Ривлин Влад : другие произведения.

Царь Саул

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Данная публикация является попыткой проанализировать события изложенные в Книге Царств в качестве исторического источника. Книга эта рассказывает о становлении монархии у древних евреев и начинается с истории Саула(Шауля в еврейской транскрипции).
   Научно доказанных данных (как-то царских указов, монет и т.п.)подтверждающих существование в реальности царя Саула до сих пор не найдено.
  
   Единственный источник наших знаний о первом еврейском царе-Библия.
  
   Да и в ней Саулу посвящено не так уж и много. Образ преемника -Давида, согласно той же Библии, затмил славу первого еврейского царя задолго до смерти Саула.
  
   Имя Саула как в религиозной, так в не религиозной традиции чаще всего упоминается в связи с историей царя Давида, прославившегося в веках как основатель Иерусалима(хотя город существовал, конечно в несколько ином виде, еще в эпоху хананеев) и автор псалмов, при котором иудейское царство на короткое время становится империей.
  
   А между тем, Саул был не менее значимой, на мой взгляд, личностью. И не только исторической.
  Помимо конфликта между царем Саулом и его преемником Давидом, центральное место в этой части Книги Царств занимает и долгое, ожесточенное противоборство между властью теократической и царской.
  Это, помимо всего прочего, и противоборство между двумя неординарными личностями-пророком Самуилом-вождем теократии и Саулом- полководцем и царем.
  В результате этого противоборства власть от клириков переходит к царям, и не временно, а навсегда, что в свою очередь знаменует начало новой эпохи в истории древнего Израиля.
  
  
   Несмотря на скупость Библии в передаче сведений об основателе иудейского царства, при желании все же можно составить себе представление об этой личности.
  
  
   Библия называет Саула человеком из знатного рода, и приводит его родословную, весьма подробную, но при этом говорит, что Саул принадлежал к самой малочисленной семье из самого малочисленного, хотя в то же время самого воинственного колена иудеев.
  
   С пророком Самуилом, помазавшим Саула на царствование, тот встречается отправившись на поиск пропавших ослиц своего отца.
  
   Возможно Саул действительно принадлежал к знатному роду, но едва ли представитель знати отправится лично искать пропавших ослиц, хотя отправился он не один, а со слугою отца.
  
   Гораздо интереснее другой вопрос: насколько случайна встреча пророка Самуила и Саула?
  
   Сам Самуил утверждает, что выбор помазанника ему указал сам Господь. Как главный клирик он ничего другого сказать и не может.
  
   Однако...
  
   Пророк очень недоволен требованием иудеев поставить над ними царя(дабы быть народом как все"). Но выбора у Самуила нет. В случае отказа, его скорее всего ждет бунт.
  
   Клирики, правившие иудеями до той поры, прекрасно объясняли причину гнева Божьего- поклонение иудеев языческим богам, но защитить народ от набегов более сильных соседей не могли. Вдобавок теократия дискредитировала себя еще и тем, что дети предшественника Самуила- Эли, судившего иудеев, мало того что вели себя неподобающе, так еще и потеряли главную святыню иудеев: ковчег Завета. Не намного лучше вели себя и наследники Самуила. Все это раздражает народ и он требуют себе царя.
  Но причина народного гнева не только местничество и коррупция в высших эшелонах теократической власти.
  В седьмой главе о полководческих талантах Самуила и положении израильтян в годы его правления говорится следующее:
  "7 Когда же услышали Филистимляне, что собрались сыны Израилевы в Массифу, тогда пошли владетели Филистимские на Израиля. Израильтяне, услышав о том, убоялись Филистимлян.
  8 И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к Господу Богу нашему, чтоб он спас нас от руки Филистимлян.
  9 И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь.
  10 И когда Самуил возносил всесожжение, Филистимляне пришли воевать с Израилем. Но Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем.
  11 И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их до места под Вефхором.
  12 И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь.
  13 Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила.
  14 И возвращены были Израилю города, которые взяли Филистимляне у Израиля, от Аккарона и до Гефа, и пределы их освободил Израиль из рук Филистимлян, и был мир между Израилем и Аморреями". Но уже в девятой главе, Бог, обращаясь к Самуилу, говорит следующее: "
  15 А Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал:
  16 завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему - Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян; ибо Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня".
  http://www.apologetica.ru/biblie/1kings9.html То есть данный отрывок находится в полном противоречии с предыдущим и говорит не просто о тяжелом, а о бедственном положении евреев в противостоянии филистимлянам и о неспособности теократической власти в Израиле остановить натиск врагов.
  
   Утвердиться на фоне этих событий в качестве главного клирика Самуилу было скорее всего, весьма нелегко. К тому же он уже стар.
  
   Но судя по всему, это был человек очень умный, красноречивый и, как сейчас принято говорить, харизматичный, к тому же прекрасно разбиравшийся во всех интригах внутри самой власти и искуссный дипломат.
  
   По-видимому ему удалось восстановить авторитет теократии среди иудеев, но для окончательного утверждения ему не хватало главного: военных побед. А военным вождем Самуил не был и это прекрасно осознавали иудеи, потребовавшие себе именно такого царя.
  
   Выбора у Самуила нет, хотя выступая перед собранием народа он пускает в ход свой последний аргумент пытаясь убедить единоверцев отказаться от своей затеи с царем: ваша вольница закончится вместе с приходом царя. Он мобилизует вас в армию "и будете бегать за его колесницами", а жены ваши будут служить ему во дворце.
  
   Судя по речам Самуила, регулярной армии у иудеев в то время не было и налоговое законодательство было довольно мягким.
  
   Но видимо страх перед внешним врагом оказался сильнее страха перед царем и не оставил пророку выбора кроме как назначить царя.
  
   Теперь перед Самуилом возникла не простая задача: успокоить народ выполнив его волю-дав народу царя способного успешно противостоять набегам соседей, однако при этом,сохранить и свою верховную власть.
  
   И в решении этой задачи личные качества кандидата на роль царя приобретают для клирика особую важность.
  
   Поэтому требования к будущему царю у Самуила вполне определенные: он не должен быть слишком знатным, но при этом должен чем-то впечатлить народ-простой земледелец едва ли подойдет на эту роль.
  
   У Саула незаурядная внешность -он выше всего народа на целую голову, как рисует его Библия, и очень хорош собою. Возможно именно неординарная внешность Саула произвела впечатление на пророка и сразу выделила его в качестве кандидата на роль царя.
  
   Хотя возможно, также, что выражение: выше на целую голову подразумевает не только рост Саула, но также его ум, способности, волевые качества.
  
   Но в любом случае, внешних данных недостаточно для решения стоящих перед Самуилом задач, да это и не главное.
  
   А что же главное?
  
   За Саулом нет могучего клана и он вообще скорее всего пастух, но не совсем простой. Библия говорит о его роде как знатном.
  
   Чем мог прославиться его род учитывая, что Саул принадлежит к самому воинственному из всех колен Израиля-биньямитам?
  
   Скорее всего либо он сам, либо его предки прославились в качестве воинов, возможно и то, и другое.
  
  
   Самуилу нужен именно такой человек: солдат знающий свое дело и умеющий подчиняться.
  
  
   А Саул в его глазах именно такой. Среди сверстников, согласно толкованиям Библии, он отличился тем, что был единственным из юношей кто не побежал за девушкой, когда молодежь из его племени пошла искать себе невест, наоборот, девушка побежала за ним.
  
   То есть, он застенчив и видимо послушный сын своего отца.
  
   Звезд с неба не хватает- иначе бы отец не отправил его на поиски ослиц. Хотя может в этом деле и нужна смекалка, но наверняка в доме есть и более важные дела которые отец Саула поручает другим своим сыновьям.
  
   Как Самуил определяет подходящую кандидатуру?
  
   Возможно кандидатуру ему действительно подсказал Всевышний, но поскольку в библии постоянно приводятся данные о количестве иудеев, то какое-то подобие переписи все же существовало. Да и жертвы на содержание теократии скорее всего как-то учитывались уже в это время.
  
   Библия также скрупулезно описывает родословную Саула, то есть, своего рода база данных на подданных, у пророка видимо была.
  
  
   Во время представления будущего царя народу, Саул скромно стоит среди обоза-его нет в толпе. Скорее всего дело даже не в скромности, а будущий царь не на шутку напуган, возможно прячется.
  
  
   Однако народ (во всяком случае значительная его часть) впечатленный внешними данными увидев назначенного царя устраивает ему овацию.
  Процесс назначения царя достаточно подробно описывается в десятой главе Книги Царств:
  25 И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой.
  26 Также и Саул пошел в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых сердца коснулся Бог.
  27 А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того.
  
  Как следует из этой части текста, с назначением царя ничего пока в политическом устройстве у древних евреев не изменилось: пророк излагает, записывает и распускает народ по домам. В том числе и только назначенного царя.
  
  Но при первом же военном конфликте с соседями, ситуация меняется коренным образом:
  "5 И вот, пришел Саул позади волов с поля и сказал: что сделалось с народом, что он плачет? И пересказали ему слова жителей Иависа.
  6 И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его;
  7 и взял он пару волов, и рассек их на части, и послал во все пределы Израильские чрез тех послов, объявляя, что так будет поступлено с волами того, кто не пойдет вслед Саула и Самуила. И напал страх Господень на народ, и выступили все, как один человек.
  8 Саул осмотрел их в Везеке, и нашлось сынов Израилевых триста тысяч и мужей Иудиных тридцать тысяч.
  9 И сказали пришедшим послам: так скажите жителям Иависа Галаадского: завтра будет к вам помощь, когда обогреет солнце. И пришли послы и объявили жителям Иависа, и они обрадовались.
  10 И сказали жители Иависа Наасу: завтра выйдем к вам, и поступайте с нами, как вам угодно.
  11 В следующий день Саул разделил народ на три отряда, и они проникли в средину стана во время утренней стражи и поразили Аммонитян до дневного зноя; оставшиеся рассеялись, так что не осталось из них двоих
  вместе.
  12 Тогда сказал народ Самуилу: кто говорил: "Саулу ли царствовать над нами"? дайте этих людей, и мы умертвим их.
  13 Но Саул сказал: в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле.
  14 И сказал Самуил народу: пойдем в Галгал, и обновим там царство.
  15 И пошел весь народ в Галгал, и поставили там Саула царем пред Господом в Галгале, и принесли там мирные жертвы пред Господом. И весьма веселились там Саул и все Израильтяне"
  На войне молодой царь чувствует себя на своем месте и мгновенно проявляет свои полководческие и административные способности: в короткий срок он сумел создать регулярную армию, мобилизовав весь народ и нанести поражение своим врагам, задолго до генералиссимуса Суворова совершая стремительные ночные броски со своим войском и уничтожая на рассвете лагерь противника.
  Израильтяне настолько впечатлены полководческими и личными качествами своего царя, что готовы немедленно уничтожить сомневавшихся в этом. И тут царь проявляет великодушие победителя.
  Если сравнивать личности Саула и его преемника Давида, то лично у меня благородство не вызывают сомнений благородство и великодушие Саула.
  Став царем он по прежнему работает на своей земле как простой земледелец и довольствуется одной женой в отличие от своих преемников.
  Но о сравнительном анализе личных качеств царей речь пойдет позже.
  
  Военные и административные успехи Саула приводят в ярость Самуила-он чувствует, что власть ускользает из его рук и обращается к народу со следующей речью в главе двенадцатой:
  
   "1. И сказал Самуил всему Израилю: вот, я послушался голоса вашего во всем, что вы говорили мне, и поставил над вами царя,
  2 и вот, царь ходит пред вами; а я состарился и поседел; и сыновья мои с вами; я же ходил пред вами от юности моей и до сего дня;
  3 вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, - и я возвращу вам.
  4 И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял.
  5 И сказал он им: свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною. И сказали: свидетель.
  6 Тогда Самуил сказал народу: свидетель Господь, Который поставил Моисея и Аарона и Который вывел отцов ваших из земли Египетской.
  7 Теперь же предстаньте, и я буду судиться с вами пред Господом о всех благодеяниях, которые оказал Он вам и отцам вашим.
  8 Когда пришел Иаков в Египет, и отцы ваши возопили к Господу, то Господь послал Моисея и Аарона, и они вывели отцов ваших из Египта и поселили их на месте сем.
  9 Но они забыли Господа Бога своего, и Он предал их в руки Сисары, военачальника Асорского, и в руки Филистимлян и в руки царя Моавитского, которые воевали против них.
  10 Но когда они возопили к Господу и сказали: "согрешили мы, ибо оставили Господа и стали служить Ваалам и Астартам, теперь избавь нас от руки врагов наших, и мы будем служить Тебе",
  11 тогда Господь послал Иероваала, и Варака, и Иеффая, и Самуила, и избавил вас от руки врагов ваших, окружавших вас, и вы жили безопасно. 12 Но увидев, что Наас, царь Аммонитский, идет против вас, вы сказали мне: "нет, царь пусть царствует над нами", тогда как Господь Бог ваш - Царь ваш.
  13 Итак, вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали: вот, Господь поставил над вами царя.
  14 Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего.
  15 а если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших. 16 Теперь станьте и посмотрите на дело великое, которое Господь совершит пред глазами вашими:
   17 не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя.
  18 И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила.
  19 И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя.
  20 И отвечал Самуил народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим
  21 и не обращайтесь вслед ничтожных богов, которые не принесут пользы и не избавят; ибо они - ничто;
  22 Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего, ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим;
   23 и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой;
  24 только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего, ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами;
  25 если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете"
  
  Страх Самуила перед потерей власти здесь совершенно очевиден. Он находит самую чувствительную болевую точку в сознании народных масс-урожай и видимо не остановится перед осуществлением своих угроз в случае неповиновения.
  
  Особый интерес, на мой взгляд, представляет собой тринадцатая глава Книги Царств где описывается война израильтян -одна из многих, против филистимлян-самого могущественного и опасного врага древних евреев.
  "И собрались Филистимляне на войну против Израиля: тридцать тысяч колесниц и шесть тысяч конницы, и народа множество, как песок на берегу моря".
  Народ в ужасе разбегается, с Саулом и его сыном Ионафаном(Йонатаном) остаются самые верные и те, кого удалось мобилизовать царю.
  Судьба израильтян, как говорится, висит на волоске едва ли кто сомневается в грозящей израильтянам военной катастрофе.
  Но происходит чудо и это чудо-необычайная храбрость и военные таланты сына царя Ионафана. Вдвоем со слугой он убивает двадцать филистимских воинов , приводит в замешательство весь лагерь противника, а слаженные действия подразделений израильтян под предводительством царя довершают разгром филистимлян.
  Ионофан в этом сражении действует как спецназ, но интерес представляет другое событие, вернее, несколько событий связанных с этим сражением.
  Во-первых, на этот раз израильтяне совершенно обходятся без клириков. Самуила и близко нет во все время пока израильтяне готовятся к сражению.
  Чем объяснить отсутствие пророка в лагере израильтян в такое судьбоносное для народа и его войска время?
  Он уверен в фиаско Саула? Или его занимают более важные государственные дела?
  Интересно и другое: даже в столь судьбоносное для израильтян время, когда казалось бы военная необходимость вытеснила все остальное, царь Саул отдает дань идеологии, не решаясь выступить на бой без отправления обряда жертвоприношения.
  Отсутствие пророка, обещавшего появиться через семь дней но так и не появившегося крайне деморализующе действует на воинов Саула-народ разбегается и тогда царь берет на себя обязанности священника высшего ранга, если так можно выразиться и сам отправляет культ.
  И вот тут появляется наконец пророк Самуил и высказывает свое недовольство Саулу, впервые угрожая царю отстранением от власти. Высказав упреки и угрозы, пророк удаляется в Гиву беньямитскую-видимо место более безопасное, а царь и его сын выходят на бой с филистимлянами.
  Разбив филистимлян царь проявляет редкое смирение изо всех сил старается следовать религиозным обычаям и даже готов принести в жертву своего сына и военначальника, героя битвы Ионатана за нарушенный обет.
  То есть, царь всячески старается избежать конфликта с клириками, прежде всего с Самуилом, но кроме того видимо и сам очень религиозен.
  Победа царя над филистимлянами и меры принимаемые им к укреплению государства, такие как создание регулярной боеспособной армии, что неизбежно связано с развитием ремесел и хозяйственной деятельностью вообще, не позволяют Самуилу выполнить своих угроз о смещении Саула.
  
  И тогда Самуил задумал следующее:
  "1 И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа.
  2 Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта;
  3 теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла".
  
  Наверное не каждый решится убить грудного младенца. Наверное и в глубокой древности подобные приказы вызывали по меньшей мере ропот среди солдат.
  Но оставить войско победителей без военной добычи, это, я думаю, гарантированный бунт в армии.
  Едва ли Самуил об этом не догадывался.
  Так и происходит: на вопрос пророка о том, почему приказ не был выполнен полностью, то есть не уничтожено полностью имущество врага и оставлен в живых царь амалекитян, Саул отвечает:
  " И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их;
   теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу".
   Саул пытается предотвратить неизбежное столкновение с пророком и даже обрывает край его одежды, пытаясь удержать Самуила. Но Самуил неумолим и предрекает Саулу конец его царства.
   После этой истории конфликт между царем и клириком переходит в открытую форму.
   Пощадив Агага и сохранив лучшую часть скота сам царь наверняка не воспринимал это как суровое нарушение Божьей воли. И действительно, живой Агаг -это скорее повод к конфликту, нежели его причина. А истинная причина конфликта вероятнее всего военная слава и независимость царя. По этой причине клирики теряют свое влияние в народе и этого они допустить не могут. И вероятнее всего, Самуилу нужен был только повод, чтобы отстранить Саула от власти. Этим поводом стал Агаг. Не было бы Агага, нашелся бы другой повод.
  
   Самуил не ограничивается одними пророчествами и фактически затевает заговор с целью замены Саула на более послушного преемника.
   В Книге Царств это описывается следующим образом:
  1 И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.
  2 И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: "я пришел для жертвоприношения Господу ";
  3 и пригласи Иессея к жертве; Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе.
  4 И сделал Самуил так, как сказал ему Господь. Когда пришел он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой?
  5 И отвечал он: мирен, для жертвоприношения Господу пришел я; освятитесь и идите со мною к жертвоприношению. И освятил Иессея и сыновей его и пригласил их к жертве".
  Для человека верующего разумеется никакого заговора нет и все совершается по воле Бога.
  Но мы здесь рассматриваем данную книгу как исторический источник, а следовательно должны искать вполне материальное и логическое объяснение исторических событий.
  Интерсно, однако, что выполняя волю Бога и предрекая Саулу конец его царства, Самуил в то же время опасается за свою жизнь и боясь действовать открыто, действует тайно. Он совсем не похож на мученников готовых принять смерть за веру. Хотя возможно, что он беспокоится об успехе предприятия порученного самим Богом и с этой точки зрения ему следует оставаться живым и невредимым.
  Но вот еще один примечательный факт: пророчествуя Саулу об окончании его царства, пророк умирает раньше столь ненавистного ему царя.
  Далее в этой же главе описывается выбор преемника Саулу.
  На этот раз задача Саула намного сложнее- новый избранник на роль царя должен не уступать, а скорее превосходить в личных качествах и талантах своего предшественника. Более того, он должен превзойти своего предшественника в достижениях.
  И главное, как доставить преемника ко двору, как представить его в качестве альтернативы народу?
  Обо всем этом рассказывают следующие главы Книги Царств.
  В главе шестнадцатой содержится достаточно подробный рассказ о появлении Давида при дворе царя Саула:
  "13 И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.
  14 А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа.
  15 И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя;
  16 пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя.
  17 И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне.
  18 Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним.
  19 И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде.
  20 И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим, к Саулу.
  21 И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем.
  22 И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих.
  23 И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него".
  
   Для пастуха Давид слишком хорошо образован- в частности, он владеет искусством игры на арфе и утешает депрессию царя своей игрой.
  Наверное не один Давид во всем царстве владел музыкальным искусством. Но выбор пал именно на него, но не личный выбор царя, а по совету приближенных. И тут возникает вопрос: к кому больше приближенных- к царю или главному клирику Самуилу?
  Как описывает это событие Дубнов: "Давида тотчас Привели В Гивею, В царский дом. Юноша очень понравился Саулу и был назначен оруженосцем царя. Всякий раз, когда Саулом овладевала тоска, Давид брал свою арфу и играл на ней до тех пор, пока царь не становился снова веселым"
  Очень интересный текст. Особенно вот эта фраза: "Пророк прибыл однажды в Бетлехем и предсказал Давиду его будущность, окропив его при этом священным елеем, как делалось при назначении нового царя. Это происходило тайно, и кроме семьи Ишая никто не знал о предсказании пророка." Заговор против здравствующего царя налицо и набожный Давид не только посвящен в планы Самуила-ему принадлежит в их осуществлении главная роль! Едва ли юноша настолько наивен или глуп, чтобы этого не понимать. Люди Самуила рекомендуют царю Давида и вот уже преемник рядом с царем-его оруженосец. Царь ни о чем пока не подозревает, но... В интерпретациях истории царя Саула очень популярна версия о маниакальном характере царя. Станешь тут маньяком, когда против тебя плетутся такие интриги!
  
  Первый шаг- войти в доверие к царю, был сделан. Но для осуществления замысла Самуила этого было недостаточно. Новое сражение предоставило Давиду такую возможность.
  На войну царь выступает в состоянии тяжелой депрессии вызванной, если следовать логике текста, конфликтом с Самуилом. Депрессия и возраст скорее всего те причины по которым царь-отважный воин возвышающийся на целую голову над всем народом не принимает вызова филистимского богатыря Голиафа.
  Разумеется, такое поведение сильно бьет по престижу царя в глазах войска и всего народа.
  Вызов принимает Давид, который расправившись с богатырем приобретает всенародную славу, затмившую былые заслуги царя.
  Теперь до престола Давиду буквально один шаг.
  Это прекрасно понимает Саул, который высоко ценит личные качества и военные таланты Давида, назначает его военначальником над своим войском и выдает замуж за него свою дочь Михаль.
  Причем инициатором брака выступил сам царь.
  Интересно в этой ситуации поведение Давида: "я человек бедный,-говорит он, куда мне жениться на царской дочке?"
  Прямо святая простота-как-будто не было тайного помазания на царство и не кем-нибудь, а главным клириком.
  Саул же вместо богатства требует от своего будущего зятя свидетельства воинской доблести: крайней плоти ста филистимлян.
  После победы над Голиафом для Давида это уже мелочь и вместо требуемых ста будущий зять доставляет ко двору своего тестя двести.
  Последующие главы описывают преследование Давида царем.
  Поначалу он посылает своего зятя на самые опасные задания, затем понижет его в должности до командира тысячи(видимо что-то вроде командира дивизии) и наконец, начинает настоящую охоту за Давидом.
  Все это время Давид выказывает миролюбие своему тестю и укоряет его вопросами: "за что ты преследуешь меня? Ведь я не раз мог тебя убить но этого не сделал, наоборот, верно тебе служил."
  Все это было бы так, если бы не тайное помазание и если бы Давид не знал для чего он оказался при дворе царя. Но он ведь наверняка знал, хотя едва ли замышлял убийство царя.
  Давид слишком умен, чтобы пойти на такое-ведь в случае убийства царя его власть будет не легитимной, или по крайней мере спорной в глазах израильтян.
  Возможно Саул и не знает всего, но прекрасно понимает, что обречен и не хуже знает, кто его преемник. Это Давид, которому он отдал в жены свою дочь.
  И поэтому, оставив все государственные дела занят главным образом преследованием Давида. Саул прекрасно понимает, что попал в сети предворных интриг из которых уже не в силах выпутаться.
  
   Он мечется как зверь, преследует своего зятя и не делает счетов уже ни с кем, вырезав целый город клириков, за то что те скрывали у себя Давида.
   Между тем, начинается новая война с филистимлянами, которые скорее всего неплохо осведомлены о происходящем в царстве Саула.
  Конфликт между монархией и теократией, между царем и тайным помазанником наверняка не оставил безучастным и народ страны. Судя по последовавшей вслед за смертью Саула гражданской войной, общество было расколото гораздо раньше.
  
   Перед новой битвой с филистимлянами царь уже морально сломлен. Но главная беда Саула не в интригах, которые плетут против него клирики.
  
   Главная его беда в том, что он остался фактически один и на очередную битву с филистимлянами он выходит заранее зная, что обречен. С ним-только самые верные его слуги.
  
   Перед битвой царь обращается к гадалке в надежде, что та скажет ему что-нибудь хорошее об исходе битвы.
  
   Но гадалка предсказывает Саулу гибель.
  
   И тем не менее, царь выходит на битву и обреченный, бьется отчаянно. В момент битвы он уже не молод, но бьется так же как и его воины.
  
   Уже израненный и окруженный врагами он бросается на меч дабы не быть плененным.
  
   На мой взгляд у Саула есть общее с шекспировским Гамлетом-он обречен, но между быть или не быть идет напролом.
  
   Преемник Саула-Давид, оплакивает царя. Скрываясь от своего тестя, он не раз демонстрировал Саулу свое дружелюбие- об этом свидетельствует, например, знаменитая история с куском ткани от плаща Саула, которую Давид отрезал в тот момент, когда царь находился в пещере где скрывался Давид.
  
   И тем не менее, при всем своем расположении к Саулу, Давид на последнюю битву своего тестя не явился, как и большинство народа когда-то восторгавшихся своим царем. Более того, пока Давид скрывался от Саула, к нему примкнуло немало разных людей-врагов царя, как то разбойников, например. Среди примкнувших к Давиду людей есть и хетты, и филистимляне-злейшие враги иудеев. Наконец, Давид находит себе убежище у филистимского царя Ахиша и получает от него во владение целый город.
   Более того, во время решающей битвы между филистимлянами и царем Саулом Давид со своими людьми находится "в задних рядах" войска филистимлян. То, что он не выступает со своими людьми на битву, заслуга филистимлян, которые не верят ему. В то же время отряд Давида слишком малочислен для того, чтобы как-то существенно повлиять на исход битвы. Вспомогательная сила, не более того. Превратности истории, однако.
   Трудно сказать насколько был искренен Давид в своей скорби если учесть какая роль отводилась ему в деле смещения Саула.
  Лично я, на основании анализа текста Книги Царств, в этом сильно сомневаюсь.
  И судя по тому, что после смерти царя Саула новым царем Давида признали только представители колена Иуды откуда происходил и сам Давид, а весь Израиль присягнул сыну Саула, популярность Давида и его искренность подвергались сомнению многими его современниками, несмотря на военные заслуги и набожность нового царя.
  Более того, свою власть над Израилем Давид установил в ходе кровопролитной гражданской войны и война эта длилась достаточно долго, несмотря на неординарность личности нового царя, его военные и дипломатические таланты и отсутствие всех этих данных у его противника-сына Саула. Но история царя Давида-это уже совсем другая история.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"