До рейса на Париж оставалось полтора часа и пассажиры только начали появляться в зале ожидания, но супруги Радовы сидели там уже минут десять. Костя, как обычно, внимательно смотрел в монитор, а Карина не знала чем заняться.
-Неужели тебе не надоело? - сказала она, наконец, - мало того, что ты на работе целый день перед компьютером, так ты ещё и в отпуск его тащишь.
-А ты знаешь, что я делаю?
-Нет.
-Загружаю путеводитель по Парижу.
-Это, конечно, очень важно, но ведь ещё неплохо знать, что происходит вокруг.
-А что происходит?
-Напротив нас только что села очень элегантная женщина. Наверняка она француженка.
-Значит Миннесота не такая уж дыра, как ты думаешь.
-Такая, эта Парижанка наверно попала сюда по ошибке.
-Ну, конечно. Она оказалась такой же легкомысленной, как и её сограждане, не подготовилась к поездке, не составила план, не предусмотрела форс-мажорные обстоятельства и вместо Парижа угодила в Миннеаполис.
-Ей бы надо у тебя проконсультироваться. Ты бы ей всё по полочкам разложил.
-Я бы и её на полочке разложил.
-Вот это да! Оказывается ты не такой уж сухарь, каким прикидываешься.
-Я не прикидываюсь.
-Если бы ты каждый день нашего отпуска в Париже не расписал по минутам, может я тебе и поверила бы.
-Я расписал потому, что хочу как можно больше увидеть.
-Тогда ты не должен тратить время на зарядку.
-Это не трата времени. Бег необходим для здоровья, а маршрут я выбрал так, чтобы он проходил рядом с достопримечательностями.
-Где же, если не секрет?
-По Люксембургскому саду.
-Вот и отлично. Когда ты там всё изучишь, проведёшь для меня экскурсию.
-Ленивая ты, Карина, даже для собственного удовольствия не хочешь ударить пальцем о палец.
-А ты нудный, скучный и бесчувственный. Париж - это город любви, в нём надо жить эмоциями, но ты не знаешь, что это такое, ты, наверно, ничего никогда не делал по зову сердца.
-И правильно делал, что не делал. А вот эта мадам сделала и вместо Версаля попала в Миннеаполис.
-Точно! Увидела, что жизнь в Париже бесцветна и неинтересна и решила махнуть на Американский Средний Запад, где всё бурлит от пуританских развлечений и целомудренного разврата. Теперь она, наверно, спешит домой, чтобы рассказать соотечественникам как много они потеряли, поселившись на Елисейских Полях, а не в нашей глуши. У неё это на лице написано.
-Я не физиономист, я по её лицу прочитать ничего не могу.
-Тогда подойди и спроси.
-Как только представится удобный случай, непременно спрошу.
Случай представился, когда они заняли места в самолёте. Карина устроилась с краю. Она сказала, что не может долго высидеть на одном месте, ей нужно хоть изредка вставать и она не хочет никого беспокоить.
Костя пожал плечами, занял соседнее место и открыл компьютер, а вскоре рядом с ним устроилась француженка. Увидев, что он читает путеводитель, она спросила:
-Вы впервые в Париже?
-Да.
-Вам там должно понравится. Я его очень хорошо знаю.
-Вы там живёте?
-Нет, теперь я живу в Миннеаполисе, а во Францию лечу, чтобы встретиться со своим приятелем. Он приедет в Париж в конце недели и я покажу ему город, в котором прожила 15 лет.
-Как вы туда попали?
Казалось, она ждала этого вопроса и тот час же стала рассказывать о себе.
Звали её Барбара, она приехала в Париж по студенческому обмену для изучения истории Французского искусства, но главным образом для того, чтобы освободиться от опеки родителей. Свобода её продолжалась две недели, а потом она вышла замуж за человека, который был значительно старше её. Он работал инженером, однако литературу знал не хуже чем она, а живопись даже лучше. Кроме всех остальных достоинств он активно занимался спортом и пристрастил её к бегу на длинные дистанции. Она родила двоих мальчиков и когда они подросли, вся семья несколько раз в год участвовала в марафоне - она с мужем бегала, а дети встречали их на финише. После смерти мужа она вернулась к родителям в Миннеаполис, выучилась на медсестру и теперь летела в Париж, чтобы показать своему приятелю самый красивый город на земле.
-У меня есть дядя, который чем-то похож на вашего покойного мужа, - сказал Костя, когда она сделала паузу, - только жил он не в столице, а в маленьком Сибирском городке и работал горным инженером. Он очень хорошо разбирается в искусстве, но особенно любит импрессионистов.
-Почему?
-Наверно потому, что сам он целый день находится под землёй без дневного света. Он и мне навязал свою любовь.
-То есть как это, навязал, - спросила Барбара.
-Он хотел сделать из меня образованного человека, а поскольку своей семьи у него не было, он очень много времени уделял моему воспитанию. Каждый раз, бывая в Москве, он водил меня в музей Пушкина. Иногда он рассказывал мне о разных художниках. Потом его перевели в Министерство и дали квартиру в столице. Оказавшись рядом, он стал давать мне домашние задания и проверять их выполнение.
-И долго он над вами издевался?
-Несколько лет.
-А потом?
-Я вырос, а он стал часто ездить в командировки. Потом у него появилось ещё одно хобби - он стал собирать кактусы и на время своих поездок поручал мне следить за ними.
-Значит, он навязал вам ещё одну любовь?
-Получается, что так.
-Интересно было бы с ним познакомиться, - сказала Барбара.
-Ничем не могу помочь, он до сих пор живёт в Москве.
-И по-прежнему интересуется искусством и разводит кактусы?
-Наверно.
-Значит у него в жизни только две любви?
-Может и больше, я не знаю.
-А у вас? - спросила Барбара, но ответить Костя не успел: Карина наклонилась к нему и прошептала:
-Ты так увлёкся, что не слышишь, как я тебя зову.
-Я всё хорошо слышу, - соврал он, - просто неудобно прерывать предложение на полуслове.
-Ну, так, достань, пожалуйста, куртку, а то мне холодно. Кстати, я у тебя и компьютер возьму, ты им всё равно не пользуешься.
Костя встал, снял с полки чемодан и начал перекладывать вещи. Найдя куртку, он отдал её жене и сел на место.
Переспрашивать его о количестве любвей Барбара не стала. Вместо этого она продолжила свой рассказ о том, какой всесторонней личностью был её муж и как трудно ей найти ему замену. Она повторила, что её бой-френд очень хороший человек, любит её детей и у неё нет к нему никаких претензий, но он всю жизнь прожил в Миннеаполисе и, как любой провинциал, по интеллекту уступает столичному жителю.
-Мой дядя много лет жил на периферии, и, тем не менее, был образованным человеком, - заметил Костя, - я думаю, именно широкий кругозор помешал ему иметь нормальную семью. Он насмотрелся импрессионистов, решил, что его жена должна быть не хуже моделей Ренуара, а в результате остался холостяком.
-Передайте ему, что в него заочно влюбилась женщина, которую вы приняли за француженку и которая действительно очень долго жила в Париже.
-И имя которой переводится как "странная".
-Совершенно верно. Может тогда к своим двум любвям он добавит ещё одну, странную.
-Или даже варварскую, - сказал Костя.
Барбара внимательно посмотрела на него и улыбнулась. Он не мог понять, что обозначает её улыбка и отвёл глаза. Возникла неловкая пауза и чтобы заполнить её Костя продолжил, - только я не знаю, когда увижу дядю. Я и перезваниваюсь с ним не очень часто.
-Наверно, мне недаром дали такое имя, потому что у меня в жизни были странные совпадения, - сказала она, - но если вдруг ваш дядя окажется в Париже, дайте ему номер моего мобильного, - она что-то написала на бумажке и протянула её Косте. Там кроме номера телефона была приписка: "позвоните, буду ждать". Он покосился на жену. Карина мирно спала, а компьютер был открыт на первой странице путеводителя.
-Нет, она твёрдо убеждена, что лучше неё я никогда никого не найду.
-А вы?
-А я и не искал. Мне некогда. Для французов это, наверно, нетипично?
-Вы можете это проверить, - ответила она.
***
Из аэропорта Радовы поехали в гостиницу, оставили там вещи и отправились в город. Около Лувра была огромная очередь, они пошли вдоль Сены и вскоре оказались у музея Де Орси. Народу там почти не было и они взяли билеты.
Первым делом Костя повёл жену в зал импрессионистов. Ему хотелось посмотреть на картины, которые до сих пор он знал только по репродукциям. Переводя взгляд с одного полотна на другое, он вдруг увидел портрет Барбары. Он закрыл глаза и замотал головой.
-Ты что? - спросила Карина.
-Не выспался, - ответил он и, указав на картину, спросил, - тебе эта женщина никого не напоминает?
-Нет.
-По-моему она точная копия нашей соседки по самолёту. Только лет на десять старше. То же выражение лица, тот же тип и очень похожая причёска.
-Это портрет мадам Альфонс Доде работы Ренуара, - сказала Карина, прочтя надпись на табличке.
-Надо же, как люди могут быть похожи. Не исключено, что Барбара действительно француженка, возможно даже родственница жены Альфонса Доде.
-Ты явно в неё влюбился.
-Ты ревнуешь?
-Я бы и рада, но ведь даже если ты окажешься в её будуаре, всё равно предпочтёшь щёлкать на компьютере.
-Ошибаешься.
-Ничего я не ошибаюсь, думаешь, я не видела, как она сунула тебе номер своего телефона?
-Барбара просила, чтобы я передал его дяде. Она сказала, что по моим рассказам заочно в него влюбилась и хочет с ним поговорить об импрессионистах. Кстати, я и сам должен ему позвонить.
-Предупредить о виртуальной любовнице?
-Да, - буркнул Костя, набирая номер.
Дядя тут же снял трубку. После нескольких общих фраз Костя сказал, что находится в Париже и в данный момент рассматривает картины импрессионистов.
-Где именно? - спросил дядя.
-В музее Де Орси.
-На каком этаже?
-На третьем, в зале Ренуара, около портрета мадам Альфонс Доде. Теперь ты знаешь мой точный адрес, так что включай GPS и вперёд.
В трубке раздались короткие гудки и Костя решил, что их разъединили. Он вновь набрал номер, но никто не отвечал. Вдруг кто-то развернул его, обнял и стал кружить в воздухе.
-Костик, какая встреча! Кто бы мог подумать! В Париже! - кричал дядя, а посетители музея удивлённо смотрели на то, как двое мужчин хлопают друг друга по спине и бурно выражают радость бессвязными восклицаниями.
-Тише вы, родственнички, - успокаивала их Карина, - на вас уже внимание обращают.
Но "родственнички" продолжали обниматься ещё несколько минут. Наконец, дядя сказал:
-Я здесь в командировке, завтра утром возвращаюсь в Москву, так что у нас есть только один вечер. Пойдёмте куда-нибудь посидим.
В кафе Костя спросил, не женился ли дядя, но тот ответил, что пока ещё не встретил женщину своей мечты.
-А я уже встретил, - сказал Костя, - мы летели с ней из Миннеаполиса. Я рассказал ей о тебе и она заочно в тебя влюбилась.
-Не в него, а в тебя, - поправила Карина, - она откровенно с тобой флиртовала и даже дала тебе свой телефон.
-Я его выбросил.
-Ну и зря, - улыбнулась Карина.
-Не искушай судьбу, - сказал ей дядя, - Париж город маленький, здесь всё может случиться. А муж твой только притворяется тихоней. Когда я уезжал из Москвы, он в моей квартире такие вакханалии устраивал, что страшно вспомнить.
-Зачем же вы ему ключи давали?
-Я хотел, чтобы он кактусы поливал.
-Но они растут в пустыне, им вода не нужна. Правда, Костик, скажи. Ты ведь наверняка хорошо изучил эти цветы, прежде чем за ними ухаживать? Я тебя знаю. Ну, скажи, я права?
-Ты всегда права.
На следующее утро Костя очень рано встал, быстро оделся и хотел тихо выйти, но Карина сквозь сон спросила:
-Ты далеко?
-На пробежку, хочу посмотреть, достойна ли скульптура Святой Женевьевы внимания вашего вселенивейшего величества.
-Передай ей привет, когда увидишь, - сказала Карина, переворачиваясь на другой бок.
Костя вышел из дома и медленно побежал к Люксембургскому саду. Там шли строительные работы и часть парка была обнесена сплошным деревянным забором, за которым ничего не было видно. Внутри него находилась и скульптура Святой Женевьевы. Судя по описанию, ничего особенного она собой не представляла, но Костя всё равно хотел посмотреть на спасительницу Парижа.
Было раннее субботнее утро, стройка пустовала и, чтобы найти вход, он побежал вдоль забора. Около самого угла Костя почувствовал, что на голову ему упало что-то тёплое. Он выругался и посмотрел вверх. В тот же момент у него посыпались искры из глаз - он столкнулся со встречным бегуном, только что появившимся из-за угла. Удар оказался весьма чувствительным и оба упали. Костя вскочил первый, увидел, что сбил женщину и протянул ей руку.
-Извините, я...
-Костя! - сказала она.
-Мадам Альфонс Доде!
-Что!?
-Мадам Альфонс Доде, - несколько смутился он, - я вчера ходил в музей и видел её портрет работы Ренуара. У меня было такое впечатление, что он писал с вас.
-Мне это говорил только мой муж, - сказала Барбара, чуть побледнев, - он и наше знакомство начал с того, что спросил, не являюсь ли я наследницей писателя. Поэтому мы и женились за две недели, поэтому я и осталась в Париже и не хотела уезжать отсюда после его смерти. А вот теперь вы. Вы так на него похожи, - она поднялась, посмотрела на свои расцарапанные руки, потом на следы птички на Костиной голове и добавила, - нам обоим надо помыться. Здесь есть маленький бассейн, - она показала на калитку в заборе, сделала шаг и, охнув, схватилась за Костю, - у меня, наверно, вывих. Костя взял её на руки и понёс на стройку. Рядом со скульптурой св. Женевьевы, была скамейка. Он посадил туда Барбару и хотел встать, чтобы взять воду из бассейна, но она притянула его к себе и закрыла ему рот поцелуем.
Спасительница Парижа смотрела на них и понимающе улыбалась.
***
Когда Костя вернулся домой, Карина спросила:
-Ну, что, видел святую Женевьеву?
-Да.
-Покаялся ей в своих грехах?
-Нет, ведь это Париж, город любви, в нём надо жить эмоциями, а поскольку я не знаю, что это такое, то решил хоть что-нибудь сделать по зову сердца.
-Ну и сделал?
-Да, согрешил в её присутствии.
-А она?
-Поклялась никому ничего не говорить.
-Значит, можешь считать себя прощённым.
-Хорошо, я так и сделаю.
Уважаемые читатели!
Этот рассказ вошёл в недавно вышедшую книгу "Римские каникулы", которую можно приобрести:
http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=839591
Мой роман "В старом свете" вошёл в "длинный список" премии им. Бунина 2015 г. Первая глава романа размещена на этом сайте. Приобрести книгу можно на OZON.RU:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/29727272/
Жители США могут приобрести книги у автора. Цена $15 с пересылкой. Адрес: v_vladmeli@mail.ru