Иоанн Васильевич Грозный хорошо знал Библию и историю. Он точно знал, что каждое слово русского языка составлено из словокорней древнееврейского языка Танаха в соответствии со стихом из библии - пророк Софония 3:9 - говорит, что Дам Я всем язык чистый, ясный - это языки, составленные на словокорнях иЪврита.
Само слово "РОССИЯ" \ ראשיאיה = "Царь, Глава ++ Находящийся выше всех ++ Господь Бог".
Все названия городов в России (+ Украина - Окраина ++ Белоруссия) нельзя понять, если не знаешь словокорни иъврита. Названия больших рек России также составлены из словокорней иврита.
Подробнее см. здесь - http://world.lib.ru/b/bershadskij_wladimir_ewgenxewich/ и на страницах Vladimir Bershadsky в fb
Царь Израильский: почему так называли Ивана Грозного
2019-11-22 20:00:14
Иван IV (Грозный) в трехлетнем возрасте был благословлен на царство своим великим дедом, Василием Третьим. Памятуя славные дела деда и его мечты о могуществе России на всей земле, молодой, амбициозный царь начал своеобразный "ребрендинг" его идей. Венчавшись на царство в 1546 году митрополитом Макарием, Иван IV, на которого была возложена шапка Мономаха, стал в один ряд с римскими кесарями и обрел название помазанника Божиего.
Руководствуясь вектором "Москва - Третий Рим", он стал строить новое государство. Через несколько лет после воцарения Иван Грозный был признан Восточной Церковью Василевсом (Βασιλεύς), то есть поставлен в один ряд с византийскими императорами. Из письма канцелярии германского императора (переписка 16 века, первая половина): "...Московский великий князь самый могущественный государь в мире после турецкого султана и что от союза с великим князем всему христианскому миру получилось бы неизреченная польза и благополучие..."
По свидетельствам историков, сам он величал себя Царем Израильским. "Израиль" означало "Имеющий власть над силами", другие значения - "Принц Божий" и Избранный.
Известный современник царя, аристократ, русский боярин 16 века А. Курбский, пишет: "...За что, о царь, сильных во Израиле побил и воевод, богом данных тебе, различным смертям предал?... Читал (я) в Священном писании, что будет пущен губитель на род человеческий... Ныне же видел сановника,... погубившего уже сильных и благородных в Израиле... Не годится, о царь, таким потакать..." (речь идет о гонениях на бояр), называя Русь Израилем, а подданных Ивана Грозного - израильтянами.
https://diletant.media/articles/30550482/
Примечателен ответ Ивана Грозного, которого такое обращение к нему не только не смущает, но и, как видно, он считает его справедливым и само собой разумеющимся: "...Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?... А когда ты писал: за что я перебил сильных во Израиле,... то ты писал и говорил ложь... А сильных во Израиле мы не убивали и неизвестно, кто еще сильнейший во Израиле: потому что Российская земля держится божьим милосердием,... а не судьями и воеводами..." (переписка - Главный Исторический музей г. Москва).
Еще один эпизод в доказательство того, что Иван Грозный называл себя царем Израиля, а свою страну - Израилем и стремился построить в Москве Новый Иерусалим - "Казанская история" - так называемая Никоновская летопись. Отрывок рассказывает о победе над Казанским Ханством: Победа в исторических документах называется "обретением русским народом горнего, то есть небесного Сиона, или Иерусалима". В ее честь в самом центре столицы, на Красной площади Москвы, был возведен "Небесный Иерусалим" - Храм Василия Блаженного.
Идеи Небесного Иерусалима оказались актуальными и спустя много веков. Так, уже в наше время, в начале 21 века, в официальном ответе на вопрос корреспондента газеты "Аргументы и Факты" митрополит Владимир отвечает о Храме Василия Блаженного, как о Небесном Иерусалиме так: "...Созданный православным вдохновением благочестивых русских мастеров собор Покрова на Рву, иначе называемый храмом Василия Блаженного, - это одно из самых ярких воплощений славянского духа. А в Священном Писании имя Небесного Иерусалима прилагается к Царствию Божию - вечному царству добра, света и красоты. И лишь духовный слепец может не видеть, что православие, явленное в таких формах, как воплощенная мечта о Небесном Иерусалиме, было основой не только русской культуры, но и российской государственности. Незнающий православия никогда не постигнет смысла российской истории..." Что говорить, раз идея пережила столетия, возможно, Иван Грозный и не зря величал себя Царем Израильским, а Россию - Израилем...
Отец нации Иван Грозный
Оригинал взят у https://atrizno.livejournal.com/958346.html cardinalpavel в Первый и настоящий Император (Царь) Русской Империи, Отец нации Иван Грозный
"Мы от Августа Кесаря родством ведемся"
Иван Грозный
Основатель Царства и наследник Римской империи, Византии, прямой наследник. Венчанный подлинно императорским титулом Царя (от цьсарь, цѣсарь, лат. caesar, др.-греч. καῖσαρ; Caesar (цезарь или кесарь) - обязательная часть титула римских императоров времён Римского государства и позднее - Западной Римской империи и Восточной Римской империи, происходящая от имени Юлия Цезаря и отражающая таким образом преемственность власти императоров от него)
Человек завершивший собирание России и начавший ее монументальное продвижение на Восток, к ее сердцу, к Сибири, объединивший осколки империи Чингисхана, создавший политическую, государственную систему России, обеспечивавшую и обеспечивающую ее выживание и развития - систему самодержавия, или в научной терминологии "русской власти". Осуществивший революцию сверху против зарвавшихся элитариев. Человек в эпоху которого восторжествовала идея "Москва Третий Рим", фундаментальная идея, краеугольный камень русской государственности.
"Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было образцом для православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в глазах русских православных людей должна была стать наследницей Царьграда - Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария торжество Православной веры. Так сплелись интересы царской и духовных властей (Филофей). В начале XVI века все большее распространение получает признание и идея божественного происхождения власти государя.
16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания, чин которой был составлен самим митрополитом[24]. Митрополит возложил на него знаки царского достоинства - крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан мирром, а затем митрополит благословил царя.
Позднее, в 1558 году Константинопольский патриарх Иоасаф II сообщал Ивану Грозному, что "царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи", "а о благоверном венчании твоем на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия".
"Яви нам, - писал Иоаким, патриарх Александрийский, - в нынешние времена нового кормителя и промыслителя о нас, доброго поборника, избранного и Богом наставляемого Ктитора святой обители сей, каков был некогда боговенчанный и равноапостольный Константин... Память твоя пребудет у нас непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними, бывшими прежде Царями".
Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" в иерархии стоял наравне с титулом император.
Безоговорочно титул уже с 1554 года предоставлялся Ивану Англией. Сложнее стоял вопрос о титуле в католических странах, в которых крепко держалась теория единой "священной империи". В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул "всходного [восточного] цесаря". Иоанн IV отнесся совершенно равнодушно к "цесарству греческому", но потребовал немедленного признания себя царем "всея Руси", и император уступил в этом важном принципиальном вопросе, тем более, что ещё Максимилиан I признал царский титул за Василием III, именуя Государя "божиею милостью цесарем и обладателем всероссийским и великим князем".
Гораздо упорнее оказался папский престол, который отстаивал исключительное право пап предоставлять королевский и иные титулы государям, а с другой стороны, не допускал нарушения принципа "единой империи". В этой непримиримой позиции папский престол находил поддержку у польского короля, отлично понимавшего значение притязаний Московского Государя. Сигизмунд II Август представил папскому престолу записку, в которой предупреждал, что признание папством за Иваном IV титула "Царя всея Руси" приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель, населённых родственными московитам "русинами", и привлечёт на его сторону молдаван и валахов."
Не менее важна идейная подоплека Империи или по-русски Царства основанного Иваном Грозным.
Царь Израильский и Небесный Иерусалим.
Иван Грозный, Царь Израильский - именно так называл Иван Грозный сам себя.
Израиль \ ישראל / IsraЭl ( По одной версии, это имя происходит от глагола שרה /sara / = "{**управлять, быть сильным, иметь власть, данную свыше}; " - שר / Sar - "управитель, министр {управляющий}; 2) начальник, командир (ФШ)"; שרה /sara - "бороться с к.-л.; состязаться"(ФШ-626), таким образом образуя слово, означающее "*Он будет иметь власть ++ Сила божья"; "Прямой { как копьё, фалл \ פלל - "молись!"; "План - fall"} ++ Сила божья {с ним}".
Другие возможные значения - "{Управитель Божий (управляющий от Бога, который и есть истинный царь - מלך לעולם / Мелех лаулам - "царь вселенной")";
или "{Он будет бороться/сражаться за Бога}"), - по сути, означает "Работник Бога, Отрок Бога", избранный Богом, как сказано в 42 главе библейской книги пророка Исаии
именно в этом контексте, Небесного Израиля употребляет это обозначение Царь Иоанн.
"Мало того, что он глубоко проник и изучил Священную Историю (т. е. еврейскую историю), он стал еще и самого себя и свои владения на Руси идентифицировать как иудейско-израильское царство. Хорошо известна его переписка с беглым боярином князем Андреем Курбским. Военачальник князь, неудачливый в сражениях, и знающий крутой царский нрав, бежал в Польшу и стал невозвращенцем. И оттуда стал писать царю покаянно-оправдательные письма. В ответных письмах ему Иван Грозный крепко ругает князя и заодно объясняет ему свои поступки и политические взгляды. Интересно, что оба они называют Московское царство "Израилем", а жителей и подданных царя - "израильтянами". Вот как звучит это в устах знатного русского боярина XVI века Андрея Курбского.
"...За что, о царь, сильных во Израиле побил и воевод, богом данных тебе, различным смертям предал?... Читал (я) в Священном писании, что будет пущен губитель на род человеческий... Ныне же видел сановника {שר / Sar},... погубившего уже сильных и благородных в Израиле... Не годится, о царь, таким потакать" (11, стр. 248).
Здесь речь идет о гонениях на верных царю и родине бояр и воевод, устроенных якобы плохими советниками царя, а не царем самим. Но Иван Грозный хорошо понимает, о ком идет речь. И в своем ответе князю Курбскому царь никак не церемонится.
"Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?... А когда ты писал: за что я перебил сильных во Израиле,... то ты писал и говорил ложь... А сильных во Израиле мы не убивали и неизвестно, кто еще сильнейший во Израиле: потому что Российская земля держится божьим милосердием,... а не судьями и воеводами" (12, стр. 42, 56-57).
И еще один эпизод, о котором рассказывают Никоновская летопись и так называемая "Казанская история". Речь в них идет о победоносной войне Московского царства с осколком Золотой Орды - Казанским ханством. В Москву тогда вернулось увенчанное славой русское войско. Эта победа в обоих исторических документах называется "обретением русским народом горнего, то есть небесного Сиона, или Иерусалима". Туда, в "небесный Сион, или Иерусалим", то есть в рай, попали души русских воинов, отдавших жизни за победу над врагом. Такой "небесный Иерусалим" по православной традиции есть апокалиптический образ "святого града", где после "страшного суда" будут жить только праведники вместе с Богом. Вот так, воины воевали и отдавали свои жизни за Русь, а попадали за это в Израиль...
Сама идея "небесного Сиона, или Иерусалима", рая для погибших русских воинов, не давала покоя московскому царю Ивану Грозному. И в честь победы над Казанью он решил заложить в Москве новый собор, каких еще не бывало на Руси. По замыслу это должен был быть храм-город, символизирующий собой Иерусалим. Но не тот, что на земле, лежащий в руинах в глухой турецкой провинции в Палестине, а тот, что на небе... Новый собор должен был быть виден издалека: на фоне неба силуэт святого города Иерусалима с башнями церквей и дворцов. Зодчие Барма и Постник хорошо поняли тогда этот дерзновенный замысел царя: храм не для удобства собраний и молений внутри, а для созерцания "божественности мироздания" снаружи. И построили на Красной площади в Москве новый собор - Храм Покрова что на Рву. Он и сейчас стоит там, на том же месте, где был построен в 1555-1564 годах. И называется он - Храм Василия Блаженного.
Однако это чувство должно проявляться не только так, как благоговение к картине Мадонна Рафаэля, а к РУССКОМУ СЛОВУ, К РУССКОМУ ЯЗЫКУ - к тому общему знаменателю, который нас всех только и объединяет.
Почему же нас должно объединять чувство святости к РУССКОМУ языку и к стране с именем РОССИЯ?
Да потому, что РУССКИЙ язык составлен, как из кирпичиков, из словокорней древнейшего цивилизациобразующего языка אכד /"АККАД" (Быт. 10:10), что в переводе означает "Божий сосуд" или - עה"ק כד / Ак кад - "Священный сосуд святого города Иерусалим".
Вы должны знать, что главная и красивейшая достопримечательность России - Храм Василия Блаженного (т.н. "Покровский собор") в Москве - это модель небесного Иерусалима и взаимодействия всех конфессий вокруг Единого Бога. Обратите внимание на разные краски куполов Храма. Они символизируют разные конфессии, т.е. различные способы поклонения Единому Богу.
до 1700 года "Собор" Василия Блаженного назывался... Иерусалим. Само здание - не собор, а модель небесного Иерусалима.
http://tambstitcher.narod.ru/Club/DMVB01.JPG
Обратите внимание, что на первом плане, прямо за памятником спасителей России Минину и Пожарскому - купол, окрашенный в цвета Израиля! А в переписке Ивана Грозного и князя Курбского Московское государство названо не "Русь", и не только "Россия", а... ИЗРАИЛЬ!!!
Внутри Собора Василия Блаженного на Красной Площади над изображением царя - шестиконечная звезда Израиля, означающая Единого Всепроникающего Бога
Слово "еврей" имеет много смыслов, но главные ▬ 1) יעברי / Он пересечёт границы и оплодотворит (многие племена божественным смыслом); 2) יברי / Йевре = "1. он будет выбран 2. он будет накормлен".
Смысл эти слов открывается в Откровении (Апокалипсисе) 7:7 ▬ ангел ставит печать на чело, выбирает среди восставших из мертвых из 12 колен по 12000 от каждого колена = 144000 израильтян и ставит их без Суда около трона Божиа. Т.е. "еврей" - это всё-таки потомок Иакова-Исраэля, который выполнил завет пророка Исаии 42.
Господь Б-г (Отец наш) держит избранного отрока) за руку:
Книга Пророка Исаии глава 42
1 Вот, Отрок [ הֵן עַבְדִּי РАБ , (עברי - еврей)] Мой, Которого Я держу за руку [אֶתְמָךְ־בּוֹ которого Я поддерживаю], בְּחִירִי избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд [Возложил Я на него дух Мой [רוחי /Rukhi // Руки], принесёт он народам Закон {Тору} מִשְׁפָּט לַגּוֹיִם יוֹצִיא׃ {Суд над народами произведёт}];
2 не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;
3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;
4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.
5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет, сделаю тебя народом завета, светом народов,
7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы.
8 Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.
יהו ראיי // Ев райя/// Ев рей = "Бог усмотрел меня в Боге" ------ רעיה / Райя - "пастьба", а ראיה / райя = "паства"
• אבראי / эврэй = "Отца +крыло, перо, член + видеть мне" - потомки Авраама носили на шлемах и шапках перья, в бой надевали крылья и обрезывали крайнюю плоть.... сердца (Дварим - Втор. 10:14-16:
• Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней;
• но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне видишь.
• Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны;
- Собор Василия Блаженного ("Покровский собор") - вовсе не "собор", а модель небесного Иерусалима, где каждый купол по окружности символизирует какую-то религию, а центральный шатёр - Единого Бога.
в своей переписке царь Иван Грозный и князь Курбский называют Русь Израилем, о том, что до 1700 года "собор" Василия Блаженного назывался "Иерусалим" (а это действительно модель небесного или того Иерусалима, которого так представляли на Руси (ראש /Рош // Росс) - девять глав по кругу и одна глава (именно ГОЛОВА - ראש /рош // росс - обратите внимание - там два "глаза", "усы", "борода") - в центре:
http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=7412
Вид сверху на Покровский собор что на рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. 1555-1561. План второго этажа Покровского собора.
Коловрат - знак солнца (вращающееся колесо - коло - כלו / коло - "всё Его") имеет восемь спиц-лучей . Почему восемь? Потому, что по Каббале 8 - это знак бесконечности и число БЕСКОНЕЧНОГО БОГА.
Главная маковка Собора Василия Блаженного ("Иерусалима") имеет 8 граней.
Вокруг главной башни собора - 8 малых глав, символизирующий 8 главных конфессий в Едином Боге. На первом плане мы видим бело-голубой купол израэлитской конфессии.
Всего шатров вокруг главного шатра - IX - ЧИСЛО , символизирующее Iисуса Христа.
А всего глав - Х - конечное число, конец концов. Х - древнейшееврейская буква "тав" - поледняя буква алефбета, символизирующая конец и переход в иную реальность - ת - как бы "ноги", уходящие в никуда. Переход, пересечение некоей границы - עבר / Авар , а עברי / Иври - "еврей (переходящий чрез границы) работник (עבדי / авдий) Мой"
Во многих народах сидят гены Ближнего Востока. Это случилось благодаря распространению израильтян из 10 северных колен, которые смешивались с теми племенами, среди которых жили.
Но родственный народ (на иврите одно и то же слово - עם - и народ, и родственник) определяется не по крови, а по:
• одежде (в глубокой древности - по тату) и причёске,
• общим мифологическим предкам (по тем мифам, которым верит данный народ, главное здесь - слово "ВЕРИТ" (если переставить местами две первые буквы, то получится слово "ЕВРИТ" - язык Бога יהו // ЕВ ------► יהו רתה // Ев рита - "Бог пощадил, был благожелательным");
• ПО тем праздникам, которые бытуют в народе;
• по народно-родовому ЯЗЫКУ, который передаётся исключительно ОБУЧЕНИЕМ, а не генетически.
Учёные говорят не о "семитской группе народов" )), а о семитской семье ЯЗЫКОВ. Евреев называют семитами потому, что на священном латинском языке слово "SEMITA" - означает "ПУТЬ, ТРОПА", а это вольный перевод слово-корня עבר / авар - "пересекал границы", следовательно עברי /иври (еврей) - ХОДИТ из страны в страну, ПРОСЛАВЛЯЯ (הודיה / ХОДия) Бога (יה) ---------► ИУДЕЙ \ יהודה - "прославление Бога".
Кроме того, корень [עבר] - означает также "делал беременной" (еврейством - святостью - народ несвятой (גוי /гой)), тогда, как еврейский народ назван в Торе - גוי קדוש / гой кадош - "народ святой".
Чем же отличается народ святой от народа несвятого? А тем, что народ святой живёт и соблюдает 613 заповедей Торы, главными из которых являются:
1. Любить Бога всем сердцем своим и всею душою своею
{а это значит, любить и Образ Бога - а это - КАЖДЫЙ человек любой национальности, и любить Образ Бога вообще};
2. Любить БЛИЖНЕГО своего {находящегося на расстоянии РУКИ - от ивр. רעך / Raekha // Ruka}, как Самого себя {т.е. Образ божий, находящийся внутри - ивр. בגו / бъго}.
И так как Вы, читающий ЭТО, находитесь от меня на расстоянии РУКИ (рукой Я касаюсь клавиатуры компьютера и на расстоянии РУКИ находится от меня экран-монитор), то и Вы являетесь моими ближними. А отвечая мне, точно также и Я нахожусь от Вас на расстоянии ВАШЕЙ руки. Делайте выводы!!
слово "Христос" \ חרס תעשה = "Солнце ты сделаешь". Солнце - это один из Глаз Господа Бога - О - это древнейшееврейская буква "айн" (сейчас - ע - от понятия "родник, источник").
Другой Глаз Бога - полная Луна, которая в 15 и 16 сутки лунного месяца: יה & יו - эти слова означают "Господь Бог". Чтоб их не писать {но учёному можно!}, в календаре написано ט"ו & ט"ז (ср. "Ту биШват" - 15-е швата). Слово "кельт" \ קלט = "2" = давать убежище". Господь, Ты убежище моё - так сказано в псалмах!
Речь Алексия (Ридигера) II-го, сказанная 13 ноября 1991г. в Нью-Йорке на встрече с раввинами:
---------------------- Ваши пророки - наши пророки
"Дорогие братья,
шолом вам во имя Бога любви и мира! Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени горящего тернового куста, и сказал: "Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова". Он Сущий - Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого завета его на Синае, который в Новом завете, как мы, христиане, верим, обновлен Христом. Эти два завета являются двумя ступенями одной в той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки. И через него восприял Свое "человечество" от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий. "Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова... И потому мы, христиане, должны чувствовать и переживать это родство как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Божия". Очень хорошо это выразил выдающийся иерарх в богослов Русской православной церкви архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в проповеди, произнесенной в Одессе более чем сто лет назад.
Главная мысль этой проповеди - теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной религиями. Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще "не вполне христиане", а иудеи потому отделяются от нас, что они "не вполне иудеи". Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство.
В основе выступления архиепископа Никанора лежала идея взаимопонимания между Православной церковью и еврейством. Это стремление к сближению не было одиноко в нашей Церкви. Еще в 1861 г. епископ Нижегородский Хрисанф (Ретивцев) призвал Церковь содействовать прекращению враждебности, установить отношения диалога с евреями. В таком же духе обращался к евреям в начале нашего веха и архиепископ Николай (Зиоров). "Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон - это наш закон, ваши пророки - это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами всегда в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами".
Исходя из таких вероучительных и богословских убеждений, иерархи, духовенство и богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждали всякие проявления антисемитизма, вражду и погромы в отношении евреев. Так, осуждая погром 1903 года в Кишиневе, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) публично заявлял: "Жестокие кишиневские убийцы должны знать, что они посмели пойти против Божественного Промысла, что они стали палачами народа, который возлюблен Богом".
Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви - профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий - твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинений евреев в ритуальных убийствах. Очень много сделал для защиты евреев от антисемитских нападений со стороны крайних радикально-правых организаций митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Валдковский). Мужественно защищали евреев от вражды и неправых обвинений со стороны антисемитских кругов многие другие наши иерархи и богословы: митрополит Макарий (Булгаков), епископ Гродненский Донат (Бабинский), епископ Виссарион (Нечаев), архиепископ Серапион (Мещеряков), архиепископ Макарий (Миролюбов)...
Отдельно надо сказать об участии в защите евреев против антисемитизма многих наших богословов и выдающихся религиозных мыслителей - например, Владимира Соловьева, Николая Бердяева, о. Сергия Булгакова. Соловьев считал защиту евреев, с христианской точки зрения, одной из важных задач своей жизни. Для него еврейский вопрос не есть вопрос о том, хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, христиане. Для налаживания христианского диалога много сделали наши знаменитые православные религиозные мыслители, евреи по происхождению, Семен Франк и Лев Шестов.
Однако не только знаменитые иерархи и богословы участвовали в этом благородном деле. Многие священники на местах активно защищали и спасали евреев от погромов и преследований. Во время второй мировой войны и нацистской оккупации духовенство и верующие нашей Церкви, рискуя своей жизнью, укрывали евреев. Классические примеры этого - мать Мария (Скобцова), священники Дмитрий Клепинин и Алексей Глаголев, многие другие, о подвигах которых, о жертвенном служении спасению их еврейских братьев и сестер следует всем нам знать. Армия нашей страны в борьбе с гитлеровской Германией ценою жизни почти 20 миллионов победила нацизм, освободила оккупированные немцами страны Европы и тем предотвратила "окончательное решение еврейского вопроса", запланированное и жестоко проводимое нацистами на этих территориях, спасла евреев от полного истребления.
После второй мировой войны наша Церковь начала налаживать свои отношения, сотрудничество со всем христианским миром, со многими международными нехристианскими организациями и объединениями, в том числе и с еврейскими. Мы активно участвовали в деятельности Всемирного совета церквей, в частности, его комиссии "Церковь и еврейский народ", в работе международных конференций - в Москве были проведены две крупные международные конференции представителей христианских церквей и нехристианских мировых религий, где Русская православная церковь выступала с решительным осуждением милитаризма, расизма и антисемитизма.
К сожалению, сегодня, в трудное для нашего общества время, антисемитские настроения в нашей жизни проявляются довольно часто. У этих настроений, распространенных среди крайних экстремистов, правых шовинистических групп, есть питательная среда: общий кризис, рост национального обособления... Задача Русской церкви помочь нашему народу победить зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического национал-шовинизма. В этом трудном, но святом для всех нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер. Совместными усилиями мы построим новое общество, - демократическое, свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто не желал бы больше уезжать и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога - Отца всех.. Бога отцов ваших и наших.
С радостью я должен засвидетельствовать здесь, что желание вести сближающий диалог с Русской православной церковью всегда находило положительный отзвук и поддержку со стороны общественных и духовных руководителей еврейских общин в нашей стране. Из наиболее известных можно упомянуть Ицхака Бер Левинсона, который был отцом движения Гаскала (первая половина XIX в.) - движение высокой духовности среди евреев России. С предложением вести диалог между евреями и Русской церковью он обратился к архимандриту Христофору, ректору Кременецкой духовной семинарии на Волыни, где они оба жили и работали. Книга Левинсона о диалоге с православными "Довольно крови" была переведена на русский язык в 1883 г. и получила широкое распространение. Ее популярность напугала наших реакционеров, и они осудили ее в начале века как опасную для у православного духовенства.
В связи с еврейско-православным диалогом следует назвать еще несколько имен: раввина Шмуила Александрова из Бобруйска, (Беларусь) - знаменитого еврейского каббалиста, находящегося под влиянием Вл. Соловьева и убитого фашистами в 1941 году; раввина Лейб Иегуда Дон-Яхия из Чернигова (Украина) - он испытал на себе влияние Толстого, которого часто цитировал в своих проповедях. Следует вспомнить нашего современника профессора Михаила Агурского из Иерусалима, знатока истории евреев в России, много сделавшего для нашего сближения. Недавно он приехал из Израиля в Москву на конгресс русской диаспоры и здесь неожиданно умер. Вечная ему память...
Вообще евреи в нашей стране с уважением относились к нашей Церкви и ее духовенству. Не случайно адвокатом митрополита Петербургского Вениамина в 1922 г. на суде по делу так называемых "церковных ценностей" был еврей Гуревич, который самозабвенно защищал митрополита...
На иконостасе нашего русского храма в Иерусалиме начертаны слова псалмопевца: "Просите мира Иерусалиму". Это сейчас то, что нам всем нужно - и вашему, и нашему народу, всем другим народам, ибо как Бог наш един Отец, един и неделим для всех чад Его.
=============================================
Так по воле Ивана Грозного "небесный Иерусалим" попал в самое сердце России - на Красную площадь в Москве.
И сегодня идея "небесного Иерусалима" на Красной площади остается актуальной для верующего православного человека.
Перед нами интервью официального представителя Русской Православной Церкви митрополита Владимира, данное им газете "Аргументы и факты" (2).
Вопрос: "Вы сказали, что даже известный всему миру храм Василия Блаженного на Красной площади - народное представление о Небесном Иерусалиме. Что такое Небесный Иерусалим?"
Ответ: "Созданный православным вдохновением благочестивых русских мастеров собор Покрова на Рву, иначе называемый храмом Василия Блаженного, - это одно из самых ярких воплощений славянского духа. А в Священном Писании имя Небесного Иерусалима прилагается к Царствию Божию - вечному царству добра, света и красоты. И лишь духовный слепец (! - С.Г.) может не видеть, что православие, явленное в таких формах, как воплощенная мечта о Небесном Иерусалиме, было основой не только русской культуры, но и российской государственности (! - С.Г.). Незнающий православия никогда не постигнет смысла российской истории...""
Империя Великого Царя.
"Падение Константинополя, мыслившегося как вечный город христианства, и исчезновение империи, которую считали важной составляющей Церкви, повергло души восточных христиан в глубокое отчаяние. Как может Церковь продолжать существовать без империи? И каково теперь будет место Москвы в истории? Эти вопросы возникли в тот самый момент, когда великое княжество московское, постепенно превращавшееся в могущественное государство, осознало себя последним защитником православия, сохранявшим независимость 25. В XV в. московское летописание утратило локальный характер, став общерусским и развивая идею русского единства; таким образом оно имело тенденцию приписать Москве центральное место в истории. Чтобы сохранить традиционную структуру христианства, включавшую христианскую империю, и определить место Руси в истории, можно было предложить три решения. Во-первых, можно было допустить, что падение Византии не было окончательным и что царственный град будет освобожден русскими. Во-вторых, можно было признать верховенство западной Священной Римской империи или, наконец, в-третьих, представить саму Москву как настоящую империю, преемницу Византии 26.
Именно первое из этих решений, сохранявшее исходную концепцию мироздания, отвечало на первых порах умонастроениям московитов. Мы видим, что именно к этому решению обращаются различные версии русских известий о взятии Константинополя турками. Описав падение царственного города, автор добавляет: "...аще вся прежереченная Мѣфодием Патаромскым и Лвом Премудрым и знамения о градѣ сем съврьшишася, то и послѣдняа не прейдут, но такоже соврьшитися имут. Пишет бо: "Русий же род съ прежде создателными всего Измаилта побѣдять и Седмохолмаго приимуть с прежде законными его и в нем въцесарятся...""
Для понимания этого пассажа следует помнить, что в Византии и особенно на Руси считалось, что мир будет существовать семь тысяч лет 28. Византийский календарь считал годы от сотворения мира, и 7000 г. падал на 1492 г. христианской эры; тогда и ожидался конец света. Псевдо-Мефодий исчислял историю по тысячелетиям, в течение седьмого тысячелетия измаильтяне завладеют Греческим царством, но появится царь, который освободит его, после чего появится антихрист и настанет конец света, что, видимо, совпадает с концом седьмого тысячелетия 29. С этой точки зрения взятие Константинополя турками-это событие заранее предсказанное и ничего не остается, кроме как ждать царя-освободителя, а затем, в 1492 г., и конца света 30. Древние пророчества, приписываемые Льву Премудрому, и надпись на гробнице Константина легко укладываются в пророческую схему Псевдо-Мефодия. Эти пророчества гласят, что Константинополь будет освобожден ξανθον γένος, и это светлокожее племя часто отождествлялось с русскими 31. Таким образом, московиты брали на себя миссию освобождения царственного града. Московские книжники могли под влиянием южных славян наделять своего правителя царским титулом, однако не спешили придавать его царству имперский статус, сохраняя его за вечным градом Константинополем 32. Эта концепция могла быть развита и усилена идеей "византийского наследия", возникшей в результате брака Ивана III (1472) с наследницей Палеологов .
..........
В 1489 г. имперский посол Николай Поппель предложил королевскую корону Ивану III, но тот отверг ее, настаивая, что "поставления как есмя наперед сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим". В другом ответе императору Фридриху III он заявил, что его прародители были в отношениях "приятельства" и "любви" "с передними римьскими цари, которые Рим отдали папе, а сами царствовали в Византии"36. Иван III уже начал именовать себя царем., и император Максимилиан, кажется, признал этот титул в форме кайзер (такова была формула перевода)37. Москва, таким образом, отказывалась принять корону с Запада и, следовательно, признать Западную империю империей христианской.
Тем временем наступает роковой 1492 г. Апокалиптическая катастрофа не происходит. Русские, таким образом, могут вздохнуть свободнее, хотя ожидание конца света полностью не исчезает. Они должны продолжать жить, а чтобы жить как христиане, надо составить новые пасхалии (старые заканчивались на 1492 г.) и опровергнуть утверждения жидовствующих, что христианские пророчества лгали. Наконец, они должны были выработать новую историческую доктрину христианской империи.
Теперь они склоняются к третьей из вышеупомянутых возможностей: придать Москве функции христианской империи. Первые наброски этого решения очевидны в грамоте московского митрополита Зосимы (1492): "Изложении пасхалии" на начало наступающего восьмого тысячелетия. Говоря о переживаемых "последних сих летах", кануне второго пришествия (хотя точный день его, согласно Священному Писанию, неизвестен), Зосима приводит краткую версию событий христианской истории: Константин Великий основал Новый Рим, Владимир Святой крестил Русь, теперь же ИванIII является "новым царем Констянтином новому граду Констянтину-Москве" 39. Насколько мы знаем, это первый текст, в котором Москва открыто и официально объявляется имперским_царствующим градом. Оставалось сделать еще один шаг: "новый град Константин" должен был стать "Третьим Римом".
Филофей, родившийся в начале второй половины XV в. и проведший всю жизнь в псковском Елеазаровом монастыре (игуменом которого он, возможно, был в правление Василия III), является автором нескольких посланий, в которых он развивает свой взгляд на роль Провидения в жизни людей и народов 48. Поводов для их написания ему хватало, поскольку в то время жизнь его сограждан была весьма тревожной. В 1510 г. Василий III, заняв торговый город Псков, лишил его древних прав. Часть населения была переселена в Москву, остававшиеся в Пскове терпели всевозможные притеснения от московских наместников. В Повести о псковском взятии, включенной в состав Псковской первой летописи, славный город сокрушается, что многокрылый орел с львиными когтями похитил его два ливанских кедра 49. А. Н. Насонов отмечает, что этот образ восходит к пророку Иезекиилю, у которого Навуходоносор, захвативший Иерусалим, изображается как орел с большими крылами и длинными перьями (Иез 17, З).
......
В другом послании, адресованном персонально Василию III и датирующемся, возможно, тем же самым временем или чуть позднее, Филофей, в надежде смягчить страдания сограждан 59, молит государя облегчить беды, общие для всей Руси. Здесь также содержится предварительный набросок его доктрины, положения которой, рассыпанные по всему посланию, суммируются, наконец, таким образом: "Да аще добро устроиши свое царство-будеши сын свьета и гражданинъ вышняго Иерусалима, якоже выше писах ти и нынь глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошас въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти. Уже твое христианское царство иньм не останется, по великому Богослову, а христианской церкви исполнися блаженнаго Давыда глаголъ: "Се покой мой в вьк вька, здь вселюбися, яко изволих его". Святой Ипполит рече: "Егда узрим обстоим Рим перскими вой, и перси на нас с скифаны сходящас на брани, тогда неблазнено познаем, яко той есть антихристъ"".
....
концепция Филофея вырабатывалась, с одной стороны, в противодействие псковичам, видевшим в Москве царство антихриста, а с другой стороны, в противодействие католикам, верившим, что истинная христианская империя сохранилась на Западе.
Филофей называет Третьим Римом не Москву, но всю Русь.
Византийская и Римская империи часто назывались по своим столицам (Первый Рим, Второй Рим), естественно было и Русь называть по столице: так Москва стала Третьим Римом.
Иван III, как мы видели, официально принял царский титул, в 1498 г. он венчал на царство своего внука Дмитрия; в 1547 г. церемония была возрождена с гораздо большей торжественностью Иваном IV. Несколько позднее Восточная Церковь признала его василевсом 87. Таким образом, уже в конце XV в. идея единой христианской монархии оказалась одним из важных факторов истории великого княжества московского, становящегося великой державой Восточной Европы.
Как совершенно справедливо отметил Н. С. Чаев, теория Третьего Рима идеологически обосновывает и оправдывает действия правительства по созданию сильного централизованного государства; она была призвана сформировать идеологический облик Москвы 88. В сфере внутренней политики централизация власти в руках царя-самодержца оказала влияние на социальное развитие в целом. В сфере внешней политики создание Московского царства влекло за собой поддержку восточных христиан, колонизацию и христианизацию земель на Востоке и, наконец, оно придало больший вес московским дипломатам в их отношениях со странами Запада. Теократический характер царской власти позволял государю контролировать церковные дела. Это не помешало Церкви развивать апостолическую традицию, канонизировать многочисленных святых, а в 1589г. ее глава получил столь желанный сан патриарха. Новые политические концепции глубоко отразились в архитектуре, литературе и даже в языке."
Таким образом, идейно, а затем и политически, и фактически была создана настоящая Русская Империя, или по-русски Царство.
И как мы видим из истории, это было не формальностью, а фактом. Могущество Московского Царства, Третьего Рима было грандиозным. его признавали все, а Московский Царь, вел себя по отношению к королькам Европы, именно так как и стоит вести себя Царю по отношению к вассалам (подробнее об этом в видео внизу поста).
"В документах, циркулировавших в первой половине XVI века при дворе и в канцелярии германского императора, говорится, что "Московский великий князь САМЫЙ МОГУЩЕСТВЕННЫЙ ГОСУДАРЬ В МИРЕ после турецкого султана и что от союза с великим князем всему христианскому миру получилось бы неизреченная польза и благополучие. Была бы также славная встреча и сопротивление тираническому опаснейшему врагу Турку".
А вот уже и вовсе удивительное свидетельство, относящееся к августу 1558 года. Французский протестант Юбер Ланге в письме к Кальвину пророчествовал России великое будущее: "Если суждено какой-либо державе в Европе расти, то именно этой"."
"Ченслер нашел, что Москва середины XVI века была "в целом больше, чем Лондон с предместьями", а размах внутренней торговли, как ни странно, поразил даже англичанина. Вся территория между Ярославлем и Москвой, по которой он проехал, "изобилует маленькими деревушками, которые так полны народа, что удивительно смотреть на них. Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в громадном количестве... Каждое утро вы можете встретить от 700 до 800 саней, едущих туда с хлебом... Иные везут хлеб в Москву; другие везут его оттуда. И среди них есть такие, что живут не меньше, чем за тысячу миль".
Современный немецкий историк В.Кирхнер заключает, что после завоевания Нарвы в 1558 году Россия стала практически главным центром балтийской торговли и одним из центров торговли мировой. Корабли из Любека, игнорируя Ригу и Ревель, направлялись в Нарвский порт. Несколько сот судов грузились там ежегодно - из Гамбурга, Антверпена, Лондона, Стокгольма, Копенгагена, даже из Франции.
Монопольное право торговли с Россией принадлежало в Англии Московской компании. Современный историк Т.Виллан обнаружил жалобу членов этой компании Королевскому Тайному Совету. Оказывается, "коварные лица", т.е. не связанные с компанией купцы, проводили свои корабли через Зунд с официальным назначением в Данциг или в Ревель, а на самом деле направлялись в Нарву. Нарушение торговой монополии было делом не только "коварным", но и в высшей степени опасным: тем, кто попадался вооруженной охране монополиста, пощады не было. Выходит, выгоды московской торговли перевешивали риск."