....Съел что-то с очумелым, темным видом, явно не помня, где сейчас находится - забежал на минуту...
...Кинул в рот незнакомое лакомство, весь - ожидание удовольствия, такой наработанный, привычный веселый прищур и без того уже идеально откормленного человека...
...Надменный взгляд в пространство углубившегося в себя прекрасного, нежного, доброго ребенка. Он еще не знает в какое противоречие придут гордость и нежная доброта, самих этих слов практически не знает...
...Минутку постою тут, но углублюсь в себя как можно глубже. А вот уж я на ходу и не надо мне здесь останавливаться.
...Вякая что-то чуть ли не спросонья, уверенный и в себе, что в любом состоянии вякать способен и в слушателях - съедят. Поперчил для общего аппетита. Чуть повернулся, чтоб стать свою в развороте представить.
...Интеллектуально вкалывал, не замечая в рассеянности, в сосредоточенности на предмете, что у самого уже всякие нервные тики и перекосы в физиономии. Язык заворачивающийся себе кусать намерился, сначала пытаясь разомкнуть стиснутые зубы.
...Жестковатое чувство собственного достоинства. Фанатик этого чувства. Достоинства упрямства...
...Шоумен: не глуп, не зол, не без юмора, но вынужден петь петухом. "Весело же, весело..."
...Улыбка, ухоженная красота, а в остальном выражение лица неопределенно кисельное...
...Головастый; одно это целое, никаких мелочей, вроде там глаз. Только раз прорвался такой странный смех...
...Говорил жестко, отчужденно, рывками перебегая по собеседнику глазами. Наконец, чуть успокоился и немного приспустил веки, продолжая говорить уже более монотонно, почти в полусне...
...Говорил с незнакомым человеком, будучи почти парализованным приступом стеснительности, нечто маловразумительное с извинительной улыбкой. Дрожал голос, дрожали губы, наклонял голову, смотрел то на руку, то на ногу. Желание одно: закончить.
...Зевок сначала вялый, скептический, затем веселый и бодро цинический и, наконец - экстаз, мазохистское раздирание пасти. После улыбка, довольная, но со слезой в глазах.
...Поддаваться унынию только чтоб передохнуть; и чтоб почувствовать себя честным: "честно унывать"...
__
"Весна. Солнце". Вышел на солнышко греться, щуриться ранней весной. Ослепительно тающий снег, примиряющие потеки, в зимней одежде уже тепло как летом. Улыбаешься или же напряженно ловишь счастье, овевающее тебе лицо, но всё равно ускользающее. Светло, очень светло - потому что внизу белый снег, а не трава, а наверху голубое небо. Потому что свет во влажном воздухе. Отпустила суровость и ты снова юн, как дитя, как ангел, как Христос. Драгоценное время; воздух - река с молоком и медом. Как бы хотелось не пройти мимо, как и во многие другие драгоценные часы, других времен года, но мы недостойны, мы не в силах сделать это, самое простое - остановиться, отдаться. Остановиться способны, но дальше постыжаемся, притворяемся деловыми, слепыми...
Но, что бы человек ни делал, на самом деле в подоплеке - этот прекрасный мир: "пытается делать прекрасные вещи" и т.д.
...Вот рай, но есть мир, который чуть ли не в аду и есть я, запачканный, замороченный этим миром - и потому рай недоступен, в него, явный, ведет узкий путь.
...У весны цвет молочно, снежно-лимонный, у лета зелено тенисто-желтый, у осени красно прело-желтый... /что-то я всё на живопись сворачиваю: решительно, она в данный момент берет вверх/
"Солнце. Гвоздь". Вышел из леса, ослепило солнце, ощутил свою затерянность: "как вон тот гвоздь гнутый". Напряженное зрение отличило этот гвоздь, практически слитый с дорогой, как слились с ней ржавая опавшая хвоя и серая сгнившая листва. Рядом стояла построенная дача. Маргинал несчастный. Мир усеян никому не нужным. От этого печаль. Печаль может быть и светлой и темной. Человек небезразличен и к гнутым гвоздям, ведь в нем - вся мировая скорбь, образ всех искалеченных, всех униженных и оскорбленных жизнью /опять нарисовал картину/.
...А дорога убегала в светлые дали и не пугало ее жаркое чистилище. Разрывался между страданием от зноя, пыли, расстояний, одиночества и блаженством: "зелень дерев - восхитительная пища, голубизна небес - упоительное питие. Странник - ничего не имеющий, всё имеющий; идет, переплавляясь в свет, покрываясь пылью, вдохновляясь, уставая, сгорая... Затерялся вдали, вновь нашелся, кажется, полетел - уж очень быстро мелькнул - кажется, лежит, отдыхая, вон там, в высокой траве, нежно над ним склонившейся, жестко его уколовшей. А солнце и пыль, смешиваясь, всё варят свое непостижимое варево. А колонны деревьев вдоль дороги всё так же стройны, трубны стволами, флейтовы листвой, их ничто не в силах согнуть, превратить в гнутый гвоздь. /Увлекся: и здесь сколько угодно чахоточных, сломленных, сгнивших, что, стоя на карачках, харкают кровью./
__
"Семейные неурядицы за семейным столом: апельсин рубят топором.
Идущий снаряженным: во рту леденец, в руках, в карманам по пирожку, в ботинках по камешку зажато - идет как барс.
Художник: рисует на стене окна и двери, вид из окна - собирается выйти.
Перевернутая тарелка: на плоскости дна ее положена еда, которую едят, а под ней съестные припасы и мыши.
Ласка: гладил шубу любимой женщины рукою в перчатке.
Композиция: ведро, а на дне ведра барабан, а на дне барабана стакан, а на дне стакана я стучу в дно стакана, пытаясь достучаться до дна барабана, не потревожив ведро.
Отупение: устав производить, включил аппарат и стал потреблять все изображения-фикции.
Повар: варил хлеб по рецепту: "помешав, энергично постучите ложкой по краю кастрюли".
Потеря бдительности: попав в комнату, полную ваты - очень удобно: легко закопать отходы - от нечего делать начал играться со спичками.
Фильм ужасов: магнитофон орал как спятивший огромный таракан.
Смысл жизни: всю жизнь учился, укреплял свое здоровье и т.д., чтоб померев и оказавшись на том свете, проявить себя образцово.
Календарь: попытка любить число "19".
Учеба: попытка любить правильный треугольник, уважать прямоугольный и жалеть неправильный..."
__
Синие окна в стеклянное небо.
Тихий голос в громкой тишине.
Черный снег на белых деревьях.
Спокойный крик в ужасной глуши.
"Дома из асфальта на деревянной мостовой...
Амбалы идут по трем улицам, на одной из них почему-то автобус идет по трамвайной линии, а из окон библиотеки доносятся запахи столовой, видны люди в белых колпаках. Видимо, библиотека переезжает на автобусе. Навстречу автобусу идет амбал с вопросом "где здесь столовая?" Библиотекарь идет по второй улице, сделав тысячу шагов он прошел мимо двух тысяч окон. В двух из этих окон живут люди в белых колпаках. Но, выглядывая в окна, они снимают колпаки. В третьем окне отразился второй амбал, он говорил кому-то: "не видели ли вы первого амбала и где автобус, на котором можно до него доехать?" Библиотекарь поспешил спрятаться в книге, но в ней был нарисован план третьей улицы, с асфальтовыми домами и деревянной мостовой, по которой шел здоровенный негр со старообрядческой бородой. Этому нужен был белый колпак, но он не знал ни где находятся две тысячи окон, ни в каких двух окнах из этих двух тысяч вывешены выстиранные белые колпаки. Провалившись сквозь гнилую деревянную мостовую, он ударил кулаком по асфальтовой стене. В образовавшуюся дырку он увидел первого амбала, поедавшего куриную лапшу и второго, высаживающегося из автобуса с видом иностранца-мерседеса. Негр в изнеможении опустился на деревянную мостовую, прислонился к глинобитной стене, выкрашенной черной краской, сделанной на основе асфальта. Свирепо пекло солнце. Было душно, глухо. Мир вымер, черный снег лежал на белых деревьях. Тихий голос прозвучал в громкой тишине; он взглянул вверх увидел синие окна, открытые в стеклянное небо и спокойно крикнул..."
__
Почувствовав, что доводы исчерпаны, выдал главный аргумент: "что ты мнишь о себе". В ответ же тот не застеснялся, не смутился, не осекся, а ответил с неожиданной горячностью: "вот уж скучный, оскомину набивший разговор - давайте по существу, к черту разговор о самомнениях. В признательность за признание своего поражения получите больше, чем выдавили бы из меня путем насильных побед".
/...Едва начав выигрывать, в душе начинал проигрывать, глупеть и расслабляться. Груз победы и превосходства не снести. Жажда равенства и братства. Но обмани его в этот миг и подымется вселенская обида и неукротимая жажда жизни и родятся фантастические цветы, смесь гениальности и сумасшествия.../
__
"Бубнящий общественный деятель - словно жене, интересующейся интересными делами своего интересного мужа, на кухне что-то в сотый раз бубнит, раздраженный застоем в своей жизни. А ведь интересующаяся жена ничего себе, интересная женщина - каково ей интересоваться тем, что ею не интересуются. Бубнить во всяком случае она никогда не будет: вот муж уехал бубнить в общественное здание, а у неё на примете есть кое-что интересное..."
__
"...Пока мечтал, изобрели и включили электричество. Мол, мечта сбылась, вставай. Или на вот, кури. Попытался возразить, мол, самые лучшие мечты произрастают в черноземе черноты. Махнул рукой, дымнувшей сигаретой: "дневной свет - вчерашний день"...
...Пробрался на зады какого-то получастного дома, ища, где согреться. Не нашел ничего подходящего, кроме сундука. Выкинул из него всю рухлядь, залез сам - маловат. А ветер дует. И вот стал он расширять сундук; и в высоту его на полметра увеличил. И получилась у него эдакая милая кабинка: он там себе постельку из сухой соломы сделал, он там себе самовар вскипятил... А дом получастный так и стоял рядом и никто из него никогда не выходил...
...Вышел в темные сени, а оттуда на звездный двор. Задумался во дворе до оцепенения... Наконец, с трудом поднявшись, тронулся в обратный путь, взявшись за ледяную ручку двери - но так и застыл вдруг в темных сенях. Стоял как постовой, торжественно, игнорируя бардак на сенных полках. Выскочила матушка на минуту, чтоб не замерзнуть, не простудиться, да и темноты испугавшись: "Ты где?'" - "Я здесь" - "Айда, что ты?!" Но он молча всё также стоял в темноте, зная, что здесь его место...
...Будучи перенапряженным, лег в постель. Но стали вставать самые разные задачи, причем как-то синхронно, плавно-параллельно, несмотря на всё перенапряжение. Перевернулся на другой бок, словно перевернул страницу и встал по краям белого листа, полный решимости никого не пускать, спихивать ногой каждого, кто только высунет голову, но тут возникла неразрешимая задача насчет четырех сторон листа и двух сторон меня..."
__
"Зол, но нервно чуток к истине, любит парадоксы.
Силен, но со странностями, с какими-то головными болями и предрассудками..."
__
"...Понял, что она уже на всё согласна и от члена до груди поднялась нежность, слегка перехватило дыхание..."
__
Человек, живущий словно в глубоком сне. Медленно, медленно делает то, что подвернется ему в его захолустье. "Как ты можешь так жить, очнись. Надо итожить и рваться вперед, заниматься не повторами, жизнь всё время должна быть нова!"
__
"...Попробуем выжить на этом бетонном пятачке. Эта фраза - уже начало выживания - что-то живое. Но не надо обращать внимание на такие вещи, иначе срулишь в тупик, в омут. Как же трудно держать руль - он рвется из рук! Не бесись, ведь это уже совсем плохо; кажется ничего не выйдет у меня с выживанием на бетонном пятачке. Обязано выйти. Просто некуда деваться, бетон не прошибешь. Ужасно скучно, пусто - но ведь всё ужасное интересно. "Захватывающе скучная жизнь". Например, есть сколько угодно времени на то, чтобы представить рай..."
__
"Кивнув на телевизор, сказал: "бесплатным сыр бывает только в мышеловке"..."
__
В "конечно" - самоуверенность, оптимизм, разговорчивость, мягкое соглашательство.
В "даже" - уважительность, склонность к преувеличениям, восторгам и опять-таки торопливая разговорчивость.
В "если" - предусмотрительность, педантичная осторожность.
В "но" - крутой поворот /не "но", а "тпру"/
В "итак" - высокий стиль...
__
Разница между "кислым" и "горьким"
Горечь черна, а кислое, если съедобно, зеленого цвета. От горечи морщишься с отвращением, а от кислого с улыбкой. Горечь - это стена, скучная черта. Сунул потребитель свой любопытный нос и попал на неуместное. Горечь духовна, а кислота душевна. Горечь проповедует, а кислота шутит. Кислота возбуждающе двусмысленна, от ее лукавства не умрешь, но животом помаешься. А горькое как черный космос /может потому и горьки травы и листва, что взаимодействуют с космосом. ...Плод среди листвы как обитаемая планета среди космоса/. Смерть так же проста и не страшна, как горечь, как черная одежда. ...Лекарства горьки потому же, почему противоядия добываются из яда. ...Подготавливаясь к горькой смерти, пил горькие лекарства. ..."Ко всему относился кисло, но никогда горько не плакал. Впрочем, уважал черный цвет, пил лекарства, читал научно-популярные книги".
__
Мужик, похожий на холодильник - такой сытый, холодный, хорошо сохранившийся.
Мужик, похожий на сауну - вечно нежно взволнован-распарен.
Человек, говорящий активно-небрежно и даже иронично-весело, но предательски - какие-то резкие, дребезжащие интонации... /Когда человек согласился на многие "компромиссы", ему уже легко быть бодрым и уверенным в себе./
__
"...Искушался падшими ангелами, всем этим "не порнографическим" стриптизом, пока не встретил поразительно скромную и умную женщину. ...Искушалась падшими ангелами, всем этим борзым скотством, пока не встретила поразительно скромного и умного мужчину..."
Мало шансов стать кем-то лучшим - столько же, сколько и встретить лучшего человека. При счете 0:100 трудно мечтать о победе. При счете 0:0, который был уже 100 раз, тоже трудно мечтать.
__
"На столе, в красивой вазе и вокруг лежали красивые плоды и я, кажется, ел их - а после я задремал и мне как всегда снилось что-то дурное. Чтобы прервать это падение, я с усилием открывал глаза, но из оцепенения выйти не мог - ведь весь мир, что в окне, оцепенел в этот вечер навечно - и потому вновь и вновь начинал падать и испытывать дурноту. "Почему так? - ведь я видел красивые плоды, я не делал ничего плохого и придерживаюсь мужественно оптимистического мировоззрения... В этой дурноте что-то окончательное, последнее..." - "А чего удивляешься - ведь все же ты не прав и живешь неверно. "Умышленный" ты человек, а всё же права та мысль, что мыслями доверчиво интересуются прежде всего недалекие и слабые люди, не знающие насколько обманчива эта легкость мышления - манящая слабых. "А-а, одно учел, а вторую сторону и вторую подкладку забыл!" - и никак тебе 2-х зайцев сразу не поймать..." Вот и получается, что дураки с серьезным видом охотятся, а умные предпочитают дурачиться. ...Нет, эти мысли тоже односторонни, а вот от сна не отмахнешься. А может в том-то его и дурнота, что в нем тоже только одна сторона, сплющенный, уворачивающийся, размножающийся, пустотело звенящий, пусто-ярко горящий мир?
__
"...Принял авангардную гиперболу за шутку и засмеялся. Не стал поправлять, объяснять - не стоит авангард этих объяснений. Да, и смех-то одобрительный, общительный - а гипербола-то из моего странного особняка - улыбнулся в ответ; правда, всего лишь четвертью себя, но эта четверть заняла всё лицо. Правда, дело было в темноте..."
__
"Встряхнись!" - "Боюсь что-то важное стряхнуть. Может, лучше терпеть эти крестные муки, чем возвратиться на круги своя и быть таким же, как и прежде".
__
"Отвечал еле-еле, потому что внутренне оцепенел от того, что всё там, внутри держалось еле-еле. Не до ответов; всё могло рухнуть даже от громкого голоса. Дольше полусуток висел на грани между жизнью и смертью, в равновесии. Никак не мог найти тот ход, в спасительности которого был бы уверен..."
__
Ситуация: он у меня в руках со всеми своими потрохами, но дело в том, что у него в руках моя нога. В руках у него нож. Пожертвовать ногой?
Поведение: вышел в ночь, зашел в глухой лес - чтобы думать о ситуации в банковском деле.
Абсурдный авангард: кастрюля с ухой на дне речном или аквариум с рыбками на дне морском /тут еще есть какой-то смысл; круче, когда уха на дне морском, а аквариум на дне речном./ Чтоб поместить такое искусство в музей, надо найти помещение для реки и моря.
__
"Зачем нужно художество?" - "Где художество, там богатство, плодотворность. Вот мы постоянно видим внешний мир и свой внутренний мир - если бы мы видели их художественно, то наша жизнь изобиловала бы всяким богатством. ...И как не быть художником, видя природу-художницу?"
__
Как не посмотришь на него, всё время задумчив. "Ну, раз за какой-то разумный срок не решил своих проблем, значит, уж никогда не решит, никогда не поймет, что упускает из виду" - "Да, но он спокойно, самозабвенно, почти блаженно задумчив. Подумай-ка, что еще человеку нужно?!"
__
"Чужая душа - потемки": душа - это прозрачный воздух в темным лесу. Вот хрустнул сучок...
__
Обменивались второразрядными фразами - на перворазрядные не хватало времени, цейтнот, попробовал - вышло что-то странное, запутанное - чтоб распутаться, закруглился, второпях схватив третьеразрядную пошлость...
__
"Говорил модным голосом, да вот только от стараний моталась голова.
Самоуверенный напор встретился с самоуверенной небрежностью..."
__
Читая А. Тихомирова.
"Я слышу всё, не напрягая слуха,
Я вижу всё, не поднимая глаз.
Гудит на солнце огневая муха,
Как контрабас".
Муха на солнце - огневой контрабас, затмение на солнце. От жары голова горит, в глазах огненные шарики. В стихах публичных пусть гудит солидно, как контрабас в концертном зале. Гудит муха, зудит "искусство"; солнце как муха...
...Весной в сыром бору расцветал цветок, летом гудела огневая муха, а осенью солома взлетает, сенцо.
"И, отзываясь на призывный звон,
Торжественно, как будто в первый раз,
На исповедь шла черная старуха,
Слыша всё, не напрягая слуха,
Видя всё, не подымая глаз".
А вокруг людишки толпятся, комариное отродье, машины злятся, мухи зеленые. ... Достаточно мухи, чтоб заслонить солнце. Вот я поймал метафору - так ловят мух.
...Удел народного: согнать с себя муху, чтоб до него достало солнце; удел умника: согнать с солнца муху, чтоб достать смычком до солнца.
...Расширены глаза от солнечного света; сосредоточены глаза в точку, похожую на муху, от солнечного света Нету зерен и печально осенью жизни солома взлетает, сенцо. "Как я нищ. Как богато, красиво на ветру взлетает солома, сенцо. От просторных этих коллизий кружится голова, каменеешь как камень, взлетаешь как ветер... Это мысли мои золотые-соломенные взлетают вокруг..."
Авангард в концертном зале демонстрирует как жужжит муха - вместо музыки, в театре как солома взлетает - вместо пьесы.
"Клейкая прелесть летнего сада - ушло;
Задушевное пение скрипок - позабыто;
Нежный скрип садовой калитки - закрыто".
"Нежно скрипнула садовая калитка,
А дурак сказал мне "дурак" -
Пустяки слишком мелкие, чтобы
Разжигать безотчетно радость и злобу".
"Только сказал "все закрыты пути",
Как под задушевное пение скрипок,
Неясно скрипнула садовая калитка..."
"Как клейко, как горько,
Как нежно, как ветхо" -
Задушевно пели скрипки,
Подсказывая заветное слово.
..."Торжественно, как будто в первый раз" - одни гонятся за новизной, чтобы торжествовать, другие пытаются открыть секрет торжественности, чтобы каждый раз был первым.
...Секрет радости, торжества как секрет легкости, ненапряженности. "Я слышу музыку и хочу петь. ...Я слышу изначальное, я вижу совсем ясно и совсем со стороны..."
Настоящая жизнь всегда детектив, поэтому нужно слышать всё, не напрягая слуха, видеть всё, не подымая глаз.
"Чтоб видеть всё, не подымайте глаз,
Чтоб слышать всё, не напрягайте слуха -
Будьте сосредоточенно легки и скромны,
И напряженно свободны ".
"Торжественно, как будто в первый раз:
Вот я скрываюсь от жары в овраге.
Люблю души овражье сумрачное лето
Здесь так прохладна сочная листва,
Здесь лягушата прыгают нелепо,
Как и мои нескладные слова...
И перед тем, как вверх подняться мне,
Торжественно, как будто в первый раз
Я встал с коряги,
Я напился вволю
Рябой воды на скользком валуне...
А в зеленом поле
При закате солнца
Торжественно, как будто в первый раз,
Горят бока коричневых кобыл...
Торжественно, как будто в первый раз,
Я встретил друга около колодца
И понял, что он тоже где-то был
Торжественно, как будто в первый раз..."
"В саду вплотную сдвинуты зады.
Шутки тяжелы и потому тяжело качаются стволы,
Они им выворачивают плечи.
Хозяйки полновесны груди.
Над грудями склонились люди,
А на огромном небе-блюде,
Еда огромная расселась,
Вздымая к солнцу опять-таки сладостные хозяйки груди..."