Авторы сборника: ЗОНОВ Виктор Иванович - преподаватель Заочного института советской торговли. ВАГИНА Маиса Михайловна - сотрудница Института экономики АН СССР, ГЛИНКИНА Светлана Павловна - сотрудница сектора Венгрии Института мировой социалистической системы. КУЗНЕЦОВА Зоя Ниловна - сотрудница сектора Чехословакии Института мировой социалистической системы. САЛЬКОВСКИЙ Александр Феликсович - сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского конъюнктурного института МВТ СССР.
Потребительский кредит в социалистических странах Европы
И в странах социалистического содружества важным инструментом перераспределения денежных средств населения, направленным на более полное удовлетворение растущих потребностей, является потребительский кредит. Прежде всего следует отметить, что в этих странах потребительский кредит населению предоставляют главным образом сберегательные кассы. Причем значительно возросшие вклады населения в сберегательные кассы создают реальную основу для расширения масштабов и форм потребительского кредита. В связи с тем что наиболее широко потребительский кредит развит в таких братских странах, как Чехословакия, Венгрия и Болгария, более детально ознакомимся с особенностями его предоставления в этих государствах.
К важнейшим формам потребительского кредита, предоставляемого в Чехословацкой Социалистической Республике, относятся:
1) кредиты на приобретение товаров длительного пользования, включая автомобили, а также на санаторно-курортное лечение, отдых за рубежом и т. п. Эти кредиты краткосрочные и выдаются на срок до 5 лет;
2) кредиты молодоженам с государственной дотацией. Такие кредиты среднесрочные - срок их погашения не превышает 10 лет;
3) кредиты на различные формы жилищного строительства (индивидуальное и кооперативное), на капитальный ремонт жилищ, а также на строительство дач и гаражей. Это долгосрочные кредиты, предоставляемые на срок свыше 10 лет.
Кроме того, в последние годы в стране получили широкое распространение краткосрочные кредиты на развитие личного подсобного хозяйства.
Процентные ставки на отдельные виды потребительских кредитов дифференцированы следующим образом: Кредиты на строительство индивидуальных домов - от 1 до 2,7 %'
Кредиты членам жилищно-строительных кооперативов
для оплаты пая - 2,7 %
Кредиты на приобретение товаров длительного пользования - 5 - 6 %
Кредиты с государственной дотацией молодым супругам:
на приобретение квартиры - 1 %'
на оборудование квартиры - 2,5 %
Личные кредиты (без указания цели использования) - 8 %
Кредиты на строительство и приобретение дач - 8 %:
Таким образом, процентная ставка потребительских кредитов является важным финансовым инструментом, используемым социалистическим обществом для регулирования отдельных видов кредита в соответствий с Общегосударственными интересами. Рост масштабов использования потребительского кредита в Чехословакии подтверждают такие цифры. Объем кредитов, предоставленных населению государственными сберегательными кассами, увеличился с 7944 млн. крон в 1970 г. до 31 959 млн. крон в 1980 г., т. е. возрос белее чем в 4 раза. Задолженность по кредитам в расчете на одного жителя страны составила в 1980 г. 2087 крон. Объем же вкладов населения в сберегательные кассы увеличился за указанный период с 63 503 млн. до 155873 млн. крон, иными словами, повысился в 2,45 раза. Уровень сбережений в расчете на душу населения составил в 1980 г, 10179 крон. Следовательно, доля таких кредитов по отношению к объему вкладов населения в 1980 г. Возросла до 20,5 % против 12,5% в 1970 г.
Основной объем потребительских кредитов приходится на кредиты на жилищное строительство - 12,3 млрд. крон, или 38,5 % общего объема таких кредитов в 1980 г. Это наиболее динамичный вид кредита, За последние 10 лет объем кредитов, предоставляемых населению на жилищное строительство, увеличился более чем в 3,8 раза. Для сравнения укажем, что объем кредитов на приобретение товаров за тот же период возрос в 2,4 раза. Для оплаты пая в жилищном кооперативе государственные сберегательные кассы предоставляют населению; кредиты сроком на 10 лет из расчета 2,7% годовых. Долгосрочный целевой кредит на кооперативное жилищное строительство выдается сроком на, 3Q лет из расчета 1% готовых при, общей площади квартиры до 85 кв. метров и из расчета 3% годовых при площади квартиры свыше 85 кв. метров. Государство поддерживает и развитие индивидуального жилищного строительства, которое преобладает в сельской местности и в небольших городах, или населенных пунктах городского типа. И все же 80-90 % затрат на строительство индивидуального дома владелец покрывает за счет, собственных средств, тогда как кооперативное строительство на 50-60% финансирует государство.
Источники финансирования индивидуального, жилищного строительства формируются за счет собственных средств, застройщика, помощи государства и долгосрочного банковского кредита. Так, государственная дотация на индивидуальное жилищное строительство составляет 25 тыс. крон. Государственные сберегательные кассы предоставляют застройщикам кредиты на строительство сроком на 30 лет из расчета 2,7% годовых.
Отметим, что основной формой жилищного строительства на современном этапе в Чехословакии становится' так называемое стабилизационное кооперативное жилищное строительство, задача которого - способствовать целенаправленному размещению трудовых ресурсов и их стабилизации. Предоставление благоустроенного жилья является в ЧССР одним из методов привлечений квалифицированных работников в ведущие отрасли промышленности (горнодобывающую, металлургическую, отрасли энергетики,), а также в отдельные районы, испытывающие недостаток трудовых ресурсов.
В Чехословакии разработана система стабилизационных дотаций и кредитов, предоставляемых наряду с другой материальной помощью работникам социалистических организаций из фондов культурных и социальных потребностей предприятий на строительство или приобретение квартиры или индивидуального дома, на уплату членского пая в жилищно-строительный кооператив на переоборудование квартиры или индивидуального дома и на приобретение мебели. Предоставление предприятиями своим работникам стабилизационных дотаций и кредитов определяется приоритетностью отдельных отраслей народного хозяйства и некоторых территориальных областей, установленных Правительством ЧССР. Социалистические организации могут предоставлять своим работникам стабилизационные дотации на выплату членского пая в жилищно-строительные кооперативы но только на то количество квартир, которое установлено рамках стабилизационного жилищного строительства (так называемые приоритетный квартиры). Выбор организаций и плановое число приоритетных квартир для этих организаций устанавливают при конкретизации государственного плана, вышестоящие центральныё органы. Центральные органы определяют также приоритетные группы работников, которым выдаются эти стабилизационные дотации. Уровень стабилизационных дотации различен и зависит от установленного приоритета, организации или группы работников этой организации. К примеру, выплата 100 % минимального членского пая (минимальный размер членского пая в жилищно-строительный кооператив составляет 44% дотации, предоставляемой государством) установлена для приоритетных групп работников некоторых организаций по добыче топлива, руды и подземной добычи нерудного сырья (включая строительство, реконструкцию и геологические исследования) . Для работников остальных организаций величина такой выплаты составляет 75-50% минимального членского пая.. В первом случае работник должен отработать на данном предприятии 15 лет, во втором случае - 10 - 12. Причем работник обязуется вернуть кредит в там случае, если не выполнит условия его выдачи.
Из фондов культурных и социальных потребностей предприятия работникам может выдаваться кредит на выплату членского пая4 в жилищно-строительный кооператив, который не может превышать 45 тыс. крон. Срок погашения - 10 лет. На модернизацию квартиры или приобретение мебели кредит работникам не может превышать 15 тыс. крон; Кредит нельзя выдавать приобретение предметов длительного пользования. Индивидуальное жилищное строительство также используется для стабилизации трудовых ресурсов и обеспечения главных приоритетов развития народного хозяйства. Стабилизационная дотация установлена из расчета не более 25 тыс. крон на строительство индивидуального дома и 15 тыс. крон на его перестройку. Однако размер дотации может быть увеличен:
а) на 10 тыс. крон для работников производственных организаций в отраслях сельского, лесного и водного хозяйства топливно-энергетической, горной, металлургической, машиностроительной, химической и легкой промышленности, работников транспорта, учителей и воспитателей школ и учебных, заведений I и II ступени в сельских районах. Причем центральные органы перечисленных отраслей могут эту надбавку к дотации дифференцировать по отдельным организациям или профессиям работников;
б) на 10 тыс. крон, если строительство производится в форме коттеджей на несколько семей;
в) на 20 - тыс. крон, если строительство производится в областях и районах, перечисленных в постановлениях правительства.
При получении стабилизационной дотации на индивидуальное строительство работник обязуется отработать в организации 10 лет со дня заключения договора о предоставлении дотации. В системе общественной помощи семьям с детьми - кредиты молодым супругам занимают специфическое положение, поскольку соединяют безвозвратную и возвратную формы ссуды. Цель этих кредитов - облегчить финансовое положение молодых семей и стимулировать рождаемость. Со времени принятия в апреле, 1973 г. Правительством ЧССР постановления о предоставлении кредитов молодоженам до марта 1978 года было предоставлено 789 тыс. таких кредитор на сумму 17,7 - млрд. крон. Этими кредитами воспользовались более 500 тыс. молодых семей в Чехии и 244 тыс. семей в Словакии.
Так, государство предоставляет молодым семьям выгодные кредиты для приобретения и оснащения жилья. Молодым супругам в возрасте до 30 лет с общим денежным доходом не выше 5000 крон в месяц предоставляется выгодный долгосрочный кредит сроком на 10 лет на сумму 30 тыс. крон {из расчета 1 % годовых на приобретение жилья и 2,7 % годовых - на оснащение квартиры). В целях стимулирования рождаемости эта задолженность погашается при рождении первого ребенка и достижения им возраста одного года на 2000 крон, при рождении каждого последующего ребенка - на 4000 крон. Кредиты молодоженам носят, как правило, долгосрочный характер; Среднее время их выплаты составляет примерно 8 лет, что благоприятно сказывается на уровне месячных выплат - примерно 9 % от общего дохода семьи. Основная часть кредитов - 93% - расходуется па оборудование квартиры. При этом 62 % кредитов на оборудование квартир приходится на приобретение мебели, 29% предметов длительного пользования (холодильники, телевизоры, радиоприемники, швейные и стиральные машины и т. п:), 9% - на покупку текстильных товаров. Надо отметить, что лишь 7 % кредитов молодоженам расходуется на приобретение жилья; причем: 58 %:' из них используется на строительство индивидуальных домов. Это связано с тем, что молодожены могут воспользоваться кредитами на жилищное строительство, предоставляемые на выгодных условиях всем гражданам Чехословакии.
Денежные ссуды с последующей выплатой их после окончания учебного заведения установлены для учащейся молодежи. Молодые специалисты обязаны начать выплату ссуды через два года после окончания вуза (у женщин этот срок сокращен до одного года, так как они не проходят военную службу). До этого времени ссуда беспроцентная и лишь через два года после окончания "вуза начисляется 1 %. Студентам с высокой успеваемостью вуз выплачивает 20% общей суммы ссуды.
В соответствии с постановлениями, партии, и правительства, направленными на более широкое; использование инициативы граждан в развитии сельскохозяйственного производства, с 1982 г. в стране, введено предоставление на более выгодных условиях кредитной помощи мелким сельским производителям. Раньше государственные сберегательные кассы выдавали мелким производителям кредиты на возмещение затрат, связанных с выращиванием сельскохозяйственных животных или с возделыванием сельскохозяйственных культур из расчета 8% годовых на срок от 3 до 5 лет. Теперь государственные сберегательные кассы выдают мелким производителям кредиты двух видов. Первый вид - это кредиты для закупки сельскохозяйственных животных в целях их откорма на договорных началах, а также для закупки посевного материала, на проведение посевных работ, приобретение удобрений, химикатов и на другие нужды. Сумма этого кредита - до 5000 крон из расчета 4-5 % годовых. Процентная ставка кредита устанавливается в зависимости от членства граждан в соответствующем союзе мелких производителей (союзы животноводов, огородников, садоводов, рыболовов, охотников, пчелоедов и т. п.). При подаче заявления на получение кредита члены этих союзов должны предъявлять членский билет, удостоверяющий их принадлежность к союзки регулярную уплату членских взносов; Остальным гражданам кредит предоставляется из расчёта 5 % годовых. Срок выплаты кредита устанавливается индивидуально, в соответствии со сроками, отвечающими производственному циклу, но не более чем 2 года с момента получения кредита. . ..
Второй вид - это кредиты на строительство сельскохозяйственных объектов, монтаж и ремонт сельскохозяйственного оборудования. Этот кредит предоставляется на сумму до 20 тыс. крон из расчета 4 % годовых для членов союзов и 6 % для остальных граждан. Срок выплаты - от 2 до 5 лет. Указанный кредит может быть использован гражданами на строительство, ремонт, перестройку и модернизацию помещений, предназначенных для откорма скота, а также для возведения небольших сельскохозяйственных построек, для которых не требуется, специального разрешения на строительство, а достаточно лишь письменного заключения строительной организации. Сберегательные: кассы выплачивают кредит по безналичному расчету, перечисляя соответствующие суммы на счет организаций, занижающихся продажей скота, поставками кормов, продажей посевного материала, удобрений, стройматериалов и т. п. Каждый мелкий производитель может получить несколько кредитов. Использование кредита контролируется сберегательной кассой, которая не допускает его расходования на другие цели.
В Венгерской Народной Республике потребительские кредиты населению предоставляются как через систему Всевенгерских сберегательных касс (OTP), так и сберегательными кооперативами, промышленными предприятиями и государственными учреждениями. Данные, характеризующие динамику развития потребительского кредита в стране за истекшие два десятилетия, приведены в табл. 3. Кредитные фонды OTP формируются за счет вкладов населения в сберегательные кассы. В 1981 году, например, фонд кредитования составил 120 млрд. форинтов, что позволило в основном удовлетворить потребности населения. Большая часть предоставляемых ссуд - это долгосрочные кредиты. Только в 1981 году OTP заключили 120. тыс. долгосрочных, договоров о выдаче частным лицам кредитов на строительство, приобретение, а также ремонт жилья. Причем в 1981 году условия такого кредитования были существенно изменены. В частности:
Введено льготное кредитование строительства традиционных жилых домов в 420 особо выделенных для развития населенных пунктах. Кредит при этом составляет 50--€0 % от сумм затрат на строительство (максимум 160-200 тыс. форинтов);
в интересах повышения этажности жилого фонда кредит на надстройку увеличен до 150 тыс. форинтов. К тому же теперь он выдается при ставке 2 % сроком до 25 лет;
установлен кредит на реконструкцию дач, используемых в жилых целях, при условии сдачи жилья в городе. Такой кредит может достигать 75% стоимости реконструкции, но не превышать 70 тыс. форинтов. Срок погашения кредита ~ 5 лет. Однако в исключительных случаях кредит может быть продлен до 10 лет. Ставка кредитования равна: 6 %; установлены льготы при коллективном жилищном строительстве. Осенью 1982 года Совет Министров ВНР принял новое постановление о совершенствовании системы; кредитования частного жилищного строительства. Если ранее при различных формах строительства частного жилья сумма кредита зависела от финансовых возможностей лиц, прожинающих в городах и деревнях, то теперь такие различия упразднены. С 1 января" 1983 года все лица, строящие или покупающие жилье, получают кредит при 3% -ной ставке со сроком погашения в 35 лет. Причем размеры такого кредита при строительстве многоэтажного или группового жилого дома с учетом социальных льгот могут достигать 70 % всех затрат, а при строительстве традиционного семейного дома 60 %. В случае если затраты на строительство превышают средне установленный уровень, то часть дополнительных расходов может: быть покрыта за счет особого кредита, предоставляемого при более высокой процентной ставке и меньшем сроке погашения. К примеру, при надстройке дома сверх кредита в размере 150 тыс. форинтов выдается кредит еще на 50t тыс. форинтов.
Однако с 1 января 1963 г. ставка: при предоставлении 150 тыс., форинтов равняемся 3 %, а при выдаче дополнительных 50 тыс. она повышается уже до 6 %. Срок погашения кредитов соответственно составляет 25 и 10 лет. Государственная помощь при частном жилищном строительстве в настоящее время определяется социальным положением семьи. Например,, при строительстве семейного дома частным лицом государство предоставляет помощь в размере 30 тыс. форинтов на каждого ребенка и 20 тыс. форинтов - на каждого взрослого иждивенца. Изменены е I января. 1983 г. в Венгрии и условия кредитования покупки готового, жилого фонда. Кредит в размере до 100 тыс., форинтов предоставляется при ставке в 8 %, сроком, на 10 лет. При кредите свыше 100 тыс. форинтов ставка равняется уже 10 %. Размер кредита не может превышать 75% покупной цены. Согласно" новому постановлению кредит OTP предоставляется частным лицам и в случае, когда приобретаемый жилищный фонд находится не в государственной собственности, а принадлежит частному лицу, хозяйственной организации или другому юридическому лицу. Кредит, выдается только для уплаты покупной цены, причем OTP осуществляет полный расчет с продавцом, используя наличные средства покупателя и заключая с ним договор о кредите на недостающую сумму. Беря на себя проведение финансовых операций по реализации квартир, OTP взимает с покупателя плату в размере 1,5 % от суммы кредита. Предусмотрено, что в будущем более активную роль в кредитовании частного жилищного строительства будут играть предприятия и учреждения, которые будут самостоятельно решать, кому из трудящихся и в каком объеме предоставлять кредиты и помощь. При этом помощь и кредитование осуществляются из двух источников - фонда жилищного строительства, формируемого за счет средств, полученных от проведения общественных безвозмездных работ, и фонда развития, размеры которого зависят от результатов хозяйственной деятельности предприятий.
В 1981 году кредиты на приобретение товаров длительного пользования, составили более 7 млрд. форинтов, что дало возможность населению приобрести товары на сумму 11 млрд. форинтов. Ежегодно в стране такими кредитами пользуется каждая четвертая - пятая семья. При покупке этих товаров льготы предоставляются лицам, создающим семью, Если они не являются вкладчиками ОТР, то они могут получить кредит до 30 тысяч форинтов со сроком его погашения в 36 месяцев. Вкладчикам OTP выдается кредит до 40 .тыс. форинтов и срок его погашения установлен в 5 лет. В 1982 году такими кредитами воспользовалось 80 тыс. граждан. В 1981 году в стране за счет указанного вида кредитования было приобретено 42 % всех проданных холодильников, 50 % мебели и стиральных машин, 41 % радиоприемников, проигрывателей и магнитофонов, 53 % черно- белых и 60 % цветных телевизоров. Помимо кредитов на приобретение товаров, OTP предоставляют гражданам еще кредиты на личные нужды. В 1981 году, например, было оформлено 500 тыс. таких кредитов на сумму 2,8 млрд. форинтов. В соответствии с народнохозяйственными потребностями в 1981 году были изменены и условия кредитования частных ремесленников и торговцев, а также частных лиц, занимающихся сельскохозяйственным производством. Теперь ремесленникам выдаются среднесрочные кредиты (со сроком погашения свыше 12 месяцев) при ссудной ставке в 10% (ранее она составляла 8%).
При кредитовании индивидуального сельскохозяйственного производства в первую очередь оказывается помощь тем хозяйствам, которые кооперируются с крупными сельскохозяйственными предприятиями. Мелкий товаропроизводитель, заключающий договор с крупным сельскохозяйственным предприятием о производстве соответствующей продукции, может получить от OTP кредит в 50-100 тыс. форинтов. Для лиц, занимающихся сельскохозяйственным производством в целях самообеспечения, при закупке средств производства кредит с 1981 года увеличен с 15 до 25 тыс. форинтов. Если же закупка машин и механизмов совпадает со строительными работами или приобретением молодняка, то сумма кредита повышается до 50 тыс. форинтов. Всего в 1981 году на развитие индивидуального сельскохозяйственного производства OTP предоставили 65 тыс. кредитов на сумму 850 млн. форинтов. В системе потребительского кредита Народной Республики Болгарии можно выделить три основные группы:
1) кредит, выдаваемый государственными учреждениями на покупку квартир или жилищное строительство,
2) кредит, получаемый гражданами для приобретения товаров длительного пользования, а также выдаваемый для оказания коммунально- бытовых услуг;
3) кредит на развитие личных подсобных - хозяйств,
В зависимости от сроков выплаты займов потребительский кредит делится на долгосрочный (для строительства и покупки жилищ, для развития- личных подсобных хозяйств), среднесрочный (для покупки товаров длительного пользования) и краткосрочный (для неотложных коммунально - бытовых услуг). Наиболее динамично развивается долгосрочный кредит на который приходится свыше 51 % общего объема потребительского кредита в стране. В основном долгосрочный кредит выдается на жилищное строительство.
Еще в ноябре 1978 г. Совет Министров НРБ принял новое постановление о кредитной деятельности государственных сберегательных касс, в котором были решены принципиальные вопросы по выдаче займов на строительство и покупку жилищ, их реконструкцию. Теперь такими займами могут пользоваться все граждане страны, достигшие совершеннолетия и внесшие в ЖСК собственные средства на сумму не менее 30 % требуемых займов. Максимальные размеры займов на строительство или покупку жилья в городах и селах были увеличены до 6000 левов, а срок погашения продлен до 25 лет (ранее сумма потребительского кредита в селах не превышала 4000 левов). В новом постановлении также было предусмотрено повышение величины займа с 2000 до 3000 левов на завершение строительства тем гражданам, которые уже начали его за счет собственных средств. Срок погашения займа при этом установлен в 10 лет. Увеличены с 600 до 1000 левов и размеры займов на реконструкцию жилья (ремонт, утепление помещений; внешнее оформление и пр.) при сроке возврата ссуды в 5 лет. Учитывая все виды, реконструкции и модернизации жилья, теперь каждый гражданин практически может пользоваться займами до 4000 тысяч левов. Впервые в этом постановлении предусмотрена возможность выкупать с помощью кредита старые жилища вместо строительства новых (с помощью. кредитов и при посредничестве народных советов). При невыполнении принятых обязательств государственные сберегательные кассы взимают ссуду в удвоенном размере и с удвоенными процентами. С вводом в действие нового постановления упрощены условия и технология кредитования, унифицированы документы, предъявляемые в сберегательные кассы и народные советы для получения ссуды. В частности, займы выдаются по личному паспорту при предъявлении заявления С просьбой об отпуске кредита, а также сберегательной книжки, декларации о семейном и имущественном положении.
Широко распространена в Болгарии и такая форма потребительского кредита, как покупка товаров длительного пользования. В постановлении Совета Министров, принятом в ноябре 1978 г., величина займов на покупку товаров, в основном длительного пользования, повышена до 2000 левов. Срок возврата кредита продлен до 5 лет. Кроме того, увеличены размеры займов для лечения за границей и на покупку легковых автомобилей и других транспортных средств инвалидам (1500-2000 левов). Предусмотрены выплаты ссуды новобрачным - до 1000 левов каждому супругу, при сроке погашения до 5 лет. Новыми видами займов являются теперь ссуды на ремонт, и переоборудование жилых помещений в сельской местности в целях их использования для отдыха в летнее время. Кредит на такие цели установлен до 2000 левов, а срок его погашения - 5 лет. Комплексный подход к решению партией и правительством НРБ продовольственной программы обусловил резкое возрастание объемов кредитования граждан развитие личных подсобных хозяйств. Отметим, что в настоящее время в Болгарии в личных подсобных хозяйствах производится 41 % мяса; 28 % молока, 52 % яиц, 27 % овощей и 42 % фруктов. По дела, личные подсобные хозяйства тружеников города и деревни, а также вспомогательные хозяйства промышленных предприятий стали интегрированной отраслью экономики, которая берет на себя заботы по организации производства и закупке сельскохозяйственной продукции в этих хозяйствах. Основной принцип кредитования личных подсобных хозяйств таков: кредит предоставляется только тем трудящимся, которые имеют постоянный трудовой доход или являются пенсионерами, т. е. получают пенсию. Главным требованием при выдаче займов является наличие заключенного договора о продаже сельскохозяйственной продукции и письменного мнения руководства аграрно-промышленных комплексов о материальных возможностях лиц, которые берут ссуду. Банковский кредит, в том числе и кредит государственных сберегательных касс на развитие личных подсобных хозяйств, выдается на льготных условиях (ставка - 2%). Владельцы личных подсобных хозяйств получают денежные ссуды для таких целей:
1. На покупку домашнего скота - до 2000 левов сроком на 5 лет.
2. На покупку сельскохозяйственного инвентаря - до 2000 левов сроком на 5 лет.
3. На расширение и новое строительство сельскохозяйственных помещений - до 2000 левов сроком на 5 лет.
4. На ремонт зданий и инвентаря - до 1000 левов сроков на 3 года.
5. На покупку рассады и удобрений - до 500 левов сроком на 3 года.
Общий размер всех видов займов не может превышать 2000 левов на 1 человека и 3000 левов на одно семейство. Кредит государственных сберегательных касс должен быть строго целевым. Надо отметить, что личные вспомогательные хозяйства не облагаются налогом на общий доход хозяйства при продаже сельскохозяйственной продукции в аграрно-промышленные комплексы и другие сельскохозяйственные организации. В целях дальнейшей стабилизации рабочей силы, в сельском хозяйстве предусмотрено предоставление займов на строительство или покупку старого и нового жилья в сельской местности без первоначального взноса в жилищно-строительный кооператив. При этом лишь ставится условие, чтобы лица, получающие этот вид кредита, проработали или должны проработать на селе пять лет, Оказание помощи в развитии личных подсобных хозяйств позволило значительно увеличить как производство так и потребление сельскохозяйственной продукции в стране. Так с 1977 по 1981 год производство молока в НРБ увеличилось на 20%, яиц- на 25 %, мяса - 15 %, овощей - на 48 %, фруктов - на 124 %. Потребление молока на душу населения выросло за указанные годы на 8 л, мяса на 5,5 кг. яиц на 46 штук, фруктов - на 26 кг и овощей на 18 кг. До 1985 года в стране предусмотрено увеличить потребление на душу населения (в год) мяса с 61,2 до 72; кг, молока и молочных продуктов - с 198,5 до 225 л, сливочного масла - с 2,5 до 3 кг и яиц с 204 до 231 шт.
В целом с 1977 по 1981 населению городов и деревень было предоставлено для хозяйствования более 600 тыс. декаров (мера земельной площади в Болгарии, равная 1000 кв. метрам) низкопродуктивной и непригодной для машинной обработки земли. Более 150 тысяч рабочих, служащих и пенсионеров больших городов и промышленных центров получили по 100 кв. метров поливных земель для производства фруктов и овощей. На 300 тыс. увеличилось число людей, которые в свободное время производят сельскохозяйственную продукцию для собственных нужд и для продажи государству. На промышленных предприятиях и в организациях бытового обслуживания за эти годы создано более 3700 вспомогательных хозяйств, в которых успешно, развивается животноводство.
Завершая рассказ о сферах применения потребительского кредита в Болгарии, надо отметить, что с начала 1979 года здесь стала применяться форма безналичных платежей. Лишь в 1979 году сберегательные кассы выдали своим клиентам более 4 тыс. чековых книжек. Эта форма безналичных платежей, несмотря на ее медленное распространение, по мнению большинства ученых и практиков страны, весьма перспективна, ибо с улучшением системы организации безналичных платежей и с внедрением электронной техники для обработки расчетных операций будет создана возможность для ее более широкого применения. Развитие безналичного оборота предполагает не только использование безналичных платежей в сфере отношений населения с государственными организациями и хозяйственными предприятиями, но и для расширения кредитования личного потребления.