься. В свободное время он постоянно бродит по селу со своим альбомом, ищет: чего бы еще срисовать. Ну и, в-четвертых: все, что не относится к рисованию, Колька считает делом десятым, в том числе все игры, кроме шахмат.
Поэтому он и сейчас хмуро произнес:
- Бросьте дурака валять, ребята. Да и мяч совсем новый. Жалко ведь.
Однако Игорь живо воспротивился:
- Тебе-то чего? Пусть лупят. Все равно не попадут. Здесь, как я вижу, нет ни Пеле, ни Гаринчи. Я не понял:
- Кого нет?
Игорь перевел на меня глаза, произнес с чуть приметной издевкой:
- Мировых футбольных звезд, понял? Эх ты, темнота. Пашка как раз готовился ударить по мячу, но попридержал ногу.
- Темнота, верста, глиста... - И добавил с вызовом: - Если ты такой меткач - покажи. Мы посмотрим. Поучимся.
Я почему-то был уверен, что Игорь не решится, отшутится и уйдет, но он пренебрежительно пожал плечами, спокойно шагнул к мячу, покатал его ногой и без всякой подготовки, будто шутя, ударил по нему. Мяч резко торкнулся в стену и тут же оглушительно хлопнул - угодил прямо в гвоздь.
Был ли это наметанный удар или просто случайный - не знаю. Но все мы были ошарашены. Особенно Детеныш. Он все еще не мог поверить в беду, торопливо ощупывал мяч, который испускал последний дух. Юрка растерянно улыбался и все повторял, как заводной:
- Неужто попал, а? Неужто проткнул?
Колька бросил хмурый взгляд на Игоря, произнес глухо:
- Эх ты...
И отвернулся.
А Игорь улыбался.
Он был, наверное, красивым, этот Игорь Денисов: большие темно-карие глаза, длинные изогнутые ресницы, как у девчонки, ровные белые зубы. Но мне он не понравился. Не понравился тем, как глядел на Детеныша, который продолжал мять свой издыхающий мяч, как улыбался.
- Финита ля комедия, - произнес он, - что по-французски означает "наше вам с кисточкой". - Обернулся к Клюне и, копируя его, выпалил: - Вот таким макаром, салом по сусалам.
Пашка не нашелся, что ответить. Игорь приставил к уху ладонь, спросил дурашливо:
- Что? Ничего не слышу! Повтори еще раз.
- Пошел-ка ты отсюда, - наконец выдавил Клюня. Игорь обрадовался:
- Верно! Давно пора домой. Идем, Колька, а у них есть над чем поразмыслить.
И он все так же дурашливо помахал нам рукой.
- Не забывайте. Ходите в гости. Если можно - пореже. Мы были жестоко посрамлены и обижены.
- Сволочь, - хрипло произнес Пашка. - Надавать бы ему по этим самым сусалам.
Я вполне разделял Пашкино желание, однако промолчал: чего после драки кулаками махать?
- Ладно, не кипятись. Авось, подвернется случай... А ты, Юрка, брось уж так переживать: заклею я твою камеру, лучше прежней будет.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ЕСЛИ БЫ ДА КАБЫ
Я так и думал: к нам в село по своей воле вряд ли кто приедет. Или забота какая-нибудь заставит, или беда.
Оказывается, Игорь тоже прикатил в Ключи не из любви к сусликам и запаху полынка. Родители отправили его сюда не то в наказание, не то на воспитание к дяде.
Что Игорь натворил там, у себя дома - никто не знал. Даже Алька Карасий не мог толком разнюхать этого.
- Кажись, он побил кого-то со своими дружками-приятелями. А может, и еще чего похуже... - И, как всегда, приглушил голос почти до шепота, огляделся опасливо: - Только, братцы, яснее ясного: дело тут пахнет карасином. Милиция, кажись, ввязалась... Как бы его не того, Игоря-то этого...
Но время шло, а Алькины опасения не сбывались. Зато мы помаленьку узнавали от Альки разные другие новости: что отец Игоря работает научным сотрудником в каком-то институте, а мать - директорша магазина, что Игорь уже второй год занимается в спортивной школе в футбольной группе, что у него есть мопед "Верховина" и магнитофон с "классными записями?!
Мопед Игорь, понятно, оставил дома, а вот магнитофон привез с собой - небольшой такой и очень красивый, работает и на батарейках, и от электрической сети. И он, Алька, слушал эти записи. "Штучки - волосы дыбом! Рок-музыка называется. За-граничная". Узнали мы, что папа Игоря стоит в очереди на машину и, наверное, в будущем году уже купит "Жигули". Но лучше бы, конечно, "Ладу" или "Ниву": не так примелькались.
Что еще? Игорь в семье единственный, и отец с матерью дрожат над ним, как над стеклянным. Они готовы сделать для него все, что он пожелает. И "Жигули" отец покупает, собственно, для Игоря: как только он, мол, получит право водить машину, а машина уже вот она - садись и катайся сколько душе угодно.
А вчера Алька, давясь смехом, рассказал, что видел, как Игорь, разостлав во дворе свои знаменитые джинсы, натирал их мелом.
- Это зачем? - удивленно вытаращил глаза Детеныш.
- Чтоб вид был, как у старых. Будто они повышаркались в походах и путешествиях!.. Чем, мол, старее - тем лучше. И заплатки на джинсах ненастоящие, просто так нашиты.
Игорь не пропускал ни одного фильма. Ходил в Дом культуры все в разных рубашках, иногда надевал красивую голубую куртку на молниях. Таких рубашек и такой куртки мне еще не доводилось видеть.
Алька прямо-таки захлебывался от восхищения:
- Два чемодана одежды понавез, будто в кругосветное путешествие ехал. Аж три шляпы взял. Сомбреро называются. Мексиканские. Вот такие, - и Алька, раскинув руки, вертел ими над головой.
Вскоре одну из этих шляп увидел и я - на Толяне Рагозине. Пестрая, большая, поля по бокам загнуты кверху. В этой шляпе Толян напоминал огромный молоток, поставленный на рукоятку.
Я сначала думал, что Толян по своей дурацкой привычке выпросил ее поносить. Оказалось - Игорь подарил.
Теперь Толян - лучший друг Игоря. Прямо из шкуры готов вылезти, чтобы только угодить ему. А Игорь хоть бы хны, будто так и должно быть, обращается с ним, как со слугой: сбегай туда, принеси то, сделай это.
Противно.
Впрочем, наплевать мне на Толяна Рагозина с его дареной пестрой шляпой и тем более на Игоря. Приехал и - приехал. Живи тут все сто лет - не жалко. И хоть все свои вещи пораздаривай, тоже все равно.
Волнует другое - Эвка. Спросите: при чем тут Эвка? Хорошая девчонка. Таких поискать - не найдешь. Смеется она так, что самому хочется засмеяться, даже когда и настроения нет. Волосы у нее густые, рыжие, будто бронзовые, на лбу и ушах колечками рассыпаны; глаза - зеленые, теплые, словно бы светятся. Она справедливая и не болтушка, как некоторые. И еще - гордая, не подступись.
И вот узнаю - с Игорем ходит! Алька Каасин сказал: уже три раза в кино с ним была. "Влюблена по уши. Аж визжит".
Я не поверил: не может быть! А нынче сам увидел. Идут по улице. Он в своих выбеленных мелом джинсах, в рубашке навыпуск, в розовом сомбреро, в руке - магнитофончик. Помахивает им небрежно, а сам что-то рассказывает Эвке. А та смотрит ему в рот, охает и хихикает.
Пришел я домой и сразу к зеркалу, глянул на себя и чуть не взвыл от огорчения. Ну кто полюбит такого: нос кривой, уши, как два вареника. А эти толстые губы, а пегие волосы!.. Ну рожа! От обиды я даже трахнул себя кулаком по голове и бросился на диван.
Не спал почти всю ночь, ворочался, думал об Эвке.
Чего я только не напридумывал, чего не нафантазировал за эту ночь! И все о том, как бы отшить Эвку от Игоря. Но что выдумаешь? На свою красоту надежды не было. Хорошо бы совершить какой-нибудь подвиг. Пусть не подвиг, а простой героический поступок, ну там пожар потушить, или Эвке в чем-то помочь, а то и от беды спасти. Тогда она сразу бы увидела, кто из нас лучше: я или этот городской фитиль.
Но ничего путного так и не пришло на ум: пожаров в селе не бывает, речки или озера, где бы Эвка могла тонуть, тоже нет. Нет ни гор, ни пропастей. А в ровной, как лист, степи, понятно, не свалишься, не разобьешься. Эх, хоть бы какой-нибудь случай, хоть бы от Феди спасти Эвку, что ли?
Федя - это колхозный бык. Зверюга с толстыми и острыми рогами.
Однажды он оборвал цепь и выбежал со скотного двора. А в это время дед Ишутин гнал коней на водопой. Федя, как таран, врезался в табун. Одного коня свалил с ног, другому пропорол бок, третьего забил насмерть, а потом, будто куль половы, перекинул через себя.
Я представил, что Федя снова сорвался со своей цепи, а Эвка, ничего не подозревая, шла бы в тот момент мимо скотного двора к своей матери на ветпункт (мать у нее ветеринарный врач).
Федя, увидя Эвку, ясное дело, сразу рванулся бы к ней. А Эвка обмерла бы от страха, стояла бы бледная и беззащитная, ожидая своей печальной участи...
Вот тут-то, в самый последний момент, когда Федя уже нацелил рога на Эвку, и появляюсь я, смелый и решительный. В руках у меня толстая жердина. Я изо всей силы бью Федю по морде. Он от боли и неожиданности забывает про Эвку и с бешеным ревом кидается на меня.
Но я в одно мгновение увертываюсь от рогов и, не теряя ни секунды, мчу к скотному двору. Там с маху перелетаю через невысокую, но крепкую ограду, а Федя с разгона, не в силах остановиться, таранит эту ограду и застревает в ней...
Потом, когда опасность позади, прибегает Эвкина мать и со слезами на глазах благодарит меня. А Эвка, смущенная и взволнованная, говорит: "Костя, ты - настоящий парень. Я не думала, что ты такой смелый и благородный. Теперь я навсегда твой верный товарищ и друг...". И так далее.
Здорово. Только все это пустые мечты. "Бы" да "кабы". Не лучше ли взять и просто набить Игорю морду, чтоб знал свое место?
Эта мысль мне очень понравилась и я стал обдумывать, как получше осуществить ее. Где удобнее всего прищучить Игоря, прикинул сразу: в проулке, что пересекает улицу возле Дома культуры. Проулок этот хоть узкий, кривой и колдобистый, зато многим очень сокращает дорогу. Игорь тоже ходит по нему после кино. Здесь-то и надо подкараулить его вечерком, налететь втроем и...
Но тут я вспомнил, что мы с Клюней разругались с Детенышем. Ох, уж этот Клюня! Вечно мутит воду, вечно с кем-нибудь в ссоре.
А без Детеныша с одним Клюней Игоря не проучить, даже мечтать нечего. Клюня слабак, да и не очень надежный человек.
Что же делать? Думал я, думал, не заметил, как и заснул. Открыл глаза - солнце вон уже где: в верхнем углу окна.
ГЛАВА ПЯТАЯ
ШАРОВЫЕ МОЛНИИ
Этот день начался вполне обычно. Мы с Пашкой сидели в брошенной полуразвалившейся бане, что стоит на задах его огорода, и отдыхали на охапках прошлогодней соломы.
На дворе стояла такая жарища, что высунуться боязно. Небо не голубое - серое, будто выцвело. На нем ни облачка, даже самого жиденького. Одно солнце. И то не желтое, а какое-то белое.
В селе тишина. Собаки и те перестали лаять. На улицах только куры: одни бродили, шатаясь от жары, словно пьяные, другие лежали в пыльных лунках прямо на дороге, очумело разинув клювы.
Пашка, опершись спиной о стену, громко дышал, раскрывая по-рыбьи рот.
- Ну духотища! Шевелиться не хочется. Как это люди в Африке живут? Круглый год такое пекло: ни тебе снежинки, ни мороза. Одуреть можно.
- Ладно, не переживай за африканцев. Авось обойдутся. Давай-ка лучше обмозгуем, как с этим денисовским фитилем разделаться. Тут у нас пока не пыльно и прохладно.
Хоть я не очень верил в Клюню, однако все-таки рискнул поделиться с ним своими ночными мыслями.
Пашка уныло пробубнил:
- Прохладно, складно, шоколадно... На кой тебе все это? Говорю: шевелиться силы нет, а он...
- Я гляжу, у тебя сила есть только трепаться.
- Трепаться, драться, издеваться... Зачем вдруг бить его? Что он тебе сделал?
Я, понятно, ни словом не обмолвился Пашке, что из-за Эвки. Доверить ему такую тайну - все одно, что выйти на нашу площадь и проорать во всю глотку. Я сказал, что Игорь дрянь человек, задавака и пижон, что таких лупить просто необходимо.
- Ха, - выдохнул Клюня, - задавака, пижон!.. Ну и пусть, зато он не жадный и веселый. Начнет что рассказывать - ухохочешься. И ловкий. Его даже Детенышу, пожалуй, не сбороть.
"Ага, - подумал я, - потому-то ты и стал таким рассудительным и покладистым". Вслух сказал:
- Ведь ты сам хотел ему рыло набить. Помнишь? Когда он насадил на гвоздь Юркин мяч. Или уже забыл: "салом по сусалам"? Клюня задвигался беспокойно, отвел глаза.
- Мало ли чего... - И вдруг неожиданно, чуть ли не бодро, предложил:
- Давай лучше бабку Никульшиху попугаем? Давно уже не бегали к ней. Это интересней, чем твоя дурацкая затея.
Пугать бабку Никульшиху одно из самых потешных наших развлечений. Вечером, когда село уже затихает, мы взбираемся на крышу ее низенькой избы и дико воем в печную трубу. Воем по очереди и оба разом, лаем, мяукаем, рыдаем. Бабка верит во всяких леших и домовых и поэтому боится нашего шума до беспамятства, думает, наверное, что к ней рвется какая-нибудь нечистая сила. Чем бы она в это время ни занималась, бросает все и, торопливо крестясь, бежит к соседям спасаться. А мы слетаем с крыши и быстренько скрываемся в огороде. Смешно и весело.
Я сначала удивился: чего это Клюня ни с того ни с сего вспомнил про бабку Никульшиху? Он не любил темноты и всегда с неохотой выходил вечером на улицу. А тут на тебе: сам предложил!
- Хорошо. Пойдем. Сейчас пугать Никульшиху будет еще интересней.
Клюня насторожился:
- Это почему же?
- Никульшиха откуда-то вызнала про нас. А ее сосед сказал: поймаю, мол, уши вытяну и завяжу морским узлом на затылке... Он такой - завяжет, я его знаю. - Потом спросил, как можно равнодушней: - Значит, как всегда, в двенадцать? Клюня не ответил, только засопел еще тяжелее - думал. Вдруг он хлопнул себя ладонью по лбу, воскликнул, делая огорченное лицо:
- Фу ты, черт! Совсем забыл: нынче вечером мы с папкой сарайку будем ремонтировать.
- Опять? - удивился я. - Ведь вы ее на той неделе ремонтировали.
Клюня несколько опешил, но тут же нашелся:
- В другом месте. Крыша прохудилась.
- Значит, отказываешься? Клюня так и вздернулся:
- Вот пристал!.. Не отказываюсь, а некогда. Понял: некогда! Все было ясно: Клюня трусит. Я поднялся.
- Черт с тобой, сиди тут, как крот, плети свои рифмы.
И полез из бани.
Домой идти не хотелось, и я пошагал на конюшню, авось дед И шути н новую байку расскажет.
Пока мы сидели в бане, день пошел на убыль: солнце скатилось почти до крыши ремонтной мастерской. Теперь из белого оно превратилось в багровое и стало как будто бы больше. Что-то тревожное было в угасающем дне.
Пересекая нашу главную улицу, которая уходила в степь, я увидел в ее конце край черной, с седыми космами тучи. Она росла будто прямо из земли, медленно раздаваясь вширь и ввысь.
"Вот оно что! - весело подумал я. - Гроза собирается! Дождичек. Хорошо! Вот почему тревожно, вот почему нынче так жарило и было так душно".
Дед Ишутин встретил меня подозрительно ласково, будто любимого внука.
- А, Костюха! Вот радость-то! А говорят - бога нет. Есть он, есть, коли послал тебя ко мне.
Я знал, что дед Ишутин никаких особо дружеских чувств ко мне не питал. А после того, как я однажды окатил его водой, когда он примостился вздремнуть в рабочее время, и вовсе невзлюбил меня. А тут вдруг такая горячая встреча.
Осторожность мне никогда не вредила, поэтому я и в этот раз остановился поодаль: не зря расстилается дед, никак задумал сотворить мне какую-нибудь пакость. В отместку за купанье.
Но все объяснилось быстро и просто: срочно понадобилась лошадь, а свободных не оказалось - все были в разъезде. Оставалась лишь одна - сивый мосластый мерин с собачьей кличкой Валет. Но дед еще в полдень выгнал его в степь пастись.
- Будь добр, Костюха, сбегай, приведи коня. Очень одолжишь, - торопливо говорил дед, а сам косо поглядывал на тучу. - Я бы и сам сбегал, да дела... А, Костюха, сбегаешь?
Никаких особых дел у деда, конечно, не было, просто ему не хотелось тащиться в степь, да еще перед самой грозой.
Мне тоже не хотелось. Просто совсем не было никакого желания. Но я пошел. Взял уздечку и молча пошагал. Вышел за околицу, огляделся: Валета поблизости не было, значит ушел в Сорочий ложок. Там всегда трава погуще и посочнее, поэтому всякая скотинка так и норовит уйти туда. Однако до того ложка надо было еще добраться: пять километров. А туча вон уже где, совсем рядом, кипит, клубится, упорно подбирается к солнцу.
Я не стал зря терять времени и двинул в степь. Минут через двадцать, а может чуть побольше, увидел Желтый курган, обрадовался: значит, скоро Сорочий ложок. Курган лежит как раз на полдороге. Это небольшой холмик среди ровной степи. А Желтый потому, что трава на нем всегда выгорает и издали он выглядит как желтое пятно.
Когда я подходил к кургану, туча наконец подобралась к солнцу и стремительно накрыла его.
Сразу сделалось темно, потянуло сырым холодным воздухом, степь встрепенулась, зашумела. У меня невольно передернулись плечи не то от знобкого холодка, не то от угрюмого вида степи.
Главное, нужно было побыстрей добраться до Сорочьего ложка.
И только я набрался духу, чтоб бежать, надо мной вдруг полыхнула ослепительная сине-зеленая молния и ахнул такой гром, что я как стоял, так и грохнулся в траву, обхватив голову руками.
После этого удара небо будто с ума сошло: сверкало, шипело, ухало, грохотало. Ветер бешено колошматил траву, гнал по степи пыль и охапки соломы, выл и свистел, как соловей-разбойник.
Лежать, уткнувшись носом в землю, дело не из героических да и не из приятных. Надо было немедленно что-то предпринимать: или бежать за Валетом, или назад, домой. Я приподнял голову, чтобы оглядеться и обомлел: откуда-то из мутной мглы почти над самой травой плыли два больших огненных шара. Они надвигались прямо на меня, быстро и неотвратимо.
И вот тут я, не буду скрывать, струхнул по-настоящему.
Конец, подумал я. Шаровые молнии. Сейчас шарахнут - пепла не останется.
Я, пожалуй, заорал бы, как последний заяц, да голос пропал. И бежать не мог - руки-ноги не шевелились.