Воробьев Максим Зотикович : другие произведения.

Нравственность и воля

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О том, что нравственности без воли не бывает

  
   "Просите и дано будет вам; ищите и найдете;
   стучите и отворят вам; Ибо всякий просящий
   получает, и ищущий находит, и стучащему
   отворят" (Матф. 7,7-8).
  
  
   Если внимательно исследовать человеческую душу, ее внутреннюю жизнь, зачастую сокрытую даже от самого внимательного взгляда, то невольно поражаешься неразрывной взаимосвязи между ее различными чувствами и состояниями. Для современного секулярного сознания, привыкшего анализировать, т.е. разделять, кропотливо отделять главное от второстепенного, соединение понятий всегда дается с трудом. Психологи и философы до сих пор не пришли к общему мнению, что именно нужно понимать под словом "воля". Большинство сходится на таких неотъемлемых свойствах воли как терпение, послушание, дисциплина, ответственность. В отечественной психологии и педагогике даже принят термин "нравственно-волевые качества". Действительно, нравственность и воля представляют собой одно неразрывное целое. Невозможна нравственность без определенных волевых усилий, и невозможно проявить волю, не опираясь на основание нравственности. Безвольный человек не имеет нравственных убеждений. Яркой иллюстрацией этого закона служит наркоман, ради "дозы" готовый на все, на любую гнусность, предательство, воровство и убийство. "Таков духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым",- писал великий русский философ Иван Алексеевич Ильин.
   Но и воля может стать злой и даже сатанинской если будет опираться на искаженные понятия нравственности, добра и зла. Опираясь на гордыню и самомнение можно проявлять чудеса упорства и стойкости. Поэтому для человека так важно, так необходимо уметь различать добро и зло, грань между которыми бывает весьма тонкой и, зачастую, даже незаметной. Верный взгляд на эту проблему имеет только православное христианство.
   Зло агрессивно и нагло, для сопротивления ему необходимо мужество. Вся Библия от книги Бытия, до Евангелия и посланий апостолов говорит об этом: "И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты владычествуй над ним" (Бытие 4, 6-7).
   Но не совладал Каин с грехом, так как уже был отравлен завистью и гордостью, от которых не имел силы отречься. Не захотел и не смог Каин преодолеть себя, и совершилось первое убийство в истории человечества. И, далее, на протяжении всей Священной истории, мы постоянно находим примеры неразрывной связи силы духа и мужества.
   Какое мужество надо было иметь Моисею, чтобы прийти к фараону и требовать от него отпустить еврейский народ. За такое требование его в любую минуту могли схватить, посадить в темницу или убить, но Моисей не убоялся, и сила Божия была с ним. Как была она с ним и на Синае, и все 40 лет скитаний Богоизбранного народа по пустыне. И сами скитания в пустыне были наказанием за проявленное малодушие народа. И не случайно предводителем народа после смерти Моисея стал Иисус Навин, не убоявшийся силы врага.
   Примеры мужества и силы духа являли и судьи Израильские. Наиболее яркий пример - Гедеон, взявший с собой на битву только наиболее мужественных соратников.
   А Давид, вышедший на поединок с Голиафом?! Все опытные воины израильской армии боялись схватки с этим исполином. Юный же Давид вышел против него с одной пращой. По всем человеческим соображениям он был обречен. Но он уповал на Бога и Господь не посрамил его упований. Вся жизнь царепророка Давида была проникнута горячей верой, не уменьшившейся за долгие годы испытаний. Вера и мужество - главные качества этого удивительного человека: поэта, воина и правителя.
   Есть в Ветхом Завете и еще одна, совершенно особенная, книга повествующая одновременно и о глубине человеческой души, и о тайнах мироздания, и о стойкости и трагизме состояния всеми покинутого человека. Судьба праведного Иова - ярчайший пример веры, терпения и мужества в самых тяжелых обстоятельствах. Несмотря на все несчастья, обрушившиеся на него, Иов продолжает непоколебимо верить в Божий Промысел.
   Обращаясь к жизни ветхозаветных пророков, мы видим, что и пророческое служение немыслимо без мужества. Обличает ли Илия нечестивого царя Ахава, предсказывает ли Исаия падение Иерусалима, предстоит ли Навуходонасору Даниил - любое из этих деяний невозможно без волевого усилия. Пророк Иона, убоявшийся возложенного на него бремени, пытался скрыться, убежать от возложенного на него служения, но, смирившись, обрел в себе силы исполнить Божие повеление.
  
   Итак, мы видим, что воля и нравственность неразлучны друг с другом вплоть до Нового Завета. Пришедший на землю Сын Божий, своим личным примером показал неразрывность этих понятий. Недаром Святые Отцы называют Иисуса Христа Подвигоположником, т.е. положившим начало подвигу спасения и дающим силы для его свершения.
   Обращаясь к ученикам Божественный Учитель прямо говорит:
  "...с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него" (Лук. 16,16).
   И далее, все Святые Отцы в своих творениях настаивают на необходимости проявлять усилия воли для борьбы со своими страстями. Собственно говоря, вся аскетика - наука борьбы со страстями. Никакая борьба невозможна без волевого усилия, тем более борьба со своим падшим естеством.
   Преподобный Ефрем Сирин как бы подводит итог: "О душевных добродетелях утверждаем, что главным образом существуют четыре родовые добродетели, а именно: мужество, благоразумие, целомудрие и справедливость; от них же рождаются следующие душевные добродетели: вера, надежда, любовь, молитва, смирение, кротость, великодушие, терпение, доброта, негневливость, боговедение, нераздражительность, простота, невозмущаемость, нелицемерие, правдолюбие, свобода, отвращение от осуждения, от тщеславия, от кичливости, от гордости, от зависти, от коварства и от сребролюбия, а также сострадательность, милосердие, щедрость, почтительность, благоговение, влечение к будущим бессмертным благам, желание Царства Божия, вожделение всыновления".
  
   Воля воспитывается ограничением и, в первую очередь, самоограничением.
  Без осознания человеком необходимости ограничения своих мыслей, чувств и действий воля не формируется. Именно для упражнения в самоограничении нам и даны посты. Современная жизнь большинства людей удобна и комфортна. Мы стали слишком изнеженны и слабы. Даже чисто внешнее, физическое соблюдение постов представляет для нас проблему. Все просим послабления у батюшки и проявляем неистощимую изобретательность в самооправдании.
   Сама мысль поступиться удобствами жизни и комфортом кажется нам нелепой. Зачем? Ели мне будет удобно и комфортно, я смогу больше сделать, в том числе для блага ближнего. Смогу сосредоточиться на важных делах, на молитве, духовной жизни. Такие мысли - не более чем самообман. Воздержание необходимо человеку даже при удовлетворении естественных потребностей для элементарного сохранения здоровья. Достаточно вспомнить к чему приводит объедение, пьянство и распутство. Утверждающий полезность комфорта человек, забывает о том, что страдания очищают душу. Причем страдания как душевные, так и физические. Человек - не только духовное существо, но и телесное. И тело, состоящее из материи, подчиняется законам не столько духа, сколько материи. Однако было бы уж совсем большой ошибкой утверждать, что душа и тело уживаются в человеке независимо друг от друга. Взаимодействие души и тела многообразно и, зачастую, не прямолинейно.
   И снова Преподобный Ефрем Сирин дает нам ключ к пониманию этого кажущегося противоречия:
  "Телесные же добродетели, о которых вернее можно сказать, что они ведением по Богу обращаются в орудия добродетелей и, если чужды всякого лицемерия и человекоугодия, возводят человека к преспеянию в смирении и бесстрастии, суть следующие: воздержание, пост, голод, жажда; бдение, всенощное стояние, коленопреклонение, постоянное нехождение в баню, удовлетворение себя одним хитоном, сухоядение, позднее (и то в малом количестве) вкушение пищи, питие одной воды, возлежание на голой земле, нищета, нестяжательность, изможденность, небрежность в одежде, несамолюбивость, уединение, безмолвие, безвыходное пребывание в келье, скудость, довольство малым, молчаливость, собственноручное упражнение в рукоделии, всякое злострадание и всякий телесный подвиг. Все это, когда тело здорово и тревожат его плотские страсти, весьма нужно и полезно, а когда оно немощно и, при помощи Божией, преодолело в себе страсти, не столь необходимо, потому что все восполнят святое смирение и благодарение".
   Мы должны починить свое тело и душу духу. Мы должны преобразить свою немощную природу в подобие природы Божественной. А это невозможно без волевых усилий и долгой, чаще всего пожизненной, борьбы со страстями. Борьбы со своей леностью и нежеланием что-либо менять в своей жизни. Михаил Васильевич Ломоносов два с половиной века назад писал: "Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит".
   Парадокс нашего времени: силы воли у нас ослаблена, а для того, чтобы противостоять искушениям современного мира нам нужны более мощные усилия, чем людям древности. Ибо зло имеет свою волю, которая хочет нас поработить, и если ей не сопротивляться, то мы быстро окажемся порабощенными злу. Даже глазом моргнуть не успеем.
   Великий роман Федора Михайловича Достоевского "Идиот" тоже затрагивает эту проблему. Возможно, даже, проблема нравственности и воли - одна из центральных в этом романе. Князь Мышкин, при всех его положительных качествах не имеет достаточной силы воли. Думается, Федор Михайлович не случайно ограничил способности главного героя. Сам писатель, прошедший через ожидание смертной казни и каторгу, обладал волей в полной мере. Он прекрасно знал о важности силы духа и характера. Князь Мышкин обладает силой для сопротивления злу, он решительно отвергает любые компромиссы с совестью, но не в силах долго вынести такой борьбы. При всем этом, даже на грани нервного срыва и сумасшествия князь не уступает злу. Однако в этой кажущейся слабости содержится сила духа, которая весьма редко встречается в человеке. Однако насущный вопрос о сопротивлении злу силою, князь Мышкин решить не в состоянии и в этом - его трагедия. Она особенно отчетливо видна, если сравнить героя Достоевского со святыми князьями Древней Руси. Дмитрий Донской и Александр Невский в тех же обстоятельствах действовали бы совершенно иначе. Через понимание нравственной чистоты князя Мышкина мы можем, хотя отчасти, оценить и величие Святого князя Александра. Понять, почти недостижимую для нас, высоту его души и силу духа.
   Нам теперь и до князя Мышкина далеко, не то что до благоверных князей. Окруженные комфортом и неприкрытой мерзостью мы ежедневно отдаляем себя от Бога. И даже почти смирились с этим обстоятельством, не имея ни силы, ни желания противостоять сложившейся ситуации.
   Разумеется, при таких обстоятельствах падения неизбежны. Важно при этом не унывать, а набраться решимости наконец-то начать духовную брань со страстями. Борьба с грехом будет длиться всю нашу жизнь. Поражения и падения неизбежны, но они не должны ввергать нас в уныние. Необходимо снова и снова вставать и занимать свое место в строю воинов Христовых, ведущих духовную битву со злом до скончания мира. Иного пути в Царство Божие просто не существует. Постоянное понуждение себя - вот необходимое условие духовной жизни. Иногда нам хочется пойти в храм, но чаще нет. Уважительных причин - не перечесть. Самая главная и частая - отсутствие времени. Дни проходят за днями, летят месяцы, годы, а мы все откладываем работу над собой до того самого мгновения, когда приходит конец нашей земной жизни. Человек так устроен, пока жив, он не может оставаться в неподвижном, застывшем состоянии. Он все время меняется. В каком-то смысле можно сказать, что человек - это процесс. И каждый день мы должны выбирать направление своего движения, прилагать усилия. Если все идет по накатанной колее, все обычно и привычно и не вызывает в душе нашей никакого отклика, то это - верный признак начинающейся деградации, за которой может последовать и падение. Совесть не должна спать. Иначе недалеко и до соглашательства со злом (толерантности к нему) а после и его принятия, того самого "самопредания злу" о котором говорил И.А. Ильин.
  Самовоспитание - процесс бесконечный. Ибо его цель - бесконечный и вечный Бог.
   Авва Исаия говорил: "Человеку потребно сердце мужественное и великое, чтоб пещись о хранении заповедей Божиих".
   Нам важно помнить о том, к чему мы призваны, и стараться соответствовать этому призванию, напрягая все свои силы в борьбе с грехом. Трудности нашей жизни - лишь средство, посланное нам Всемилостивым Богом для нашего духовного возрастания. Будем же принимать их без уклонения и ропота.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"