Яндова Виктория Александровна : другие произведения.

Северные архетипы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Северные архетипы. Статья к подготовке виртуальной фотовыставке по мотивам северной мифологии. Часть 1. Вступление. Айно и Лоухи. Лолита и женщина бальзаковского возраста в патриархальном обществе.

  Северные архетипы. Статья к подготовке виртуальной фотовыставке по мотивам северной мифологии.
  Часть 1. Вступление.
  
  Айно и Лоухи. Лолита и женщина бальзаковского возраста в патриархальном обществе.
  
  Что такое миф? Что такое архетип? Кто знаком с книгами Карла Густава Юнга конечно же поймут, что эти понятия во многом тождественны. Великий основоположник аналитической психологии известен своими работами о архетипах и коллективном бессознательном. Мифы народов мира это вовсе не бессмыслица и старинные сказки. В мифических событиях живут архетипы, универсальные отношения, ситуации, которые актуальны для человека, народов, культур и целого человечества. Источник мифов это коллективное бессознательное человеческой психики. Все эти сюжеты вновь и вновь проявляются в наших жизнях, в наших судьбах. Наиболее ярко и образно архетипы видны в мифах, через устное творчество веками оттачиваются и укореняются в коллективном творчестве народов, хотя и рождаются из бессознательного.
   Кроме понимания мифа как архетипа, нужно учитывать, что любая история в мифе отражает и личностное начало. Алексей Федорович Лосев считал миф 'тончайшим и высокоинтеллектуальным явлением', кроме того, он определял его как 'в словах данную чудесную личностную историю'. В своей 'Диалектике мифа' он также утверждал, что 'миф всегда жизнен и состоит из живых личностей'. Конечно же он расширял понимание мифа от просто фольклорного произведения, но суть и в том, что вновь повторяющиеся сюжеты мифов всегда отражают реальных людей и реальные судьбы, хотя и являются каким-то обобщающим образом.
   Финский лингвист и фольклорист Элиас Лёнротт совершил великий литературный и культурный подвиг, во время многочисленных экспедиций по многим весям сейчас уже современной территории Карелии собирал руны от таких руновецев как Архип Перттунен или Ваасилла Киелевяйнен. Он сложил из мотивов народного эпоса Калевала письменное произведение, записывая его, и тем самым передал его нам.
   Братья Гримм считали, что 'бессознательный творящий дух' рождает мифические мотивы. Но это не просто истории и сюжеты это так же определенные нравственные идеалы и верования.
   На примере эпоса Калевала мы видим очень много универсальных и применимых для анализа в современном обществе отношений между мужскими архетипами и женскими. Мы видим архетипы взаимодействия мужского и женского. Мы можем пробовать анализировать архетипы гендера по К.Юнгу: анимуса и анимы. Настроения и мнения. Архетипы, подобные пируши и пракрити из индуизма, или всем известным иню и яню. Ну или же, например, ору и кли из Каббалы.
   В эпосе мы также видим различные мотивы противостояния, ошибок, выбора и соперничества. Это очень поучительный и многослойный эпос. Его герои могут отражаться в нас самих и в современности.
  
  Архетипы в эпосе Калевала.
  
  Архетип главного героя эпоса, шамана, колдуна, старого и мудрого врачевателя калевальского народа Вяйнемейнена это сложный и многогранный образ, объединяющий в себя многие мужские качества.
  
  Мы попробует понять его хотя бы отчасти через его взаимоотношения с женскими архетипами, которые ярко выделяются в эпосе. Женщины это его путеводные звезды, он ищет себе невесту, но судьба всегда неблагосклонна к нему в этом поиске.
  
  Патриархат. Неравный брак. Брак без любви. Несчастная Лолита.
  
  Айно, сестра Йокахайнена. Брат проиграл Вяйнемейнену в шаманском поединке и пообещал сестру свою, Айно, в жены старику. Однако молоденькая девушка долго противилась, не хотела быть с нелюбимым мужчиной, который ещё и в возрасте. Поэтому она утопилась, навсегда став русалкой. Этот мотив воодушевил многих художников на написание работ по этой грустной и трагической истории из эпоса. Читатели могут посмотреть на картины в интернете, они действительно прекрасны. Но вспоминается еще один шедевр, известный во всем мире. Неравный брак.
  Девственная, желанная, молодая и хрупкая. Но несчастная от того, что с ней обходятся как с вещью, а не с равноценным человеком, который сам способен выбирать с кем быть. Навязчивое желание пожилого мужчины быть с красивой молодой девушкой против ее воли привело к непоправимой трагедии и гибели человека. И родные не смогли её защитить, так как ее проиграли в поединке колдунов.
  Этот мотив знаком нам и из жизни, и из кинематографа. Некоторые народы и культуры до сих пор благосклонны к браку по договоренности, еще и часто совсем молоденькие девочки отдаются в жены взрослым, пожилым мужчинам. И в итоге самоубийство это единственный способ как спастись из сетей пожилого и нелюбимого человека.
  
  Матриархат. Сильная женщина. Женщина бальзаковского возраста.
  
  Старуха Лоухи, хозяйка Похьолы в карело-финском эпосе Каревала это могущественная колдунья, старуха, злой отрицательный персонаж. Однако так ли она зла?
  В 2007-2008 годах в посёлке Лоухи проходил праздник "Старуха Лоухи - вернём доброе имя". Организаторы праздника показали другой имидж старухи Лоухи была не злой ведьмой, а всего лишь хозяйкой, делающей всё на благо своего народа.
  В сугубо патриархальном обществе сильная, могущественная, самостоятельная и умная женщина всегда воспринимается как зло, так как она способна противопоставить себя мужчине. В ней просыпается анимус, свободное мнение, за что её начинают воспринимать как агрессора в патриархальной системе устройства общества. За примерами не надо далеко ходить, достаточно вспомнить сколько сожгли ведьм на кострах инквизиции. А ведь зачастую это были сильные и умные женщины, способные лечить, помогать травами и высказывать свое мнение наравне с мужчиной. Или могли быть вовсе случайно попавшие под гильотину. Реабилитация этих женщин пришла позже через кинематографию и литературу. Яркие картины из чехословацкого фильма "Молот ведьм" описывают архетип крайнего патриархата, когда женщина становится своего рода безвольной куклой вуду, в которую можно бесконечно втыкать иголки.
  Одна сильная женщина как центральный персонаж противостоит в карело-финском эпосе троим эпическим героям-женихам: старому и мудрому рунопевцу и шаману Вяйнемейнену, распутнику и смелому весельчаку Леммянкяйнену, работящему и таланливому ремесленнику Ильмарийнену. Она дает им сложные задания, которые сможет выполнить только лучший. А дочери своей в итоге дает право выбрать себе жениха, выбор падает на Ильмарийнена, с архетипом хорошего, домашнего рукастого парня.
  Исследователи эпоса Калевала предполагают, что Лоухи могло быть всего лишь около 35 лет. Действительно, и в наши дни женщины бальзаковского возраста отправляются в категорию женщин, которыми патриархальное общество начинает пренебрегать. Отплодоносили, и теперь их место на кухне. Более того, когда женщины этого возраста начинают проявлять свои различные способности, у них складывается своя картина и личное мнение на многие темы, этим они. противопоставляют себя мужчинам патриархального склада, то это еще более утверждает образ злой, старой и обнаглевшей женщины.
  А действительно ли Лоухи обнаглела? Женихи пришли свататься к ее дочерям, и ее желание проверить женихов и получить пользу для своего народа законно. Но что все так ли хорошо складывается для рода Лоухи? Один, неудавшийся жених, убивает несостоявшегося тестя на свадьбе. Второй, состоявшийся жених, не способен позаботиться о дочери Лоухи, и ту убивают дикие звери, которых на нее насылает пастух семьи Куллерво. А тут еще и калевальские женишки собираются вернуть себе чудесную мельницу Сампо, которую выковал Ильмарийнен в дар семье невесты. Это даже не сравнить с бразильскими страстями. Это суровые северные свадьбы.
  И как тут матери и жене не разозлиться? Мужа убили, дочь убили, обокрали. В пору применять самую суровую магию и превращаться в страшную птицу, пытающуюся уничтожить весь род калевальский. Вендетта по-карельски.
  
  Поэтому нет в мифах абсолютного зла или абсолютного добра. Но есть архетипы и мораль. Есть отражение вечных и повторяющихся проблем. Есть и взаимодействие полов, возрастов и мировоззрений.
   Продолжение следует...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"