Воробьев Максим Зотикович : другие произведения.

На берегах святой реки. Глава 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очерки духовной истории Заочья и южного Подмосковья

  От автора
  
   ...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю,
  кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал.
   А.С. Пушкин
  
  
  
   Эта книга родилась стихийно и внезапно, но отнюдь не случайно. Постижение истории, ее движения и смысла неизменно приводит к постижению смысла сегодняшнего бытия.
   Что есть История? Движение бытия во времени от своего начала до своего конца. Неправильный, ущербный и плоский взгляд на историю порождает неправильное, ущербное и одномерное представление о современности. Кто мы? Откуда пришли и куда идем? Есть ли какой-то смысл в нашем земном странствии? Без ответов на эти вопросы невозможно построить будущее.
   Без истории нет человека. Нет человечества, страны, Родины. Память прошлых веков составляет великую и главную ценность личности. Накапливаясь в таинственных глубинах народного самосознания, самопостижения отдельного человека, она проявляется во всех сферах бытия: в повседневном общении, культуре, материальных предметах, в духовных переживаниях и озарениях.
   Мы - это наша память, устремленная в будущее. Мы часть великого Русского народа, как прошедших поколений, так и еще грядущих. Мы обязаны помнить уроки Истории и хранить память подвигов и духовных прозрений до тех пор, пока остаемся достойными имени человека.
   Огромное спасибо всем тем, кто хранит для нас наше достояние. Особенно тем увлеченным историкам и краеведам, которые не щадя времени и сил стараются донести до нас крупицы знаний о своей Родине, найденные в архивах, малодоступных изданиях, отысканные в самой земле.
   Для Пущино и всего Заочья таким человеком был Ю.В.Беспалов. Благодаря его трудам многое стало известным для нас, сохранилось для потомков. Главный Пущинский краевед и исследователь истории Заочья на протяжении десятков лет он неустанно собирал все новые и новые факты истории. Нам остается лишь с благодарностью пользоваться плодами его работы и чтить его светлую память.
   Ока - пояс Пресвятой Богородицы, которым она оградила центр и север Руси от южных набегов. Именно здесь мистическое слияние земного и небесного явлено с потрясающей силой. Надо лишь уметь услышать и увидеть. Уметь внимать. Любые судьбоносные для России события отражались в этих водах, этих берегах, заросших ивняком.
   Маленький академический городок, получивший недавно официальный статус наукограда, возник на этом месте совсем не случайно. На земле нет случайностей. Случайность - это неизбежность, законов развития которой мы не знаем. Пристальное всматривание в даль Истории, тщательное изучение и сопоставление фактов открывает нам мир потрясающей гармонии и порядка в любых, даже на первый взгляд малозаметных событиях. Промысел Божий о каждом человеке, семье, народе и государстве и составляет скрытый смысл исторических событий, понять которые невозможно, не обращаясь к Вечности.
   Эта книга - попытка увидеть скрытый смысл Истории на примере небольшого участка Русской земли, неразрывно связанного с великой страной и всем миром. Словно в зеркале здесь отражались эпохальные события жизни России, а некоторые и непосредственно коснулись этих мест, сделав их известными всем, кто хранит Память о славных деяниях своего народа.
  
  
  
  
  
  
  1. Из глубины веков...
   Начало Руси
  
   Спит ковыль. Равнина дорогая
   И свинцовой свежести полынь.
   Никакая родина другая
   Не вольет мне в грудь мою теплынь.
   Сергей Есенин
  
  
   Я родился в августе 1966 года. Так случилось, что в это же время Пущино получил статус города. Это первое звено в цепи событий, соединивших наши судьбы, мою и города, на всю жизнь. В 1969 г. мои родители, тогда молодые специалисты, закончившие МГУ, приехали в Пущино по распределению, взяв меня с собой. И с того времени Пущино стало для меня домом.
  Город еще строился ударными темпами. Микрорайон "Г" еще не был завершен. Множество научных работников, направленных сюда со всех концов страны, довершали картину. Именно в шестидесятые годы ХХ века образовалось множество связей, соединяющих небольшой городок со всей страной и целым миром. Но немало этих связей образовалось и ранее.
   Предки моих родителей были коренные уральцы. Оба моих деда и отец родом с Нижнетагильских заводов, а бабушка и мать со Златоуста. Именно Златоуст и великолепно - грандиозная природа Южного Урала запали мне в сердце. Каждый год летом на школьных каникулах я уезжал на Урал. Вместе со своими двоюродными братьями и сестрами купался в озере, собирал ягоды и грибы. Но все заканчивалось, и к началу школьных занятий приходилось ехать домой. Мог ли я тогда вообразить, нехотя трясясь на верхней полке плацкартного вагона, что возвращаюсь на родину своих далеких предков? А между тем так оно и было.
   В 1632 г. Царь Михаил Федорович заключает договор с голландцами Виниусом и Вылкенсом о строительстве комплекса Тульских железоделательных заводов. "Дабы вперед то железное дело было Государю прочно и Государевой казне прибыльно". Преодолевшая смуту и бурно развивающаяся Россия остро нуждалась в железе. Предполагалось строительство водяных мельниц, использующих энергию воды в производственных целях. Однако дело сначала продвигалось трудно, иностранцы вызывали недоверие у русских мастеровых, и к 1652 г. Винниуса и Вылкенса отстранили от руководства, и оно перешло к торговому человеку и датскому подданному Петру Гаврииловичу Марселису и его тестю Филимону Филимоновичу Акеме. В этом же году они начали строительство Каширских заводов на реке Скниге. Вскоре был создан производственный комплекс, включающий четыре "вододействующих" чугунолитейных завода, производивших в основном оружие: пушки, шпаги, ружья... Заводы растянулись по реке Скниге на 7,5 км., от села Дмитровское до Дворянинова.
  Главным был Чернцовский (нынешнее Ченцово), окруженный поселком работных людей, разбитым на русскую и немецкую части. Там же находилась усадьба Марселиса, представлявшая, как пишет Ф.В.Разумовский, "весьма своеобразный архитектурный ансамбль". Вырытые пруды, парк, липовые аллеи, беседка - все пространство усадьбы помогало хозяину отдыхать от сложных производственных и торговых забот. С 1690 года заводы с усадьбой перешли к дяде Петра 1, Льву Кирилловичу Нарышкину. При возвращении из военных походов к Азову Петр 1 дважды: в ноябре 1695 и сентябре 1696 посетил Каширские заводы и даже самолично ковал здесь железо. Все население Заочья от Каширы до Алексина было привлечено к работе на этом комплексе.
   Несколько лет спустя по высочайшему разрешению купцы Демидовы именно с этих мест набирали мастеровой народ на создание уральского производства. После сборов и молебна, покрестившись на купола храмов и поклонившись родной земле, отправлялись мастеровые в неведомые тогда еще уральские земли. Кто с великой неохотой, кто из любопытства, кто с надеждой. Путь был тяжел и длинен. На судах по Оке до Нижнего Новгорода, затем по Волге до Камы, затем по Каме до Перми. От Перми уже посуху до самих заводов. Кто на Средний, кто на Южный Урал.
   Добирались долго, почти год. Семьями, со всем скарбом с животиной и птицей. Многие не вынеся тягот пути, упокоились в дороге. Замечательно описал этот исход В. Ян в повести "Молотобойцы". Так вот и мои предки оказались на Урале, где до того русским духом и не пахло.
   Да, именно из этих мест они были, судя по всему. Исконные русские фамилии: Бахаревы, Рябовы, Воробьевы встречаются от Новгорода до Владимира и от Архангельска до Тулы. Заочье - древняя земля вятичей. В Златоусте же есть названия характерные для вятского говора, например "Бастенькие ворота" -кованные узорчатые ворота, установленные в 1871 году между зданиями Златоустовского арсенала и оружейной фабрики. Слово "бастенький" в вятском говоре означает хорошенький, красивенький. Есть версия, что часть вятичей ушла на север и именно поэтому и появилось у реки название Вятка. А затем и Вятская губерния.
   Уже зрелым мужем побывал я на месте бывших Каширских заводов. Осмотрел земляные плотины, уцелевшие до наших дней, остатки усадебного парка. Мысленно поклонился своим предкам, трудившимся здесь не жалея сил на благо государства Российского.
   Но тогда, двадцать пять лет назад, я ничего этого не знал. Детство мое проходило обыкновенно, как у всех. Школа, дом и, разумеется, улица. Впрочем, городок был маленький, и для утоления жажды исследований и путешествий я вскоре переключился на окрестности.
   Богатейший мир природы Заочья, соединивший в себе и среднерусские пейзажи и отголоски южных степей. Величественная и спокойно-стремительная Ока ограждала северные пределы моих прогулок. Таинственная Неглядейка текла на Востоке, резвая Любожиха на Западе, на Юге - их многочисленные притоки. Овраги, перелески, луга, поля, леса, небольшие болотца в поймах речек, все многообразие русской природы отразилось в этом небольшом пространстве.
  
   Детские впечатления оказывают влияние на всю последующую жизнь. За время своего детства, юности, зрелости я настолько сжился с природой среднерусской полосы, ее историей, что часто воспринимаю себя как часть окружающего ландшафта.
   Поскольку я с детства был любознательным почемучкой, родители решили отдать меня в экспериментальную школу, где тогда впервые проводили набор с 6 лет. Жили мы тогда возле 1-й Пущинской школы, наши окна выходили на школьный двор. Однако в первый класс мне пришлось идти на самый конец города. Возможно эти, казавшиеся мне тогда длительными, прогулки тоже сыграли свою роль в моей судьбе. Да и сама 2-я, тогда еще экспериментальная школа, несомненно оказала свое влияние. Я проучился в ней все десять лет, она стала мне родной, но самым счастливым днями стали дни ее окончания. Но я забегаю вперед.
   Как я уже упоминал, город строился. Строился активно, быстро и уверенно под веселый, ядреный говорок рабочих и мудрое руководство научного центра. От школы близко и до старинной помещичьей Усадьбы, и до Оки. Разумеется, я не мог обойти их вниманием. Историей я интересовался, сколько себя помню. В семилетнем возрасте читал Всемирную историю, разглядывал питекантропов, неандертальцев, кроманьонцев. Свято верил в эволюционный бред и, даже, вознамерился написать свою "историю человечества". Мое поступление в школу совпало с переносом больницы из усадьбы в новое тогда здание. До сих пор помню огромные кучи песка и разбитую статую, наверное, гипсовую. Голова валялась отдельно и впечатлила меня своими размерами, она была явно больше моей. Что это была за статуя, почему ее так варварски разбили и бросили, куда потом делись эти обломки? Ничего этого я до сих пор не знаю. Хотя голова прочно ассоциировалась у меня с Аполлоном, или, во всяком случае, с античностью. Легенды и мифы Древней Греции Куна были моим любимым чтением, начиная с младших классов.
   Но от усадьбы нас часто прогоняли какие-то строгие тети и дяди, и поэтому я ходил туда редко. Основное свое внимание я перенес на склоны и овраги нынешней горнолыжной трассы. Тогда конечно это был просто красивый спуск к реке, но самое главное, рядом с дорогой была воронка с остатками разбившегося в войну самолета. Мальчишками мы не раз лазили по остаткам металла и, даже как-то нашли гильзу от пулемета.
   На месте музыкальной школы тогда стоял чудом сохранившийся деревянный домишко афросимовского конца деревни Пущино. В память врезались наступающие сумерки, столб огня и истошный визг свиньи, сгоревшей заживо вместе с последней избенкой остававшейся от этой части деревни.
   Чуть позже, наверное классе в четвертом - пятом я обнаружил месторождение. Месторождение прекрасной разноцветной глины. Оно находилось за забором стройки рядом со школьным садом, тогда еще не урезанным. Теперь на этом месте горделиво возвышается "АБ" 24 со стоматологической поликлиникой. Так уж повелось в Пущино со времен строительства, что названия давали частям города, по мере их застройки. Появились микрорайоны: "АБ", "В", "Г", и, чуть позже, "Д". Названия улиц давались позже и они в итоге остались формальностью. Коренные пущинцы в первую очередь указывают микрорайон, и номер дома. Мало кому известны улицы и проспекты, разве только фольклорные прозвища тех или иных мест.
   И вот на громадной площади застройки на несколько зданий нашлась разноцветная глина, пластичная и упругая. Кроме глины разных оттенков там были огромные глыбы известняка, которые потом просто бездарно закатали бульдозером. Поскольку это место было на самом краю стройплощадки, рядом с забором, то целых три года я мог наслаждаться творчеством.
  Лепил прямо на месте, иногда брал начатую скульптурку с собой и заканчивал уже дома. Лепил все, чего желала душа. Головы, шары, животных, птиц, но чаще всего, конечно, людей. Ни о каком обжиге речи конечно не было, поскольку не имелось муфельной печи. Да и подготавливать надо глину для обжига специально и лепить пустотелые фигуры. Ничего этого я не знал и не умел.
  Правда пытался обжигать в газовой духовке, но температуры явно не хватало, и глина практически своих свойств не меняла. Потом уже я выяснил, что местная глина - красножгущаяся, т.е. какого цвета она не была бы до обжига, белая, красная, розовая или даже голубая, все равно после обжига приобретет красный цвет. Так не спроста же построили неподалеку Серпуховской кирпичный завод, в Шеболово. По прямой от Пущино 15 км.
   Но в свои школьные годы я про многое не знал, а просто любил природу и наслаждался творчеством.
   Творчество. Это ключевое понятие к пониманию жизни нашего городка, да и наверное просто всей человеческой жизни.
   Издавна селились на берегах Оки племена рыболовов и охотников. Каждая поляна, каждый плес был облюбован и обжит в древние времена, о которых не осталось ни преданий, ни памяти.
  Неолитические стоянки да древние городища - вот, пожалуй, единственные свидетельства, хранящие в себе былые деяния давно ушедших людей. Беспредельность просторов русского пространства дала приют многим племенам и народностям, о которых теперь можно лишь догадываться. Дух древности словно поднимается с заросших ныне полей и окутывает чуткого наблюдателя. Любая речушка, несущая свои воды в Оку, любой пригорок словно хранят в себе тайну минувших веков. Кто сейчас знает, о чем думали и мечтали эти люди, жившие много столетий и тысячелетий назад. Вода течет размеренно и непрестанно, символизируя течение и необратимость времени. Кто мы? Откуда? Куда идем, и для чего? Ответ на эти вопросы - здесь под ногами, надо лишь уметь расслышать его.
   Тысячелетия назад здесь была уже своя уникальная культура. Культура Ариев. Возможно даже это был союз племен со своими законами и правилами, позволявшими свободно переселяться и вести торг на огромной территории от Польши до Урала. Потомки Иафета, сына праотца Ноя, ушедшие на север, положили начало великим народам древности в числе которых были и арии. От Ариев произошли кельты, дорийцы, скифы, германцы, славяне, греки, иранцы, индусы, которые в свою очередь стоят у истоков современных народов. Можно считать почти установленным факт происхождения славянских племен от Ариев. Многие однокоренные слова, до сего времени не изменившие своего смысла, образ жизни и все новые и новые археологические данные подтверждают это. Например, Агни - бог огня, явно созвучен славянскому огнь. Можно только гадать о причинах переселения Ариев с Урала в Иран и Индию во II тысячелетии до н.э., но они обладали высочайшей культурой того времени, как явное доказательство этому - древний Аркаим в Челябинской области. Сооружения, напоминающие Стоунхендж, керамика, бронзовые и железные изделия - все это было обнаружено в самом конце ХХ-го века. Само слово арий означает земледелец и родственно славянскому оратай - пахарь.
   Пантеон языческих богов индоариев имеет много общего со славянским и сходен со скандинавским. Созданная вероятно в момент переселения Ригведа - сборник гимнов богам, по объему превосходящая Илиаду и Одиссею вместе взятые, отразила высокое мастерство владения словом древних поэтов и мистиков. Кстати веды - от слова ведать, знать. Ригведа несет в себе явные следы поклонения единому Богу - монотеизма, который становится гораздо менее заметен в более поздней иранской Авесте, последующих ведах, и совсем исчезает в Упанишадах. Между прочим та же тенденция обнаруживается в памятниках древнего Междуречья и Египта. Это неоспоримый научный факт: чем более древний религиозный текст, тем более прослеживается идея одного Владыки и Создателя мира. Потом начинается забвение, отступление от первой истинной веры и наступает духовная деградация, приводящая к язычеству.
   Какой народ оставил древнее городище на берегу Оки, немного ниже современной обзорной площадки? Арии, угро-фины, вятичи?, Городище ориентировочно датируется 1- 8 веками нашей эры. Впрочем, вероятнее всего это было поселение вятичей, погибшее или в эпоху переселения народов ( 3 -4 вв. н.э.), или в борьбе с Хазарским каганатом в середине 10 века.
  Нельзя конечно исключать и местные междоусобицы.
   Можно ли соотнести дьяковскую и фатьяновскую культуру, характерную для среднерусской полосы эпохи энеолита, с ариями? Вопрос сложный и неоднозначный, но право на существование он имеет. В своем фундаментальном труде "Индия в Древности" такой авторитетный ученый как Бонгард-Левин соотносит археологическую культуру "серых черепков" с арийскими поселениями. Во всяком случае, при раскопках вятских городищ на Оке были обнаружены изделия из уральской меди, происхождение которой подтвердилось химическим анализом. Историки называют древние поселения и характерные курганы возле них праславянскими. На Подмокловском городище археологической экспедицией 1957-58 годов были обнаружены бронзовые предметы III-IV вв. н.э. а в излюблен6ном месте пущинских рыболовов "камнях", наш земляк, художник Роман Романихин обнаружил каменные наконечники стрел.
   Душа народа глубока и бездонна. Словно река она течет от источника жизни, все время движется, меняется, а рассказать ее до дна - все слова выговоришь, да и тогда многое утечет между фразами. Проповедь первозванного апостола Андрея не смогла укорениться в языческих сердцах. Русь еще не была готова воспринять свет Истины, свою великую миссию. Но устное предание через тысячу лет донесло до Нестора-летописца сведения о посещении апостолом Киевских гор, Новгорода и Валаама.
   После переселения части Ариев с восточноевропейских равнин происходит постепенное формирование славянского этноса, известного по античным источникам под названиями пашущих скифов, антов, венедов, герулов, ругов.
   Первые столетия от Рождества Христова стали временем активного вмешательства славянских племен во всемирную историю. Они заселяют восточную Европу, южное балтийское побережье. Начинается многовековая борьба славян с германскими племенами.
   После покорения Рима Аларихом в 410 г. в мире словно что-то оборвалось. Вечный город пал жертвой варваров. Вестготы жестоко разграбили столицу. Для античной цивилизации это была катастрофа. Однако по воле императора Феодосия Великого 395 г. империя к этому времени была разделена на две независимые части: Западную и Восточную. В мире правили одновременно два императора.
   У Алариха не было намерения разрушать империю, он сохранял пиетет по отношению к императорской власти и не мыслил вестготов вне данного государственного организма. Западная империя теперь вынуждена была рассматривать варваров как федератов. Одно за другим создаются варварские королевства: Вестготское, Вандальское, Бургундское, Англо-сакское, формально признающие власть Рима, но ведущие самостоятельную политику. Отразив совместными усилиями гуннское нашествие Аттилы в 451 г. варварские государства и Рим снова начинают междоусобную войну, результатом которой явилось взятие Рима вандалами в 455 г.
   Вандалы в большой части были славянами венедами, хотя их вождь носил германское имя - Гейзерих. Между прочим рассказы о разрушительности вандальского нашествия сильно преувеличены. Благодаря просьбе римского папы Святого Льва 1 были сохранены христианские святыни и жизни жителей. Имущество правда было отобрано, но все могло бы быть гораздо плачевнее. Достаточно вспомнить тех же гуннов или их преемников монголов.
   В это же время на исторической арене появляется вождь племени ругов Одоакр. Именно ему инок Северин " апостол Норика", предсказывает великое будущее. О чем они беседовали, какие таинственные откровения были явлены Северину мы не знаем, но вероятно, что Божий Промысел, возвещенный им Одоакру, был воплощен в истории.
   Руги - это русы балтийского поморья. Первое упоминание о них встречается у Тацита. Главная столица ругов находилась на священном острове Руяне, ныне Рюгене. Это тот самый сказочный остров Буян, упоминаемый в русских сказках. Помните? "На море-окияне, на острове Буяне...". В этом повествовании мы обязательно вспомним Рюген в связи с другим историческим событием.
   С 457 года Римом фактически правили вожди германских и славянских дружин они возводили и свергали императоров по своему усмотрению. В результате их соперничества в 476 году герулы, руги и вандалы провозгласили королем Одоакра, а последний номинальный император Ромул Августул скончался в своей вилле близ Неаполя. И тогда Одоакр совершает совершенно невероятный поступок, который мистическим образом определяет судьбу всей мировой истории.
   Он не стал провозглашать себя императором, а заставил римский сенат официально признать, что отныне западной империи не нужен собственный император. С этого момента остается только один император - на Востоке. Константинополь становится столицей христианского мира. Одоакр отослал туда оставшиеся после Ромула Августула знаки императорской власти - пурпурную мантию и диадему. Божиим промыслом закончилась история Ветхого Рима и началась эпоха Византии. Не случайно последний римский император носил то же имя, что и первый. Ромулом языческий Рим начинался Ромулом и закончился. Может ли здравомыслящий человек считать это случайностью? Да и вообще верить в случайности Истории? Славянин Одоакр передал императорские регалии Византии, от которой через пятьсот лет примет крещение Русь а еще через пятьсот она сможет подхватить и падающее знамя империи.
   Но до того времени еще далеко. В 489 г. вождь готов Теодорих, он же герой германского эпоса Дитрих, вторгся в Италию. Нанеся ряд поражений Одоакру, он заставил последнего укрыться в его столице - Равенне. Взять ее готы не смогли, и после четырех лет войны Теодорих предательски убивает Одоакра на переговорах. Это убийство через семьсот лет эхом отзовется в бессмертном "Слове о полку Игореве". Готские девы поющие радостную песнь о поражении князя Игоря.
  
   А в это время на великих русских просторах от Черного до Балтийского моря жизнь шла своим чередом. Современные археологические данные позволяют с уверенностью говорить о существовании в конце V - начале VI века Киевского государства.
   Древние арабские путешественник Ахмед Ибн-Фадлан и Абу Хамид ал-Гарнати, побывавшие в Х и XII веках в Волжской Болгарии, пишут о трех государствах на землях Руси: Куявии, Славии и Артании. Куявия - это Киевская Русь, Славия - Новгородские и северные земли. Артания занимала место между ними, бассейны рек Волги и Оки - исконные земли вятичей. Кстати, на основе путевых заметок Ибн-Фадлана Майклом Кричтоном был написан роман "Пожиратели мертвых", знакомый нам сейчас по прекрасному фильму "Тринадцатый воин", с Антонио Бандерасом в главной роли.
   Выдающийся историк и языковед А.А.Шахматов (1864 - 1920) доказал, что само имя "вятичи" происходит от древнего названия славян "Венто". Римляне переделали это самоназвание в венедов, под этим именем и были известны славяне в эпоху античности. Артания же у арабских, персидских и хазарских источниках упоминается и как Эрдзянь, т.е. переделанное на восточный лад Рязань - один из древнейших городов вятичей. Кстати затем, само имя вятичей в летописях постепенно заменит слово "рязанцы".
   Пережив готское и гуннские нашествия, эпоху великого переселения народов, по-видимому нанесших удар по древней культуре, разрозненные племена славян снова начинают объединение. Поляне, древляне, дреговичи, кривичи, лютичи, новгородские словене, радимичи, северяне и вятичи - племена, вошедшие в состав киевской Руси.
   Из них нам особенно интересны вятичи. Согласно "Повести временных лет" преподобного Нестора летописца: " Бяста бо два брата в ляхох: Радим, а другий Вятко, и пришед, седоста: Радим на Сожю, и прозвашася радимичи, а Вятко с родом своим седее по Оце (Оке), от него прозвашася вятичи.".
   Современные археологические исследования привели к неожиданному открытию. Оказывается, среди других племен Древней Руси вятичи вели самую интенсивную торговлю. Торговали с Булгаром, Грецией, арабскими странами. Практически все поселения и городища вятичей располагаются по берегам рек. Удобные речные пути позволяли путешествовать на значительные расстояния. На территории Артании было найдено множество арабских монет-дирхем, в том числе и на городище Спас-Тешилово, во время раскопок 1974 г. "Клады в земле вятичей составляют почти половину всех кладов на славянских землях (!)" - писал академик Б.А.Рыбаков.
   Говоря о начале Русской государственности невозможно обойти вниманием призвание на княжение варягов. Не буду углубляться в дебри исторических исследований и версий, а перейду сразу к выводам. Рюрик, Синеус и Трувор - князья балтийских славян, проживавших на острове Рюгене (Буяне) и Померании (Поморье). В результате длительной, 400 -летней экспансии германских племен русобалтов вытеснили из северной Германии и Дании. Датчане, шведы, немцы попеременно вели постоянные войны против славянских земель. Вековая вражда, насильственная и естественная ассимиляция привели к исчезновению северо-балтийских славян. Некоторые предпочли вернуться на древнюю родину в российские просторы новгородских и поморских земель. Некоторые остались и слились с датчанами и немцами. Так что вполне вероятно, что неустрашимый Зигфрид и датский принц Гамлет имели среди своих предков и славян. Остров Рюген до сих пор хранит местные славянские названия: Густов, Медов, Руссевазе, Рускевица и другие. Рюрик был сыном новгородской княжны Умилы и приходился внуком Гостомыслу, последнему Новгородскому князю. Так что не скандинавов или немцев призывали для управления новгородской землей, а своих же славян. Достаточно подробно и интересно изложена эта история во второй книге "Памяти" В. Чивилихина.
   Пущинское городище было свидетелем этих древних лет. Любуясь великолепной панорамой окских далей, вспомни, мой читатель, о тех, кто жили здесь раньше нас. Их сердце так же трепетало, восхищаясь красотой природы, и гораздо более чутко, чем наше, улавливало ее таинственную жизнь. История не бывает изолированной. Здесь, на Оке, эхом отдавалось все, что происходило на Днепре, Ладоге, Волге и Балтике.
  
  
   В 964 году сын равноапостольной Ольги Святослав - великий воитель, совершил первый поход на север, на Оку. Он освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву. Отсюда, из страны вятичей, заручившись их помощью, в следующем году он спустился речным путем к Итилю - столице Хазарии и взял его на щит. Давний враг, угрожавший существованию Руси, был повержен.
   Надо полагать, немалая заслуга в этом была и наших предков, передавших нам в наследство свою землю не растерзанной, маленькой и опустошенной, но свободной и процветающей.
   После гибели Святослава в 972 году племена вятичей отпали от Киева. И теперь уже сын Святослава, Владимир выступает в поход в 981 - 982 годах и снова покоряет свободолюбивых вятичей. Русское государство спаивалось воедино и крепло. Различные племена платили дань, торговали, поставляли ремесленников и воинов. Под охраной княжеских дружин можно было не опасаясь набегов мирно сеять, жать, выращивать фрукты и овощи, рыбачить, охотиться. Русь становилась могучей и сильной.
   Пришло время исполниться Божьему Промыслу о нашей земле. В княжение великого князя Владимира Святославича свершилось самое великое событие нашей истории - Русь приняла крещение. Много было написано научных и художественных книг посвященных этому времени,
  от Нестора летописца до исследований ХХ века. Нам известно и о влиянии равноапостольной Ольги на своего внука, и о выборе веры, о посланниках Владимира в иные страны и других подробностях истории.
   Наверное никто так верно не описал это событие, как покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Привожу отрывок из его книги "Самодержавие духа".
   "Обращение - всегда тайна. Невидимо, неуловимо, неощутимо касается Господь человеческой души, сокрушая узы греховного ослепления. Никто, даже сам прозревший, не в силах понять и рассказать, как наступило прозрение... Внутренняя духовная причина перемен, произошедших с Владимиром, осталась тайной его души, скрытой от любопытных взоров потомков. Между тем, по воле Божией, сами внешние события вели князя к ближайшему соприкосновению с православной верой и церковью.
   Греческие императоры македонской династии, занимавшие в то время престол Византии - Константин и Василий - обратились к Владимиру с просьбой. Им была необходима военная помощь русских дружин, чтобы подавить бунт своего мятежного воеводы Фоки. Князь согласился помочь, но поставил условие, для империи неслыханное - руку сестры императоров, царевны Анны. Блестящая Византия никогда не отдавала своих царевен в жены варварам - и лишь безвыходная ситуация заставила Константина и Василия согласиться с условием дерзкого руса. Впрочем, выполнять договоренность они не спешили, особенно после того, как русский отряд помог разгромить легионы Фоки.
   Возмущенный Владимир взял Корсунь - важнейший опорный пункт Византии в Причерноморье - и повторно потребовал Анну в жены. С великой неохотой империя уступила - и царевна отправилась в варварскую Скифию как в тюрьму, не забыв, конечно, взять духовенство и прихватить церковную утварь. Для православного взгляда последовательность этих событий являет собой сплошную цепь чудес...
   Ожидавший в Корсуни прибытия невесты Владимир внезапно заболел глазной болезнью, завершившейся полной слепотой. Прибывшая Анна в который раз потребовала его крещения, без чего не могло быть и речи о браке. Князь согласился, и в момент совершения Таинства в купели - прозрел. Излечение телесное сопровождалось и благодатной душевной переменой, плоды которой не замедлили сказаться.
   В 988 году князь Владимир возвратился в Киев совсем не таким, каким он покинул город, отправляясь в поход. Совершенно изменилась его нравственная жизнь. Он распустил свои гаремы; Рогнеде, своей первой жене, послал сказать: "Я теперь христианин и должен иметь одну жену; ты же если хочешь, выбери себе мужа между боярами". Замечателен ответ Рогнеды: "Я природная княжна, - велела она передать Владимиру. _ Ужели тебе одному дорого царствие небесное? И я хочу быть невестой Христовою". С именем Анастасии княжна постриглась и кончила свои дни смиренной монашкой в одной из обителей. Так крещение Владимира отозвалось благодатной переменой и среди людей, его окружавших...
   Вернувшись в Киев, он велел жителям города собраться на берегу Днепра, подкрепив призыв всем весом своей княжеской власти: "Кто не придет, тот не друг мне!" И когда горожане собрались, на глазах обомлевшей толпы были сокрушены идолы. Деревянные статуи "богов" рубили и жгли, а среброголового Перуна по княжескому повелению сначала привязали к хвосту коня и поволокли с горы ( в то время, как двенадцать специально предназначенных человек колотили его палками), а затем сбросили в реку.
   И... вместо неминуемого, казалось бы, всеобщего мятежа произошло всеобщее Крещение, которое святой Владимир предварил своей горячей молитвой. "Боже, сотворивший небо и землю,- молился прозревший князь, - призри на новые люди сии и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские, утверди веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы надеясь на Тебя, победил бы я его козни"...
   Вопреки всему Русь не разрушилась и не потонула в пучине усобиц. Православие распространялось неимоверно быстро. Уже при жизни святого Владимира в Киеве были возведены сотни церквей. На севере: в Новгороде, Ростове, Муроме - язычество держалось дольше и крепче, но и там, после исторически непродолжительного периода двоеверия, православие безоговорочно восторжествовало..."
   Так в 988 году от Рождества Христова русский народ всем сердцем принял истинную христианскую веру, и это событие имело решающее значение в истории не только России, но и всего мира. Началось преображение дикой, заповедной земли в преддверие Небесного Царства, одухотворение всего пространства Руси.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"