Духи танцуют вокруг, показывают картины. Лагерь сахрендеев охвачен хаосом.
Сотни, тысячи людей, тянущихся к резным столпам.
Амурех Вомрейс сидит на лошади с топором в руке, лицо его дрожит.
Светловолосая невольница стоит на коленях и возносит ладони в немой молитве к своей богине.
Плачет. Крик. Все более громкий. Наконец один человек, мужчина,
лупит головою в столп шатра, пока кровь не начинает пятнать дерево.
Тот крик несется, его подхватывают остальные, кто-то вытаскивает нож
и широко режет себя по щеке, кровь брызгает на землю. Духи довольны.
Такое отчаяние выгибает окоем. Над лагерем сахрендеев, кажется, проваливается небо.
Нельзя обсуждать фэнтези, не упомянув колдунов и богов. И те, и те, обычно, являются обязательными элементами любого более-менее нормального сэттинга, и, как и в случае с миром, от того, насколько они удачно прописаны, зависит многое.
В этом пункте мы разберем магию.
И вот тут я должен с сожалением констатировать, что магия в романах выглядит достаточно поверхностной. Нет, конечно, автор расписал массу всяких подробностей, добавил массу умных слов и все такое... Но я так до конца и не понял, как именно функционируют магические школы империи...
Ладно, обо всем по порядку.
Итак, магия в Меекханской империи делится на две группы: аспектированная и запрещенная.
Что есть аспектная магия? У Силы, которую чародеи используют для того, чтобы творить волшбу, имеются так называемые "аспекты". Они могут быть самыми разными, и именно они определяют специализацию каждого конкретного чародея. Общим у всей аспектированной магии является то, что она оперирует с Источниками и открывает Тропы относительно безопасные для человеческого разума.
Аспектированная магия жестко формализована и позволяет не обращаться напрямую к таким источникам Силы, как, например, духи или даже боги. И это я уже молчу про тварей вроде Нежеланных, взаимодействие с которыми абсолютно губительно для человека и больше всего напоминает... пожалуй, воздействие Хаоса Неделимого из мира Вархаммера.
Естественно, за безопасность приходится платить - аспектированная магия куда слабее племенной, нацеленной на работу с духами и допускающей кровавые жертвоприношения. Слабее она и магии пометников - людей, почитающих Нежеланных и обретающих силу в обмен на человечность и сами души.
Впрочем, племенная - древняя и первобытная - магия имеет разные формы. Встречаются люди, способные превращаться в животных, или же люди, которые умеют взаимодействовать с духами умерших, или люди, умеющие контролировать птиц и зверей. Даже если они - не злы, а их сила передалась по наследству и не несет в себе скверны и безумия, империя нещадно борется с ними, потому как, нахлебавшись кошмара в прошлом, почитатели Баэльта'Матран не терпят никаких чар, не идущих из аспектов.
И вот на этом хорошее в плане описания магии заканчивается. Увы, но саму суть аспектов и их возможности автор объяснил крайне рыхло и невнятно. Ну ок, есть у нас аспекты, связанные, например, с морем. Какие возможности они предоставляют? Как отличаются друг от друга? Почему это происходит?
Увы, ответа не будет.
Бог без религии -- ничто, но религия без бога...
о, религия без бога прекрасно себя чувствует.
Теперь следует немного поговорить о богах в мире "Сказаний Меекханского пограничья", тем более, что тема эта - крайне важная, я бы даже сказал - сюжетообразующая.
Итак, есть материальный мир (один из множества во Вселенной). За ним - Тьма. За этой Тьмой - реальности, в которых обитают боги. Долгое время они сидели и не рыпались, помаленьку помогая верующим и подпитываясь их молитвами... Так бы и продолжалось, но затем пришли Нежеланные, порождения иных миров, сумевших преодолеть Тьму.
Вторжение было страшным и жестоким, поэтому богам пришлось реагировать. Но так как боги - это сущности, во-первых, нематериальные, а во-вторых, чудовищно могущественные, им, чтобы ступить в мир и прийти на помощь своим почитателям, пришлось в этом самом мире воплощаться посредством аватаров, именуемых в книге авендери.
И все бы ничего, но у подобного способа материализации нашлось парочка ма-ахоньких таких недостатков. Для начала, воплощение в авендери означало для бога возможность познать окончательную и бесповоротную смерть. Умирает аватара - умирает бог. Чтобы этого избежать, небожители принялись готовить "запасные аэродромы" и разделяться на несколько частей. Вот только последнее означало разрывание души на куски, и превращение некоторых из авендери в существ достаточно автономных и наделённых собственной волей.
Как нетрудно догадаться, не все боги в итоге сумели собраться в единое целое, а некоторые, даже вернувшись назад - в родные царства - оставили авендери в мире, чтобы иметь возможность быстренько слетать - поглядеть, как оно там. Ну, или сотворить еще что-нибудь столь же полезное.
Так, у богини удачи Эйфры, к примеру, целых три аватары, у Агара - бога огня - один, и так далее.
Нетрудно догадаться, что в мире Меекханской империи цветет и пахнет политеизм. Впрочем, пожалуй, я бы все-таки отметил, что в самой империи имеется устойчивая монолатрия, то есть богов много, но есть один - главный. А вернее - одна: Великая Матерь, Баэльта'Матран.
Таинственная богиня невообразимой мощи, чьи почитатели из маленького забитого народца, страдавшего от всех ужасов темных веков, превратились в могучую и необоримую силу. Силу, помнившую завет своей владычицы: все культы должны поклониться Великой Матери и признать ее верховенство. Усмирят гордыню - получат место в пантеоне. Осмелятся возражать - и богам придется искать себе новых последователей в каких-нибудь других мирах, потому как в этом их не останется ни одного человека.
И с Матерью приходится считаться всем и каждому, ибо число ее последователей колоссально. А чем больше верующих, тем сильнее бог.
- Обычный военный рацион, - он помахал кусочком сушеного мяса.
Колдун поглядел на скрученную серо-коричневую стружку.
- Теперь я понимаю, отчего вы победили кочевников.
- Потому что людям, которые едят такие вещи, жизнь не важна.
Что ж, перейдем к персонажам.
Итак, на севере лейтенант Кеннет-лив-Даровит командует шестой ротой шестого полка Горной Стражи. Этот рыжеволосый полукровка (наполовину вессирец) получил в подчинение свежесформированную роту, в которой не набиралось и пяти десятков, и своим профессионализмом, непреклонностью, порядочностью и, что уж греха таить, удачей, заставил уважать себя не только подчиненных, но и командиров.
Один из моих любимейших персонажей цикла. Идеальный офицер, воин и защитник, наделенный несгибаемым титановым стержнем и готовый в лепешку разбиться ради защиты слабых и наказания виноватых.
На его фоне остальные члены роты несколько блекнут, выполняя, скорее, роли статистов. Запоминается, разве что, ветеран Горной Стражи - десятник Вархен Веленргорф. Этот опытнейший, закаленный десятилетиями службы, воин изрядно помогает своему лейтенанту, по праву считаясь его заместителем.
Переберемся на юг. Здесь у нас в главных героях ходит фримен на минималках - иссарский воин Йатех д'Кллеан. Итак, кто он такой? Житель пустынного сиетча... тьфу, афраагры, отправившийся в паломничество в Большой Мир и нанявшийся служить телохранителем у богатого меекханского купца.
Как и любой иссарам, превосходно владеет холодным и метательным оружием, прекрасно разбирается в тактике и стратегии, способен противостоять простеньким чарам, разбивая их своей внутренней ки... ну или что там у него.
Помимо этого, он - мастер клинка, достойный белых ножен, а потому - способен вводить себя в состояние боевого транса, превращаясь в настоящую машину смерти. Не хватает только памяти о прошлых жизнях, да.
Впрочем, для последнего в романе имеется отдельный персонаж, не будем забегать вперед.
Приятно видеть, что "Дюна" и спустя полвека продолжает дарить вдохновение молодым писателям. Хотя я не исключаю, что господин Вегнер ориентировался не на великий роман Герберта, а на фэнтезийную производную от него - цикл "Колесо времени".
Цепь ошибок и сложнейших моральных дилемм приводит нашего недофримена в услужение к существу по имени Канайонес. Твари столь же могущественной, сколь и безумной и - безгранично опасной. Твари, что вернулась в этот мир из-за кромки Тени и лелеет какие-то не слишком приятные для смертных планы.
Нельзя не упомянуть также и Деану - сестру Йатеха, которая - как и брат - добилась права носить белые ножны. Изначально она - всего лишь эпизодический персонаж, засветившийся лишь в одном рассказе первого тома, зато в четвертом романе - одно из главных действующих лиц.
Девушка Деана весьма интересная: мастер меча (а точнее - парных тальхиров), хранительница памяти своего народа, сильная личность, как и брат, сделавшая непростой выбор, и готовая отвечать за него. Как и брата, принятые решения заводят ее к черту на кулички, вынуждая - самой того не зная - принять участие в серьезнейшей разборке, чреватой долгоиграющими последствиями.
Теперь поговорим о героях с востока.
Главным действующим лицом там является Кайлеан - молодая воительница, служащая в вольном отряде легендарного Генно Ласкольника, человека, буквально спасшего Империю, обласканного императором, и... свалившего в порубежье - подальше от столичных интриг и придворной камарильи.
Девушка она весьма и весьма примечательная. И - нет - не наличием двух сюжетов десятого размера, как это принято в каких-нибудь говнокнижках и японских комиксах. Интересной ее делает характер, прошлое, и, конечно же, необычная способность, которую Кайлеан старается не афишировать, потому как не слишком жаждет оказаться на костре.
Помимо нее в чаардане Ласкольника служат и другие люди. В высшей степени необычные. Тут нашлось место и племенной ведьме Дагене, и оборотню Кошкодуру, и многим другим. Впрочем, я и так сказал слишком много, а потому, переберемся на запад.
Здесь главным действующим лицом является юный вор Альтсин.
Талантливый и умный преступник, по приказу главы своей банды Цетрона Толстого, он проникает в храм Меча, чтобы разобраться в одном запутанном деле. Увы, разбирается в нем Альтсин куда сильнее, чем стоило бы, подселяя в свое тело нежеланную сущность, которая начинает сводить парня с ума видениями из кошмарной эпохи Войны Богов, и явно планирует завладеть телом смертного, чего последнему, конечно же, не слишком хочется.
Во всем есть смысл. Только порой смысл этот может нам не нравиться.
Думаю, что не открою ни для кого Америку, сказав, что мне понравился мир. Огромный, с богатой историей, множеством государств и народов, отлично прописанный, он - едва ли не лучшее, что есть в книге.
Едва ли, но - нет - не самое лучшее.
Больше всего я готов хвалить автора за персонажей. Он умудрился создать десятки совершенно разных людей, у каждого из которых своя история, характер, привычки, манера речи, идеалы, и многое, многое другое.
Богатый меекханский купец мыслит и говорит совершенно не так, как воришка из Понкее-Лаа, а психованный сеехийский дикарь ничуть не будет походить на благородного фургонщика верданно.
Впрочем - и это я тоже ставлю автору в заслугу - мир у него не делится на черное и белое. Скорее, он наполнено оттенками серого и, говоря начистоту, очень и очень мрачен. Пресловутого гримдарка в "Сказаниях Меекханского пограничья" столько, что временами ждесь, когда, наконец, уже появятся легионы Хаоса, скавенские орды, ну или, на худой конец, мертвяки Нагаша. А то и все сразу. Общий уровень пафоса в произведении, кстати говоря, также наводит на подобные мысли.
Эпичности, превозмогания и несгибаемости в цикле столько, временами он начинает буквально сочиться меж строк... И это круто!
Главные герои - и это тоже большой плюс - в основной своей массе - положительные люди (передаю пламенный привет Аберкромби с его чернухой ради чернухи), неидеальные, имеющие слабости, но, тем не менее, достойные уважения. Да, даже вор Альтсин и тупица Йатех.
Они выполняют свой долг, поступают так, как велит совесть, учатся и развиваются, смотрят в глаза смерти, и, несмотря на страх и сложности, движутся вперед.
Отдельной похвалы заслуживают боевые действия. Нет, конечно же, они в основной совей массе совершенно невозможны: ну там, перестраивающиеся по свистку боевые конные сотни, атака тысяч тяжелых колесниц (в средневековом-то сеттинге!), уровень дисциплины и маневрирования, подходящий больше дивизиям эпохи Наполеоновских войн, но Великий Макаронный Монстр, как же круто все описано!
Оторваться от сражений практически невозможно. Хочется читать и читать, жадно перелистывая страницы и поглощая это восхитительно вкусное блюдо запоем!
Впрочем, нельзя сказать, что цикл - исключительно скопление достоинств, лишенное каких бы то ни было проблем.
Произведение Вегнера временами действительно напоминает небезызвестную "Малазанскую книгу павших" Эриксона. Вот только это утверждение не только похвала. Нет, это еще и ругательство.
"Малазанский цикл" для меня стал синонимом нудности и затянутости, и, увы, "Сказания Меекханского пограничья" не избежали данной проблемы. Некоторые сюжетные линии настолько тягомотны, что хочется выть в голос.
Автор временами безбожно затягивает повествование, наливая столько воды, что кажется, будто он пишет дипломную работу, а не книгу в жанре фэнтези. Иногда же он перебарщивает с пафосом и превозмоганием.
К тому же, цикл написан с совершенно фантастическим размахом. Я, пожалуй, не могу особо вспомнить книг, где хоть что-то начинаешь понимать лишь к концу толстенного четвертого тома (первые три, надо заметить, также не отличались малыми габаритами).
Эпический размах присущ тут всему: и количеству персонажей, и сюжету, и размерам армий. И это отчасти играет с книгой злую шутку, заметно переусложняя ее.
Не бойся тех, кого боги уже при жизни забрали к себе.
Бойся тех, кого не возьмут они даже после смерти.
Итак, стоит ли тратить время (очень, очень много времени) на чтение цикла, который на сегодня далек от завершения?
Если вы любите эпическое фэнтези с отлично проработанным миром, интересными персонажами, уровнем пафоса, как в Вархаммере и таким же уровнем гримдарка - это ваш выбор!
В противном случае, лично я бы советовал обходить цикл "Сказания Меекханского пограничья" стороной. Он может показаться вам излишне затянутым, наполненным рефлексиями и ненужной водой.
На этом, пожалуй, все.