Белые, ослепительно белые стены. Вернее, стена одна. Почти круглая. Плавно перетекающая в столь же белые пол и потолок. Стиль - глухой минимализм. Из предметов интерьера только пара кресел, повторяющих контуры тела. На одном - я. На другом - Он. Ох, если бы вы сейчас нас увидели... Долго, наверное, смеялись бы по поводу моего серебристого чепчика. Он совершенно не подходит мне под цвет волос! Однако тогда и я была бы вправе поинтересоваться у вас - а что вы думаете о толстом, гофрированном шланге? Соединяющим его с точно таким же головным убором соседа? Промывка мозгов?! Хм... Вы - удивительно догадливы!
''...Штирлиц смотрел на огромный ядерный гриб, взметнувшийся на месте Рейхстага. ''Физфак - чемпион!'' - думал Штирлиц.'' - рассказывал Сяля новый, возможно, придуманный им только что, анекдот. Студенты, косившие очередную лекцию на Сачке, дружно заржали. Сачком именовалось обширное пространство под лестницей, ведущей на второй этаж. И, надобно отметить, оно полностью оправдывало свое название. Именно здесь, на низких, удобных подоконниках практически каждый день происходило собрание нашего неофициального клуба лодырей и разгильдяев.
Сняв с плеч маленький рюкзачок, Сяля состроил загадочную физиономию. И с возгласом "АП", извлек здоровенную, несоразмерную с его объемом, пластиковую бутыль. Но даже не эта сверхъестественная ловкость послужила причиной "бурных аплодисментов". И разумеется, не этикетка "ЛИМОНАД КОЛОКОЛЬЧИК", криво наклеенная на коричневатой поверхности. Сяля отвернул крышечку. И в столь же таинственным образом извлеченные "из ниоткуда" пластиковые стаканчики полился приятно шипящий и пенящийся янтарно-желтый напиток, даже отдаленно не напоминавший заявленное на этикетке содержимое. Ведь она выполняла почетную роль амулета, рассеивающего внимание злых демонов факультета, жестоко каравших за распитие на его территории священных напитков. И методично переклеивалась с емкости на емкость.
Некоторое время понаблюдав за коллегами, с наслаждением поглощавшими божественный нектар, Сяля решил, что коллектив созрел и для более серьезного разговора.
- Мужики! - промолвил он, не обращая никакого внимания на то, что мы тоже присутствовали на собрании. - Припомнился мне тут недавно анекдотец один. О том, как у профессора, доцента и студента поинтересовались, за какое время они сумеют выучить китайский язык...
- Это та фишка, где профессор взялся его выучить за год, доцент - за месяц, а студент... - встряла в разговор первокурсница Ленка, еще не слишком знакомая с местными обычаями (наливающего - не перебивают!). Сяля остановил ее жестом руки и спокойно продолжил.
- Совершенно верно. А студент ужаснулся: ''Неужели завтра экзамен?''.
Члены Братства Сачка умиротворенно закивали в знак согласия.
- Ну так вот. Сколько времени нужно каждому из вас, чтобы хорошенько подготовиться к экзамену, ни разу не посетив лекции по сдаваемому предмету?
Сяля сделал долгую паузу. И присутствующие, наконец, сообразили, что вопрос - отнюдь не риторический.
- Ну... Если попавшийся мне конспект будет полным, - отреагировал Стас, - трех-четырех дней более чем достаточно!
- ВОТ!!! - с неожиданным азартом воскликнул Сяля. - А полный курс бакалавриата - около тридцати с небольшим предметов. Итог: пятигодичный курс с легкостью усваивается менее, чем за полгода!
- Нашел, чем удивить... - ехидно заметил Леша, с грустью обозревая опустевший стаканчик. - Так мона и коньки откинуть... Башка вскипит.
- Это ж с непривычки... - успокоил его Сяля, подливая новую порцию хладагента для разума. - А в ритм войдешь, так дальше, как по маслу!
- А как же Пиво? - заподозрив, что ему парят мозги, возмутился Леха. - Не, в натуре, а Сачок, дискотеки, компьютерные игры? И... Да, да! - вдруг испуганно засуетился он, украдкой поглядывая на меня. Чуть ниже шеи. - А как же девочки?
- А девочки - потом! - отрезал Сяля. - После аспирантуры!!!
- Не-е. Я не согласен... - заныл Леха. - Пошла она... На фиг такая учеба!
- Зато - перспективы! - попытался его убедить Сяля. - Прикинь, средний ученый-теоретик только годам к шестидесяти набирает достаточный опыт, чтобы открыть хоть что-то новое. Однако - станет ли он в столь солидном возрасте рисковать карьерой ради необычного? Чересчур выбивающегося из привычных рамок? Готов свои носки съесть, лишь один из тысячи решится на такую авантюру. И, скорее всего, обломается. Мозги уж не те. Да и коллеги не поймут... Биологический закон: зрелость - консервативна. А молодой, так может и рад бы стены лбом крушить. Да голова - пуста. Только шуму много.
- Ну так и нормально, - помешивая пиво в полуполном стаканчике, с сарказмом ответил Леха, - лишь бы не сапогами по плацу. Знаешь ответ на загадку "Веселая снаружи, страшная внутри"? То-то!!!
- А че? - вдруг воодушевился Стас. - Здорово! К окончанию аспирантуры можно стать идеальным ученым! Знания профессора. Плюс активность мысли!
- Как же! Разбежалси... - все так же ехидно заметил Леха. - Это уж точно противоречит человеческой природе! Прикинь... Сто лет назад. Нет ни Интернета, ни компьютерных игр. Лишь радио Попова да проволочный телеграф. Но и тогда уже образованию мешала куча развлекух. Футбол. Охота... В результате, фиг знает сколько лет наука черепахой ползла от обнаружения явно "неклассического" фотоэффекта до полноценных представлений о квантовой природе материи. А сейчас? Ты хочешь, чтобы мы все бросили, и - давай сосать сухой сухарь науки? Хе... Капут познанию! Два поезда - вал новой информации и новые развлечения, столкнулись на стыке тысячелетий. Еще несколько лет, и глубочайший кризис повергнет в прах нынешнюю цивилизацию... Ибо - кто мы?
- Лодыри... - хором ответило Братство Сачка.
- Кто мы?!
- Халявщики! - выдохнуло Братство снова.
- Кто мы?!!!
- Главная Проблема Высшей Школы!!! - отчеканили Мы девиз Нашего Братства.
Сяля с грустью скреб затылок. Ленка пудрила прыщавую физиономию. Леха рисовал задницу на изнаночной стороне ступенек. А мне - вообще было по барабану. Я выклянчила у Стаса новую игрушку и теперь торопилась домой. Устанавливать ее на компьютер.
...А ведь Сяля с Лехой четко представили проблемку, - размышляла я по дороге. Учиться, учиться и еще раз учиться - лозунг не нашей эпохи... Память - можно натренировать. Мозги реально и поднапрячь. Велики возможности Человека! Но отказаться от естественной лени... Для этого нужно быть закоренелой фанатичкой. А с фанатиками нынче - напряженка. Все ломанулись в религию. С ней как-то попроще. Платочек на голову - и к иконке. Да и наука нынче не в чести. Бомба ядерная. Экология. Вирус-гибрид СПИДа и гриппа... (ЩЮТКА!!!). Кто в ближайшем будущем будет первым в естествознании? США? Великобритания? Россия? Как же!
Мне припомнился эпизод из телевизионной программы про корейских студентов, приехавших учиться в Россию. По часам - встают. По часам - ложатся. А утром, без опозданий и проволочек, с песней про Ким-Чан-Ыра идут на лекции. И самое главное - понятие свободного времени, в нашем понимании, у них отсутствует вовсе. После лекций - не по пиву, а в общагу. На политинформацию. И - снова учиться. До глубокой ночи. Вот они, Мозги Нового Века! А, ну да. Китайцы еще. Живут рядом. Следовательно, конкуренция. Шпионы... Интриги... Суперстимул для познания!
Смешно! Неужели интенсивное развитие науки - признак тоталитарного режима? Вот, значит, кому задницу Леха рисовал на ступеньках. Халявщикам Великих Супердержав. Кончается наше время... Ой, кончается...
...Ребята в Универе сейчас водочкой после пива догоняются - думалось мне параллельно с тяжкими размышлениями о будущности цивилизации. А я вот до дома поперлась, как полнейшая идиотка. Игрушку ставить. Хорошо им там! Оправдав фактом подобной несправедливости очередной удар по наличности, я завернула в супермаркет и купила себе а-а-агромную коробку шоколадных конфет. Ну и пусть, что - толстая! Девчонок на факультете мало, без внимания не останусь. Добротно смазанные шоколадом мозги заскрипели усерднее. И главное, веселее.
...Интересненько, а можно ли без тоталитаризма, фанатизма и фигни о Священном Долге побудить человека на глобальные жертвы - размышляла я, доедая конфеты - тем более, если он студент? А еще лучше - школьник? Да. Здесь нужны самые кардинальные меры... Но какие?
В первую очередь необходимо с самых первых классов, а еще лучше - лет этак с четырех, избавить потенциального БИУ (Будущего Идеального Ученого) от посторонних развлечений... А что я сама делаю во время подготовки к экзаменам? Когда родной телевизор становится зловещей Машиной Времени, выжирающей драгоценные часы из графика? Выключаю его. Отрубаю от сети и антенны. Поворачиваю к стене передом, к себе - задом. А затем забрасываю глубоко под диван пульт переключения программ... Только это иногда и помогает. В лом же врубать все заново! Метод Прямого Исключения Раздражителя. Клин клином вышибают! Можно ли усовершенствовать методику? Попробуем...
Какой орган чувств в основном отвечает за восприятие бессодержательных развлечений? Конечно, зрение. Следовательно, надо у людей (особенно, таких разгильдяев, как Сяля с Лехой) заблокировать сетчатку глаза. Оставив лишь узкую ''командную строку'' для текста из учебника.
Какая ж я садистка, оказывается... Мне б в гестапо работать! Зачем же всех-то поголовно в БИУ превращать? Подобные люди нужны в науке, но не в таком количестве. Да и невозможны такие операции в нынешнее время. Даже в клинике Федорова со всей ее микрохирургией глаза!
Какая-то мысль уже наклевывалась в сознании. И я отоварилась у ближайшего ларька здоровенной шоколадкой и двухлитровкой пива. Какого - не скажу, чтобы в скрытой рекламе не обвинили. А что? На физфаке - все пьют пиво! Оно ведь отлично заменяет воду. А в соединении с шоколадом увеличивает IQ ровно в два раза.
...Так и есть. Прозрение! Ведь можно подступиться к проблеме и с другого края. Ну? И кто сказал, что все бабы - дуры?! Сами такие!
...Диск с игрушкой был надежно забыт в косметичке. Пятая Флэшка глючила немилосердно, и приходилось по нескольку раз тянуть мышой одни и те же линии на мониторе. Очередная полуторалитруха стремительно утрачивала содержимое. Точно так же, как и новая коробка конфет. И все же результат мозговой атаки, явившийся миру в конце вечера, оставлял желать лучшего. Переплетение проводов над сложной системой трансформаторов, транзисторов и сопротивлений. Соединенный с нею, а далее - с россыпью пьезоэлементов толстым пучком проводов, электрооптический матричный преобразователь. Едва различимый под нагромождением линз и вращающихся зеркал... В общем, следующие сутки и остатки стипендии ушли на полировку результата. Но лишь длительный обмен мнениями с керамикой в замкнутом пространстве позволил нам с вымазанным губной помадой Белым Братом прийти к некоторым общим выводам. Относительно дальнейших действий...
Знаете, с какой проблемой почти постоянно сталкиваются издатели научно-популярных журналов? С отсутствием новых научных данных. Нет, не с недостатком специализированной информации вообще. Вроде динамики нагрева ножек четвертого Пня. А именно - той, которую можно было бы изложить в популярной, захватывающей манере. Именно такой вот лакомый кусочек я и подкинула в редакцию одного из подобных изданий. Красочно расписав сцену общения своих друзей, я дополнила её всего лишь одной схемкой, ставшей теперь просто классической с точки зрения принципа ''минимум затрат - максимум эффекта''... Суть - и дураку понятна. Свет концентрируется линзой на рядочке фотоэлементов. Усиленный сигнал передается на колеблющиеся в магнитном поле сердечники миниатюрных соленоидов. Точно так же, в один ряд, соприкасающихся со средним пальцем "читателя". Нет, о неприличном жесте я тогда не думала. Это уже более позднее сравнение кого-то из "старой гвардии" научных работников, вытесненных Ими с насиженных мест. Просто - средний палец длиннее.
...Мы и Они... Мы, оказавшиеся чересчур ленивыми для требований очередного тысячелетия, и Они - гении новой эпохи... Два полюса перевернутого мира. Две половинки расколовшейся Вселенной. Слишком прост оказался прибор. Пост и дешев. Слишком многие смогли изготовить тысячи образцов кустарным путем. Для тех своих знакомых, кому он был необходим. Просто на продажу... Задолго до того, как первые промышленные образцы получили официальную прописку на торговых прилавках.
Эх, рассказали бы мне эту историю всего лишь лет двадцать назад... Шиш бы поверила! С чем большинство людей тогда связывало саму возможность научного прорыва? С новейшими информационными технологиями, используемыми в процессе обучения? Со сверхсовременными, навороченными "форматами" электронных books, выполненных на базе новейших микро- и даже нанотехнологий? Фиг Вам, что называется! Самым продвинутым типом изданий осталась обычная, бумажная книга. С таким "форматом" Им было удобнее работать. А истинным символом таки свершившегося Прорыва оказался откровенно, беспардонно примитивный набор радиодеталек. Спаянных самым обыкновенным паяльником. Право же, с таким ущербным "оком" в комп не поиграешь. И телек не посмотришь. И мяч по двору не погоняешь. Зато сканирование вручную печатных текстов и простейших картинок - без проблем! А что? Где тонко - там и рвется!
Да. Двадцатилетние профессора теперь движут естествознание. Движут теми путями, о которых не могли даже подумать самые изобретательные фантасты прежних лет. Они - обогнали нас во всем. Оставили на обочине. Такова печальная правда жизни...
К чему все это бабское нытье, скажете вы? Сейчас ничего нельзя исправить? Ну так это все та же бабушка надвое сказала... Истории суждено повторяться! Теперь ведь каждый может отрастить себе хоть десяток глаз. И они будут отлично работать! Таким образом, проблема с развлечениями вернулась. Однако если бы даже этого не произошло, Они очень скоро уперлись бы все в тот же злополучный ''образовательный барьер'', который нам так и не удалось перешагнуть. Известный факт: количество Знаний неизбежно растет. Интеллектуальный Взрыв грозит прерваться уже знакомой апатией.
Нет... Я не злорадствую... Еще раз обратите внимания на гофрированный шланг, соединяющий мой чепчик с Его кепариком. Прикиньте, этот олух недавно сделал мне предложение! Сомневаюсь, однако, что данная сценка похожа на обряд обручения. Хотя... С точки зрения близких контактов "особого рода" - куда уж интимнее? Помните про нейронную связь, соединяющую полушария головного мозга? Полный ее аналог. Перебрасывающий каждую секунду тетабайты уже обдуманных "партнером" данных в мою подопытную головушку. Правда, вскоре обучаться можно будет и без трепанации черепа. И гораздо быстрее. Так Они утверждают. Но - нужна масса сведений. По динамике информационного обмена. Кодировке сигналов в нейроткани. А получить их можно только из нынешнего опыта. Здесь человеческие извилины необходимы. На мышах подобный эксперимент не поставишь!
...Мой суженый развлекается придумыванием каких-то многоэтажных формул. И мне это - ВИДНО. А я, в целях борьбы со скукой, наметываю в уме данный текстик. С которым, если все пройдет гладко, и содержимое наших черепушек не превратится в запеканки, вы сможете ознакомиться примерно через недельку. Ежели нет... Значит, не судьба. Я эту кашу заварила - мне ее и расхлебывать!