Воронин Михаил Петрович : другие произведения.

Человеческое в не людях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Или коротко об эльфах, гномах и прочих.


Человеческое в не людях.

Или особенности эльфов, гномов, вампиров, инопланетян и проч.

   (Данное размышление является выражением моего сугубо частного мнения. А потому за общую уверенность и безаппеляционность прошу извинения один раз и больше к этому возвращаться не буду.)
   Издавна основой литературы был человек и его взаимодействие с миром. Что же изменилось с появлением жанра фантастики? Давайте посмотрим вместе.
   Начнем с чисто технической составляющей. Как, по сути, можно создать новую расу? Путем некоего изменения расы человеческой во всем её многообразии. Поясню свою мысль: дело даже не в том, что придумать что-то кардинально новое невозможно, дело в том, что оно не будет понято читателем. Он, столкнувшись с совершенно новыми и непонятными нормами морали, логикой и жизненными императивами, совершенно потеряется и потеряет интерес к произведению. Если не будет с этими нормами знаком до того, как начнет читать ваше произведение. А как осуществить подобное знакомство? Если пытаться осуществить его в виде статьи-вводной, то, во-первых, это нагонит на читателя невыносимую скуку, а во-вторых, не станет для него очевидным, а потому не будет хорошо запомнено. То есть проблема не только в том, чтобы придумать, а еще и в том, чтобы объяснить. И это, кроме того, еще и не имеет особенного практического смысла (с моей точки зрения), поскольку основной целью литературы является любопытный мысленный эксперимент писателя над человеком. А коли в герое не остается человеческого, то и эксперимент во многом утрачивает смысл.
   Далее перейдем от негативного мышления к позитивному. Как сотворить несуществующую расу, которая будет интересна читателю? Процесс этот в некотором роде похож на итеративный метод. За начальное приближение берется человек. А далее ему добавляется некая (несвойственная) характеристика, под действием которой его качества (хотя бы описанные мораль, логика и императивы) начинают медленно меняться. Таким образом, на некоем шаге процесса мы получаем уже не человека, но существо, понятное читателю или сразу, или после недолгих раздумий над вопросом "Почему?". Замечу, что следование за автором по пути его мысленного эксперимента становится в этом случае читателю неизмеримо проще, поскольку известна отправная точка и некоторые качества результата.
   Имея на руках описанные размышления, давайте проанализируем основные существующие на данный момент фантастические расы:
  -- Эльфы( Толки(е)на) - если не принимать во внимание физические различия (здесь и далее) - это люди с возможностью вечной жизни. Соответственно, мыслительный эксперимент состоял в том, чтобы понять, как вели бы себя люди, если бы им не нужно было умирать. Соответственно и получилась раса более мудрая (еще бы - жизненный опыт-то о-го-го!), чем люди, относящаяся к людям с неким пренебрежением (в массе), с жалостью и иными чувствами из гаммы "старшего брата". Кроме того, естественно, у них несколько отличен ритм жизни. По сути, это все.
  -- Гномы( Толки(е)на) - люди с серьезной склонностью к ремеслам и торговле. Горячие парни, что поделать - горцы. Несколько замкнутые. Ну и плюс долгожители, со всеми вытекающими.
  -- Вампиры - интересный случай. В данном случае кроме вечной жизни мы имеем еще и привнесенную в человека демоническую сущность. Здесь мы вроде бы приходим к тому, что изначальные размышления были не верны. Но если вдуматься, что есть демоническое начало? Что есть демон вообще? Некий символ, измышленный в беспокойном средневековье, ставший уже неким стандартом и укоренившийся в человеческом сознании. Соответственно, поскольку он уже не является столь чуждым людям, соединенный с привычным человеческим началом он создает вполне жизнеспособную фантастическую расу. Кроме всего прочего можно обратить внимание на то, что в последнее время часто наблюдается вытеснение из образа вампира демонической составляющей.
  -- Оборотни - этот случай очень похож на случай вампиров. Только вместо демонической составляющей имеет место быть либо животная, либо и животная и демоническая.
  -- Инопланетяне - я не зря оставил их напоследок. Отмечу сразу, что здесь я говорю об образе инопланетянина, который а) не является пугалом и б) не влезает в повествование на каких-нибудь полкадра. Так в чем особенность инопланетян, с которыми мы имеем дело в упор и долгое время (примером таких инопланетян могут служить гуманоиды Айзека Азимова из многих рассказов (Тан Порус и т.п.)). А особенность в том, что её нет. Они могут повторять любой из уже описанных выше вариантов (в другом обличье), хотя, как правило, в более мягкой форме (то есть, к примеру, влияние "бессмертия" в них менее заметно, чем в тех же эльфах).
   Вот почти и все. Есть, конечно, еще множество различных рас, но они, при желании, могут быть разобраны аналогичным образом. В заключение я хотел бы затронуть еще проблему отношения к этим расам. Чем является то, что некий писатель А использует в своем произведении расу, описанную писателем Б? Плагиатом? Но, позвольте, никто же не завет плагиатом то, что везде, где фигурируют созданные человеком роботы, подразумеваются Три Закона Роботехники! А почему? Потому что незачем сотню раз изобретать велосипед. Это шаблон. Конечно, фантастические расы являются менее удобным и безусловно необходимым шаблоном, но, на мой взгляд, относиться к их заимствованию (если, конечно, автор расы сам не высказался по этому поводу иначе) нужно так же, как к использованию шаблонов в любой другой области. Естественно, трудно себе представить создание чего-то гениального с использованием шаблонов, но любые вещи в спектре от "не читать" до "замечательно" могут получиться.
   Для любителей покопаться отмечу, что я применил в своем рассуждении множество явных и не явных упрощений, но в своё оправдание могу сказать, что рассуждение данное - качественное и на точность не претендует.
   Жду любых комментариев.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"