Sleepy Xoma : другие произведения.

"Князь Пустоты" Бэккер Р. С

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на трилогию Бэккера Р. С. "Князь Пустоты". http://sleepyxoma.livejournal.com/75971.html


Трилогия "Князь Пустоты" или эпичность и половая гребля

0x01 graphic

   Трилогия Р.С. Бэккера встретила меня неприветливо: тяжелый слог, множество странных событий и названий и, наконец, полное непонимание того, что же творится в мире, выдуманном автором. Собственно говоря, в некоторых моментах я разобрался полностью лишь ближе к концу третьей книги.
   И, тем не менее, с первых же страниц это произведение умудрилось завладеть моим вниманием - чувствовалось в нем нечто этакое, особенное.
   Очередность книг такова: сперва идет The Darkness That Comes Before, переведенный надмозгами как "Слуги темного властелина", затем - The Warrior Prophet, он же "Воин кровавых времен" по версии переводчиков. Замыкает цикл книга The Thousandfold Thought - "Падение Святого города".
   Не могу не порадоваться за отечественных мастеров литературного перевода, которые, судя по всему, не сильно отстает по уровню профессионализма от коллег из кинобизнеса.
   Впрочем, речь сейчас не о них, ведь, как известно, хорошую книгу переводом испортить непросто, даже если очень постараться (Думбльдур напрягся!).
   А потому постараемся разобраться, можно ли считать трилогию "Князь Пустоты" хорошей, или все-таки нет.

Капелька сюжета

  
   Повествование Бэккера слишком эпично и глобально для того, чтобы сюжет книг можно было пересказать хотя бы приблизительно. Я постараюсь лишь широкими мазками обозначить основные моменты, хотя вряд ли получится избежать спойлеров.
   Итак, старый мир погиб во время Армагеддона, со времен которого прошло больше двух тысяч лет. В той кошмарной войне сгорел весь древний север - Куниюрия, пала великая Киранейская империя, объединявшая земли юга, но победа была достигнута.
   Северные земли практически обезлюдели - на них кое-как сохранились лишь жалкие искорки былого величия, неторопливо и методично гасимые как бы проигравшими во время Армагеддона шранками и их хозяевами - Консультом.
   На юге же, на руинах Киранейской империи расцвела культура Трех Морей. За две тысячи лет обитатели этих земель прошли немалый путь, и на момент начала книги остановились где-то на этапе Высокого Средневековья. Правда, замечу, скорее, будет правильно говорить о Средневековье инидйском, нежели европейском.
   В Трех Морях вполне себе процветает рабство, общество жестко поделено на касты, и смена социального статуса почти невозможна. Тот же Ксинем, к примеру, получивший титул маршала Атремпта, все равно остался рабом, полностью зависимым в личном отношении от своего хозяина - принца Нерсея Пройаса.
   Народы Трех Морей можно условно разделить на две группы по религиозному принципу. Большая часть персонажей происходят из айнрити, поклоняющихся Бивню - священному и непогрешимому писанию. В основе айнритизма лежат откровения Последнего Пророка Айнри Сейена, являющие собой лютую смесь политеизма с монотеизмом.
   В результате айнрити почитают десятки самых разнообразных богов, которые на самом деле являются разными ипостасями одного единственного Бога, явившего истину Последнему Пророку.
   Их антогонисты - фаним, последователи пророка Фана, отвергавшего нечестивый Бивень и сонмы демонов, которых глупые айнрити именуют богами.
   Основной конфликт книги связан со Священной войной, назначенной новым "папой" айнрити - шрайей Майтанетом - против богомерзких язычников.
   В результате собралась целая коалиция из самых разных королевств айнрити, которые во славу Бивня решили бросить вызов Кианской империи - огромному государству, в котором, собственно говоря, фанимство и является официальной религией.
   Тут заметны прямые аналогии с Первым Крестовым Походом, и, поверьте, дальше этих самых аналогий будет только больше.
   Особняком в стройном делении айнрити-фаним стоит народ скюльвендов - суровых кочевников, обитающих в степях, которые отделяют Три Моря от обезлюдевшего и заполоненного шранками севера. Скюльвенды лишились своего бога во время Первого Армагеддона, что, впрочем, не мешает им быть занозой в заднице у всех южных соседей. Варвары, представляющие собой нечто, напоминающее то ли монголов, то ли мадьяров, отправляются в постоянные набеги на изнеженных южных хлюпиков и опустошают целые регионы ради рабов и добычи.
   И вот, повеление святого шрайи привело народы в движение, ознаменовав тем самым начало войны, которая должна будет изменить облик Трех Морей вне зависимости от того, кто одержит верх.
   И война эта, подобно огромному водовороту, вобрала в себя сотни тысяч людей, населявших мир "Князя Пустоты".
   А на фоне разворачивающихся грандиозных событий вновь дают о себе знать древние враги рода людского: омерзительные инхорои и их добровольные помощники Консульт. Второй Армагеддон становится куда более реальным, чем это может показаться на первый взгляд.
   Каждый из персонажей книги так или иначе оказывается связан со Священным Воинством - огромнейшей армией, предназначенной для возвращения Шайме, родного города Последнего Пророка.
   Каждый пройдет отмеренный ему путь, в конце которого будет ждать заслуженная награда, либо столь же заслуженное наказание.
   Точно можно сказать одно: ни один из героев не останется прежним, даже те из них, кто считал себя мерилом всего.

Персонажи

  
0x01 graphic
   Персонажей в книге не просто много, а очень много. Автор взял на вооружение метод, эффективно использованный Мартином, а потому в разных главах речь ведется от лица совершенно разных людей (а иногда даже нелюдей).
   Тут нашлось место всем: императору, чародею, пророку, принцу, варвару, шлюхе, рабыне. Все социальные слои Трех Морей подарили нам героев, от лица которых ведется повествование.
   Некоторые из них пройдут путь от первой и до последней страницы трилогии, некоторые - умрут, прожив достаточно долго, некоторые же предстанут как эпизодические персонажи, о чьей горькой судьбе мы забудем, перелистнув страницу. Так или иначе, но автор постарался представить внутренний мир каждого из них, наделить уникальными мыслями и собственной мотивацией, вытекающей из мировоззрения, социального положения, воспитания, вероисповедания и этнической принадлежности.
   Короче говоря, вождь склюльвендов не будет вести себя точно также, как изнеженный нансурский император. Но об этом чуть позже.
   Я не буду перечислять всех персонажей, остановлюсь лишь на тех из них, кого можно считать более-менее главными действующими лицами повествования.
      -- Анасуримбор Келлхус.
   А вот перед нами и местный Марти-Сью. Этот парень родился на севере, в потайном городе, ставшем пристанищем для секты дуниан. Кто такие дуниане? Это люди, отвергающие тварное начало в человеке, и ставящие во главу угла чистый незамутненный интеллект. Они учатся управлять желаниями, равно как и окружающими обстоятельствами.
   Каждый дунианин - результат тысяч лет безжалостных евгенических экспериментов, в результате которых эти странные ребята получили ряд интересных преимуществ.
   Во-первых, они - боги НЛП. Дуниане читают язык тела, точно открытую книгу. Посмотри дунианину в глаза, и он за пару минут заберется в твою голову, через десять минут поймет, как на тебя воздействовать, и через полчаса ты уже будешь делать то, что выгодно ему, полагая, при этом, что следуешь собственным интересам.
   Во-вторых, каждый дунианин идеально владеет своим телом, каждой его мышцей, каждой железой, буквально каждым волоском. Интонации голоса, выражение лица, позы - все это подвластно адептам Логоса.
   В-третьих, плавно вытекает из первых двух пунктов. Каждый дунианин - исключительный воин. В одной из сцен книги Келлхус в одиночку защищал холм от нескольких сотен всадников на верблюдах, и перебил их всех, не получив при этом ни единой царапины.
   Нет, конечно же, мы все понимаем, что ничего из вышеперечисленного в реальной жизни достичь нельзя от слова "совсем", но у нас ведь тут фентезя, верно?
   В-четвертых, из-за бесчеловечной подготовки, заточенной на отрицание тварного (все, кто не в состоянии постичь Логос, считаются дефектными и в дальнейшем используются в лучшем случае как подопытные крысы, например, для так называемой нейроакупунктуры), все дуниане теряют способность сопереживать. Да что там, они становятся похожими на машины, лишенные всего человеческого.
      -- Друз Ахкеймион.
   Мой любимый персонаж в книге. Стареющий маг, всю свою жизнь посвятивший служению ордену Завета и безрезультатным поискам Консульта. Жизнь нещадно била его, оставив лишь массу сожалений о неверном выборе, разочарование, да боль.
   Он весьма близок к измене своему ордену, и, быть может, так и поступил бы, если бы не сны Сесвадхи - это проклятье каждого гностического чародея, расплата за колоссальное могущество, недоступное адептам иных магических школ Трех Морей.
   Друз - самый живой и проникновенный персонаж повествования, временами напоминающий побитого блохастого пса, хочется обнять и пожалеть. И это при то, что он, вообще-то, легким щелчком пальца может распылить человека на атомы. Он в состоянии разверзнуть землю под ногами целой армии и заставить море выйти из берегов. Но...
   Могущество не заменит потерянных учеников, оба из которых живы, но оба презирают наставника. Оно не заменит женщину, которую любил, но бросил. Оно не сделает ненавидимого и презираемого парию, поправшего законы Последнего Пророка, уважаемым. Ведь магов боятся и ненавидят, но не любят.
      -- Найюр урс Скиоата.
   Этот тип - антагонист Келлхуса, единственный человек, разгадавший загадку дунианина, и то лишь потому, что в свое время был взят в оборот его отцом.
   Суровый и жестокий воин, не знающий жалости к слабым. Его презирают, ненавидят и боятся до тошноты, потому как в бою он являет собой нечто кошмарное.
   Постепенно образ грубого варвара раскрывается, и становятся понятны истинные мотивы, движущие Найюром, и заставляющие его последовать за сыном человека, который изменил его жизнь. В некоторых моментах Найюра даже хочется пожалеть, столь велики его страдания, в первую очередь - моральные.
      -- Эсминет
   Шлюха и единственная любовь Друза Ахкеймиона.
   Женщина крайне неординарная: волевая, умная, талантливая, и, конечно же, очень красивая, несмотря даже на то, что годы ее молодости, в общем-то, уже прошли.
   Увы, но социальный статус и половая принадлежность не оставляют Эсминет ни малейшего выбора, ну а татуировка на ладони, указывающая на профессию, ставят крест на каких бы то ни было мечтах, надеждах и желаниях.
   Она - всего лишь товар, который будут пользовать мужчины, не спрашивая, есть ли у Эсминет чувства, желания и мысли. Она - ничто.
   Для всех, но не для старого чародея.
   Их любовь, трогательная и какая-то наивно-детская, красива и трагична. Две пещинки в мире, в котором с каждым часом все сильнее и сильнее начинает дуть ветер надвигающегося Второго Армагеддона.
      -- Икурей Конфас.
   Племянник Икурея Ксерия и наследник изрядно увядшей, но все еще достаточно сильной Нансурской Империи.
   Настоящий военный гений, первый нансурский полководец за очень долгое время, сумевший наголову разбить скюльвендов в генеральном сражении, да еще и на их территории.
   Умен, циничен, властолюбив. Как и дядя, считает себя живым божеством, достойным самого лучшего, и, как и дядя, желает возрождения могущества Нансурской империи. Цена этого возрождения его, как нетрудно догадаться, мало волнует.
   Вместе с императором плетет интриги, надеясь использовать Священное Воинство в своих сугубо корыстных интересах, и нельзя сказать, что у него не хватит таланта для этого.
      -- Нерсей Пройас
   Пылкий и глубоко порядочный молодой человек, волей судеб родившийся наследником целого королевства. Он обладает моральными принципами, справедлив, в общем, достаточно отзывчив и человеколюбив.
   Единственный серьезный недостаток принца - религиозный фанатизм. Нерсея так сильно долбануло Бивнем, что еще немного, и он бы начал носить вериги. Именно по причине своей религиозной упоротости Нерсей постоянно обижает Друза Ахкеймиона, учившего его в детстве, ведь Друз - с точки зрения жрецов проклят и обречен на вечные муки, как богомерзкий колдун.
   И, тем не менее, юноша находит в себе силы понять, что неправ. Он вообще непривычно много рефлексирует для религиозного фанатика. Видимо, сказывается база, вложенная в него в детстве Друзом Ахкеймионом.
  

Магия в мире

  
0x01 graphic
   Отдельно доставили чародейские школы Трех Морей. Местные колдуны, кроме шуток, хреначат друг в друга философскими абстракциями, выворачивая под свои нужды законы мира.
   Собственно говоря, название магии школы Завета, к которой принадлежит Друз Ахкеймион - Гнозис - говорит само за себя. Остальные маги айнрити вынуждены довольствоваться агогическим чародейством, которое заметно слабее гностической магии.
   Гнозис - это тайное знание, владеть которым могут лишь маги Завета, и даже самые страшные пытки не в состоянии вырвать секреты ни из одного адепта Завета. Причиной тому является их благословение и проклятье: каждый адепт Гнозиса в ночных кошмарах раз за разом переживает ужасы, которые испытывал Сесвадха - основатель ордена и один из главных действующих лиц Первого Армагеддона. Когда же адепта Гнозиса берут в плен и начинают пытать, тень Сесвадхи перехватывает контроль и даже если гностический маг хочет предать своих, чтобы прекратить мучения, у него ничего не получается.
   Чародеи фаним - кишаурим, Водоносы Индары, люди, которые вырывают собственные глаза и смотрят на мир при помощи своих спутниц-змей, владеют магией чувств Псухе, чья сила зависит от того, сколь пламенно пылают их сердца.
   Отдельной строкой идет магия инхороев, а также их последователей из числа людей - Консульта. Эта магия основана на биотехнологиях, собственно говоря, именно благодаря ней Консульт перестали быть людскими чародеями и превратились в нечто большее. Или меньшее - это как посмотреть.
   Не совсем понятно, точно ли следует говорить о возможностях Консульта, как о магии, так как инхорои - это пришельцы, чей космический корабль разбился на планете. Впрочем, это, наверное, не самый важный вопрос.

За и против

  
0x01 graphic
   Начнем с того, что же мне понравилось в трилогии. Безусловно, главное ее достоинство - это монументальность и детальная проработка едва ли не каждой мелочи. Если не путаю, автор потратил на написание первой книги то ли десять лет, то ли даже больше, и это сразу же бросается в глаза.
   Там, где у Аберкромби и Лоуренса - лишь жалкие карандашные наброски, у Бэккера - громадный триптих.
   История мира, культура и обычая народов, языковые особенности, семантика имен, это, и многое, многое другое, было придумано автором, состыковано, подогнано, после чего - допилено лобзиком, складываясь в красивейший узор сложного и живого мира.
   Понравились отличные и многогранные персонажи, каждому из которых автор сумел уделить толику внимания и любви.
   Конечно же, понравились многочисленные хорошо описанные интриги, которыми так изобилует книга, особенно - первый ее том.
   Увы, несмотря на многочисленные положительные стороны, "Князь Пустоты" не лишен и проблем.
   Серьезным с моей точки зрения недостатком является - Анасуримбор Келлхус. Я все понимаю, но этот парень - чистый, дистиллированный Марти Сью, прямо-таки взятый из палаты мер и весов. Все-то он может, все-то умеет. И язык новый выучить за пару дней, и сто человек порешить, не получив ни царапины, и освоить любой сложности философский труд за пару часиков, и проповеди устраивать, покруче, чем Христос Нагорную, и в будущее заглядывать и тэ дэ и тэ пэ.
   Безусловно, Анасуримбор хорошо прописан как персонаж, но, Великий Макаронный Монстр, как же он бесит!!! Так и хочется, чтобы нашелся кто-нибудь, способный пере...ть его по хребтине лопатой. Я все понимаю, фентезя, и все такое, но блин, неужели нельзя было обойтись без этого Марти? Ну или сделать его попроще, что ли. Или в этом персонаже автор воплощал все свои потаенные желания? Все может быть.
   Вторым недостатком произведения, лично на мой взгляд, является общая для почти всех авторов фентези проблема: размеры армий. Действительно, подумаешь, средневековые государства со средневековым же уровнем логистики собрали войско тысяч в двести рыл, чего такого? Все так делают.
   Из размеров армий плавно вытекают и сражения уровня эпохи Наполеона, совершенно невозможные со средневековым уровнем подготовки и управления. Хотя надо отдать автору должное, он прибегал к ряду ухищрений, дабы доблестные айнрити не выскакивали на поле боя всей двухсоттысячной толпой.
   При этом, автор, лично на мой взгляд, достаточно слабо себе представляет, что такое - средневековое сражение, и каково это - орудовать остро заточенными металлическими предметами, потому как некоторые описания вызывают даже не двойной, а учетверенный фейспалм. Особенно доставило одна из последних битв, когда истощенные многонедельной осадой айнрити сошлись с двукратно превосходящими их по численности фаним.
   Ну-да, ну-да, так оно и происходит, мега пророк сказал: "посоны, ватаке!!!", и у всех сразу же такой духовный подъем начался, такой духовный подъем...
   Как там было: "...ты же коммунист, Иванов! И вновь застрочил пулемет".
   Но и с этим можно было бы смириться, если бы не главный минус трилогии. Имя ему - сублимация. В этой трилогии трахаются все, всегда и везде. Половые акты тут прописаны в таком количестве и с такой подробностью, что иногда за товарища Бэккера мне становилось откровенно страшно. Сходил бы он, что ли, к психологу. Или к сексопатологу.
   Скажу сразу, я не имею ничего против описания половых отношений, если они обусловлены с точки зрения сюжета. Да-да, иногда это бывает необходимо.
   Но здесь же творится просто какая-то жесть:
   Скюльвенд регулярно насилует красавицу Серве - свою добычу.
   Маг Завета, чтобы забыть о своей любимой, пользуется услугами грязных обозных шлюх, причем процесс съема и, так сказать, выполнения сделки достаточно подробно расписывается.
   Император желает отыметь свою престарелую мать, которая ублажала его в подростковом возрасте.
   Синтез Консульта - древнее существо, живущее не одну тысячу лет, - надрачивает своему слуге - шпиону-оборотню.
   Сами шпионы-оборотни, равно как и шранки, вообще нечто, повернутое на сексе, причем их специфические вкусы включают в себя содомию, жесточайший БДСМ, некрофилию, и прочие милые шалости.
   Шлюха непрерывно занимается своими профессиональными обязанностями, что тоже весьма подробно и со вкусом описывается автором.
   Естественно, что, когда город берется штурмом, либо победители врываются в лагерь разбитой вражеской армии, все женщины тотчас же пускаются по кругу.
   Естественно, что безобразные инхорои - это раса любовников, для описания чего у автора обязательно найдется пара абзацев.
   Это все естественно... Но от того не менее безобразно.
   Может быть, автор пытался таким образом сделать книгу более приземленной, попадающей в каноны темного фентези, может быть, в каждом со смаком описанном половом акте есть глубинный смысл, понять который в состоянии не каждый, все может быть.
   Лично же я увидел в этом просто адовую сублимацию и такое дикое количество скрытых проблем, что хоть волком вой. Кроме шуток, из трилогии можно совершенно безболезненно удалить процентов восемьдесят постельных сцен, и текст ничего не потеряет от этого, наоборот, станет только лучше.
  

Заключение

0x01 graphic

   Что можно сказать в итоге. Трилогия Бэккера - великолепное произведение, которое могло бы быть даже лучше, укроти автор тараканов внутри своей черепной коробки.
   Он откровенно переборщил с чернухой и тем самым тварным, от которого отказались так хорошо расписанные им дуниане.
   Однако я абсолютно уверен, что несмотря на все недостатки трилогии, каждый фанат фентези просто обязан ознакомиться с "Князем Пустоты".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"