Николай Николаевич сидел у окна электропоезда "Сапсан" и записывал в свой дневник:
"В воскресенье позвонил мой старый знакомый Ерков и пригласил прочитать цикл лекций в Университете правосудия судьям на факультете переподготовки, повышения квалификации судей.
Раньше, это учебное заведение называли Академией Правосудия, где я работал несколько лет. Я уже стал забывать, что тридцать лет назад защитил докторскую диссертацию и был профессором, преподавал в академии. Давно это было и вот через восемь лет, снова выступлю перед студентами".
Ерёменко положил тетрадь на столик и стал смотреть в окно, он вспомнил, когда переименовали Российский государственный университет правосудия, который до 15 октября 2014 года был Российской академией правосудия.
Николай Николаевич был в числе преподавателей академии, его научные работы неоднократно печатались, а вот последние несколько лет, он перестал отправлять свои работы в научные журналы, хотя ежедневно вычитывал практику Верховного, конституционного и арбитражного судов. Следил за изменениями, вносимые в Кодексы, читал новые Федеральные законы.
Старый судья понимал, что его временный "застой" произошёл от разочарования большими изменениями в экономике его прекрасной страны России, капитализм, был ему не по душе.
А чему радоваться? Двадцать восемь российских миллиардеров в этом году стали богаче на девять миллиардов семьдесят шесть миллионов долларов.
При этом свыше двадцати двух миллионов человек в России живёт за чертой бедности.
Миллионеры вывозят триллионы рублей за границу, скупают там себе виллы, спортивные клубы, а в развитие промышленности родной страны вкладывают крайне мало.
Проблемы неравенства в России стали за последнее десятилетие предметом активных общественных дискуссий. В связи с переходом к рыночной экономике механизм распределения ресурсов и доходов сопровождается большей дифференциацией доходов населения. И вот здесь бы активнее работать партиям и общественным организациям, да и православной церкви тоже.
Ерёменко всегда считал, что главными функциями православной церкви являются проводимые явно или скрыто цели и задачи, имеющие главным образом внутри религиозный смысл и значение - спасение человечества от грехов, проповедь покаяния и смирения ради вечной загробной жизни.
Ещё Дюркгейм, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ, а сегодня естественно социумов и государств.
Николай Николаевич взял со столика свою тетрадь, задумался. Он прекрасно понимал, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.
Этим объясняется тот факт, что к религиозной вере часто тянутся люди, пережившие личные трагедии, обремененные жизненными невзгодами, болезнями.
Еременко, пролистал несколько страниц и в который раз прочитал: "По словам известного американского социолога Бергера, религия представляет собой "священную завесу", посредством которой освящаются нормы и ценности человеческой жизни, гарантируется социальный порядок и устойчивость мира".
Эффективное действие регулятивной функции религии бывает ощутимо в случаях, когда воспитание и первичная социализация человека осуществляется под влиянием религиозных идей и ценностей.
Это не религиозное воспитание и образование, а включение религиозной морали и ценностей в воспитательный процесс в качестве одной из составных его частей.
В таком случае в общественном поведении человека религиозные нормы и заповеди будут органически сочетаться с требованиями общественной морали. Передаваясь из поколения в поколение как один из существенных атрибутов семейного и общественного воспитания, религиозная традиция способствует нормативной регуляции поведения людей в обществе.
Регулятивная функция религии поддерживается церковной организацией, особенно, если во главе её стоят авторитетные священнослужители, пользующиеся уважением и признанием в обществе. Моральному авторитету церкви в современном обществе в значительной степени способствует её миротворческая, и благотворительная деятельность, моральная и финансовая поддержка различных культурно-образовательных мероприятий.
Вчера Николай Николаевич прочитал, что одна сотрудница ООН оставила наследство своим котам деньги в сумме триста тысяч долларов, а ведь не отдала хотя бы часть этих денег на благотворительность.
А некоторые представители церкви поступают даже хуже этой любительнице котов, наживаясь за бюджетный счёт и обустраивая для себя островки земного рая среди большого количества нищего населения.
Ерёменко открыл страницу дневника, где были подчёркнуты фамилии авторов: Наталья Галимова, Вячеслав Козлов, Евгения Кузнецова, потом помечено - подробнее прочитать в Новой газете, была приклеена вырезка: "Дворец иерарха церкви под Геленджиком, ради которого вырубали заповедный лес из красных и других уникальных деревьев, давно построен.
Резиденция, занявшая всю территорию от моря до шоссе, не только "урезала" полкилометра общественной береговой полосы и дороги, но и перекрыла людям последнюю возможность безопасного выхода к лесу и кладбищу. Теперь им необходимо делать крюк уже не в километр, а в три километра, один из которых - по шоссе.
Площадь резиденции увеличилась в десять раз, под застройку, вырубку и сплошное огораживание церкви были переданы более двенадцати гектаров Гослесфонда, покрытых реликтовой пицундской сосной, которые застраивать, вырубать или огораживать закон запрещает"!
По подсчетам некоторых экономистов состояние некоторых иерархов церкви в четыре раза превышает состояние Роттенберга-старшего и в восемь раз - состояние Роттенберга-младшего, и это без учета стоимости почти миллиардного дворца в Геленджике.
Ерёменко, при его большом личном опыте рассмотрения уголовных дел, удивился огромному количеству ценностей, особенно дорогих часов, изъятых при обыске у бывшего губернатора Сахалинской области Хорошавина.
А ведь 20 февраля 2015 года, за внимание к трудам на благо Южно-Сахалинской епархии и в связи с 55 - летим со дня рождения, Предстоятель церкви наградил губернатора Сахалинской области Хорошавина орденом преподобного Сергия Радонежского 3 степени.
А последние события в отношении передачи церкви Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге приняли совершенно неожиданный характер.
В январе 2017 года губернатор Санкт-Петербурга Полтавченко сообщил, что городские власти готовы передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование РПЦ на сорок девять лет.
Тогда Полтавченко заявил, что "вопрос о передаче Исаакиевского собора в пользование РПЦ решен", однако пообещал, что собор "сохранит музейно-просветительскую функцию".
После того как в городе начались протесты, были сделаны социологические исследования, которые, показали, что "главное напряжение" петербуржцев вызвал тот факт, что "с ними никто не посоветовался".
Горожан в соцопросах спрашивали, ухудшится или улучшится их отношение к губернатору, если передача Исаакиевского собора РПЦ состоится. Число тех, кто говорил об ухудшении, кардинально превышало количество одобряющих, добавляет источник, близкий к Кремлю.
Против передачи собора выступают "более образованные и политически, и общественно ангажированные" жители Санкт-Петербурга, - рассказал РБК директор Левада-центра Лев Гудков. Решение Полтавченко передать собор церкви "оскорбляет их, это произвол, это раздражает и вызывает крайнее неудовольствие", отметил Гудков.
Против решения Полтавченко выступили представители оппозиции, деятели культуры. В Санкт-Петербурге состоялось несколько акций протеста, в некоторых из них приняли участие депутаты городского законодательного собрания.
Вот и Ленинградский вокзал, выйдя на привокзальную площадь, Николай Николаевич услышал объявление: "Часовая прогулка по центру Москвы от храма Христа Спасителя - хит продаж. Отправление от причала Патриарший, метро Кропоткинское".
Ерёменко посмотрел на часы и решил устроить для себя прогулку, до встречи с ректором Ерковым в Университете правосудия было ещё пять часов.