В английской буржуазной революции XVII в., в период ее высшего подъема, роќдилось движение народных низов - "диг-геров". "Диггеры" - буквально, "копатеќли" - это деревенская и городская беднота, предпринимавшая попытки захвата и коллек-тивного возделывания как общинных, так и находящихся в частном владении, но пустуюќщих земель. Своим идеалом они провозгла-сили "свободную республику", коллективќную собственность и коллективный труд. Идеологом и вождем диггеров был Джерард Уинстэнли. Мы очень мало знаем о нем.
Городок Уиган в Ланкашире. Семья Эдуарда Уинстэнли, "торговца шелком и бархатом". Сын его, Джерард, не получил сколько-нибудь систематического образования. В 30-х годах он обучался торговому делу в Лондоне, в 1637-м становится членом компании торговцев готовым платьем; есть сведения, что до 1643 г. он вел мелкую торговлю сукном. Экономическая депрессия, связанная с гражданской войной, разорила его. Пришлось переселяться в деревню...
С 1648 г. началась литературная деятельность Уинстэнли. Сначала - несколько небольших памфлетов на религиозные темы. В 1649 г. (в Англии к этому времени устанавливается республика) выходит первое социально-политическое произведение Джерарда - "Новый закон справедливости", затем - декларация от имени "бедного и угнетенного люда Англии".
Весной того же года небольшая группа людей (среди ее вожаков - и Уинстэнли) захватила в графстве Сёррей (приход Кобхем) пустующую землю и принялась совместно ее обрабатывать. Так было положено начало движению диггеров. Их колония продержалась - истовым трудом и неистовым упорством - только год. Несколько раз за это время окрестные лендлорды, новые власти предпринимали настоящие походы против нее, сносили постройки, вытаптывали посевы, разгоняли скот. В конце концов имущество кобхемских диггеров было полностью уничтожено.
Уинстэнли избежал ареста. Он пишет новые работы. Самая яркая из них - "Закон свободы", изданная в 1652 г.,- план коренного преобразования общества путем ликвидации частной собственности на землю, установления республики мелких производителей, основанной на общем пользовании землей и ее плодами... "Закон свободы" - последнее из сохранившихся произведений страстного проповедника равенства.
ТЕКСТЫ
ЗНАМЯ, ПОДНЯТОЕ ИСТИННЫМИ ЛЕВЕЛЛЕРАМИ
ДЕКЛАРАЦИЯ ВЛАСТЯМ АНГЛИИ И ВСЕМ ВЛАСТЯМ В МИРЕ, обнаруживающая причины, по которым простой народ Англии начал и дает согласие копать и обрабатывать землю, сеять хлеб на холме св. Георгия в Сёррее; от тех, кто подписался, и от многих тысяч, дающих свое согласие
В начале времен великий творец - разум создал землю, чтобы она была общей сокровищницей, чтобы хранила зверей, птиц, рыб и человека, господина, предназначенного править этими созданиями; ибо человек обладал властью, дарованной ему над зверями, птицами и рыбами; но вначале не было произнесено ни единого слова о том, что одна ветвь человечества будет править другою.
И причина этому та, что каждый отдельный человек, мужчина или женщина, есть сам по себе совершенное создание. И тот же самый дух, который создал земной шар, пребывает в человеке, чтобы он управлял землею. Так как плоть человеческая подчинена разуму, создатель дал его человеку, чтобы быть учителем и наставником для самого себя, поэтому он и не нуждается в поисках вовне наставника или правителя, помимо себя, и не нуждается ни в каком человеке для поучения себя, ибо тот же самый помазанник, который обитал в сыне человеческом, научил и его всем вещам.
Но с тех пор плоть человеческая (этот царь зверей) начала наслаждаться предметами творения больше, чем духом разума и справедливости, который проявляет себя в пяти чувствах - слухе, зрении, вкусе, обонянии и осязании; с течением времени он впал в умственную слепоту и слабость сердца и обращается вовне в поисках наставника и правителя. И таким образом эгоистическое воображение, овладев пятью чувствами и управляя ими, как царь, вместо разума, и работая об руку с алчностью, подстрекнуло одного человека наставлять и управлять другими; и тем самым дух был убит, и человек был ввергнут в рабство и стал большим рабом себе подобных, чем полевые звери были рабами ему.
Вслед за тем земля (сотворенная, чтобы быть общей, сокровищницей для помощи всем -- как зверям, так и людям) была обнесена изгородями и поделена на огороженные участки наставниками и правителями, а остальные люди были превращены в слуг и рабов.(...)
И до тех пор, пока мы или кто-либо другой признаёт за лендлордами и держателями право для одних называть землю своею, а для других - арендовать у них, или для одних - сдавать в аренду, а для других - работать за аренќду, это значит бесчестить дело творения; как будто спраќведливый творец взирал на лица и поэтому сотворил землю для немногих, а не для всех. И пока мы или. кто-либо другой будем сохранять частную собственность, мы тем самым согќлашаемся держать творение в том рабстве, под которым оно стонет, препятствуем делу восстановления и грешим против света, который дан нам, и утрачиваем наш мир из страха перед плотским человеком.
А что эта частная собственность есть проклятие, ясно из того, что те, кто покупает и продает землю и является ленд-лордами, получили ее либо путем угнетения, либо убийства, либо воровства; и все лендлорды живут нарушением седьмой и восьмой заповедей: "не убий" и "не укради".
НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК ПАРЛАМЕНТУ И АРМИИ,
показывающий, что представляет собою королевская власть; а также, что цель тех, кого называют диггерами, представляет жизнь и костяк того дела, за которое высказывался парламент и боролась армия, усовершенствование дела которых сделает Англию первой среди наций или той десятой частью города Вавилона, которая первой отделяется от зверя и которая возлагает корону на голову Христа, чтобы править миром в справедливости.
Теперь, сэры, где бы мы ни спрашивали о королевќской власти, я надеюсь, что ни один человек не смутится заявить об этом и не испугается изгнания ее, имея опору в акте парламента, в присяге солдат и согласие народа на своей стороне; ибо королевская власть подобна большому развесистому дереву: если вы срубите верхушку и оставите корни и боковые сучья, оно снова разрастется и получит свежие силы.
Если кто-нибудь задаст мне вопрос: что такое королевская власть? Я отвечу: королевская власть бывает двоякого рода: одна - это королевская власть справедливости и это власть всемогущего бога, правящего мирно над всем творением и держащая его в своей руке. И это сила всеобщей любви, ведущая народы по пути истины, поучающая каждого поступать так, как он хотел бы, чтобы поступали по отношению к нему, ныне снова борющаяся плотью и кровью, свергающая все, что не может устоять, и приводящая каждого в единение с собою, единый дух любви и справедливости, который будет продолжать вести дело к восстановлению. Но эта королевская власть стоит надо всем, она попирает ногами все - алчность, высокомерие, зависть, себялюбие и других подобных врагов и отнимает царство и правление над творением из рук себялюбивой и заносчивой плоти. И над землею царит только один царь справедливости и он поистине - сам Христос, который изгонит проклятие. Но это не та королевская власть, изгнание которой имел в виду парламентский акт, претендующий на ее утверждение, хотя против нее борются и парламент, и армия, и духовенство, и народ. Но когда им будет дано узреть ее, тогда они будут плакаться, потому что они преследовали ее.
Но другая королевская власть есть власть несправедливости и поистине диавол ( русский народ не случайно считал Запад миром разумных животных и Сатаны). О если бы парламент и армия обладали таким сердцем, чтобы осуществить свой собственный акт, тогда народ никогда не стал бы жаловаться на вас за нарушение Ковенанта, за вашу алчность, высокомерие и чрезмерное себялюбие, переполняющие вас. А у вас, с своей стороны, никогда не было бы оснований сетовать на недовольство народа вами. Поистине причина того несогласия, которое отделяет вас от народа, и есть королевская власть, та самая королевская власть, акт об уничтожении которой вы провели. Поэтому блюдите, чтобы он был исполнен с вашей стороны. Ибо королевская власть справедливости ждет этого, иначе она исторгнет вас, как лицемеров и как соль, утратившую свою силу. Ибо она следит за всеми вашими деяниями и поистине на всех них лежит изобилие ржавчины, которая не позволяет им блистать.
Эта королевская власть есть алчность во всех ее видах или власть себялюбия, правящая в лице одного или многих людей над другими и порабощающая тех, кто равен им по творению.(...) И эта королевская власть обычно возводится на престол правления под именем прерогативы, когда она правит другими в лице одного, и под именем государственной привилегии парламента, когда она правит другими в лице многих. И эта королевская власть всегда возвышается и утверждается силою меча, и поэтому ее называют убийцей или великим красным драконом, который сражается против Михаила, ибо он порабощает себе слабый народ, отказывая каждому в равной свободе по отношению к земле, которую закон справедливости даровал каждому человеку при его сотворении. Это, говорю я, и есть королевская власть при господстве тьмы, и поскольку она правит в людях, она восстанавливает их друг против друга и является причиной всех войн и жалоб; она известна своими внешними проявлениями и по сей день ее действия наполняют все повсюду, ибо эта власть тьмы царствует и будет царствовать, и она является единственным врагом, который борется против творения и национальной свободы.(...)
Если вы исследуете до основания жизнь этой темной королевской власти, изгнание которой вы провели парламентским актом и скрепили клятвой, то вы увидите, что она зарождается в железном лоне проклятой алчности, которая отдает землю одной части человечества и отнимает ее у другой; но та часть, которая обладает землею, не имеет права по закону творения присваивать ее себе и отстранять от нее других, но она отняла ее у них кражей и убийством во время завоевания. Так когда наш норманн Вильгельм 10 пришел в Англию и завоевал ее, он изгнал ангелов и отдал землю своим нормандским солдатам, чтобы каждый огородил свою часть, и отсюда произошла частная собственность. Ибо это плод войн с самого их начала, она отнимает собственность у слабого и передает ее в руки сильного, и продолжает поддерживать проклятие рабства.(...)
Вы порицаете нас, простой народ, за то, что будто бы мы не желаем никакого правительства. Истинно говорю, джентльмены, мы от всего сердца желаем справедливого правительства, но нынешнее правительство предоставляет свободу и достаток джентри ", дабы у них было изобилие и они собирали сокровища земли под замок от бедных, так чтобы у богатых сундуки ломились от золота и серебра, а дома были полны зерна и всякого добра, куда ни глянешь, тогда как бедный, трудом добывающий все, едва перебивается, и должен умирать с голоду, если не может работать, как раб. Таким образом, законы отдают всю землю одной части человечеќства, предшественники которой получили ее путем завоеваќния, и отказывают в ней другим, которые, по справедливому закону творения, могут требовать ее в равной доле; и однако вы говорите, что это - справедливое правительство, но оно, конечно, есть%1е что иное, как себялюбие, т. е. великий красќный дракон, убийца. Англия - это тюрьма. Многообразное крючкотворство законов поддерживается мечом, замками, засовами и вороќтами тюрьмы. Юристы - тюремщики, а бедный люд - заќключенные; ибо если человек попадет в лапы кого-нибудь из них, начиная от бейлифа до судьи, то или он погибнет, или останется разбитым на всю жизнь. И, конечно, эта власть закона, этот величайший идол, коќторый народ сотворил себе, является гнетом для творения, источником праздности, роскоши, обмана, единственным врагом Христа, царя справедливости)
ЗАКОН СВОБОДЫ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ВИДЕ ПРОГРАММЫ, ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТИННОЙ СИСТЕМЫ ПРАВЛЕНИЯ.
смиренно поднесенный Оливеру Кромвелю 12, генералу республиканской армии в Англии, и моим братьям-англичанам, собратьям по церкви, а также и не собратьям по церкви, шествующим в жизни, как они полагают, в соответствии с предписаниями Библии, и всем народам мира, в котором поясняется, что такое королевское правительство и что такое республиканское правительство, Джерардом Уинстэнли
В тебе, о Англия, встает закон, сияя.
Прими ж его, себя короною венчая.
Но коль отвергнешь и пребудешь непокорной,
Его страна другая примет и возьмет корону.
ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ ОЛИВЕРУ КРОМВЕЛЮ, ГЕНЕРАЛУ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ АРМИИ В АНГЛИИ
Сэр! Бог облек вас величайшей для человека почестью со вре-мен Моисея, поставив главою народа, который изгнал угќнетателя фараона. Ибо нормандское владычество, покорив наших предков, отняло у них свободное распоряжение анќглийской землею и превратило их в своих слуг. Но бог избрал вас своим победоносным орудием, дабы изгнать завоевателя и вашими победами вновь вырвать нашу землю и наши своќбоды из рук этой нормандской власти.
От вас хотят еще, чтобы вы сделали следующее: обеспечили искоренение власти угнетателя вместе с ним самим и озаботились тем, чтобы свободное владение землею и пользование свободами было закреплено за угнетенным простым людом Англии.
Ибо ни венец чести не сможет принадлежать вам, ни победы ваши не смогут быть названы победами, пока завоеванные земли и свобода не перейдут в руки тех, кто ради них подвергал опасности свою жизнь и свое благосостояние}
Все, что отвоевано у завоевателя, отвоевано объединенными усилиями простых людей и по всей справедливости, все простые люди, помогавшие вам, должны быть освобождены вместе с вами от владычества завоевателя, ибо закон Давида 14 гласил: "Добыча будет поделена между теми, которые пошли на войну, и теми, кто оставался дома".
А поскольку власть над землею находится в ваших руках, вы должны сделать одно из двух: либо, первое,- освободить землю для угнетенного простого люда, который помогал вам и платил жалованье армии, и тогда вы выполните заветы писания и ваши собственные обязательства, и таким образом получите заслуженную почесть.
Либо, второе,- вы должны только изъять власть завоевателя из рук короля и передать ее в руки других лиц, по- прежнему соблюдающих древние законы, и тогда ваша мудрость и честь будут утрачены навсегда и вы либо погубите себя, либо положите основание величайшему рабству для потомства, какое вы когда-либо знали 15.
Вы знаете, что пока король находился на вершине своей угнетающей власти, народ только роптал против него в частных домах. Но затем проповедовали с крыш домов, что он - тиран и изменник миру в Англии, и он был свергнут.
Справедливая сила в творении та же и по сие время: если окажется, что вы и другие, стоящие с вами у власти, пойдете по стопам короля, то сможете ли вы оградить вас самих или ваших потомков от низложения. Разумеется, нет.<...>
Ни один человек не может стать богатым иначе как либо от трудов рук своих, либо от трудов людей, помогающих ему. Если человек не получает помощи от своего соседа, он никогда не скопит имущества в сотни и тысячи за один год. Если другой человек помогает ему в работе, то эти богатства будут постольку же его, поскольку и его соседа, ибо они - плоды трудов другого человека так же, как и его собственных (на этом принципе была основана работа сталинских колхозов в 30 - е годы 20 века).
Но все богатые люди живут в довольстве, питаясь и одеваясь трудами других людей, а не своими собственными. И в этом их позор, а не благородство. Ибо давать - более благословенное дело, чем получать. Но богатые люди получают все из рук земледельцев, а то, что они дают,- это плоды трудов других людей, а не их собственных. А посему они несправедливые деятели на земле.
И неужели ни один человек не будет обладать более почетными титулами, чем другой?
Да, поскольку человек двигается по службе, он поднимается до почетных чинов, пока не достигнет высшего достоинства быть верным республиканцем в парламенте. Равным образом тот, кто откроет какую-нибудь тайну природы, будет награжден почетным званием, хотя бы он и был молодым человеком. Но никто не будет иметь почетного звания, пока не заслужит его своими трудами или благодаря возрасту или прохождению службы. Каждый человек, старше шестидесятилетнего возраста, будет пользоваться уважением как человек почитаемый со стороны всех, кто моложе его.(...)
Будет ли каждый смотреть на дом своего соседа, как на свой собственный и будут ли жить все вместе одной семьей?
Нет, хотя земля и склады будут общими для всех семейств, однако каждая семья будет жить отдельно, как и теперь. Дом каждого человека, его жена, дети, обстановка для убранства дома, все, что он получит со складов или добудет для нужд своей семьи,- все это будет составлять собственность его семьи для ее мирного существования. И если какой-нибудь человек захочет взять у другого жену, детей, обстановку дома без его согласия или пожелает нарушить покой его жилища, он должен будет подвергнуться каре, как враг республиканского правления.(...)
Разве не будет у нас юристов?
В них не будет надобности, ибо не будет купли и продажи. Не будет потребности и в толковании законов, ибо простая буква закона будет одновременно и судьей и юристом, контролируя поступки каждого человека. Принимая во внимание, что у нас ежегодно будет созываться парламент, будут выработаны правила для каждого действия, которое может предпринять человек.
Но в каждом приходе ежегодно будут избираться должностные лица для наблюдения за исполнением законов в соответствии с буквой закона, так что не будет большого труда рассматривать обиды, как это происходит при королевском правительстве, доставляя деньги юристам, порабощая простых людей закону прерогативы завоевателя или его воле. Сыны раздора, Симон и Левит, не должны нести бразды правления в свободной республике.
С первого взгляда вам, возможно, покажется странным это правление. Но я прошу вас: не судите ни о чем, не испытав. Положите эту программу республиканского правления на одну чашу весов и положите монархию или королевское правительство на другую и посмотрите, на какой окажется подлинный вес подлинной свободы и мира. Среднего пути между обоими нет, ибо человек должен быть либо свободным и истинным республиканцем, либо сторонником монархии, тираническим роялистом.
Если некоторые скажут, что это приведет к бедности, то они, конечно, ошибутся, ибо будет полное изобилие всех земных благ при меньшем труде и волнениях, чем теперь при монархии. Нужды не будет, ибо каждый человек сможет наполнить свой дом, как он пожелает, и никогда не залезет в долги, ибо общественные склады оплачивают все.
Если вы скажете: некоторые будут жить в праздности. Я отвечу: нет. Это заставит ленивых людей быть трудолюбивыми. Не будет ни нищих, ни тунеядцев.
Если вы скажете, что это будет толкать людей на распри и столкновения, я отвечу: это заставит перековать мечи на орала 17 и водворит такой мир на земле, что народы больше никогда не будут знать войн. В действительности, королевское правление есть питомник войн, потому что люди, брошенные в когти нищеты, вынуждены бороться за свободу и отбирать у других людей их имения и добиваться господства. Посмотрите на все армии и вы увидите, что они не делают ничего иного, как разоряют одних людей и обогащают других; одним даруют свободу, других обращают в рабство. Разве это не язва человечества?
Одного я желаю, чтобы республиканская земля, являющаяся древней общинной землей и пустошами, а также земля, недавно вырванная армиями победы из рук угнетателей - парки, леса, места охоты и тому подобное были бы сделаны доступными для всех, кто пожелает вложить в них долю участия своим личным трудом, либо деньгами, и для всех, кто пожелает испробовать на опыте это правление и подчиниться его законам. А другим, кто не согласен, пусть будет позволено оставаться при их купле и продаже, т. е. при законе завоевателя, пока им будет угодно.(...)
ДРУЖЕСТВЕННОМУ И НЕ ПРЕДУБЕЖДЕННОМУ ЧИТАТЕЛЮ
Предлагаемая мною система правления есть царство пер-возданной справедливости и мира на земле, хотя оно было долго сокрыто под личиной королевской алчности, высокоќмерия и гнета.
Ныне начинается его воскрешение; не презирай его, пока оно мало.(...)
У всех народов земля приобретается куплей и продажей, ибо все законы королей имеют отношение к этим актам.
Нижеследующая же программа 18 представит тебе земное правление без купли и продажи, законы которого являются законами свободной и мирной республики, которая изгоняет все, что ее оскорбляет, ибо на всей святой горе справедливого закона или правителя-миротворца нет ни одного колючего терния 19.
Каждая семья будет жить отдельно, как и теперь. Каждый мужчина будет иметь свою жену, и каждая женщина - своего мужа, как и теперь. Всякое дело будет доведено до состояния большего совершенства, чем теперь. Все дети будут образованы и воспитаны в большем подчинении родителям и старшим, чем теперь. Земля будет возделана, и собранные плоды будут доставляться на склады общими усилиями кажќдой семьи: богатства складов будут общими запасами для каждой семьи. В стране не будет ни тунеядцев, ни нищих.
А так как могут возникнуть нарушения от безрассудного невежества, то для этой цели будет добавлен закон.
Ибо если кто-нибудь оскорбит своего соседа вызывающиќми словами, либо нанесением ему ударов, либо нанесением оскорбления жене соседа или его детям, или какого-либо ущерба его дому или обстановке, находящейся в нем, или если кто вздумает жить в праздности за счет труда других людей, то будут законы для его строгого наказания и должќностные лица, которые будут следить за исполнением этих законов, согласно надлежащему порядку республиканского правления ради спокойствия каждой семьи в стране.(...)
Некоторые люди, слыша о всеобщей свободе, полагают, что должна быть общность всех плодов земли, независимо от того, будут ли они работать или нет, и поэтому они рассчитывают жить в праздности за счет труда других людей.
Другие, по причине того же самого безрассудного скотского невежества, полагают, что будет общность всех мужей и жен, и посему намереваются вести скотский образ жизни.
Иные думают, что не будет закона, но что все придет в полное смятение из-за отсутствия правительства, но настоящая программа доказывает обратное.
Именно потому, что должны и могут происходить нарушения от невежества и внезапных фантазий, прибавлен закон.
То, что истинная справедливость, по моему суждению, именует общностью, заключается в освобождении земли от всякого рода королевской кабалы лордов маноров20, от угнетателей лендлордов, явившихся результатом завоевания, подобно грабителю, отнимающему кошелек у честного человека на большой дороге, потому что он сильнее.
И в том, что ни земля, ни плоды ее не будут ни продаваться, ни покупаться населением друг у друга, так как это является рабством, принесенным королями-завоевателями, которые ставили свое клеймо на серебре, чтобы каждый покупал и продавал от его имени.
И хотя теперь это бывает, но люди не будут жить в праздности, ибо земля будет обработана и урожай собран, а плоды будут свезены в амбары и складочные помещения силами каждой семьи.(...)
Каждый человек будет воспитываться, изучая ремесла и виды сельскохозяйственного труда, и все ремесла будут поддерживаться и улучшаться ради обогащения республики в гораздо большей степени, чем теперь, при королевской власти.
Каждый ремесленник будет получать материалы - кожу, шерсть, лен, злаки и тому подобное из общественных складов для обработки их, не продавая и не покупая ничего. И когда различные работы будут произведены, то одежда, обувь, шапки и тому подобное будет доставлено ремесленниками в специальные магазины, как это практикуется и теперь, без купли и продажи. И каждая семья, поскольку она нуждается в таких вещах, которых она не может производить сама, пойдет в эти магазины и получит без денег совершенно так же, как теперь получает за деньги.(...)
Если кто-нибудь скажет, что это будет порождать праздность, я отвечу, что данная программа доказывает обратное, так как тунеядцы и нищие будут принуждены работать.
Если кто-нибудь скажет, что это даст возможность одним насильно отнимать блага у других и присваивать их себе на том основании, что земля и плоды ее являются общими запасами, я отвечу, что(...) хотя склады и общественные магазины будут пополняться общими силами через отдельные семьи и ради пользы каждой семьи (...) дом каждого человека будет составлять его личную собственность и вся обстановка, находящаяся в нем; также и запасы, которые он получит со складов, будут принадлежать только ему. Жена каждого мужчины и муж каждой женщины будут принадлежать только им, а также их дети будут находиться в их распоряжении до тех пор, пока они не вырастут.
И если кто-либо пожелает отнять его дом, обстановку, продовольствие, жену или детей, говоря, что все общее, и таким образом нарушая закон мира, то такой человек явится нарушителем и понесет наказание, которое определено правительством.
Ибо, хотя общественные склады и являются общей сокровищницей, но частное помещение каждого человека не является общественной собственностью, иначе как по его согласию, и законы республики должны ограждать личное спокойствие каждого и его частное жилище против грубости и невежества, которые могут появиться в человеческом роде.
Если кто-либо в безумии своем допустит насилие или грубость в обращении с женщинами, ссылаясь на общность, то соответствующие законы покарают подобное невежественное и безумное поведение, ибо законы республики суть законы умеренности, трудолюбия и чистоты нравов.(...)
Ибо вы должны утвердить либо республиканскую свободу у власти, обеспечив мир для каждого, что есть справедливость; либо должны будете опять установить монархию.
Монархия бывает двоякого рода: либо король правит единолично, либо правят многие, используя принципы монархии, ибо власть короля покоится на законах, а не на названии, и будет ли король править единолично или будут ли многие править, пользуясь принципами монархии, среди угнетаемого народа при всяком удобном случае могут и будут возникать ропот, недовольство, волнения и распри.
Но если будет утверждена общая свобода и угнетаемые получат довольство, это предотвратит ропот и распри и укрепит всеобщий мир на земле. (...)
Каковы наименования должностных лиц в свободной республике
В частной семье должностным лицом является отец или хозяин.
В городе, в сити или приходе:
Миротворец
Отдел наблюдателей из четырех лиц
Солдат
Смотритель за работами
Палач
В области или графстве:
Судья
Миротворцы каждого города этого округа. Это называется либо
палатой судей, либо сенатом графства. Наблюдатели и солдаты,
помогающие им.
Для всей страны:
Парламент
Республиканское министерство
Начальник почты
Армия
Человеческий род в юности, подобно молодому жеребенку, резв и глуп, пока его не обломает воспитание и наказание; пренебрежительное же отношение к этому вопросу, так же как и недостаток мудрости в его разрешении, были и остаются причиной серьезной вражды и волнений в мире.
В городе, в сити 21 или в приходе
В области или графстве
Для всей страны
Поэтому закон республики требует, чтобы не только отец, но и все наблюдатели и должностные лица считали своей обязанностью воспитывать детей в хороших правилах и следить за тем, чтобы они были обучены тому или другому ремеслу, и не допускать, чтобы дети какого-нибудь прихода проводили в праздности свои дни, как это бывало со многими, ^ но чтобы они воспитывались, как подобает людям, а не зверям, так чтобы республика могла быть основана трудолюбивыми, мудрыми и опытными людьми, а не глупыми лентяями.
Человечество можно рассматривать в его четырех возрастах: в детстве, юности, в возмужалом возрасте и в старости. Детство и юность могут считаться от рождения до сорокалетнего возраста; в течение этого отрезка времени, после того как ребенок будет отнят от груди матери, которая будет кормить его сама, если только ей в этом не воспрепятствует какой-нибудь природный недостаток, его родители будут наставлять его в любезном и скромном поведении по отношению ко всем людям. Затем они пошлют его в школу, где он будет учиться читать законы республики и будет созревать умом, вырастая из детского возраста, продолжая свое обучение, пока он не ознакомится со всеми искусствами и языками, и это имеет троякое основание:
во-первых, ознакомившись с данными о положении во всем мире и пользуясь этими накопленными знаниями, они будут более способны управлять собою, как разумные люди;
во-вторых, они могут благодаря этому стать хорошими республиканцами и оказывать помощь в правлении, будучи знакомы с природой правления;
в-третьих, если Англии представится случай отправить послов в какую-нибудь другую страну, то мы можем избрать тех лиц, которые знакомы с ее языком; если же приедет посол из другой страны, то у нас будут люди, понимающие ее речь.
Но дети одного рода не будут воспитываться только в книжной учености, без других занятий, не будут схоластами, как их называли, подобно тем, какие существуют при монархическом правлении, которые вследствие нелюбви к труду и тренировки ума в хитрости проводят свое время в изобретении способов для собственного выдвижения, чтобы стать лордами и хозяевами над своими трудящимися братьями, как делают Симон Волхв и левиты 22, что является причиной всех смут в мире.
Поэтому для избежания опасных последствий праздности книжных ученых, будет разумно и безопасно для общего мира, чтобы дети, воспитанные в школе до зрелости ума, потом были направлены в обучение ремеслу, искусству и наукам, к которым они проявляют умственные и физические способности, и продолжали бы занятия ими, пока не достигнут сорокалетнего возраста.
Ибо вся работа на земле или ремесленная должна выполняться юношеством и лицами, утратившими свободу. Затем от сорока лет до восьмидесяти, если только человек проживет
так долго, т. е. от начала зрелого возраста и до глубокой старости, он будет освобожден от всякого труда и обязанностей, если только не пожелает нести их сам.
И из этого возраста должны избираться все должностные лица и наблюдатели за соблюдением законов республики. Ибо как все люди должны быть рабочими или хранителями складов, пока они не достигнут сорока лет, так никто не может быть избран общественным должностным лицом, пока ему не исполнится сорок лет, ибо к этому возрасту человек приобретает опыт управлять собою и другими; когда же У молодые умы избираются в правительство, они легко зазнаются и т. п. <...)
Законы против праздности
Если кто-либо откажется учиться ремеслу или нести работу во время сева или жатвы, или откажется быть хранителем в складах, однако захочет питаться и одеваться, как и трудящиеся люди, то блюститель сначала будет увещевать его наедине; если он будет пребывать в праздности, блюстители сделают ему выговор, после чего ему будет дан месячный срок в присутствии народа; при дальнейшей праздности он будет наказан кнутом и снова оставлен на свободе на один месяц; при дальнейшем неповиновении он будет передан в руки смотрителя за принудительным трудом и определен на работу на двенадцать месяцев или на срок, пока не подчинится правильному порядку. Причиной, по которой каждый юноша должен быть обучен тому или иному труду, является предотвращение высокомерия и недовольства; это делается ради их физического здоровья, для наслаждения ума, чтобы они имели возможность свободно трудиться совместно с другими. И это обеспечит республику изобилием пищи и всего необходимого. В Советском Союзе, примерно, так и было.
Законы о складах
В каждом городе и сити будут устроены склады для льна, шерсти, кож, сукна и для всех предметов жизненной необходимости, которые прибывают из-за моря; они будут называться главными складами, из которых каждая отдельная семья может получать те предметы, в которых она испытывает потребность, как для пользования ими у себя дома, так и для работы в своем ремесле или для вывоза в деревенские склады.
Каждый частный дом или магазин в городе или сити будет специальным складом или магазином, каковыми они являются и теперь; эти магазины будут снабжаться от частного производства той семьи в соответствии с тем ремеслом, которым она занимается, или продуктами производства менее крупных семейств, занимающихся тем же ремеслом, как снабжаются и теперь все магазины в городе.
Хранители складов будут выдавать товары, находящиеся в их ведении, не взимая денег так же, как они будут принимать их, не уплачивая денег.
Если кто-нибудь из хранителей складов пренебрежет своими обязанностями, то по справедливой жалобе наблюдатели доведут об этом до сведения палаты судей и последняя вынесет ему приговор об отставке его от данного дома и поста. И он будет назначен на какую-нибудь другую производственную работу под наблюдением смотрителя, а его место получит другое лицо, ибо тот, кто имеет возможность жить на свободе, но не хочет этого, должен испробовать рабства. Советская плановая система распределения в СССР общественных благ работала по такому же принципу.
Законы о лицах, утративших свою свободу
Все лица, утратившие свою свободу, будут одеты в белую шерстяную одежду, чтобы отличаться от других.
Они будут находиться под управлением смотрителя, который будет назначать их носильщиками или сельскохозяйственными рабочими для выполнения любых работ, в выполнении коих нуждается кто-нибудь из свободных людей.(...)
Если кто-нибудь из них откажется выполнять такую работу, смотритель прикажет наказать его кнутом и посадит его на грубую пищу. В чем же здесь тяжесть? Свободный человек выполняет более легкую работу, а эти люди будут нести наиболее тяжелую. А какую цель это преследует? Убить их высокомерие и неразумие, чтобы они стали полезными людьми для республики.
Жены и дети людей, утративших свою свободу, не будут рабами, если они не утратили свою свободу, как это сделали их родители и мужья.
Тот, кто нарушит закон, сначала подвергнется словесному внушению наедине или публично, как уже было указано выше; в следующий раз он будет наказан кнутом, в третий раз будет лишен свободы либо на определенный срок, либо навсегда, и никогда не сможет быть выбранным на должность.
Человек, лишившийся свободы, будет общественным слугою у кого-нибудь из свободных людей, из тех, кто придет к смотрителю и попросит у него человека для выполнения работы; причем предусматривается, что раз один свободный человек назначил его на работу с согласия смотрителя, другой свободный человек не сможет снять его с этой работы, пока она не будет выполнена.
Если кто-либо из этих нарушителей оскорбит словами закон, он будет крепко наказан кнутом и посажен на грубую пищу; если же нарушители восстанут против закона с оружием в руках, они будут преданы смерти, как изменники.
Тем рабам, которые дают явное доказательство своего смирения, прилежания и старания соблюдать законы республики, может быть возвращена свобода, по истечении срока их рабства, согласно приговору судей; но если они остаются противниками закона, они будут пребывать в рабстве до истечения второго срока.
Ни одному из них не будет возвращена свобода, пока не истечет двенадцать месяцев их принудительного труда для республики, ибо они должны находиться зиму и лето в одинаковых условиях.
Если кому-нибудь из них будет возвращена свобода, судьи и палата сенаторов объявят о его освобождении и дадут ему свободу носить платье любого цвета и по его желанию.(...)
Законы о браке
Каждый мужчина и женщина будут располагать полной свободой вступить в брак с тем, кого они полюбят, если они смогут добиться любви или расположения со стороны того, с кем они хотели бы сочетаться браком, и ни рождение, ни приданое не смогут расстроить брака, потому что мы все одной крови, одного человеческого рода, а что касается приданого, то общественные склады являются приданым для каждого мужчины и каждой девушки и открыты как для одного, так и для другой.
Если мужчина будет возлежать с девушкой и породит ребенка, он должен жениться на ней.
Если мужчина изнасилует женщину и она будет кричать и не соглашаться, и факт насилия будет доказан двумя свидетелями или признанием самого мужчины, то он будет предан смерти, а женщина будет свободна; это есть кража женской личной свободы.
Если мужчина пожелает насильно увезти жену другого мужчины, то за первую попытку он подвергается внушению со стороны мирового посредника перед всей конгрегацией 23; за вторую попытку он будет обращен в слугу под надзором смотрителя сроком на двенадцать месяцев; если же он изнасилует жену другого мужчины, а она будет кричать, то так же, как и за изнасилование девушки, мужчина будет приговорен к смерти.
Когда мужчина и женщина согласятся вступить в брак, они доведут об этом до сведения всех наблюдателей 24 в округе и некоторых из своих соседей; когда же соберутся все вместе, мужчина заявит сам лично, что он берет эту женщину себе женою, и женщина скажет то же самое, и что они призывают наблюдателей в свидетели.
Ни один глава семьи не позволит, чтобы к обеду или к ужину было приготовлено мяса больше, чем может быть израсходовано или съедено в его хозяйстве присутствующими, или в течение такого времени, пока мясо не испортится. Если же в семье какого-либо человека будет наблюдаться постоянная порча пищи, наблюдатель сделает внушение хозяину частным образом. Если же это злоупотребление будет продолжаться в семье вследствие небрежности управления семьею, миротворец 25 сделает ему выговор за это перед всем народом и пристыдит его за его безрассудство. В третий раз он будет обращен в слугу на двенадцать месяцев под надзором смотрителя, дабы он знал, что значит добывать питание, а на другого человека на это время будет возложено наблюдение за его домом.
Ни один человек не сможет стать во главе дома и иметь слуг, пока он сам не прослужит семь лет под началом мастера. Основание тому - человек должен достигнуть определенного возраста и разумного поведения прежде, чем он станет главой семьи, чтобы сохранить мир в республике.
Вот, человек, справедливый закон. Будешь его соблюдать.
Он, может быть, уже был в мире убит. Но опять
Правда брезжит в сияньи. Ложь на троне царит.
От созерцания их грудь ежечасно щемит.
Знание к нам снизошло ранить, а не исцелять.
Разве я звал тебя к нам? Хочешь ты нас обольщать!
Там, где познанье растет, множится там и печаль.
Зреть великий обман, в мир несущий скрижаль.26
Слово даст человек и тотчас опять отречется.
Клятвы нарушив свои, коли успеха добьется.
Где же та сила, что может дурное исправить.
К нам снизойди, научи к истине путь наш направить.
Знай, не боюсь я тебя. Слово мое - не ложь.
Тело мое возьми, стихиям верни прах земной.
Пусть я в них пребываю, вкушая мир и покой.
Так же жестко оберегался брак и в Советском Союзе, где мужчина был главой и хозяином семьи.
"Утопический социализм", Политиздат, Москва, 1978 год