Воробьев Максим Зотикович : другие произведения.

Экология личности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Современные экологические проблемы и будущее человечества

  Экология личности
  
   Современное состояние человечества
  
   Окружающий нас мир и наша личность связаны тесно и неразрывно. Мы зависим от окружающей нас среды. Мы не можем прожить без воздуха, воды, тепла. Наше тело влияет на наш разум и наоборот, так, что трудно отличить, где кончается одно и начинается другое. Но и мы можем влиять на окружающую нас действительность тем или иным образом. И усиленно влияем, но все взаимосвязано. Сейчас, когда человечество находится перед лицом глобальной экологической катастрофы важно осознать кто мы, чего хотим и как нам жить, точнее, выживать, дальше.
   Бездумное вмешательство в природу не прошло даром. Необратимые изменения природы в результате человеческой деятельности все усиливаются. Не менее бездумны мы и по отношению к своему телу и своей душе. То, что происходит с нашей планетой, только отражает наши внутренние процессы, наше плачевное состояние. То, что хранится в душе у каждого в отдельности и у всех вместе взятых личностей, образующих современное человечество. Утеряна та гармония, которая сохраняла равновесие между личностью и миром. И вот теперь человек может по своему желанию сколь угодно грубо и необратимо "преображать" и уничтожать природу. Но и она может столь же беспощадно и грозно ответить на это вмешательство.
   Жизнь ради комфорта. Это ли не насмешка над человеком? И, тем не менее, цивилизованное человечество идет именно по этому пути. Здесь мы можем наблюдать страшный, трагический разрыв между реальностью и идеалом существования общества. Между реальностью и культурой. Все великие писатели, от Гоголя и Достоевского до Г.Беля и В.Распутина протестовали против доминирования товарно-денежных отношений в обществе, в межличностном общении. И, тем не менее, именно эта схема сейчас является ведущей схемой отношений на Западе и массово насаждается в России.
   Можно сказать, что эта раздвоенность порождает массовую шизофрению цивилизации Запада. Обезличенность общества масс и потребления. Унификация не только технологических процессов, но и межличностных отношений. Все сводится к вопросу выгодно - невыгодно. Ручной труд и штучные, пусть даже уникальные произведения не могут принести такой прибыли, как массовое производство простых, необходимых вещей.
  Происходит стирание индивидуальности, приведение отдельных личностей к единому стандарту. Средства массовой информации становятся универсальным источником знания и общепринятых положений. Но стандарт не в состоянии вместить всю сложность взаимоотношений в человеческом обществе, взаимоотношений с окружающим миром.
  В философии эту проблему остро поставил Хосе Ортега-И-Гасет - основатель рациовитализма, провозгласив единство человека с миром и призывая к межличностному а не социальному общению. Но его голос остался гласом вопиющего в пустыне.
  "Открытое общество" - с плюрализмом мнений, где можно высказывать все, что вздумается, но ничего нельзя последовательно осуществить, где самое большое преступление не убийство, а уклонение от налогов, упорно гналось за выгодой. Цивилизация Запада зашла в тупик, а вслед за ней и все человечество. Шпенглер в своем пророческом труде "Закат Европы" еще в начале ХХ в. Писал: "Цивилизация - неизбежная судьба культуры....Цивилизации суть самые крайние и самые искусственные состояния ,на которые способен более высокий тип людей. Они - завершение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью, как смерть,... Они - конец, без права обжалования, но они же в силу своей внутренней необходимости всегда оказывались реальностью."
  
  
  
   Обществом и массами гораздо легче управлять, чем индивидуальностями и личностями.
  Мир упрямо стремится к осуществлению Оруэлловской антиутопии. Само существование человека как личности теряет смысл.
  Существование человека чисто на бытовом уровне порождает трансцендентальную тоску, которая не может быть утолена ничем материальным. Скука - вот следствие этого. "Скучно на этом свете, господа!" восклицал Гоголь показывая полную бессмысленность такой жизни. И чтобы утолить эту тоску человек предпринимает одно из трех действий: 1. Постоянное веселье-праздник: вечеринки, рауты, дискотеки; 2. Уход от реальности в виртуальный, наркотический или алкогольный мир; 3. Работа: погоня за прибылью, карьерой, успехом. Но рано или поздно приходит осознание бесполезности и невыразимой тяжести такой жизни. Отсюда небывалое количество самоубийств, происходящих в "развитых" странах.
  
  
   Пути решения проблемы
  
   Что можно противопоставить этой тенденции? Ответ очевиден, но его осуществление настолько сложно, трудоемко и, главное, несовместимо с сегодняшними представлениями о существовании человеческой цивилизации, что его просто игнорируют.
   Воспитание новых поколений в духе традиционных ценностей. Парадоксально, но именно традиционное, консервативное воспитание формирует личность, наиболее приспособленную к меняющимся условиям современного мира и новым условиям глобального экологического кризиса. Именно в традиционном воспитании, в сказках, играх (играх предметных и подвижных), в общении со сверстниками вырабатываются модели поведения, позволяющие наиболее правильно и разумно строить свои отношения с людьми и окружающим миром. В этом смысле компьютерные игры и обучение, построенное на механическом выборе ответа из предельно ограниченного числа возможностей, является антиподом воспитания традиционного. И, соответственно, ведет к противоположным результатам. Неприспособленность к реальной жизни "компьютерных" детей уже стала серьезной проблемой. Но никто не может, или правильнее сказать не решается ее решить. Достаточно характерен опыт Новой Зеландии, где все предметы преподаются максимально наглядно на примерах окружающего мира. Например урок ботаники превращается в увлекательную экскурсию по парку или лесу, где детям показывают то или иное растение и рассказывают о нем. Однако и там воспитание ограничено
   Ведь здесь для современного сознания заложена мина замедленного действия. Воспитание полноценных, всесторонне развитых личностей сейчас не только трудоемко и сложно, но и вызывает опасения. В самом деле, как можно управлять государством, в котором хотя бы треть населения будет являться полноценно развитыми личностями? Что может их объединить, заставить подчиняться не собственному "Эго", но государству? Совершенно невозможная вещь в современной структуре общества, в котором напрочь изгнаны даже упоминания о идеалах, и том, КТО гораздо важнее всей нашей цивилизации и всего существующего космоса. Потому что Он Творец всего сущего. И вся материя существует только благодаря Его произволению. Но пошлость торжествует. Пошлость - как отсутствие идеала, и стремления к нему.
   Из вышеизложенного следуют важные выводы: 1. О невозможности решения экологических проблем при сегодняшнем состоянии человечества. 2. Крайней необходимости решения этих задач, угрожающих существованию человечества. И, наконец, главный вывод следующий из этих двух: Поскольку решение экологических проблем крайне необходимо, но в данной ситуации невозможно, значит, будет меняться сама ситуация.
   Путей развития данной проблемы для человечества в сущности всего два: 1 Воспитательный, что как было уже сказано крайне трудоемко и малоэффективно на первых порах; 2. Силовой метод. В современных условиях именно он представляется наиболее вероятным.
  
  
  
   Глобальный контроль
  
   Сейчас наметились тенденции позволяющие прогнозировать модели развития событий с большой вероятностью. Например, попытки организованно провести акции планетарного масштаба, якобы силами энтузиастов и общественных организаций. Хотя даже при беглом и поверхностном подсчете средств затраченных на проведение подобных мероприятий получается сумма в несколько миллионов долларов. Сам собой напрашивается вопрос, откуда у общественных организаций (Включая даже известную Гринпис) такие средства? Далее массовое манипулирование общественным сознанием через средства массовой информации в целях воспитания нового экологического сознания тоже выглядит срежисированным и продуманным действом. Тем более что угроза необратимости экологического вполне очевидна
  и становится реальностью. Учитывая все вышесказанное можно предположить развитие событий по следующему сценарию.
   Во-первых: создание при ООН специального органа контролирующего экологическую обстановку в любой точке земного шара и обладающего огромными полномочиями. Нечто вроде Интерпола, но работающего с предприятиями, корпорациями, местной властью и правительствами. Соответственно понадобится пересмотр международных соглашений в рамках экологически единого глобального мира.
  Во-вторых: Установка системы непрерывного слежения, как спутникового, так и наземного, что впрочем уже происходит.
  В-третьих: учреждение специального экологического налога правительствами большинства стран.
  В-четвертых: Пропаганда и реклама экологического поведения.(Не бросать мусор, не расходовать воду и т.д.). Не воспитание, а именно пропаганда, основанная на рекламных щитах и роликах. Впрочем, в школах тоже повсеместно будет введен предмет "основы экологических знаний". Так или иначе, необходимость формирования экологического сознания с детских лет будет с течением времени все более и более актуальной.
  В-пятых: Учреждение специальных всемирных дней, недель и годов борьбы за экологию.
   Некоторые пункты уже претворяются в жизнь, так что этот путь развития нашей цивилизации выглядит наиболее вероятным.
  
   Таким образом, мы приходим к неизбежному выводу о том, что решение экологических проблем невозможно без решения проблем социальных и нравственных. Только комплексный подход может принести результат. И современные общественные институты не имеют ни полномочий, ни возможностей осуществить его. Это неразрешимое противоречие обуславливает трагизм современного человечества. Оно словно движется по наклонной дороге обрывающейся в пропасть, знает это, но не имеет возможности ни остановиться, ни свернуть с гибельного пути.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"