МВД России разработало типовые штаты дежурных частей. Так, типовые штаты МВД республик, входящих в состав РФ, УВД краев, областей, УВД городов, (имеющих районное деление) представлены начальником дежурной части, начальником смены, старшим оперативным дежурным, оперативным дежурным, инженером-электронщиком, помощниками оперативного дежурного по "02", по телеграфной связи. А применительно к дежурным частям УВД городов, имеющих районное деление, добавляется должность - помощник оперативного дежурного (прапорщик милиции).
Штаты дежурных частей ОВД автономных образований, городов, (не имеющих районного деления), районов включают должность начальника дежурной части применительно к ОВД, обслуживающим население города (городского района) от 50 до 100 тысяч и свыше, начальника смены (при численности населения свыше 100 тыс. человек), помощника начальника дежурной части - оперативного дежурного (при численности населения от 50 до 100 тысяч чел.), помощника начальника отдела - оперативного дежурного (при численности менее 50 тыс. чел. и в сельском районе), старшего оперативного дежурного (при численности 100 тыс. чел. и более), оперативного дежурного (при численности менее 50 тыс. чел и в сельском районе), дежурного по разбору с доставленными и задержанными, инженера-электронщика, помощника оперативного дежурного (прапорщика милиции), помощников оперативного дежурного по "02", по телеграфной связи (за исключением сельских районов).
Кроме дежурной смены в суточный наряд по ОВД включаются следственно-оперативная группа (СОГ) и группа немедленного реагирования (ГНР), как штатные (постоянные) или осуществляющие дежурство по графику (резервные).
По решению начальника органа суточный наряд может усиливаться дополнительными силами и средствами.
Деятельность дежурных частей регламентируют приказы МВД России No 170-1993 г. "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел", No 550дсп-1996 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел и системы представления оперативной информации", No 334-1996 г. "Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений", No 848 дсп-1997 г. "О внесении изменений и дополнений в приказ МВД России No 170дсп-1993 г.".
Этими приказами определены принципы организации деятельности, основные задачи и функции, типовые штаты дежурных частей, нормы технической оснащенности, перечень оперативной информации, представляемой в вышестоящие органы внутренних дел, положения о группах немедленного реагирования, комнатах для разбирательств с доставленными в дежурную часть.
Задачи, организационно-тактические формы их реализации, принципы деятельности дежурных частей органов внутренних дел. Организационное обеспечение задач, возложенных в целом на органы внутренних дел дежурная часть решает путем осуществления двух видов деятельности: оперативного управления и непосредственного исполнения, т.е. дежурная часть одновременно выступает как орган, аппарат оперативного управления, координирующий действия служб и подразделений с одной стороны, а с другой стороны, как непосредственный исполнитель.
Дежурная часть как орган оперативного управления решает следующие задачи: безотлагательное реагирование на поступающие заявления, сообщения о преступлениях, правонарушениях и происшествиях; осуществляет круглосуточный сбор информации об оперативной обстановке на обслуживаемой территории; оповещает личный состав и руководителей органов власти и управления; непрерывно оперативно управляет силами и средствами, участвующими в охране общественного порядка и немедленно принимает мер по раскрытию преступлений по "горячим следам"; контролирует деятельность подчиненных дежурных частей, нарядов, сил и средств, задействованных на сутки; поддерживает внутренний распорядок в ОВД, обеспечивает контроль за охраной здания ОВД и изолятора временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц (ИВС).
Деятельность дежурной части как непосредственного исполнителя выражается в реализации следующих задач: учете и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях, правонарушениях; разбирательстве с правонарушителями, доставленными в дежурную часть; водворении (освобождении) в ИВС задержанных и заключенных под стражу лиц, обеспечении их конвоирования; обеспечении сохранности служебной документации, вооружения, специальных средств и средств защиты, оперативной, криминалистической техники, средств и другого имущества, числящегося за дежурной частью; выполнении справочной работы при обращении должностных лиц, граждан.
Указанные задачи дежурная часть реализует с помощью определенных видов деятельности (функций) в организационно-тактических формах.
Рассмотрим последовательно решение этих задач.
I. Безотлагательное реагирование на поступающие заявления, сообщения о преступлениях, правонарушениях и происшествиях. Решение данной задачи связано с определением оптимального количества следственно-оперативных групп, групп немедленного реагирования, сотрудников, специально выделенных для разбирательства с доставленными, количества патрульно-постовых нарядов. В свою очередь, определение групп и нарядов должно исходить из изучения и исследования информационных потоков об общественно опасных деяниях с учетом времени года, суток, дней недели, месяцев года, чтобы ОВД адекватно реагировал на складывающуюся оперативную обстановку.
Общее количество вызовов и сообщений за год (в зависимости от вида реагирования и времени обслуживания) на основе экспертного опроса сотрудников дежурных частей условно разбивается на три группы с учетом степени опасности преступления, правонарушения и количества специалистов, необходимых для выезда на место происшествия и разбирательства. С учетом числа сообщений в целом и количества часов работы дежурной части в году с помощью математических методов рассчитывается интенсивность потоков сообщений и вызовов, поступающих в дежурную часть по каждой группе, и на основе экспертного опроса выявляются усредненные значения времени обслуживания по группам. Принимая во внимание важность вызовов и сообщений по каждой группе, определяются различные значения допустимой степени готовности. С применением методов теории массового обслуживания для каждой группы заявлений и сообщений о преступлениях уточняется количество условных СОГ и потребность в специалистах различной категории, в том числе и в целом по городу.
Рассматриваемая проблема должна решаться на уровне горрайоргана и МВД, УВД. Здесь важное значение имеет качественный и количественный состав этих групп, обеспечение их автотранспортом, средствами связи, компьютерными средствами. Практика идет по пути увеличения количества следственно-оперативных групп, групп немедленного реагирования.
МВД России на протяжении последних двух лет удалось почти на 30% увеличить количество следственно-оперативных групп и групп немедленного реагирования. Наиболее активно они создавались в ОВД республик Башкортостан (сформировано 118 СОГ и 37 ГНР), Дагестан (соответственно 64 и 50), Татарстан (94 и 26), Краснодарского края (145 и 56), Кемеровской (83 и 42), Кировской (75 и 27) и ряде других областей. В дежурных частях многих крупных горрайорганов, работающих в сложной оперативной обстановке, создаются усиленные следственно-оперативные группы основного и резервного составов, способные одновременно обеспечивать выезды по нескольким сообщениям о преступлениях.
Например, в 16 наиболее крупных органах внутренних дел Кемеровской области за счет следствия и уголовного розыска созданы 83 штатные следственно-оперативные группы. В этих же органах за счет средств местного бюджета сформированы 42 группы немедленного реагирования общей численностью 156 человек, в том числе 26 - штатные. В 15 городах и районах продолжают работу 53 группы (общей численностью 106 человек) по выездам на места происшествий, финансируемые за счет местного бюджета. Они полностью обеспечены транспортом, необходимыми средствами связи и защиты, криминалистической и другой техникой.
Группы немедленного реагирования являются временными подразделениями, создаваемыми при дежурных частях в целях задержания преступников по "горячим следам" и участия в раскрытии преступлений. Они относятся к силам быстрого реагирования, являются мобильными формированиями в составе суточных нарядов ОВД и находятся в прямом подчинении старших дежурных смен. График работы группы составляет начальник штаба (дежурной части). Он же ежедневно осуществляет учет результатов работы по лицевым счетам с нарастающим итогом. Положение четко определяет задачи, функции взаимоотношения и связи ГНР с другими службами и подразделениями, компетенцию старшего группы, порядок ведения и структуру журнала, обучение сотрудников.
Важное место в положении отводится критериям оценки работы группы немедленного реагирования, а именно:
- участию в раскрытии преступлений по "горячим следам";
- задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
- задержанию преступников, находящихся в розыске;
- пресечению преступлений и административных правонарушений;
- практической помощи гражданам, организациям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Деятельность дежурной части как органа оперативного управления при реализации рассматриваемой задачи предусматривает: своевременное получение сообщения; правильное осмысливание и его квалифицированную оценку; регистрацию, доклад руководителю органа; направление к месту происшествия ближайших нарядов милиции, ДПС, участкового инспектора с целью охраны места происшествия, перекрытия и блокирования путей вероятного отхода преступников; направление ГНР и при необходимости СОГ; организацию взаимодействия сил и средств, участвующих в раскрытии преступления, поддержание с ними постоянной связи, обмен информацией; работу по запросам с места происшествия; при необходимости ориентирование всех нарядов, ОВД, органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ); наличие резерва; сопровождением и контроль и за всем процессом работы по раскрытию преступления от начала до конца.
Слушая рассказ полковника, сосед, который четыре дня назад перенёс операцию и готовился к выписке, зная, что сотрудники МВД могут выходить на пенсию, имея 25 лет выслуги, стоя перед нами начал свой, очень волнующий его рассказ, похоже, он боялся, что не доживёт до пенсии.
Наверное, это он опубликовал в Интернете 9 февраля свою статью под названием "Даже интересно, а кто из нас доживёт до заветных 65-ти лет".
"Живя в нормальном российском провинциальном городе, где мужики не особо то и следят за своим драгоценным здоровьем, я, узнав о том, что нашу молодость продляют на 5 годков, немножко призадумался.
Конечно, согласно "кодексу строителя коммунизма" можно только порадоваться за бюджет страны, высвободивший дивные ресурсы на строительство и закупку "бог знает чего". А судя по тем статистическим данным о моих одноклассниках и прочих местных хулиганах, количество которых уменьшилось на треть, то прибавка ещё "пятёрки" к их нетривиальному житию сократит их количество, как минимум, наполовину.
В 60-е, 70-е в нашей интересной местности существовали целые кланы потомственных озорников, начавших курить и выпивать практически с начальных классов. До 60-ти лет из них не дожил никто. Но самое прелестное в этом геронтологическом процессе то, что нас, кому уже грезились спасительные "тыщи", легко убедили в том, что все начальники и работодатели только и мечтают, как бы заполучить в свою фирму прекрасно сохранившегося старика. И как не пугало правительство фирмачей суровыми карами, коли те посмеют не принять на работу 59-летнего дядьку, но после даже 45-летнего рубежа найти достойную работу без знакомства едва ли возможно.
Вот мы, рождённые в начале 60-х, начав свою трудовую деятельность, совсем не так представляли торжественный выход на пенсию. До начала перестройки государство гарантировало нам, потенциальным пенсионерам, лёгкую оплату квартиры и терпимое существование на оставшиеся деньги.
А ныне, даже вымолив эти 12-14 тысяч, ты почти всё отдашь на квартплату. Но даже та половина моих одноклассников, что дотянет до этого счастливого периода и то никак не сможет прожить на оставшиеся гроши. И в 66-летнем возрасте надо обязательно искать работу. Вот только кем?
У нас сидение в "сторожке" сутки через двое даёт максимум "пятнашку" в месяц. Но всё эта "охранная деятельность" отнимает довольно много нервов и сил. К тому же, такая "достойная" работа, вскоре окончательно угнетает психику бывшего инженера или начальника, толкая его прямиком в ближайший "Гастроном". А там раз, два и государству уже и не надо платить очередную пенсию.
Особенно всё это "приятно" закредитованным пожилым товарищам, а также тем, кто вынужден после развода с поднадоевшей супругой, снимать "малоподъёмное" жильё. Да и подросшие детишки не слишком рады дополнительной "пятилетней обузой", внезапно свалившейся на их ладно выстроенный бюджет.
И в итоге, помните самое начало фильма "Ах, водевиль, водевиль", где состарившийся "Великий Михайло Лисичкин" поначалу отказался от "Арлекина".
Но когда ему пригрозили отставкой, согласился и на эту позорную роль.
Вот так и мы, мечтая продлить достойное существование, помыкавшись и поунижавшись перед брезгливыми юношами, будем вынуждены досиживать остатки дней, охраняя ворота.
Или как я, надумают сочинять эти жалкие памфлеты, сидя перед стареньким компьютером и вспоминая свою долгую, банальную жизнь, недавно подарившую им ещё целых 5 лет заслуженной молодости, которую особо некуда девать.
Интересно, чтобы сегодня написал 60-летний Лермонтов, если уже в 26 ему пришло в голову, знаменитое: "И скучно и грустно и некому руку подать".
Я поинтересовался в Интернете, кем работают бывшие полицейские, после выходи на пенсию по выслуге лет.
Эксперты российской компании в сфере интернет-рекрутмента HeadHunter выяснили, кем работают бывшие полицейские, сколько платят за обеспечение личной и корпоративной безопасности и какие качества нужны профессиональному защитнику.
Среди соискателей на открытом рынке труда немало бывших сотрудников органов внутренних дел России, по той или иной причине решивших избрать другой карьерный путь.
Впрочем, большинство бывших участковых и оперуполномоченных недалеко ушли от своей первой профессии: каждый третий из них работает в сфере безопасности на коммерческих предприятиях или в частных охранных структурах.
Более того, чаще всего те, кто ранее работал в ОВД, занимают в службах безопасности руководящие посты.
Среди распространенных профессий - полиграфолог, специализирующийся на проведении тестов на детекторе лжи в коммерческих компаниях, специалист по информационной безопасности, коллектор (специалист по возврату задолженности), телохранитель.
На втором месте среди популярных у экс-полицейских профессий - юриспруденция, в этой сфере трудятся 13% бывших сотрудников органов.
Следом идут транспортная отрасль, сфера продаж и топ-менеджмент.
А некоторые выбирают вовсе экзотические для своего профессионального прошлого направления: туризм, копирайтинг, сценарное дело, реклама.
Экс-полицейские в Северо-Западном регионе рассчитывают получать заработную плату в размере 35 тысяч рублей (средний показатель), а максимальные амбиции по уровню доходов не превышают 140 тысяч рублей даже на руководящих постах.
При этом средний уровень дохода, предлагаемый для специалистов по безопасности в коммерческих компаниях, составляет 27 тысяч рублей. Работодатели часто отдают предпочтение бывшим сотрудникам органов внутренних дел при поиске специалистов по безопасности.
Дополнительными плюсами для защитника первых лиц или материальных активов компании являются: знание процессуального законодательства РФ, дисциплинированность, отсутствие вредных привычек, наличие прав категории "В" и собственного автомобиля, хорошая физическая подготовка.
Кроме того, для работы в охранных структурах требуется наличие соответствующей лицензии.
Задумываться о том, куда пойти работать после полиции, многие начинают задолго до пенсии, и после ухода с государственной службы достаточно быстро устраиваются на работу в различные коммерческие или бюджетные организации. Бывшие полицейские чаще всего трудятся в охранных предприятиях, но существуют и другие сферы деятельности, в которых они могут реализовать себя.
Какая работа подойдет бывшему полицейскому:
Подбирая будущее место работы, бывший правоохранитель должен учитывать множество обстоятельств.
Сотруднику органов с высшим юридическим образованием легче устроиться в адвокатскую контору, прокуратуру или в юридический отдел предприятия, чем бывшему полицейскому без диплома об образовании.
Без стажа работы по специальности "Юриспруденция", пусть даже и минимального, получить интересную вакансию не выйдет. Поэтому затягивать с увольнением из органов не стоит (разумеется, если есть желание построить карьеру вне МВД).
Молодой полицейский после увольнения может не только искать вакансию, связанную с прежней деятельностью (охрана, коллекторские услуги, инкассация), но и попробовать что-то совершенно новое. В этом случае сфера деятельности ограничена только желанием человека, его интересами и склонностями. Если же возраст бывшего полицейского приближается к пенсионному, получать высшее образование в другой сфере не слишком целесообразно. Полезно использовать наработанные навыки, знания и связи.
Дополнительная квалификация, полученная в полиции.
Бывшие сотрудники, кроме собственно охраны правопорядка, специализируются в разных отраслях деятельности. Это кинология, разнообразные экспертные исследования, владение боевыми искусствами, знание современного оружия. Дополнительные умения и навыки обязательно пригодятся на "гражданке" и помогут полицейскому в отставке найти интересную вакансию.
Новую профессию после увольнения из органов можно получить и через Центр занятости населения. Для бывших сотрудников МВД там существуют специальные краткосрочные программы переподготовки.