Аннотация: обзор работ первой группы конкурса Химия и жизнь-2010
О первой группе
Владимир Воробьев
Сначала вообще не хотел обзор писать - где на все времени набраться? Потом начал читать, делать себе какие-то пометки, и понял, что комментировать все-таки придется, а то меня за оценки убьют. А тут подоспели споры в комментариях на тему "что есть НФ?" Да еще подопытная группа жалуется, мол обзоров мало. Ну, ну...
В случае сильного разочарования - милости просим, всегда есть возможность проделать аналогичные опыты надо мной: В. Воробьев Место...
И еще, прошу прощения у авторов за некоторую неравномерность и фрагментарность обзора - об одном рассказе написано больше, о другом меньше - все-таки, сначала это были просто заметки для себя.
Для затравки, под впечатлением от битвы за научную фантастику в комментариях конкурса, решил и себе научность поискать. А что? Вон ее сколько вокруг находят, может и мне повезет? Итак, на первое будут научные идеи в фантдопущениях. Или ненаучных будет больше? :)
А все-таки, душа чего-то светлого просит, если уж не полета фантазии, или горизонтов далеких, так хоть характеров выразительных и пейзажей, понятным языком описанных. Попробую потом с другого бока зайти, небось пропустил чего в погоне за идеями: красоты стиля на второе.
И произведенный на меня-читателя эффект (он же банальное нравится-не нравится) на третье.
Первый рассказ. Человек без сердца
1. Изобретенный отечественными учеными вирус за полчаса превращает преступника в зомби: "ПРС не были созданы с нуля, это продукт достижений современной генетики. Преступникам, как вы, должно быть, читали, вводится вирус-форточник и, можно сказать, полностью изменяет их генокод. Они не нуждаются в отдыхе, в справлении, гм, естественных потребностей - только в питании, зато один раз в неделю. Мозг, как главный потребитель кислорода и питательных веществ, вводится в своего рода анабиоз, поэтому дыхание тоже замедляется. Анабиоз, конечно не полный, они не становятся имбицилами, но думают уж точно поменьше. У них есть только один инстинкт -- повиноваться". Ох, надо бы и мне думать поменьше, а то еще начну задумываться, почему человек, пусть "перестроенный" за полчаса вирусом, становится полуорганическим? И куда вторая половина органики девается? И почему его мышцы перестают нуждаться в кислороде и питании? И почему имбецил в тексте написано через и?
Оные зомби естественно вырываются из-под контроля, дальнейший ход событий не вызывает сомнений. Пожалуй, это не НФ, скорее боевик какой-то.
2. По сюжету вокруг экшн сплошной, зомби косяками, стрельба, брызги мозгов, а описано неспешно так, с лирическими отступлениями и размышлениями на отвлеченные темы. Это мешает принять персонажей как живых людей - те бы поактивнее реагировали.
А антураж? "Директор жестом пригласил всех следовать за собой и первым вошел в дверь главного корпуса. Мы поднялись на четвертый этаж, из окна которого открывался замечательный вид на карьер, в котором полуорганической рабочей силе предстояло, собственно, работать. От четвертого этажа отходил отросток перехода, который вел в так называемую камеру хранения. Все готовые на сегодняшний день зомби пока находились там. Там же находился центр наблюдения, откуда прекрасно можно было увидеть "показательное выступление". Туда мы и пошли.
Треть большой комнаты занимал стеклянный пол, под которым кучкой стояли триста первых ПРС. Все остальное пространство занимали многочисленные мониторы, где с камер транслировалось изображение, демонстрирующее рабочую зону со всех возможных точек". Конечно, если сделать усилие, представить это можно, но ведь нелегко, особенно отросток перехода (коридор?), отходящий от четвертого этажа (в воздухе он висит, что ли?). А герои потом весь рассказ там бегают.
3. Впечатления не произвело. По вышесказанным причинам. Пугают, а не страшно (тм).
Идем дальше. 2. Metro de Paris - История одной крысы
1. Мда... И рад бы чего найти, так нету. Городское фентези, или что-то около того. А еще точнее - фанфик на Метро 2033 Глуховского. Ни науки, ни идей, зато рыбки очень красивые. "В руках билась белая слегка светящаяся неровным бледным фосфорным светом в полной тьме рыба. С разного размера глазами и спинным хребтом из острых игл". Рыбки понравились, а так первоисточник получше будет.
2. Совсем другое дело. И девочка на человека похожа, и крыса узнаваема. В пейзажах можно разобраться без карты и компаса. Да что там, вот кот, на весь рассказ ему уделено три строчки, но их достаточно: "А огромный со слегка светящимся зеленоватым мехом с прозрачными полосками провдоль кот, сидя в углу, грыз кость по-собачьи и тихо шипел на пробегавших временами водяных крыс. Все-таки у неё было уютно, подумала она, бросая добычу в мешочек на поясе. У кота шерсть тоже напоминала пряди медуз, полупрозрачная и временами сквозь неё просвечивали органы".
3. Красиво, но долго читать такое я не смогу.
3. Укротители времени
1. Ах, наконец-то! Вот оно, торжество идей и пиршество духа. Эта "сказка по физике" (так в тексте) представляет собой одну большую воплощенную идею. Даже процитировать не смогу - тут уж или целиком, или никак. Выражаясь сокращенно, если задуматься над некоторыми аспектами специальной теории относительности, можно додуматься до возможности путешествия во времени назад. Не ново для фантастики (помнится, когда Булычеву во времена СовСоюза отказали в публикации Похищения чародея; это мотивировалось, что де путешествия во времени еще Уэллс сто лет назад придумал), зато наводит на мысли (вот только неясно на какие, как добавляла незабвенная Алиса Льюиса Кэрролла).
Но, увы и ах, научной фантастики тут тоже нет. Некоторую фантастичность этой научно-популярной статье добавляет изрядная спорность изложенных построений, но художественной литературой тут и не пахло, и не убеждайте меня. Если сомневаетесь, попробуйте найти там для начала персонажей и сюжет;)
2. Хм, о том, что это не художественная литература я уже писал. Попробовать что-ли оценить с учетом научно-популярного жанра?
"В каком ограниченном, косном мозгу могла по сей день сохраниться идея о неизменном и постоянном, вяло текущем в одном направлении - из прошлого в будущее - времени? В мире нет ничего более изменчивого, эластичного и подвижного, чем время". Начало неудачно. Если это адресовано читателю, возможно мыслящему именно так, рассуждения об ограниченности и тупости - не лучший способ заинтересовать. Если это попытка сделать комплимент - читатель, в отличие от сторонников постоянного времени, не ограничен и не косен - зачем тогда последующее изложение именно в таком виде? То, что формальная математика в статье не используется, предполагает, скорее, первое.
Основная нить повествования теряется в многочисленных отступлениях. Некоторые из них вызывают недоумение, как например отступление о здравом смысле. Он далеко не так бесполезен "в физике вообще и в космологии - науке о Вселенной - в частности", как это делается попытка показать. Не худший физик на свете Ричард Фейнман в аналогичных условиях - курс лекций для студентов - относился к нему куда мягче, его ж по-разному использовать можно. А здесь целевая аудитория - "дети думающего возраста". В этой стране и так с рациональным мышлением напряг, зачем усугублять?
Для оживления повествования используются разнообразные сравнения. Некоторые могут сбить читателя с толку. "Если момент отдельной вспышки принять за точку отсчета, то направление движения фотонов в прямом конусе естественно считать положительным, а в обратном - отрицательным. Соответствующие изменения претерпевает, очевидно, и время: в обратном конусе оно, в отличие от прямого, приобретает отрицательные значения, поскольку любой последующий пункт на пути движения света отнесен в более далекое прошлое, чем предыдущий - на большее число световых лет от наблюдателя. Отсюда следует, что в обратном конусе фотоны движутся обратно во времени - из будущего в прошлое, причем - в отрицательной временной шкале. С точки зрения земного наблюдателя, разумеется. Если какой-либо зелененький, но симпатичный инопланетянин живет, скажем, на планете Х, расположенной по другую от звезды сторону, чем земля, то для него прямой и обратный конус, естественно, поменяются местами, но принцип останется тем же: в прямом конусе - время положительное, в обратном - отрицательное. Впрочем, я лично очень сомневаюсь в существовании инопланетян. А вот принцип зато - вне всяких сомнений; в этом-то и состоит относительность времени, вся хитрость его". Наблюдатель - это хорошо. Продолжим мысленные эксперименты. Меняем его на алкоголика, звезду - на торшер в комнате, наблюдателя с планеты Ха - на другого алкоголика, по другую сторону торшера. Расстояния стали поближе, а как там с принципом "в прямом конусе - время положительное, в обратном -- отрицательное"? Торшер подходит? Сумеют ли алкаши напиться вместе? Или затеряются во внезапно появившемся в комнате отрицательном времени? Впрочем, припоминаю, про некоторые нюансы поведения фотона (насчет одновременного движения во все стороны) уже писали давным давно в комментариях к рассказу.
Некоторые сравнения прямо сбивают с толку - "Чтобы ответить на этот вопрос, проведем некий мыслительный эксперимент. Напомним предварительно, что космонавт всегда летит против течения времени. Читали роман под названием Вверх по лестнице, ведущей вниз? Ну, вот. Примерно, та же ситуация". Примерно какая? Бел Кауфман вообще о школьниках писала. Сравнение построено на названии, а не на содержании романа, чтобы понять, читать его, наоборот, не нужно;)
Впрочем, это все мои придирки, вызванные несогласием с некоторыми положениями текста, в целом же статья делает нужное и хорошее дело - знакомит неспециалистов с состоянием дел в современной науке, притом вполне доступно и понятно.
Еще бы краткий обзор альтернативных точек зрения добавить и последний абзац снять - уж больно он на разборки в комментариях смахивает, без него как-то завершеннее смотрится.
3. Идея хороша, реализация - нет. Для конкурса фантастики можно было бы сделать вариант сказки с сюжетом - хотя бы таким, как когда-то в шутку демонстрировал Кир Булычев в "Технологии рассказа" - чтобы концепцию изложить.
4. Времена жизни
1. "Далеко - далеко, за пределами нашей и многих других галактик, есть сущность, способная создавать планеты и зарождать жизнь на них, она может все и нет ничего не подвластного ей. И Рал - это частичка сущности, как бы ее дитя. Сущности интересно, что происходит во вселенной, она могла бы узнать все за миг. Где искра жизни уже угасает, а где ей только предстоит вспыхнуть. Но решила послать свою частичку - Рала. Понаблюдать и, вернувшись, рассказать обо всех формах жизни, что встретятся на пути.
Так как Рал - часть сущности, он тоже может создавать жизнь, менять ее, но он старается только наблюдать и познавать все, что встречает. Я спросил, что сущность - это, наверное БОГ. Но он покачал головой и ответил, что лишь избранным даются ответы на все вопросы". Постойте, постойте, я где-то уже читал что-то подобное. Так. Библия? Похоже, но не совсем. Блаватская и иже с ней, тысячи их? Уже гораздо ближе. Но вроде, все перечисленное не наука, скорее ее прямая противоположность? Опять не повезло.
2. Пейзажи вполне хороши. "Воздух чист, трава свежа и нежна, можно ходить босиком, купаться в речке и никаких занятий, кроме игр и отдыха". А вот диалоги не всегда убедительны.
3. Не тронуло. Сущности, высшие материи. Вразумительная мотивация происходящего, понятная тем, кто не в теме - отсутствует.
5. Отклонение
1. Изобретена машина, способная восстановить состояние мозгов сколько-нибудь-летней давности. ""Малютка" создавалась под совершенно иные задачи. Ее назначение в том, чтобы излечивать тяжелейшие психические заболевания!
- Знаю, Грег. Но меня интересует лишь то ее свойство, которое я назвал. Пусть "Малютка" воскресит прошлое! Я должен повторно пережить тот интеллектуальный расцвет. Плевать на мои старые потроха - с ними уже ничего не поделаешь. Но мозг... Надо, чтобы он соображал, как у тридцати-тридцатипятилетнего человека. Сделай это!" НФ, и по сути, и по форме. Автору плюс за то, что не стал нагромождать абсурдных описаний принципа действия и сумел удержаться в рамках жанра.
2. Характеры выразительны, пейзажей мало по вполне понятной причине - основное действие происходит в помещении:) Вполне.
3. Читается хорошо, а вот герой сочувствия не вызывает. Умер, и ладно.
6. Где же Роберт?
1. Инопланетяне дарят Земле справочного робота, потом робот теряется, не успев осчастливить человечество. Ох, что-то подсказывает мне, что сия НФ-идея встречается уже лет этак пятьдесят подряд, подобно полету на Луну. Вот телевизор, на ходу экранизирующий сценарии, это да.
2. Люди живые, пейзажи зеленые, вроде все на месте, а чего-то не хватает. Может чего-то неуловимого в стиле? "Бросив машину (пожалуй, единственный реверанс в сторону респектабельности) на обочине грунтовой дороги, он продрался сквозь заросли можжевельника на тропинку и, пройдя по ней шагов сто пятьдесят, оказался на опушке поляны. С минуту Кли любовался освещенным солнцем желто-зеленым ковром с красными вкраплениями маков, слегка трепещущем на поднявшемся к вечеру легком ветерке". Если это стилизация под кантри - неубедительно.
Может в конструкции предложений? "Лишь когда зеленый вскарабкался по трапу и, прежде чем захлопнуть люк, помахал Кли рукой, тот пришел в себя и помахал в ответ". Можно описать то же самое проще.
3. В целом понравилось.
7. Спасибо любопытству, упрямству, любви
1. Рассказ о созидательной силе любви. Аж две НФ-идеи: "на ноль делить можно, просто в итоге получим исходные данные" и нюхофон, он же диктофон запахов. Диктофон весьма напомнил фонор у Стругацких, да и еще много подобного припомнить можно при желании, а вот про ноль - это оригинально. Аж чересчур. Но для сказки, коей произведение является - нормально. А НФ придется дальше искать.
2. "Мой проект семимильными шажками продвигался" - огрехи в стиле имеются, но в целом впечатление скорее положительное.
3. Не заинтересовало - наукообразное вступление и разбросанные там и сям намеки на открытие/изобретение выглядят искусственными вставками и портят впечатление от сказки. Кстати, открытие и изобретение не совсем одно и то же.
8. Секрет кинематографа
1. Изобретен вид кинематографа, позволяющий увидеть прошлое.
"На обучение операторов уходит два года... Вычисляет историческую точку... Многомерные координаты события... Подобно машине времени... Присутствие кинооператорa неощутимо... Увидеть прошлое собственными глазами... Bозможность оценить точные факты... Вместо того, чтобы довольстоваться трактовкoй подкупленных историков..." На практике, даже точные факты удалось подделать, что не отменяет констатации факта - НФ-идея присутствует. И что особенно приятно, голой НФ рассказ не исчерпывается - поднят целый пласт социальных проблем.
2. "Андрей Иванович замер, узнавая: мама! Вот так она смотрела на экран; показывали древность, мать любила старину. Весь облик ее, родной и такой теперь недоступный, вызвал неожиданную боль. Прижимая руку к сердцу, словно сдерживая ускоряющийся темп, Андрей Иванович готов был съесть экран глазами, но камера вела дальше: в фокусе теперь оказалась сцена с иммигранткой. Если б не уродливые уши, девушка могла бы показаться красивой, впрочем, дело не в лице, а в стиле, поправил сам себя Андрей Иванович. B моде прошлых лет ему виделся и класс, и шарм. И тут же мысленно отметил: стареет что ли? Перенял у матери пристрастье к прошлому?" Строго говоря, дальше можно не продолжать. Все как надо.
3. Зацепило, хотя мирок вырисовывается мрачный.
9. Демона вызывают менеджеры среднего звена
1. Какой-то там "алгоритм" выглядывал из тараканьего домика ближе к концу повествования, но затонул в пучине русской пьянки. Впрочем, автор и не обещал фантастики. Мистические опыты теперь попадают в категорию детектива;)
2. "Солнце лениво перекатывалось к закату. Новые районы города смотрелись праздничными кубиками, брошенными в тёплую зелень. Поблёскивающая змейка реки к горизонту превращалась в манящее своей синевой озеро. Трамвай бодро погромыхивал по рельсам, готовясь к многочисленным долгим петлям, по которым он должен был спуститься туда, где за тысячи лет река размыла целую долину, полную лесов и кустарника". Несомненно, это попытка найти новое звучание, но не сказать, что я сильно впечатлен.
Персонажи в меру живые.
3. Никаких эмоций не вызвало. Вокруг и так каждый первый пьет.
10. Эволюция
1. Вживленная в мозги микросхема привела к появлению детей-мутантов, теперь предстоит мучительный выбор: что с ними делать? "Вживленные в ваш мозг чипы перестроили вашу структуру генома. Вернее не вашу, а то, чем вы оплодотворили жену. Короче у ребенка набор хромосом состоит из двадцати четырех пар. Двадцать две не половые и ещё дополнительно к ним две пары: YY и XX. <...> Я знаю, что вы давно хотели этого ребенка, и ничего страшного в нем нет, он абсолютно здоров физически. Ему ничто не угрожает. Просто он другой. Он новый. Возможно в будущем все будут выглядеть именно так.- Повисла тяжелая пауза.- Это невиданно, чтобы YY и XX одновременно в одном человеке! Вдумайтесь! Ведь еще больший фурор сможет произвести только последняя буква алфавита, появившаяся в нашем геноме хромосома Z".
Размышляю, стоит ли выделять в отдельную идею "хромосому Z, последнюю букву алфавита"? Формально - нет. У всяких пернатых половые хромосомы для удобства и так маркируются буквами W и Z из-за другого механизма наследования пола. Но вот над необходимостью добавления в человека птичьего генома (чтоб летали как птицы?) и над идеей присущего таким хромосомам фурора (раз буква последняя, значит самая крутая?) еще стоит задуматься.
И вроде НФ, но не убедительно как-то. Не убеждает меня такой чип в мозгах, слишком сообразительный, скорей не на науку, а на околоправославные листовки, которые на улицах раздают, смахивает.
2. "Это все лирика.- Вставил слово программист.- А вдруг наоборот они станут бесчувственнее. Эгоисты предоставленные сами себе и живущие для себя. Представьте только. Через сотню лет они смешаются со всем населением планеты и все станут такими. А они смешаются и всех переделают, помяните моё слово! Они же могут с обычными людьми иметь общих детей, но вот их общие отпрыски будут уже сорока восьми хромосомными. Люди, которым никто не нужен, который сам в себе со всем своим. Которому не нужна пара. А может потом окажется, что и общество ему не так уж и необходимо?" Над диалогами еще бы стоило поработать - они не между собой разговаривают, они концепцию озвучивают, для читателя.
Пейзажи? Какие уж тут пейзажи - замкнутое помещение без особых примет.
3. Если чего рассказ и вызвал, то это удивление. Значит у отпрысков этих отпрысков будет 96 хромосом?
11. Ночная прогулка
1. Если я ничего не пропустил, это единственный рассказ на всю группу с гуманитарно- а не естественно-научным допущением. Готов ли ученый к встрече с чудом?
Ответ получился убедительный. Настоящая НФ, хоть и разгуливают по страницам Василиса Премудрая с Бабой-ягой;)
2. При чтении не возникло сомнений в поведении персонажей. Да и окружающее пространство прописано максимально достоверно. Действие и описания грамотно чередуются, ненужных длиннот нет, внимание не рассеивается. Более того, поближе к середине я поймал себя на мысли, что отождествляю героя с автором рассказа:) Убедительно написано. Вот только, в паре мест использование времен глаголов при первом прочтении показалось несколько необычным. Перечитал еще раз - да нет, нормально.
3. Интересно читается. Напомнило "Зеленый поезд" - был такой старый сборник сибирской фантастики еще в семидесятые.
12. Маскировка
1. Миллион небольших НФ-идей, начиная с маскировки от режима нейтринного видения, до сканирования галактики ради незаселенной лужи, так что вроде все на месте.
2. Характер главного героя вполне выразителен, с пейзажами посложнее - маскировка все скрыла, хотя бомбардировщик, вынырнувший из нужника, это ярко. Стиль имеется, только под конец чересчур поспешный, какой-то. "Но только я приготовился испытать наскоро сконструированный телепорт, как вдруг погас свет, выключились все защитные агрегаты, а за окном ревизор энергосбыта забубнил про какие-то жалкие три киловатта разрешенной мощности. И вот теперь мой дом обесточен и похож на вынырнувший из нужника бомбардировщик пятого поколения, а в аквариуме приютился представитель иного разума, переполненный икрой".
3. Занятно, но чересчур развлекательно, на мой вкус.
13. Дайсуке после смерти
1. Постмодерн с элементами стеба. Или стеб с элементами постмодерна - эти постмодернисты такие постмодернистские;) Стилизован под японскую прозу. НФ-идей не содержит, просто идеи (если не считать идеей название) или тоже отсутствуют, или спрятаны так глубоко, что придется штудировать какой-нибудь "Буддизм для чайников", чтобы их откопать. Краткий словарик в начале рассказа тут не помощник. И вот ведь что - оригинальная японская и китайская литература читабельней.
2. Так как смысл у сего произведения исключительно постмодернистский - то есть, настолько неуловимый, как будто его и нет, вопрос стиля приобретает особую роль. Многочисленные "Hochesh' trahnut'sja?" и "Tvoja gadina uzhe zazhdalas'!", зачем-то написанные латиницей, отнесем на счет особенностей жанра - в России это стало чуть ли не обязательным атрибутом. Что же мы имеем еще? Вынесенную в заголовок игру слов - кстати, народ требует восстановить пропущенный пробел:) Цитирование? Не могу его опознать, наверное, виной мое слабое знакомство с японской прозой. Может это стилизация (под эту самую японскую прозу)? "Дайсуке не узнал Киото, а Киото не узнало Дайсуке. Люди оделись в яркую одежду, улицы пестрели от красочных флагов, гирлянд и конфетти. Навстречу полз оранжевый дракон. Он вилял головой и разевал на Дайсуке пасть. Носильщики тащили дары Императору. Следом ехали артисты в масках и самураи без масок. Тем временем слепой поэт читал стихи: "О горная сакура, давай мы с тобой пожалеем друг друга: ведь кроме твоих цветов, в мире нет у меня никого"". Если так, то грубая, Сэй Сенагон поморщилась бы, читая. Тогда пародия? Скорее всего. Но ирония здесь, на мой вкус, слишком близко граничит с пошлостью.
3. Могу констатировать, что впечатления от текста не получил. Пойду читать Андрея Сергеева, Эстонскую сказку, например, - его постмодернизм мне ближе.
14. Контакт - в массы!
1. Устройство СиП (Связь и Перенос, если я правильно понял) обеспечивает настолько плотный контакт человека с виртуальной реальностью, что реальная жизнь становится не нужна. "Мир был наводнён новинками коммуникационных средств, а СиП был вершиной их развития. В отличие от простых мозговых имплантантов, СиП позволял не только обмениваться мыслями на расстоянии, но и пересылать и получать предметы, а также испытывать при этом невероятные по качеству и силе ощущения, естественно, приятные. СиП следил за гормональным и эмоциональным балансом пользователя и регулировал их в зависимости от того, на какой сайт ты заходил. Кроме того, он снабжал тело компенсирующими и стабилизирующими веществами, которые сдерживали или, наоборот, усиливали работу организма. Для людей это было необходимо, потому что, с течением времени, их здоровье оказалось подорванным". Дополнительная идея, вытекающая из главной - "люди уже превратились в "призраков", "гномов", "зомби", "троллей", "умертвия". Человека относили к тому или иному виду в зависимости от недугов, которыми он страдал. У "зомби", например, были глаза навыкате, желтоватый оттенок кожи и неуверенная походка, а у трёхметровых "троллей" из-за гормональных отклонений тело и мускулы выросли до огромных размеров. Но всё это - лишь следствие нового витка эволюции, считали многие". В итоге виртуальная реальность признается обедняющей эмоциональный мир людей. НФ плавно перетекает в киберпанк. Попутно наличествуют нейронные сети, способные преодолевать время, и проникновение "иного времени в день сегодняшний". Иногда мне кажется, что от отсутствия части вышеперечисленного рассказ бы выиграл, но и так неплохо.
2. "Обмен эмоциями при непосредственном контакте не просто улучшал самочувствие людей, но и благоприятно воздействовал на их здоровье, физиологию и строение тела. К сожалению, об этом узнали слишком поздно, когда люди уже превратились в "призраков", "гномов", "зомби", "троллей", "умертвия". Человека относили к тому или иному виду в зависимости от недугов, которыми он страдал. У "зомби", например, были глаза навыкате, желтоватый оттенок кожи и неуверенная походка, а у трёхметровых "троллей" из-за гормональных отклонений тело и мускулы выросли до огромных размеров. Но всё это - лишь следствие нового витка эволюции, считали многие. Так же как и эмоциональная сухость. Или "коммуникационные" имена..." Так это хорошо? Или плохо? Рядом "благоприятно воздействовал" и "недуги, которыми он страдал" Не очень понятно изложено.
"Неожиданно для самого себя он понял, каково это - жить в мире, лишённом эмоций. Понял, что всю жизнь у него отнимали что-то очень важное и ценное, - то, чем ему ужасно хотелось обладать. Но он знал, что в этом мире никогда не получит желаемого". Тоже ясности не добавляет. К счастью, такие обороты скорее исключение чем правило - читается достаточно легко.
Поведение героев иногда вызывает сомнения.
3. Люди теряются за потоком технических новшеств. Сцена с появлением настоящих чувств у героя должна вызывать эмоции, но увы, железяки затмевают.
15. Право на жизнь
1. В некотором мире с сильно загрязненной атмосферой и жестоким отношением к людям запрещено иметь растения, так как они могут изменить состав воздуха - вполне достойная антиутопическая идея.
Где-то на заднем плане присутствует возможность изучать "планы миров", включая подземные уровни - то ли планеты полностью перестроены людьми, поэтому существуют чертежи, то ли существует метод получения детальных сведений о планетах. "Долго изучая планы всех трех миров, я обнаружил, что под Темным миром есть целый огромный лабиринт туннелей". К сожалению, в рассказе упомянуто вскользь. Более ничего фантастического наскрести не удалось.
2. Пейзажи присутствуют. "Еще тогда, в первый раз, его поразили черные грязные улицы, тротуары, покрытые зловонной омерзительной слизью, старые, полуразрушенные, с побитыми стеклами окон дома. Дышать было невозможно, казалось, что с каждым вздохом в легкие проникает чистейший обжигающий внутренности яд. Дэйдэр лишь раз случайно сделал короткий вздох этой отравы, и потом несколько дней мучился от удушливого кашля и дикой боли в груди. Выжить без дыхательной маски здесь было нельзя".
С характерами сложнее. Запутанно они действуют. Непонятно почему. Недосказано как-то.
3. Не впечатлило. Герой плывет по течению, читатель скучает.
16. Чёрная, но белая
1. Сложная система черных (и не очень) дыр, обеспечивающая несколько парадоксов со временем и пространством. Концепция инопланетян, живущих одновременно в прошлом и будущем, но не в настоящем, и по-свински относящихся к гостям. Ну, особой науки тут нет, но здорово. Отдельного упоминания заслуживает название звездолета: Белое рыло.
2. "При разговоре с профессором возникало неотвязное чувство, именуемое дежа вю и сводящееся к ощущению того, что "вы это уже когда-то слышали". Другое интересное свойство беседы заключалось в том, что Вуди было заранее известно, о чём собирался толковать Верхошнырский в ближайшие несколько секунд. Хотя всего минуту назад он мог бы поклясться, что ни о чём таком даже не помышлял, да и не свойственно ему помышлять о таком!" Некоторые огрехи имеются, но общее впечатление положительное. Еще бы вычитать как следует, чтобы от такого избавиться: "Для расшифровки и изучения чуждого языка ему понадобилось несколько часов времени, после чего он оповестил Вуди о волеизъявлении новых волеизъявителей".
Характеры присутствуют.
3. Занятно.
17. Ночные окна
1. Про любовь и непонимание. Умение героини летать добавляет сказке колорита, но необходимым не является. Здесь же, в группе есть рассказ, где подобная ситуация изображена сильнее вообще без фантдопущения.
2. "Дальше, во весь разворот, красовалась репродукция Лёлькиной картины: на фоне неба, горящего по ван-гоговски безумными красками, - два тёмных человеческих силуэта, сидящих рядком на стреле подъёмного крана. А над ними - белое матово сияющее пятно, более всего напоминающее очертаниями крылатого кота". Очень яркие образы. И люди живые.
3. Понравилось, но скорее самой ситуацией, а не способом реализации.
18. Длинношеее
1. На отношение человека к инопланетному (от себя добавлю - и не только) существу влияет в первую очередь материальная ценность последнего, что приводит к недоразумениям. Не слишком фантастично, но жизненно.
2. Начало немного затянуто.
3. Понравилось, хотя для рассказа коротковато. Зарисовка?
19. Молодая душа
1. Скорее всего фантастический элемент заключается в том, что рассказ ведется от лица ангела со смутно-буддистскими воззрениями (вроде переселения душ). В остальном неплохой образчик патриотической прозы на чеченскую тему с четким делением: хорошие мы - злые они. Еще лет двадцать назад кондовыми описаниями духовного мира мог бы задеть чувства христиан, но с тех пор люди попривыкли. НФ-идей не содержит и не может содержать из-за особенностей жанра.
2. "Заниматься мне досталось делом чрезвычайной важности: молодые души учить добру и к земной скорби готовить -- подбирать им родителей, время зачатия, выявлять склонности, толковать судьбу. Ничего подобного я до того не делал, но жаждал усердно учиться. Благо, Гавриил доходчиво объясняет и иногда даже картинками показывает". Лубок. Напоминает бессмертную юмореску "Великомученик Остап Вишня". Так и ждешь, что командир (сам черный, а глаза у него белые) ударит рукояткой ножа в святая святых национального "я", а душа, чирик-чирик, и полетит. Что в конце и происходит.
3. Наверное, многие оценят именно идею, вне оформления. Жуткий стиль вызывает скуку.
20. Сторона славы
1. Аж две НФ-идеи. 1. Разумную планету загадили туристы. 2. Художник получает право на выставку только если докажет подлинность изображаемого. "Мы видим рождение нового художника, - говорил он. - Эти картины - это что-то невероятное. Мы должны предоставить этому художнику личную выставку.
Все кругом захлопали в ладоши в знак поддержки этого предложения.
- Постойте, постойте, - закричал еще один посетитель. - Прежде чем предоставлять этому художнику личную выставку мы должны спросить, откуда он привез эти свои пейзажи. Если эти картины - лишь плод его воображения, то и говорить не о чем. А если он рисовал это с натуры, то он должен сказать нам координаты этой планеты, чтобы мы смогли проверить подлинность этих картин". Вторая идея несомненно нова, первая достаточно избита. Впечатление несколько портит написание "эрмитаж" - с маленькой буквы. Хотя, что я смыслю в будущем?
2. "После этого он получил личную выставку. Эта выставка была передвижной. Лучшие музеи мира боролись за право поместить у себя картины Ивана. И если ценой этому было лишь то, что художник назвал координаты планеты, то это не особо его беспокоило.
Художник Иван Спицын добился того, о чем так мечтал - о признании своего таланта". Остается ощущение некоторой шероховатости и невычитанности текста.
3. Сопереживания герою не возникает.
21. Ёлки-палки, тёмный лес
1. Ни много, ни мало, "леса - это мыслящие организмы, которые борются за поддержание равновесия на планете". А для поддержания равновесия лес "...подобно более сложной, состоящей из тысяч деревьев-клеток, деревьев-органов, амёбе. Он, соединив биоэнергию растений, способен изменять пространство. Может временно искривлять и загибать горизонты и путать направления и стороны света. В итоге, человек-жертва, попадает в замкнутый, сжимающийся пространственный пузырь". Все эти способности нужны лесу чтобы "каким-то образом "растворять" человека бесследно". Собственно, этим дело и исчерпывается.
2. Текст делится на две примерно равные части, между собой почти не связанные. Похоже, главный герой рассказа - лес, а люди нужны, чтобы донести до читателя излагаемую концепцию.
3. Остается ощущение незавершенности, недописанности рассказа.
22. Зеркала
1. Фантастический элемент в этой истории только для антуража, в современных реалиях могло бы случиться то же самое. Хотя рассказ хороший.
2. Убедительные описания, живая речь персонажей, хорошо. "У них - миллиардные армии, и пусть пока развитие на уровне убогих пищалей, но идеологи работают толково. Мы, блин, им мир несём, мы их гуманно завоёвываем, а они, блин, сопротивляются!"
3. Понравилось, хотя картина будущего не внушает оптимизма.
23. Бронзовый нож
1. В постапокалиптическом мире бронзу для изготовления ножика получают из старых транзисторов. "Кремний, олово, висмут, медь, все в нужной пропорции". Пока метод не рентабелен, а то приемки металлолома уже бы развернулись;) Не-е, это не НФ.
2. "Травяной ковер медленно, но упрямо наползал на серые ленты дорог. Там и сям темнели бурые груды ржавой трухи, из которой торчали стекла, цветные куски пластика и черные резиновые бублики колес. За пустырем поднимались красные и серые коробки домов с рядами тусклых окон". Описания природы убедительны.
3. Все на местах, а не тронуло. Дети абсолютно одинаковые.
24. Запомните меня таким
1. Появились люди, с необычными способностями. "Только через несколько лет выяснилось, что дети, чьи родители принимали стимуляторы, обладают необычайной способностью к эмпатии: они способны уловить настроение и чувства собеседника и перевести их в визуальный образ". Конечно же, разведка и армия заинтересовались. После той истории с талидомидом - очень напоминает реальность.
2. К сожалению, поверить в эти характеры я не могу. Наверное, воображения не хватает.
3. Не мое.
25. Прогрессия двойников
1. Ни с того, ни с сего герои рассказа получают двойников. Вот и все.
2. Легкий такой стиль, с элементами юмора. Менеджерица, вертнула головой, и т.д.
3. Один раз прочитать можно.
26. Листопад
1. Изобрели средство продлевать жизнь до двухсот лет. "Не буду вас грузить научными подробностями, но с помощью этого фермента можно увеличить количество делений живой клетки в несколько раз. Соответственно, чем дольше живут клетки, тем дольше живет весь организм. Самое сложное - это научиться доставлять теломеразу во все клетки. Научно выражаясь, найти вектор. Теперь он у нас есть, и сейчас заканчиваются успешные испытания на приматах. Затем будут длительные исследования на добровольцах. В общем, себе я уже ввел вектор, теперь и вам предлагаю, потому что к тому моменту, когда эта технология встанет на поток, вы останетесь за бортом". Логические следствия удлинения жизни - легализация эвтаназии и одобрительное отношение к самоубийствам - к сожалению, упомянуты в рассказе только мимоходом. Зато предложен способ определять продолжительность жизни (своей и родственников) по листьям модифицированного растения:)
2. "Мне приснилось, что мы с тобой стоим в зимнем лесу, - начала медленно говорить Саша, - солнце, легкий мороз, сугробы, снег на елях, красиво так. Перед нами небольшая рябина - гроздья красных ягод, присыпанных снегом. И это сочетание - красное и белое - такое прекрасное. На ветке сидит снегирь. Красная грудка. Я смотрю на всё это, на заснеженный лес, на красные ягоды и грудь птицы, слушаю тишину, знаю, что ты стоишь рядом, и - плачу. От счастья. И там, во сне, мне так хорошо". Встречаются хорошие находки, но общее впечатление смазанное, мотивация героев вызывает сомнения.
3. Написано красиво, но особых переживаний не возникло.
27. Наша Мама
1. НФ-идея: Советский Союз в обстановке глубокой секретности покорил межзвездные просторы и основал колонии вне Солнечной системы.
2. "На его эмоции никто не обратил внимания, класс и так был переполнен ими. У учительницы слезились глаза, как и у некоторых учеников. Все были потрясены". Если рассказ вычитать, будет лучше, пока выбранная форма изложения - рассказ детей о матери-участнице событий с кучей отступлений - сильно усложняет понимание происходящего.
3. Эту идею можно было реализовать гораздо сильнее.
28. Доброе утро, Дворник!
1. Роботы становятся все совершеннее. "Вот только это побочное следствие функции самообучаемости - это неуемное стремление роботов к обмену информацией... Оно, порой, просто невыносимо!"
2. Хороший язык. Стищок понравился:) "Авангард нынче в большой моде".
3. В целом понравилось.
29. Чача из алычи
1. Особая фотокамера позволяет отбирать часть человеческой радости, накапливать, а потом передавать заинтересованному лицу. Как в старой сказке "Проданный смех", только погуманней. "Фотографируй чужие улыбки, только знай - каждый снимок унесет частицу радости из души человека. Как накопишь нужное количество - сможешь вернуть любимой смех". Технологическое обоснование отсутствует, прибор работает волшебным образом - сказка же.
2. "Тяжелая дубовая дверь заскрипела и распахнулась, в комнату проникли ароматы осеннего сада - сладковатый запах яблок и преющей травы. Стоял солнечный день, и жизнь казалась удивительной: там, за дверью, но не здесь. Домочадцы еще не успели этого осознать, просто грусть легла на их сердца, и в глазах померкли отблески недавнего веселья". Пейзажи волшебны. Поведение героев вызвало сомнения.
3. Понравилось, но какое-то сомнение присутствует где-то в глубине.
30. Гамма Кораллового Пояса
1. Разумная планета раскрывает в герое способность к телепатии. "Считай это моим подарком тебе. Ты стал более совершенным теперь, получил больше права называться по-настоящему существом разумным. Мы будем обмениваться информацией с тобой. Людям интересно, о чем думаем мы. Нам интересно, о чем думают люди". С учетом сопутствующего антуража - НФ.
2. Характеры изображены схематично, логика поступков героев не всегда ясна.
3. Не впечатлило. Почему персонажи говорят и действуют именно так?!
31. Крах Мартофана
1. Инопланетянин, способный менять облик и питающийся переменным электрическим током, пытается покорить Землю. "Ещё в процессе подготовки он установил, что, находясь в теле аборигена, может пополнять свои силы как естественным путём - т.е., подзарядкой от источника переменного тока, - так и принятым у землян биологическим. Однако, второй способ был очень неэффективным, так как требовал довольно большого количества времени и продуктов; да и вообще был идиотским и нерациональным: ведь часть накапливаемой в процессе еды энергии тут же расходовалась на этот самый процесс - жевание, глотание, действия ножом и вилкой". Степень проработки идеи умеренная - юмор, все-таки.
2. Живенько, но стиль оставляет желать.
3. Хорошо, если бы не притаившиеся на задворках сознания Хараша Вэнеш и его создатель Эрик Расселл, которые мешают насладиться рассказом в полной мере.
32. У кого четыре глаза?
1. Через пятнадцать лет научатся восстанавливать утраченное зрение. Точка.
2. В текст запихнули столько событий, что даже теряешься. И еще, оставляет ощущение некоторой скороговорки, что ли. Некоторые моменты можно было расписать подробней, а кое-что вовсе опустить, это упростит понимание происходящего.
3. Не проникся, наверное, я не люблю собак.
33. Убежище
1. Туманное упоминание о возможности сменить наш мир на альтернативный пройдя через нужную дверь. Как у Пристли - другая дверь. Никаких подробностей не предусмотрено - фентези.
2. "Но годы шли, а ему всё так же приходилось объяснять любую мелочь - вплоть до того, зачем он читал сыну эти странные стихи. И главное, когда Сергей говорил, всё, что он отстаивал, начинало казаться несущественным. Жена обиженно смотрела на него, словно спрашивая: "Разве ты не можешь без этого?" Лет через пять Сергей осознал, сколько накопилось вещей, без которых он уже смог, и решил бежать" - очень точное описание. Медленный лиричный рассказ, о любви, о непонимании, о поиске себя. И написано хорошо.
3. Хорошо, особенно на фоне остального далекого будущего и невероятных технологий.
34. Покидая колыбель
1. По техническим причинам семья с ребенком вынуждена жить в космосе. НФ-идея не нова, но изрядно подзабыта в последнее время.
2. "Почти весь следующий день Ирина вместе с сыном провели в "Куполе". Малыш плавал у окон, тихонько отталкиваясь от стенок пальцами рук и ног. Иногда, глядя на Землю, он заливался смехом и поворачивался к матери: мол, заметила ты или нет? Ирина рассеянно ему улыбалась, машинально отмечая то, что могло привлечь внимание сына: зарождающийся ураган в Атлантике, стая кучевых облаков, ни одно из которых не повторяло другое, очередной восход Солнца..." Обычно рассказы о ближнем космосе не перегружены ни пейзажами, ни сколь-нибудь продуманными персонажами. Этот приятное исключение.