Аннотация: Мой отзыв о концерте BABYMETAL , прошедшем в Лондоне , в зале Roundhouse 27-го ноября 2023-го года .
Концерт BABYMETAL в Лондоне , 27.11.2023
Второй концерт BABYMETAL в моей жизни . И первый за семь лет . . . Помнится , после первого концерта в 2016-м году я подумал , что BABYMETAL - группа , которую достаточно увидеть один раз . Но семь лет внесли свои коррективы . И в 2023-м я вновь ощутил это . По совести говоря , из-за разрушения сознания я уже не сумею толком выразить это чувство в слове . Оно превратилось в инстинкт , неодолимый и властный , который заставляет оставить все свои дела , и , почти помимо твоей воли , перебрасывает тебя на другую сторону Европы . "J-Rock-концерт !" Подлинный смысл этого термина способны понять только отаку . . .
За прошедшие годы и со мной , и с группой произошло слишком многое , чтобы об этом рассказать . В нынешней человеческой развалине - озлобленной и сдавшейся - вряд ли кто-то узнает меня образца 2016-го года . В современном BABYMETAL - без Юи-чян и Kami Band - уже с трудом можно разглядеть контуры той весёлой и забойной группы , которую мы увидели на SSE Wembley Arena . Чёрно-красные костюмы и рисунок на лысине у BOH"а . . . Разумеется , "всё течёт , всё меняется" , и не все изменения - обязательно к худшему (но об этом я ещё поговорю) . И вот , желая воочию убедиться , что не все изменения - к худшему , и чувствуя в себе стремление ещё раз попрощаться с миром , я купил-таки билет в Roundhouse (стоячее место , regular ticket/general admission) , потом билет на самолёт , а ещё через пару месяцев , поднакопив денег - зарезервировал гостиницу (гостиница оказалась самым дорогим из всего вышеперечисленного . Но провести ночь в аэропорту не представлялось возможным - Stansted Express по ночам не ходит .) В этот раз BABYMETAL выступали в Лондоне два дня подряд - 27-го и 28-го ноября . И мне , разумеется , очень хотелось поехать на оба концерта . Но сосчитав количество денег , необходимое для того , чтобы прожить в Лондоне один дополнительный день , я понял , что такая роскошь не для меня . Впрочем , может быть , это и не плохо . Посети я оба выступления - и впечатления от них смешались бы у меня в сознании , так что потом я и не мог бы уже различить - где что .
Я уже давно обратил внимание на то , что в подавляющем большинстве случаев японские группы приезжают в Европу либо весной , либо осенью (что , в принципе , объяснимо , потому что крупнейшие японские фестивали (в том числе и музыкальные) проходят в августе - а летом J-Rock-группы , соответственно , к ним готовятся) . Вот и в этот раз BABYMETAL решили как следует поморозить поклонников , назначив свой тур на ноябрь-декабрь . Если бы концерт в Лондоне был хотя бы на неделю позже , то я , наверное , побоялся бы ехать . (Но интересно , что расписание тура было построено так , что группа двигалась преимущественно с севера на юг , словно бы отступая от холодов . Я взвешивал возможность поехать в Стокгольм , но потом решил , что в Лондоне 27-го ноября в любом случае будет теплее , чем в Стокгольме 15-го .) На 27-ое ноября в Риге обещали минус шесть , а в Лондоне - плюс шесть . Ехать в зимней одежде было немыслимо - потому что куда её девать в Англии ? Надев под битловку и куртку несколько маек (в том числе и коллекционную футболку с BABYMETAL с концерта 2016-го года) , а на ноги - две пары штанов , я вышел из дома , и , задыхаясь от холода на каждом вдохе и поскальзываясь от осенних туфель на каждом шаге , добрёл до остановки . К счастью , ни один из двух автобусов , на которых мне нужно было ехать в аэропорт , не опоздал - иначе я околел бы в самом начале . И спасибо Ryanair"у , что вылет был в 13:40 , а не утром , когда самый мороз .
В последнее время я как-то расслабился - и начал приезжать в аэропорт всего за два часа до вылета . Надо бы прекращать такую практику , а то рано или поздно это сыграет со мной злую шутку . Очередь на контроль была солидной , а гейт был далеко . И когда я на него пришёл , то до начала посадки оставалось всего 54 минуты . Не впритык , конечно , но наводит на некоторые размышления . Впрочем , этого времени мне вполне хватило , чтобы как следует согреться - а потом , при посадке , несколько минут , проведённые на лётном поле , уже не оказали на меня существенного влияния .
Объяснение правил безопасности у Ryanair"а автоматическое - и примерно на середине запись внезапно отключилась . Все над этим немного посмеялись , включая и стюардесс , которые , в итоге , объяснили оставшуюся часть сложно жестами . Сразу понятно , что летим Ryanair"ом . Лишь бы только не сломалось что-нибудь ещё . Впрочем , давайте не будем строги к скромному ирландскому дискаунтеру . Во-первых , это самая дешёвая авиакомпания в Европе . Во-вторых , при возрасте в 39 лет (иными словами , я и Ryanair - ровесники) и парке в более чем пятьсот самолётов , Ryanair не имеет в своём пассиве ни одной катастрофы с человеческими жертвами . И даже ради такого невезучего человека как я , наш Boeing 737-800 отнюдь не собирался падать . Он уверенно оторвался от заскорузлой , обледенелой Латвии - и через 20-30 минут уже занимал место на эшелоне , где-то над Балтийским морем .
Несмотря на ноябрь и Северную Европу , погода , поначалу , была довольно хорошей , с множеством просветов в облаках . Мне удалось разглядеть одинокий остров Борнхольм , который я вижу чуть ли не при каждом полёте на запад - и уже с лёгкостью узнаю , определяя по нему своё местоположение и приблизительное время до посадки . Было бы здорово его когда-нибудь посетить , в знак благодарности (хотя , конечно , навряд ли доведётся) . Начало материковой Дании ещё тоже было видно - а потом с запада надвинулся исполинский , чудовищный циклон - такой , что самолёт чуть ли не цеплялся фюзеляжем за облака . Циклон меня беспокоил . В соответствии с прогнозом , Англию сейчас заливало дождём - но ближе к вечеру он должен был утихнуть . Но насколько ближе ? Час туда , час обратно - для меня сейчас имело большое значение . Поэтому я попытался вспомнить типичный размер циклона , чтобы понять , какую его часть мы уже перелетели - но мне это не удалось .
Тем временем началось снижение , большая часть которого прошла в облаках - в бесконечных , многослойных , сначала в лёгких и светлых , потом в серых , ватных , и наконец , в угрюмых , мокрых , синих . Только минут за пять до посадки в облачности распахнулись люки - и я увидел , что в Англии ещё царит усталая , классическая осень , не столько золотая , сколько тёмно-зелёная , болотная , распухшая от воды . Самолёт спокойно подошёл к ВПП и приземлился , для Ryanair"а , на удивление мягко - правда , потом , чтобы побыстрее съехать с полосы , тормозил так , что я , в свою очередь , чуть не съехал с кресла (спасибо ремню) , и кажется , закончил торможение уже на рулёжке .
Пригревшийся , выхожу из самолёта - холод и ледяной ливень . Тянет это не на плюс шесть , а на , максимум , плюс четыре . Гм . . . Пока всё печально . Нас посадили в автобусы и долго везли по аэродрому , пока , наконец , не высадили у контроля . По традиции испытав лёгкие затруднения с электронным паспортом , я окончательно оказался в Англии . Первой проблемой , вставшей передо мной здесь , стала проблема еды . Есть мне уже хотелось зело , но поесть - означало опоздать на ближайший Stansted Express , при том , что время уже начинало понемногу поджимать . Но в итоге я решил не ждать до Лондона и поесть в аэропорту . Самое трудное с Стенстеде - это найти место , где присесть . Немного не сориентировавшись на местности , я купил только еды (без воды) . Съев всухомятку несколько "треугольников" , я взглянул на часы . Ну конечно . Было 15:17 - а поезд в Лондон ушёл в 15:13 , и теперь следующий был только в 15:43 . Но зато у него было на одну остановку меньше . . . Утешаясь этим , я спустился на станцию . Помню , четыре года назад (ездил на BAND-MAID) было достаточно показать билет на входе - а теперь пришлось сканировать . Но вот я на перроне . И уже через несколько минут приходит длинный двенадцативагонный состав , забитый почти битком . Памятуя о том , что у англичан есть какое-то предубеждение в отношении первых и последних вагонов , я заранее отошёл почти в самый конец перрона - так что теперь оказался у дверей третьего вагона . Правда , у Stansted Express , только одни двери на вагон , посередине - и я , войдя внутрь , свернул в ту часть вагона , где сиденья стоят против хода (если ехать в Лондон) . Подумав , что здесь будет меньше народу (и , к счастью , людей в Лондон ехало заметно меньше , чем в аэропорт) , я решил не идти никуда дальше , и , как говорили у нас в классе , "поехал спиной" .
Поезд с тихим цоканьем выбрался из-под аэропорта и набрал ход . Похоже , что за прошедшие четыре года компания Greater Anglia закупила новые составы , потому что даже на максимальных скоростях (а было , по ощущениям , заметно за сотню) поезд шёл практически бесшумно . Кроме того , в вагонах появились табло с самой разнообразной информацией . В общем - красота . (В особенности если не вспоминать , что за билеты пришлось отвалить тридцать фунтов .) Как я уже рассказывал в очерке о поездке на BAND-MAID , дорога в Лондон от Стенстеда в плане интересности куда более благодарна , чем дорога от Лутона . И теперь я вновь удивлялся тёплой , но странной для Англии захолустности окрестных пейзажей : маленькие округлые холмы , лиственные леса , болота , расквашенные грязью дороги , каких нет даже в Латвии . Несколько раз попадались самые натуральные огороды , с будками и затянутыми рваной плёнкой парниками , совсем как у нас ! Небольшие городки , в которых у Stansted Express не было остановок , больше напоминали деревеньки - но в центре каждого чуть ли не в обязательном порядке зубом торчал двадцати-тридцатиэтажный жилой небоскрёб . Этой особенности английской архитектуры я так и не понял .
Когда мы въехали в пределы Лондона , уже стемнело - и я , глядя на бесконечную россыпь огней , снова , как и семь лет назад , подумал о том , что у Лондона и Токио , всё же , есть что-то общее : кажется , что оба города не были построены , а возникли сами собой , словно явления природы . Только если Токио - светло-серый , лёгкий , насквозь просвеченный солнцем - как будто кристаллизовался из воздуха , то Лондон - каменный , основательный , приземистый - словно бы вырос из-под земли , как гриб .
Поезд высадил меня на вокзале Liverpool Street Station строго по расписанию - в 16:31 . До того момента , когда Roundhouse откроет двери и начнёт запускать счастливых поклонников BABYMETAL внутрь , оставалось два с половиной часа . К счастью , прогноз погоды сбылся с ювелирной точностью - когда я вышел из здания станции , с неба падали последние капли отступающего дождя . Через пять минут он прекратился . Зонтик мне в Лондоне так и не понадобился . . . Лондонские плюс шесть были похожи на плюс шесть гораздо больше , чем стенстедские - и очень скоро я уже сильно запыхался во всех своих одеждах . Но переодеться можно было только в гостинице . И , словно бы для контраста , местные были одеты на удивительно легко . Да , я знаю , что англичане очень закалённые - но сейчас меня буквально шокировало то , что многие были в шортах (!) . Один раз мне повстречалась юношеская футбольная команда - и только у одно человека из всех под шорты были пододеты штаны .
Спустя полчаса усердной работы ногами я добрался до перекрёстка над станцией метро Angel . Тут я не преминул зайти в знакомый Pret A Manger , который , по счастью , не закрылся в мрачные коронавирусные годы , и купил себе на ужин "треугольников" и воды (хорошо , что догадался взять не 0,5 , а 0,75 литра !) . А потом ещё один квартал - и вот уже торговый центр N2 , а сразу за ним - моя гостиница . Будучи убеждённым апологетом принципа "от добра добра не ищут" , я остановился в том же отеле , что и четыре года назад . Правда , если в тот раз от гостиницы до концертного зала было тридцать метров , то сейчас я прошёл не более половины расстояния от Liverpool Street Station до Roundhouse . А время безжалостно утекало . . . Добравшись до своего номера и наконец-то переодевшись , я стал ковыряться в смартфоне , пытаясь добиться от него электронного билета на BABYMETAL . Я плохо разбираюсь в мобильном интернете (который и подключил-то только ради этого концерта) , так что это заняло намного больше времени , чем я рассчитывал . Я планировал выйти из гостиницы в 17:30 - а в 18:00 уже занимать место в очереди . Но в итоге , когда я вновь оказался на улице , было уже без десяти шесть . К счастью , дорога , хотя бы в первой своей половине , шла преимущественно под уклон . Так что сейчас я , свернув от Angel направо , огромными шагами поскакал к вокзалам King Cross и St. Pancras International . Но когда я добрался до них , было уже четверть седьмого . . .
Чего-то я не рассчитал . То ли расстояние от гостиницы до Roundhouse было больше , чем это казалось по Google Maps , то ли из-за огромного количества перекрёстков и светофоров - но путь занял у меня не полчаса , а почти час . Когда я , взмыленный , пробежал насквозь весь Камден - и увидел-таки конец очереди , было 18:45 . Боюсь себе представлять , что было бы , если бы самолёт опоздал .
Итак , я увидел конец очереди . И это тот самый момент , когда в тебе что-то переключается . Когда ты понимаешь , что долгожданный J-Rock-live - это не какая-то абстракция в Интернете , что он действительно БУДЕТ - и мир становится центростремительным , превращаясь из "просто так мира" в "мир ради концерта" . И всё становится по-другому , по-настоящему - уверенным , радостным , ждущим встречи .
Об очереди нужно сказать особо , ибо она представляла собой фигуру , которую не смогло бы описать никакое уравнение . Начинаясь от невидимого отсюда Roundhouse , она доходила до конца квартала , где на углу располагался супермаркет . Здесь она поворачивала направо (если смотреть от зала) , проходила мимо супермаркета , снова поворачивала направо , во внутренний супермаркетовский проезд , потом ещё раз направо - и выходила на маленькую стоянку , на углу которой встречалась сама с собой . Именно на этом углу я в неё и встал . Я ожидал , что , придя поздно , окажусь в самом хвосте - и BABYMETAL придётся смотреть от дальней стенки . Однако , к моему сильному удивлению , очередь продолжила расти - "не по дням , а по часам" . Точнее , не по минутам , а по секундам . В итоге она , обойдя всю стоянку по периметру , снова вышла во внутренний проезд , а из него - на ту же улицу , что и до того (вторую , если считать от Roundhouse) ! Где она заканчивалась , я так и не видел . Стоять в очереди было весело . Здесь были все - от бородатых металлистов до кавайных лоли в косплеях . Кроме того , нужно было постоянно пропускать въезжающие и выезжающие со стоянки автомобили и уворачиваться от их бамперов (благородные английские водители не сигналили) . Впрочем , в сравнении с другими моими "великими стояниями за J-Rock" , это и ожиданием-то назвать было нельзя . Ибо почти сразу очередь , дёрнувшись как железнодорожный состав , двинулась вперёд ! Первая стена супермаркета . . . Вторая стена супермаркета . . . Третья . . . Четвёртая . . . Вновь оказавшись у стоянки , мы увидели , что она по-прежнему занята очередью . В конечном итоге , я оказался не в хвосте , а как минимум в середине , и , кажется , даже где-то ближе к началу ! Стоило пройти стоянку - и впереди уже замаячил Roundhouse . Понимая необходимость оберегать умирающие батарейки фотоаппарата , я его всё же сфотографировал . В соответствии со своим названием , он действительно круглый (и снаружи , и внутри) . Если я правильно помню , то там раньше был поворотный круг для локомотивов - а потом сделали концертный зал . Сделав снимок , я полез в телефон за билетом - и тут выяснилось , что надо заходить заново (а как я уже говорил - в этом я разбираюсь слабо) . В итоге мне удалось найти сакральный QR-код . . . за три секунды до того , как у меня его проверили . У меня уже тряслись руки . . .
Roundhouse имеет массу положительных отзывов в Интернете и рейтинг 4,6 на Google Maps . Сейчас я убедился в том , что это не зря . У меня крайне предупредительно проверили содержимое рюкзака - и пустили внутрь . Всё ! Последняя преграда пройдена , теперь - только BABYMETAL ! Сдавать вещи в гардероб оказалось необязательным , так что я сразу поднялся по лестнице ко входу в зал . Перед входом был магазинчик - но увы , футболки по сорок фунтов - это удовольствие не для бедного отаку . Так что я вынужденно проголосовал кошельком - и прошёл прямо в зал .
Стремясь быть поближе к Моа-чян и не желая участвовать в мош-пите , я сразу же бросился направо . И в итоге занял место . . . в шестом или седьмом ряду , практически точно напротив края сцены (если мысленно продолжить линию правого (глядя из зала) края сцены , то я стоял почти точно на ней) . До сих пор не могу понять - каким образом я , придя так поздно , оказался так близко ?
Как я уже сказал , зал Roundhouse имеет круглую форму , что в принципе удобно , поскольку зрители в задних рядах оказываются не так далеко , как при прямоугольной "конфигурации" . Интересно , что в зале есть колонны , поддерживающие балкон с сидячими местами . Поэтому кто-то из зрителей "на полу" может оказаться за колонной и не видеть сцены . Колонны украшены сверху металлической резьбой , а крыша имеет форму купола , так что весь Roundhouse в целом очень красив (особенно с подсветкой) и напоминает какой-то средневековый зал для собраний (разве что в Средневековье зал навряд ли мог быть круглым) .
Оказавшись на месте , я начал обустраиваться : снял и положил в рюкзак верхнюю одежду (коллекционная майка BABYMETAL World Tour 2016 вновь увидела свет) , рюкзак поставил себе в ноги . Затем вкрутил в уши затычки . К счастью , соседи у меня оказались культурными , так что ждать начала было не тошно (а если бы не оказались - так на то и затычки , которые , в этом случае , выполнили бы двойную функцию) . Удивительное дело - недалеко от меня (в том же ряду , на два или три человека ближе к центру) оказался Лиам-сан из нашей фан-группы по SCANDAL ! Мы с ним радостно приветствовали друг друга . Везёт мне на это : мало того что на SCANDAL - так и на BAND-MAID вместе ходили ; причём тоже были в одном ряду , с разницей в пару человек !
Шли последние минуты перед началом . Толпа ощутимо уплотнялась (я передвинулся уже на пару метров вперёд по сравнению со своим изначальным положением) , воздух теплел от дыхания и загустевал от волнения . Я понимал , что многим здесь доводится видеть BABYMETAL намного чаще , чем мне . Но для меня то должна была быть первая встреча за семь лет . И как знать , не окажется ли она последней ? Один из самых главных уроков , что мне преподал первый концерт 2016-го : каждая встреча может оказаться последней . Тогда , поддерживая Юи-чян и Микио-сан , мог ли я знать , что не увижу их больше никогда ?
Но "никогда" существует только для человека . Для мира такого понятия нет . Мир неумолимо движется вперёд , собирая свои жертвы - и иногда , будто подаяние нищим , бросая нам крупинки счастья . За каждую чайную ложку счастья надо платить морем крови и океаном слёз - и уже почти не важно , были ли то мои слёзы или слёзы Юи-чян . Эта маленькая крупинка счастья всё же настала для меня - сейчас .
На зал обвалилась тьма и временно погребла под собой всё ненужное , горькое , страшное , что отчего-то зовётся жизнью . Но настоящая жизнь - её краткая , полуторачасовая вспышка - только начиналась . Тьму прорéзали белоснежные , искрящиеся слова с экрана - "BABYMETAL WORLD TOUR 2023" - и с первыми звуками интро медленно разросся под куполом Roundhouse звуковой взрыв , соединивший в себе надежды и устремления , выраженные тремя тысячами голосов . Я на секунду отвлёкся , чтобы взглянуть вниз (толкотня уже стояла изрядная) - а когда снова посмотрел на сцену , то по ней уже церемонно выступали Судзука-чян , Моа-чян и Момоко-чян ! Сначала я увидел спину Момоко-чян и перепутал Момоко с Моа , потому что она (Момоко-чян) была справа . Я упустил из виду , что если концерт начинается с BABYMETAL DEATH , то девушки выходят "в обратном порядке" . А выступление в Roundhouse началось как раз с BMD . . . Это их традиционная открывающая песня - и концерт на SSE Wembley Arena семь лет назад тоже начинался ей же . Так что BMD стала первой песней BABYMETAL , которую я услышал вживую дважды . . .
Но , честно говоря , сейчас мне было даже не до песни . Я отчаянно всматривался в их лица , пытаясь понять - что же изменилось за эти семь лет ? Не наложила ли реальность на них своего жестокого , холодного , мертвящего отпечатка ? Но сейчас я видел только одно - Моа-чян стала ещё прекрасней ! Даже несмотря на то , что ей уже больше восемнадцати лет ! Как такое возможно ? Я не знаю , кто их стилисты , но они шарят ! Так подчеркнуть и без того немыслимую красоту - это надо уметь ! К тому же нынешняя версия костюмов , с переливающимися всеми цветами вставками - одна из лучших в их истории , несмотря на длинные юбки . (Хотя я во время концерта пару раз видел , как Моа-чян поправляла наряд на груди , так что возможно , что её что-то не устраивало . Моё анимешное воображение услужливо подсказало мне , что Моа-чян сложно показывала залу на свою грудь , намекая на то , что та стала больше . Но это тот нечастый случай , когда я , пожалуй , несколько подрежу своему воображению крылья .) Потрясённый всем этим , я ненадолго выпал из континуума - а когда снова в него вернулся , то была уже середина песни , Моа-чян и Момоко-чян заняли свои привычные позиции - и Моа-чян стала ещё ближе ! На гитарном соло к нам в угол прибежала даже Судзука-чян ! (Кстати , по-моему , это единственный момент за весь концерт , когда она подошла настолько близко .)
"Give me . . . Give me . . . Give me . . ." Второй песней в сет-листе стала знаменитая "Gimme Chocolate !!" , где , на соло , Моа-чян пришла в самый угол и корчила нам рожи ! Хотя , думаю , что в отношении столь прекрасной девушки как Моа-чян , навряд ли применимо слово "рожи" . Поэтому правильнее будет сказать , что Моа-чян корчила нам личики . После соло нас посетила также Момоко-чян - и это был первый раз , когда мне удалось рассмотреть её настолько хорошо . В целом , Момоко-чян мне нравится . И хотя где-то в глубине души я понимаю , что никогда не смогу полюбить её так же сильно как Юи-чян - но она достойна того , чтобы принять у Юи эстафету . Мне не нравится , когда в Интернете Момоко-чян называют заменой Юи . И нравится , когда называют последователем . (Не уверен , есть ли слово "последовательница" .) Понятно , что , как бы мы этого ни просили , Юи-чян не вернётся . А BABYMETAL всегда был трио , и вся хореография разработана под трёх участниц . Поэтому , когда произошла чрезвычайная ситуация с Юи-чян , Коба и иже с ним сразу перестали "лорить" и поступили весьма разумно - представили Момоко-чян как временную участницу , а потом , когда люди к ней привыкли , сделали её постоянной . Учтём , что Момоко-чян - тоже из Sakura Gakuin , причём , по сути , из того же поколения , что и Судзука , Моа и Юи - так что прав быть в BABYMETAL у неё больше , чем у кого бы то ни было . Я не собираюсь устраивать дискуссий по поводу того , что "BABYMETAL без Юи - не BABYMETAL" . Увидев их снова , я собственными глазами убедился в том , что свой дух группа сохранила . К тому же спорить в такой плоскости вообще бессмысленно . BABYMETAL - айдору-группа , и айдору-индустрия не будет закрывать проект , приносящий деньги , из-за такой "мелочи" как уход одной из участниц . Для японских айдору-групп постоянная карусель участниц - это вообще обычное дело . BABYMETAL - это едва ли не уникальный случай айдору , имеющих всемирную популярность , поэтому здесь ситуация несколько усложняется . Но , как мы видим , не настолько , чтобы менеджмент не смог её разрешить . BABYMETAL существует по непреложным законам айдору-мира . И , хотим мы этого или нет , но японцы нас поймали и заставили принять правила игры . За исключением официального письма (навряд ли написанного самой Юи-чян) и слухов с собраний акционеров Amuse , об исчезновении Юи не было сказано ни звука . И это заставляет меня задать вопрос : как далеко Коба и компания , в случае чего , могут зайти ? Учитывая развитие проекта METALVERSE , представляется всё более и более вероятным , что рано или поздно они заменять не только Моа-чян , но и саму Судзуку-чян . (Но тогда - что же вообще такое BABYMETAL ? Сложно идея Кобы , лого с крылышками и жанр "кавайный металл" ?) И даже в этом случае BABYMETAL наверняка сохранит заметную популярность . Если так и будет , то BABYMETAL станет феноменом , ибо докажет , что айдору-подход жизнеспособен не только в Японии , но и по всему миру . Хорошо это или плохо - судить не берусь . Но рискну рассказать историю о своей любимой японской группе - SCANDAL . Как известно , SCANDAL сорганизовались в очень юном возрасте . Рине-сан было всего 15 лет - и она не успевала за своими более старшими подругами . И думала о том , чтобы уйти . Но Харуна-сан сказала : "Нет Рины - нет и SCANDAL ." В результате SCANDAL недавно установили рекорд Гиннеса как самая долго существующая чисто женская группа с неизменным составом . Так что спор о том , кто поступил более правильно - Галилео Галилей или Джордано Бруно , не закончится никогда .
Но что же , всё-таки , случилось с Юи-чян ? Не думаю , что мы это когда-нибудь узнаем . Но у меня есть две версии , одна из которых является плодом довольно долгих рассуждений , другая основана больше на эмоциях . Но обе довольно мрачные . Первая , логическая , состоит в следующем . Единственное , что нам известно о Юи-чян - это то , что она повредила спину . Это было сказано на собрании акционеров Amuse - и , наверное , это правда , потому что навряд ли одни большие дядьки решились соврать другим . Но если Юи-чян не может танцевать , то это ещё не значит , что она не может выступать на сцене (или находиться в публичном пространстве) в принципе . Она может быть певицей , актрисой , сейю , да мало ли кем ещё ! С такой-то фан-базой ! В этом случае возникает закономерный вопрос : почему же Amuse не использует настолько ценный ресурс ? (Для айдору-корпораций все подписанные артисты - это не более чем ресурс .) И вот тут мы вплотную подходим к мрачной версии номер один . Повредить спину можно по-разному . Моя догадка состоит в том , что Юи-чян сломалась до такой степени , что не может вести полноценный образ жизни . В этом случае всё объяснимо : Amuse держит её на контракте , ожидая , пока её все забудут , чтобы потом по-тихому расторгнуть договор . Или , как вариант : контракт обеспечивает ей своего рода "почётную пенсию" в обмен на молчание , чтобы никто не узнал , как Amuse доводит своих айдору до инвалидности .
Мрачная версия номер два не имеет под собой никаких внятных оснований , но тем не менее кажется мне более вероятной , чем первая . Я думаю , что Юи-чян убил Коба , потому что она была беременна его ребёнком . Хотя этому нет никаких доказательств - но чувство и интуиция отаку иногда позволяют взглянуть глубже , чем то делает мысль . Куприн , в своей повести "Олеся" , писал о сердце , которое "никогда не ошибается в своих быстрых тайных предчувствиях" .
Но что-то меня понесло . Надо бы вернуться к концерту . Третьей оказалась "PA PA YA" - может быть и не самая интересная композиция у BABYMETAL , но определённо одна из самых весёлых и забойных . На припеве зал был похож на заросшую высокой травой поляну , которую треплет бурей - так много фан-шарфов (или фан-полотенец) моталось над головами в разные стороны . Поскольку у меня полотенца не было , то я вращал над собой ладонь . За "PA PA YA" последовала Distortion , о которой я не могу сказать чего-то определённого (не люблю ни её , ни третий альбом в целом) . Пятой была BxMxC - песня не столько значимая , сколько необычная . Истеричный вокал Судзуки-чян на рэп-части - это нечто ! Кричали все !
Далее были Maya и Brand New Day , которые я , честно признаться , не очень запомнил . Побывав на выступлении BABYMETAL , конечно , грех жаловаться - но всё же должен сказать , что с сет-листом мне не очень повезло . Ещё до начала тура я знал , что мою любимую песню из "The Other One" - Light and Darkness - не сыграют . Но я отчаянно надеялся на Mirror Mirror и Syncopation (Syncopation - одна из самых анимешных песен у BABYMETAL) , которые были ротирующимися композициями . И ни одну из них не сыграли тоже . Мне вообще с этим не везёт (как и почти со всем в жизни) - когда SCANDAL приезжали в 2016-м , у них в ротирующихся была Harukaze - моя третья самая любимая их песня ! Стоит ли говорить , что на концерте в Лондоне её не сыграли ?
. . . но потом BABYMETAL пустили в бой тяжёлую артиллерию ! (Вообще , концерт как будто состоял из двух асимметричных частей . Если первая была более-менее разогревом , то на второй уже не было ни одного проседания . ) Восьмой песней оказалась одна из визитных карточек "The Other One" - Monochrome . . . В начале этой , уже успевшей стать легендарной композиции , я вытащил из кармана фотоаппарат , надеясь сделать фан-видео . (Кстати , написал про фотоаппарат - и вспомнил . К тому , что от выдаваемых динамиками децибелов трясёт все органы , я уже привык . Но на этот раз сила звука была такова , что меня натуральным образом било воздушными волнами снаружи ! Не хочу даже представлять , что было бы , если бы я забыл затычки . И лежавший в кармане фотоаппарат от звука (!) дрожал так , что я то и дело проверял его рукой - потому что мне казалось , что кто-то пытается его вытащить .) Я был готов к тому , что никакого видео у меня не получится - но остатка заряда в батарейках хватило на 19 секунд . . . Это было что-то сродни чуду . И , строго по закону парности случаев , за одним чудом последовало другое , куда более невероятное . Именно на Monochrome произошёл один из самых важных - и самых позорных моментов моей жизни . Начнём , как водится , с плохого . Почему один из самых позорных ? Потому что я , из-за развала сознания , очень плохо его запомнил (до такой степени , что после концерта не мог даже cказать , на какой песне это было !) - и лишь потом , уже пересмотрев все найденные в Интернете фанкамы , смог восстановить в уме последовательность событий . Почему один из самых важных ? Ладно , не буду больше тянуть . МОА-ЧЯН ПОСМОТРЕЛА НА МЕНЯ !!! На спокойной части (когда Судзука-чян попросила всех включить флеш-лампы) Моа-чян пришла к нам , чтобы ещё раз поприветствовать . Ещё никогда мне не удавалось так ясно разглядеть её красоты , её совершенства , столь явно и упрямо , столь несомненно выраженного в человеке . Сначала Моа-чян взглянула на передние ряды - а потом посмотрела мне прямо в сердце . Конечно , навряд ли в моих мутных , потухших глазах можно было рассмотреть хоть что-нибудь - но это ведь Моа-чян , для неё нет ничего невозможного . Я показал ей пальцами сердце - и Моа-чян , взглянув на зрителей на балконе и помахав им , тоже показала сердце - руками над головой ! Я никогда не узнáю , сделала ли она это сложно потому , что ей так захотелось - или же потому , что решила отреагировать на мой скромный жест . И хорошо , что не узнáю . Ибо если бы выяснилось , что такой как я мог хоть в малейшей степени повлиять на Моа-чян - я не смог бы этого выдержать . Факт передо мной , равнодушный и абсолютный как смерть - и я не знаю , что мне с ним теперь делать . Даже среди отаку не все понимают , что это такое - увидеть Моа-чян с пяти метров . . . И , честно говоря , я уже не уверен , что и сам отношусь к числу понимающих .
Я обещал поговорить об изменениях в BABYMETAL с течением времени . В принципе , об общих изменениях в группе я уже написал выше . Если же говорить о вещах чисто музыкальных - то Monochrome , наряду с Light and Darkness , Mirror Mirror и Divine Attack являются весьма яркими примерами нового стиля BM . В них стало куда меньше беззаботного , детского веселья - но взамен появилась утончённая , чисто королевская элегантность . Кому-то это может не нравиться - но музыка группы не высечена в камне . Подобный переход , на мой взгляд , крайне естественно отражает изменения и развитие BABYMETAL как личностей . Это довольно тонкий момент , особенно удивительный тем , что участницы группы не пишут свои песни сами . Остаётся только поаплодировать композиторам , способным настолько хорошо почувствовать исполнительниц (поначалу чуть не написал : "почувствовать своих героинь" , - и задумался над этим) . BABYMETAL демонстрируют своим поклонниками не только изменения (это-то характерно для многих групп) , но ЭВОЛЮЦИЮ . А вот это уже редкость . . .
Девятой композицией оказалась новая , но уже заслужившая признание METALI ! Я кричал и звал Хаганедзуку-сан ! Как ни крути , но визуальное оформление клипа заставляет предположить , что песня тайно посвящена Kimetsu no Yaiba ! А я как раз недавно посмотрел Katanakaji no Sato-hen !
Понравилось , когда участницы группы попросили всех присесть . "Get lo-o-o-o-o-o-ow ! . ."
Далее последовала моя любимая песня от BABYMETAL - Megitsune ! В нашей части зала все прыгали синхронно ! На Megitsune по всему залу начали возникать спорадические мош-питы - и я пару раз с трудом устоял на ногах . Как я уже когда-то писал , мош-питов я не люблю и не понимаю . За 1600 километров в Лондон я езжу для того , чтобы лично увидеть и поддержать любимые J-Rock-группы - а не для того , чтобы меня затоптали . Интересующие меня японские коллективы приезжают в Европу в лучшем случае раз в несколько лет (а в худшем - вообще никогда) , так что каждая секунда на концерте - бесценна . И тех , кому хочется тратить это время на толкотню и мракобесие , остаётся только попросить заниматься этим в центре зала (и без того самое лучшее место отхватили) - и не трогать тех , кто скромно ютится по углам . (И ещё в этот люди почему-то постоянно шарились вдоль рядов туда-сюда , что тоже отвлекало . Спасибо , что хоть некоторые , проходя мимо , держали меня , чтобы я не упал .) Правда , ближе к концу песни ко мне человеческим штормом почти вплотную прибило Лиама-сан - и мы с ним даже обменялись high-five !
А за Megitsune - ещё один представитель золотой классики - Headbanger ! Я где-то читал , что на концерте 2016-го года её тоже должны были исполнять - но из-за каких-то технических проблем не смогли , и начало концерта из-за этого задержалось . Конечно , не могу сказать , так ли это на самом деле , но то , что концерт начался с опозданием - безусловный факт . Если это и вправду так , то сейчас мир вернул мне небольшой (или не такой уж небольшой) долг . Жаль только , что на медленной части песни никто не вставал на колени . Но руками махали все !
А дальше - флагман BABYMETAL , их , наверное , самая знаменитая песня , которой чаще всего закрываются концерты - Road of Resistance ! Зал ярко осветился прожекторами - и всё понеслось . Помимо мош-питов , центральная часть зала отметилась ещё и краудсёрфингом , который , надо признать , выглядел довольно эффектно .
Но всё когда-нибудь заканчивается . . . (Проблема только в том , что всё хорошее заканчивается мгновенно , а всё плохое - только со смертью , да и то не факт .) Вот уже и традиционный победный клич : "We are . . . BABYMETAL !!!" Люди кричали и рвались вперёд . Но мир уже напоминал нам о неизбежности . И после обнадёживающего "See you ! - SEE YOU !!!" - кончился концерт .
На выходе из зала я оказался в местном фан-клубе NGE - среди людей в куртках с нашивками Рей Аянами и в майках с надписями NERV ONLY . Это было здорово . По выходу я разыскал в закутке у туалетов безлюдный квадратный метр , где и переоделся . Я вытащил ушные затычки - и мир закричал со всех сторон . Люди шумно делились впечатлениями и сведениями . По заваленному пластмассовыми стаканами коридору (кое-где сотрудники Roundhouse сгребали их в сторону сложно ногами) я дошёл до лестницы и , спустившись по ней , покинул гостеприимный "Круглый Дом" .
Одна из самых замечательных вещей в Лондоне - в том , что там даже ночью людей на улицах больше , чем у нас днём . Когда я шёл обратно через кипящий жизнью , брызжущий всеми цветами Камден , мне казалось , что сейчас самый ранний вечер (хотя была уже половина одиннадцатого) . Правда , когда я добрался до вокзалов , время уже перевалило за одиннадцать - и , честно говоря , стало немного стрёмно . Тем более что как раз в этот момент у меня попытался что-то спросить какой-то негр - но я , ускорив шаг , прошёл мимо . Хотя , возможно он сложно хотел спросить : "Как пройти в библиотеку ?" (А ведь там как раз неподалёку и была библиотека , около вокзала St. Pancras International !) Но этого я уже не узнáю .
Примерно за сорок минут до полуночи я наконец-то добрался до отеля . Всё тело у меня ломило - и номер , и без того шикарный (в особенности по моим меркам) показался мне прямо-таки королевским . Бесстыдно развалившись в кресле , я праздновал концерт BABYMETAL и поглощал "треугольники" , запивая их водой .
К счастью , в культурной Англии в гостинице на двери оказалась такая полезная вещь как задвижка . Несмотря на это , спал я плохо и "по частям" . После где-то шести-семи часов такого полусна , я очнулся - ещё до будильника .
Прогноз погоды продолжал сбываться - и когда я вышел из гостиницы , меня встретило удивительное , немыслимое для ноября чистое небо ! Было так тепло , что не потребовались ни шапка , ни шарф . Я снова посетил знакомый Pret A Manger , где позавтракал - а затем пошёл с вершины городского холма к Liverpool Street Station , любуясь невероятным контрастом между бурыми , оранжевыми , жёлтыми листьями деревьев - и насыщенной , почти болезненно яркой синевой небес . Я шёл не торопясь . Запомнилось , что из одного из бесчисленных , вымощенных камешками проулков выехал серенький минивэн - и водитель мигнул мне , чтобы я проходил . Я постарался проследить движение минивэна в трафике - но он быстро скрылся в пробке где-то близ кольцевой развязки у самых корней небоскрёбов .
И чем ближе я подходил к станции , тем больше мне не хотелось уезжать . Хотелось свернуть - и идти одному по этим улицам - всё равно куда . А ведь это почти как у Замятина в "Ловце человеков" : "В утреннем , смутном , как влюблённость , тумане - Лондон бредил . Розово-молочный , зажмурясь , Лондон плыл - всё равно куда ." Да , да , вот оно , это гениально замеченное Замятиным стремление плыть - всё равно куда , едва-едва выдающее себя дрожанием ласкового воздуха под тёплым осенним солнцем ! Посмотри ! Я почти остановился , наблюдая косые пласты солнечных лучей , воздушными льдинами сползающие с крыш . Но видеть такое - удел художника . Я же - раб . Я - повинуюсь жизни . И , повинуясь жизни , я сворачиваю в тёмный , холодный чулан переулка , ведущего к вокзалу .
На Liverpool Street Station мне пришлось несколько минут походить туда-сюда между табло - пока я наконец не нашёл нужный путь и , с помощью добродушного негра , не прошёл турникет . Поезд уже стоял у перрона . Правда , я не сориентировался и сел в самую середину , в шестой вагон . Ну да ладно , народу всё равно было немного . Через четверть часа мы поехали . Я снова сел спиной (но лицом к Лондону) и держал фотоаппарат наготове , надеясь сфотографировать Лондон-Сити . И вид был замечательный - но фотоаппарат снимать отказался . Его последние силы ушли на девятнадцать секунд Monochrome . . .
А дальше - снова тихий , еле слышный посвист поезда , снова усталая радость спокойной , осенней тишины за окном . Четыре года назад , когда я летал через Стенстед на концерт BAND-MAID - это тоже было в ноябре . Поэтому сейчас мне казалось , что в этой части Англии царит вечная осень . И до чего же этот усталый , мирный вид был ближе сердцу , чем стерильные , однотонные , серо-зелёные поля при поездке в Лондон из Лутона ! Сейчас я то смотрел на землю в ржавом осеннем железе , то следил в сверкающих небесах заходящие на посадку в Стенстед самолёты .
А вот и сам аэропорт Стенстед - это уже суетливый человечий мир . К счастью , регистрация на рейс начиналась за четыре часа до вылета , так что мне и ждать-то особо не пришлось . Последние четыре часа на английской земле не были скучными - и в самом аэропорту есть на что обратить внимание , и вид на лётное поле хоть и не идеальный , но тоже неплохой , так что всегда есть возможность посмотреть на самолёты и мысленно их поддержать .
Когда мы уже стояли в очереди на свой гейт , нам сообщили , что произошёл овербукинг на два человека (такое случилось впервые в моей пассажирской "карьере") и спросили , не желает ли кто-нибудь остаться на сутки за компенсацию в 250 евро и оплаченный отель . Один человек вызвался добровольно , как уж они разбирались со вторым - этого я не видел . Но сказали , что "ссадят" того , кто зарегистрировался последним . (Теперь хоть буду знать , какой у Ryanair принцип . Спасибо , они хотя бы не кидают жребий и не заставляют пассажиров играть в камень-ножницы-бумагу .) Но самое интересное было дальше . Я летел на месте 27А . А на двадцать шестом ряду одно место было свободным . . .
Менее чем за три часа до начала второго концерта BABYMETAL самолёт выехал на полосу и рванулся , пытаясь настичь и взять в плен арьергарды отступающего заката . Но у него не получилось - и он , в растерянности , ещё минут десять-пятнадцать летал кругами над Англией . А потом Англия пропала , затопленная чёрной , холодной дикостью Северного моря .
Всю дорогу обратно я смотрел на освещённые сверху луной облака . Самолёт снова не упал .