Эту историю рассказал мне двоюродный брат Макс. Мы не виделись с ним больше года и, когда настало время встретиться, мы решили съездить на рыбалку. Ночь уже почти прошла, небо было белесым, и одна за другой таяли звезды.
Мы сидели на берегу одной тихой карельской речки, и брат, борясь со сном и то и дело позевывая, все же не забывал закидывать удочку. По ходу дела он с подробностями рассказывал мне историю, случившуюся с его бывшим одноклассником Кириллом Петрусиным. Не знаю, что там было правдой, и что мой брат приплел (а на это он мастак), но Кирилл уже никогда не сможет поймать его за руку и сказать: "Макс, опять ты врешь и не краснеешь!", потому что Кирилл мертв. И, собственно, эту историю я вспомнил своевременно, как раз в тот момент, когда рвали на куски мое мясо...
--------
К тому времени, как Кириллу Петрусину исполнился двадцать один год, он зарекомендовал себя способным математиком, с успехом ведущим научно-исследовательскую работу на университетской кафедре прикладной математики, под руководством профессора М. . Собой Кирилл представлял большой ширококостный объект, с массивной головой, высоким лбом и крупными ушами. Впрочем, все составляющие объекта были пропорциональны друг другу, ладно прилажены и не производили впечатления уродства, что вообще-то характерно всему гигантскому.
Помимо математических способностей Кирилл был известен среди однокурсников своей неразборчивостью - как в людях, так и в еде, так и во всем остальном. Он легко находил общий язык со всякой живой тварью, он спокойно мог съесть пол-банки варенья, предварительно набросав туда соленых огурцов, он мог пить неразбавленную "льдинку" вместе с алкашом-музыкантом из соседней парадной - а на другой день так же комфортно чувствовать себя в компании знакомых снобов из финэка, потягивая "black label". Самым большим увлечением Кирилла была музыка, но и тут давала знать о себе неразборчивость - да еще как, во всем блеске! Будучи неплохим гитаристом и обладая довольно приличным слухом, Кирилл с одинаковым удовольствием подбирал на гитаре как сложные опусы Ритчи Блэкмора, так и убогие во всех отношениях песнюльки каких-нибудь "Карамелек" или "Стрелок". То же самое касалось и музыкальных концертов. Сегодня он пил водку со скинхедами на концерте "Danzig", а завтра сидел в цивильном костюмчике в Филармонии и млел под сонату си минор Ференца Листа. В общем, человек это был достаточно противоречивый, но его любили, и в первую очередь за дружелюбность, прячущуюся за стеснительной угрюмостью, общительность и готовность помочь.
Пришла осень 1999-го года, и с ее приходом пожухла и состарилась трава. А Кирилл благополучно перебрался на пятый, последний, курс и почувствовал, что в его насыщенной разными событиями жизни было все, кроме, может быть, самого важного. Почти все его одногруппники женились/вышли замуж, а остальные по-крайней мере отыскали свои вторые половинки, и их счастливый вид говорил о том, что свадьба - это не более, чем формальность, и что живется им совсем не хуже, чем женатикам... А у Кирилла не было второй половинки, зато были какие-то смутные случайные связи и темнота ночных клубов и светящиеся в ней юбки. И вот вместе с осенней меланхолией в его сознание ворвалась мысль о том, что хорошо бы, наконец, обрести полноту чувств и, став, наконец, законченным произведением небесного творца, уподобиться всем своим друзьям и приятелям. Но мысль пришла - и мысль ушла, смытая первым же осенним дождем: Кирилл отнюдь не собирался бегать днем с фонарем, ища и выбирая на прилавках жизни нужный себе товар.
Как-то раз лучший друг Кирилла, пребывая в подпитом и философском настроении, по секрету сообщил ему одну из основ мироздания: ни одна случайная мысль не пропадает втуне. Пролетев сквозь сознание, она попадает в информационное поле, к своим собратьям - мыслям остальных людей, и это поле называется жизнью, в которой мысли взаимодействуют друг с другом, уже независимо от тебя.
- На протяжении тысячелетий философы ломают головы, размышляя над вопросом: что первичнее - бытие или сознание, - назидательно сказал друг, - а я тебе скажу так: сознание, конечно, первичнее, но оно не определяет бытие, его определяет сознание, отмершее в нас. Понимаешь, о чем я?
- Не понимаю, - честно сознался Кирилл. - Я не так много выпил.
- Тогда я тебе поясню. Вот ты продумал мысль и... все, забыл о ней. А она ведь не исчезла, она живет, и является одним из кирпичей дома твоей судьбы. Но ты живешь среди людей, в одном с ними мире, то есть взаимодействуешь с ними. Но характер взаимоотношений определяют не те мысли, которые ты думаешь сейчас, а старые твои мысли. То есть все предопределено на шаг раньше образом твоего прежнего мышления.
- Ну и чего тут удивительного? Я строю планы, и они сбываются, когда приходит время. Ничего нового ты мне не открыл. Я еще по 50 возьму?
- Да. А знаешь, почему они иногда не сбываются? Потому что отмершие для тебя мысли взаимодействуют с мыслями других людей отнюдь не по твоему желанию, а чисто по своему собственному. И никто не знает, с какими именно мыслями они будут взаимодействовать. Но одно я знаю точно: дурные мысли тянутся к дурным, а хорошие к хорошим. И вот они собираются в команды и начинают бомбить твою жизнь, а жизнь, что твоя, что моя, однотипна и представляют собой море, состоящее из волн. Хотя, раз уж ты математик, то представь себе осциллограмму импульсного колебания. Вот и скачешь ты, как дурак, по этой осциллограмме, и у души твоей есть на самом деле только два состояния: чувство безнадежности и чувство надежды, то есть 0 и 1. А особенность моя (не знаю как твоя) в том, что я, находясь на верхушке импульса, вижу только другие верхушки, а вниз не смотрю - потому как страшно. И, соответственно, околачиваясь внизу, я не смотрю наверх - шею ломит. А наши осциллограммы пересекаются с осциллограммами других людей, и в точках пересечения, независимо от состояния души, нам с тем или иным человеком комфортно, или наоборот. Когда я стану умным, то рассчитаю все это и нарисую клевую картинку в Матлабе.
- Ну, мысли-то всякие бывают. Не обязательно плохие или хорошие. А бывает, что их вообще нет, - сказал Кирилл.
- Ясен перец. Я же для тебя, дурилки картонной, сделал аппроксимацию. А на самом деле там что-то такое пилообразное получается. Я еще пока точно не знаю, как себя мысли ведут, когда в кучу собираются. Ну, а теперь я тебе самое главное скажу. Я тебе совет дам очень полезный. Ты вот сидишь и думаешь небось, как бы себе телку отыскать, чтоб ее осциллограмма совпадала с твоей, чтобы жениться на ней и в ус не дуть до самой смерти, чтобы было тебе с ней кайфово и в горе и в радости. А делается все очень просто, причем тебе совершенно не придется париться. Итак, состояний души, грубо говоря, всего два, и они определяются качеством твоих мыслей. Естественно, что ты не можешь за свои мысли отвечать, потому что они определяются бытием, которое в свою очередь определяет твои состояния. Если есть надежда - мысли как правило, хорошие, добрые такие у тебя мысли, ну а если ее нет, надежды, то и мысли соответствующие. То есть получается такая обратная связь. Одно определяет другое. Так вот, можно сделать так, чтобы у тебя всегда была чистая единица, т.е. пожизненное чувство надежды.
- Как это сделать?
- А вот так! - торжественно сказал друг. - У тебя хреновое настроение. Дурные мысли так и лезут к тебе в голову. Ты прямо места себе не находишь, но осознаешь, что думаешь плохо. Неважно о ком - о себе или о каких-нибудь еще придурках, все равно это отыграется на тебе.
- Ближе к делу, - усмехнулся Кирилл.
- Теперь главная задача заключается в том, чтобы нейтрализовать каждую дурную мысль, которая пришла тебе в голову. То есть искусственным путем, при помощи своей силы воли, создать совершенно особую мысль, совершенно иной природы, чем просто мысль, пришедшая извне, из бытия то есть, короче говоря, создать мысль-терминатора, которая настигнет в информационном поле неугодную тебе мысль и уничтожит ее. И тогда ты берешь любую бабенку, поджидаешь, когда вы будете чувствовать друг друга очень комфортно, то есть когда ваши осциллограммы пересекутся. Это-то и будет точкой отсчета вашей дальнейшей сверхкомфортной жизни, потому что с этого момента вы оба начнете отслеживать и уничтожать ваши дурные мысли. А потом и вовсе не придется напрягаться, так как все ваши предыдущие дурные мысли израсходуются, и на ваших морях всегда будет штиль. То есть осциллограмма всегда будет ровной, знаешь, как после смерти.
Кирилл задумчиво пошел к стойке бара за очередной порцией водки. Вернувшись, он спросил:
- А что это за мысль-то такая? Мысль-терминатор которая? О чем я должен в этом момент подумать?
Но на это его друг не ответил. Он крепко спал на бутерброде с сыром.
В начале октября Кирилл пошел в Филармонию. Был он одинок. Его подружки не любили классическую музыку; правда, любили друзья, но, увы, не настолько, чтобы в ненастный осенний вечер выбираться из тапочек и теплых квартир и переться на концерт. А концерт был интересный - заезжие трубадуры под руководством нашего родного Юрия Темирканова исполняли произведения Гранадоса, Равеля и Альбениса. Народу было много - изголодавшаяся за межсезонье публика не успела утолить своего голода за минувшие две недели, и ее не смогла напугать даже плохая погода. Большинство людей еще только рассаживалось по местам, а кругом то и дело локально вспыхивали аплодисменты, призывая музыкантов выбраться на сцену и задать интеллектуального жару.
Наконец, Темирканов улыбнулся, и концерт начался. А Кирилл вдруг увидел впереди себя вереницу бессонных и тоскливых ночей, услышал бесконечную тишину телефонных звонков, почувствовал запах одиночества и безнадежных страданий. Короче говоря, увидел он вдалеке, через пять рядов от себя, девушку, да и то не всю, а только ее кусочек - светлые волосы, немного платья, немного голой руки... увидел - и перестал видеть все остальное, и даже музыка вместе со своим оркестром переместилась куда-то в диапазоны ультразвука, не воспринимаемого человеческим ухом.
Трудно объяснить, почему так случилось. Выйдя через несколько секунд из состояния странного оцепенения, Кирилл начал терзать этим вопросом свой разум. Вразумительного ответа разум не дал, хоть и бился и трепетал, как рыба, вытягиваемая из воды. А взгляд Кирилла прилип к той девушке и до самого перерыва не отлипал, и можно было подумать, что глазные яблоки потеряли способность вращаться в орбитах. Но когда раздался шквал аплодисментов, что предвещало антракт, Кирилл почувствовал легкий укол страха - вот сейчас эта девушка поднимется, повернется, явит ему свое лицо и окажется уродиной. Его чувства и его интуиция окажутся злобно обманутыми, и ему будет очень стыдно перед самим собой. "Спокойно, Кирилл, спокойно, - сказал он себе. - О каких чувствах ты говоришь? Любви с первого взгляда не бывает, особенно к девичьему затылку. Это просто интерес, причем даже не к ней, а к своей странной реакции".
И тут девушка поднялась и явила Кириллу свой профиль.
Профиль был прелестнейший.
"Так, - подумал Кирилл. - У истории может быть продолжение".
Когда девушка скрылась из виду, Кирилл закрыл уставшие глаза. Он снова подумал о том, как его жизнь теперь осложнится: надо будет знакомиться с ней, стараться произвести хорошее впечатление, потом ухаживать, мучиться, если она не сразу полюбит его, ждать, звонить, встречаться, провожать. Да мало ли чего еще может случиться. О, боже, какая это нервотрепка! Стоит ли игра свеч, не лучше ли забыть о ней, оставив только это светлое мгновение, легкую печаль да воспоминания о неслучившемся?
Пока он решал это сложное уравнение со множеством неизвестных, перерыв закончился, и девушка вернулась, - а голова Кирилла поднялась усилиями его собственного взгляда, и снова он смотрел на ее затылок, а разум продолжал прогибаться под ворохом самых разнообразных мыслей.
После концерта слушатели ломанулись в гардероб, и Кирилл потерял девушку из виду.
- Тьфу, дьявол! - сказал он в сердцах. А потом, словно оправдываясь перед теми, кто мог его услышать. - А впрочем, к лучшему.
Не познакомился - так не познакомился. Значит, судьба.
Но изнутри его начала уже подтачивать тоска. И когда он стоял в очереди в гардероб, мимо прошла она, уже одетая. Кирилл чуть было не рванулся к ней, но не успел, - к полу его пригвоздила рефлексия; страх перед тем, что он может попасть в неудобное положение, оказался сильней желания изменить жизнь. Ну, в самом деле, подойдет он к ней и что скажет: "погоди секунду, я только куртку возьму, и мы познакомимся"? Навряд ли это будет хороший способ знакомства.
Впрочем, Кириллу предоставился еще один шанс. Он завернул за угол и увидел вдалеке, возле магазина самоцветов, уже хорошо знакомую тонкую фигурку, и белые волосы, и можно было бы догнать, но... это было бы совсем уж глупо.
"Если ты такой трус, то хотя бы проследи за ней и узнай, где она живет, - сказала ему Судьба, замаскировавшись под его мысли. - Утром подъедь пораньше, встреть ее и познакомься. Скажи, что запал на нее еще вчера, в Филармонии, и простоял всю ночь под окном. Это будет романтично".
А потом Судьба сердито добавила: "Мне надоело предоставлять тебе шансы". Но Кирилл ее не услышал.
И все же это случилось: Кирилл лишился покоя. Беспокойные мысли о девушке из Филармонии вытеснили все остальные мысли, предоставив им хаотично скакать и прыгать, разбиваясь об одно монолитное и непоколебимое воспоминание: светлые волосы, стрижка "каре", голая рука, кусочек платья.
Профессор М. спросил у Кирилла на следующий день:
- О чем ты думаешь? Сегодня ты очень рассеян.
Но Кирилл не был рассеян, просто он отупел. Его разум утратил многофункциональность, его интеллект бился над одной задачей: "встретить вчерашнее наваждение и познакомиться с ним". Свое сумасшедствие надо знать лично; познавая, ты уничтожаешь его мистическое значение. Загадка исчезает, и сумасшедствие превращается в норму. Но у Кирилла было не так много возможностей. Вернее, всего одна: как можно чаще ходить в Филармонию и быть предельно внимательным. У задачи, поставленной перед ним, существовало два решения: либо над ним посмеются, и он будет отвергнут сразу, - это было очень полноценное решение, ответ без остатка, потому что Кирилл ненавидел, когда нам ним смеялись, кто бы то ни был, и это означало конец всему, - либо... неизвестность заиграет всеми своими красками и оттенками, и на смену одному сумасшедствию, возможно, придет другое.
Вот такие мысли и им подобные крутились, как электроны, вокруг атомного ядра - отсканированного и наклеенного на поверхность головного мозга видения: светлые волосы, "каре"... и т.д.
Через два дня Кирилл почувствовал, что дико устал от себя. Он подошел к телефону и позвонил своему лучшему другу.
- Миха, пошли в кабак.
- Пошли, - ответил друг. - Только сперва на рынок сходим, мне тут всякого говна поручили купить.
Они бродили по рынку, а кругом кипел сельскохозяйственный бизнес. Среди всех покупателей Кирилл и его друг были самыми инфантильными. Миша вяло сказал:
- Вот всегда, когда моим предкам удается уломать меня пойти за покупками, они выдают мне огромный список чего надо купить, - он помахал перед носом Кирилла длинной бумажной лентой. - Хорошо, что ты объявился, мне одному все это не унести.
- Угу, - уныло сказал Кирилл, погруженный совсем в другие мысли.
- Я вот чего думаю: мы домой сразу не пойдем. То есть сперва в кабак - потом домой. А то окажется еще, что я чего-то забыл купить, снова заставят переться.
- Как хочешь.
- Давай пива возьмем? Чтоб не бездарно по рынку шататься.
- Давай.
Взяли пива. Сделали покупки. Нагруженные сумками, пошли в кабак. Он представлял собою маленькое бистро со стеклянными стенами. За стойкой бара стояла девица пэтэушного вида.
Она нацедила две кружки пива, и друзья сели за столик в углу.
- Ну, чего нового? - спросил Миша, выныривая из пены.
Кирилл долго вертел кружку по столу, ухмылялся, потом виновато сказал:
- Миха, я влюбился.
- В кого?
- В одну девушку.
- Хорошо, что в одну, и хорошо, что в девушку, - захохотал Миша. - Извини... Что за девушка-то?
- Блин, не знаю.
- Как это не знаешь?!
- Я ее в Филармонии видел. И все - кранты. Влюбился. Теперь даже не знаю, что и делать.
- М-да, - сказал Миша. - Чего ж ты не познакомился с ней?
- Не знаю. Да хули тебе объяснять - так получилось. Завтра снова пойду в Филармонию, может, она снова будет там. Тогда и познакомлюсь.
- Что-то я не верю в любовь с первого взгляда.
- Ну и не верь дальше.
- ...А хотя всякое бывает. Ты сколько раз за свою жизнь влюблялся?
- Три раза. Но первые два были не в счет. В первый раз мне вообще было 7 лет. А второй раз было в школе, в одиннадцатом классе.
- Помню, помню.
- Но это тоже, знаешь, трудно было назвать любовью. Скорее, это была взаимная игра во влюбленность, вызванная черт знает какой необходимостью. Для того, чтобы игра продолжалась, нам было необходимо часто видеться, как-то подогревать друг друга. А летом стало ясно, что все это полная херня. Я тогда уехал с предками на море, пробыл там целый месяц, и с каждым днем чувство влюбленности таяло, блин, как масло на солнце. В итоге, когда я приехал в Питер, ничего не осталось, осталось только шипение - это Ленка шипела, которая еще не закончила партию. Но и она скоро поняла, что все это - херня.
- Так может, и сейчас тоже херня? Перебесишься...
- Дурак ты, что ли? Что ж, по-твоему, тогда не херня?
- Ну, хорошо, хорошо. Ты влюбился. Слушай, а ты хочешь на ней жениться?
Кирилл был озадачен.
- К чему ты это спросил? Я даже как-то и не задумывался об этом.
- Да просто так спросил. У тебя ж в группе почти все женились.
- И я, подчиняясь стадному чувству, тоже начал подыскивать себе жену? Нет, по-моему, Миха, ты больной. Ну причем тут моя группа? Мне на нее...
- Ну, ты мог это делать неосознанно...
- Да-а, Миша, хреновый из тебя психолог. Ты лучше даже и не пытайся, - засмеялся Кирилл.
Миша тоже улыбнулся, покосился на стойку и сказал:
- Ну че, по стошке возьмем?
- Конечно.
Взяли по сто грамм, выпили по пятьдесят, порозовели. Миша начал развивать тему брака:
- А вообще жену надо искать не по клубам, в которых ты обычно ошиваешься, потому что те бабы только и умеют, что жопой вертеть. Ты придешь с работы домой, голодный, а она тебе хрен пожрать приготовит. Ты у нее спросишь: "что ж ты, зараза, о жратве не побеспокоилась?", а она тебе скажет: "А я, Кириллочек, целый день жопой прокрутила, "Руки вверх" слушала". Жену надо брать из крестьянских, чтобы вкусно готовить умела, ну и вообще хозяйственная была.
- Блин, тебе лишь бы пожрать. Даром, что тощий.
- Это у меня организм такой, сколько ни жри, не толстею.
- При чем тут вообще жратва?
- Не, ну я понимаю, любовь, и все такое. Но она ведь не бесконечная. Потом ведь останется только привычка, а домашнего уюта хочется всегда. В принципе, на вертихвостках тоже можно жениться, но это в том случае, если у тебя бабок до хрена. Тогда наймешь домработницу, повара, и ништяк все будет. Но нам с тобой это не грозит, мы до самой старости будет в кабаке сидеть, такая уж у нас конституция - не созидательная, а созерцательная. Поэтому жены нам нужны не вертихвостки.
- Ишь ты как все разложил... У тебя аж лампочка над головой загорелась.
- Какая? - Миша посмотрел наверх.
- Самая обыкновенная. Ты что, "Бивиса и Батхеда" никогда не смотрел?
- Так, давай водку допьем, и я пойду еще пива возьму, - сказал Миша. - Хорошо сидим!
После второй кружки Миша совсем повеселел, а Кириллом почему-то овладела мрачная меланхолия. Когда пилась третья кружка, Миша спросил:
- Хочешь, расскажу интересную фишку?
- Валяй.
- Оказывается, можно предсказывать будущее.
- Ну, да, Нострадамус же предсказывал. Да и много всяких мудаков предсказывало. Что тут интересного?
- Ну, ты послушай... Короче, все в мире предопределено заранее, может, Богом, а может, твоей тетей Майей, не суть. И зачем это, я тоже не понимаю. Но, как бы то ни было, все мы живем и движемся в потоке времени по заранее отведенным каждому из нас каналам. Но мы не знаем, что нас ждет за тем, или иным поворотом, - иначе было бы неинтересно жить. Ну, в самом деле, вот узнаешь ты, что тебе помирать в 15 лет, ну на хрена тебе в таком случае заморачиваться, ходить в школу, получать среднее образование и т.д. Так вот. Мы, люди, будущего не знаем...
- А Нострадамус?
- Нострадамус? - демонически усмехнулся Миша. - А ты уверен, что это был человек?
- Уверен.
- Мне бы твою уверенность... Бывают, конечно, всякие люди, и божий дар, видать, тоже бывает. А я говорю тебе об общей массе людей. Будущего они не знают. Им это запрещено. Чтобы не лишаться интереса к жизни, потому что и без того есть много возможностей лишиться оного интереса. Но это правило не распространяется на неодушевленные предметы, ведь камню наплевать, сколько он пролежит, он мертвый, у него нет интереса к жизни по определению. Поэтому мы, люди, можем попросить неодушевленные предметы заглянуть в будущее и сообщить нам информацию...
- Слушай, Миха, я не понимаю, почему ты всегда, как нажрешься, начинаешь грузить...
- Тихо, я не нажрался. Но еще не поздно. Значит, продолжаю: главная задача заключается в том, чтобы приручить предмет. Это может быть все, что угодно. У японцев - тысячелистник, у каких-нибудь старых ведьм из Лоховиц Московской области - карты, но на самом деле - все, что угодно. Важно, чтобы ты наделил предмет своим желанием видеть будущее. Это достигается терпением. Вода точит камень. Вот у тебя есть компьютер, а в нем есть пасьянс...
- Нету у меня пасьянса. Я убил маздаи и линух поставил. "Возвращение командной строки" и все такое.
- Ладно. Говорю для примера. У тебя есть пасьянс, и ты не просто по-тупому его раскладываешь, от нечего делать, а задаешь ему вопросы. Со временем ты начинаешь верить в то, что пасьянс говорит тебе правду, а вера - это закон жизни. Теперь ты приручил пасьянс и можешь использовать в своих целях его возможность видеть будущее.
- Миха, это называется возвращением к первобытно-общинному строю. Очеловечивание предметов, фетишизм и все такое. Ты бы точно был шаманом, - сказал Кирилл и допил пиво.
- Это ты себе какую-то ерунду вбил в голову, - заявил Миша. - Ты просто не разделяешь понятий веры и верования. Верить можно вообще во что угодно. А верование - это то, что нынче модно и поддерживается большинством людей. Я вот, короче, был как-то в церкви, мать затащила - она у меня шибко набожной стала с недавних пор. Говорит, сходи на исповедь. Мне и самому, правда, интересно было винища местного отведать. Ну вот, прихожу я туда, а попа мой внешний вид смутил.
- Еще бы не смутил, - засмеялся Кирилл. - Ты ведь туда небось в своей косухе и кожаных штанах поперся, и патлы как всегда забыл постирать.
- Естественно, почему я для церкви должен делать какие-то исключения? Ну, поп, короче, спрашивает у меня: "Молодой человек, а в Бога-то вы вообще верите?" А я ему и отвечаю: "Нет, я верю в его существование". Понимаешь, что я имел в виду?
- Да хрен тебя, урода, поймет, я пойду еще пива возьму.
Пока Кирилл стоял у стойки, в бистро зашли три девчонки, пятнадцатилетние школьницы. Расположившись за соседним столиком, они начали громко хихикать. Потом одна пошла брать пиво и чипсы. Остальные две закурили.
Кирилл вручил Мише кружку. Миша схватил его за рукав, притянул к себе и шепнул на ухо:
- Видишь этих микрописек? Вот они, шмакодявки, просто бесят меня. Ну, дурищи! Дебильно хохочут, привлекают к себе внимание, строят свои дебильные глазки.
- Да хрен с ними, пиво пей.
Но Миша, выпустив рукав, повернулся к школьницам и рявкнул:
- А ну живо закрыли хлебала, суки!
Девчонки остолбенели. В бистро воцарилось молчание. Немногие посетители удивленно косились на Мишу. Кирилл, покраснев, тихо сказал:
- С тобой стыдно на людях показываться.
- Да мне похрен на людей, а эти малолетние шлюхи меня просто бесят, - ответил Миша.
Потом он начал пить пиво, и люди отвернулись, и все вернулось в исходное состояние - только девчонки теперь сидели тихо.
- Кстати, если уж зашла речь о телках, - сказал Миша, - скоро они завоюют планету.
- Ты говоришь о них так, словно они инопланетяне. Прям "вторжение похитителей тел" какое-то, - засмеялся Кирилл.
- А что ты думаешь? Для нас, мужиков, они как инопланетяне. Чужая душа - потемки, а женская - вообще мрак. Бабы, говорю тебе точно, хотят занять наше место. Уже несколько тысячелетий они, так сказать, находились под нашей пятой, а теперь приподнимают голову. Феминизм, батенька, пришел к нам на рубеже 19-го и 20-го столетий, и недальновидящие люди называют будущую эру космической, а я бы назвал ее бабской. В принципе, это закономерно: бабы не пьют - отчего ты думаешь их берут на ручное производство всяких там микроконтроллеров, да потому что они могут по утрам не опохмеляться, и руки у них никогда не трясутся. У них более устойчивая психика, их не колбасит из стороны в сторону во время принятия каких-либо решений, они, наконец, более хитрые. А теперь стали и такими же выносливыми, как мы, мужики. Советский Союз это доказал - бабы и БАМ строили, и металл плавили. Хотя теперь это неважно, это раньше все решала сила - охота, войны, всякая там поножовщина, а теперь, с развитием электроники и цивилизации, сила ничего не решает. А мы их, телок в смысле, превосходим только разве что в силе. Я вообще не удивлюсь, если окажется, что все бабы тайком объединились в организацию по типу масонской и дурят нам голову, как хотят. Я вот фильм как-то по ящику зырил, Марко Феррери снял, называется "Прощай, самец!" - такой апокалиптический фильм, правда, невнятный, ни хера не понятно, но мысль прослеживается: бабы вытесняют мужиков с их положения хозяев жизни.
- Так может это прикольно?
- Хули прикольного? Обидно это, а не прикольно.
- Зато, может, жить будем нормально. Войн, например, не будет. Это чуваки все сплошь бычье кровожадное, все какие-то наполеоновские планы строят в угоду своей гордости и амбициям, а чувихам что надо? - им покой нужен, и уют, и мир в доме. Один древнегреческий мудак комедию на эту тему снял, то есть написал, о том, как бабы двух городов объединились и сказали мужьям, что не будут им давать, покуда те не перестанут воевать друг с другом. Вот я и говорю: два президента-быка могут бычить и пальцы гнуть до бесконечности, а телки друг с другом всегда договорятся и общий язык найдут.
- Или перегрызут друг другу глотки. Ладно, теперь ты сам грузить начал. Давай еще по сто грамм хлопнем и по домам разойдемся, а то мне и так пистонов вставят за то, что ушел за хавкой и не вернулся.
Уже совсем пьяненькие, друзья вышли из бистро на улицу. Было темно и холодно. Фонари лили на землю равнодушный голубой свет. Мишино внимание привлекла большая, подсвеченная реклама "Мальборо-лайтс". Букву i изображала пачка.
- Что делают, суки! - возмущенно сказал Миша. - Всюду за бугром реклама сигарет запрещена, а у нас типа можно. У нас всем на все насрать. Ну, я сейчас поставлю точку над "и". Погоди-ка.
Он поставил сумки на землю, порылся в одной из них и вытащил красный сочный помидор.
- Не пожалею помидора, - проворчал он, размахнулся и запулил им в рекламный щит.
Красное пятно расплылось в углу.
- Не попал... - проконстатировал Миша. - Ну сейчас еще разок!
- Кончай буянить, - схватил его за руку Кирилл. - В ментовку заберут.
- Ладно. Да и помидоров все-таки жалко. Ну что, пока?
- Угу, удачи.
Кирилл поднял воротник и пошел домой. Образ девушки из Филармонии расплывался в его сознании большим светлым пятном.
- Эй, постой! - догнал его крик.
Кирилл обернулся.
К нему спешил Миша, задевая сумками за асфальт.
- Сумки-то отдай, - запыхавшись, проговорил Миша. Кирилл вспомнил, что так и не отдал ему две авоськи, которые помогал тащить еще с рынка.
- Ладно, давай я тебя провожу. Ты один не дойдешь, - предложил он.
- О, давай, спасибо. А я тебе будущее предскажу.
- Ну ты дурак! - снисходительно улыбнулся Кирилл.
Мишина мать встретила их недружелюбно. Сердитые губы разжались и быстро произнесли следующее:
- Тебя только за смертью посылать, и опять напился! Здравствуй, Кирилл. Смотрю, и ты уже тепленький.
- Молчи, мать. Скажи спасибо, что вообще пришел, - парадоксально заявил Миша. - Давай, Кирюх, снимай ботинки, пошли в комнату.
В комнате Миша открыл ящик письменного стола и, порывшись там, вытащил старый медный пятак.
- Вот он, мой фетиш, - с иронией сказал Миша.
- Вижу, ты уже давно им пользуешься, лет десять, не меньше. Да?
- Два. Спроси у него чего-нибудь, хотя я и так знаю, чего ты спросишь. Только спрашивай так, чтобы ответ был или "да", или "нет".
- Ну, типа загадал.
- Вслух надо. С монетой нужно поговорить. Она мыслей читать не умеет.
- Вслух не хочу.
- Тогда как хочешь, я ее убираю.
- Ладно, мне удастся завтра познакомиться с девушкой из Филармонии?
- Угу, я так и знал, - кивнул Миша. - Смотри, Кирилл, если выпадет решка, то "да", а если орел, то "увы, нет".
- Понял.
- Страшно?
- Хули страшного? Все равно я в твою монету не верю.
- Тогда зачем все это? Я ее убираю...
- Да ладно, ладно, не убирай. Подкидывай давай.
- Ну, смотри.
Миша, ухмыляясь, подкинул монету, и она, со звоном упав на ребро, покатилась под диван.
- Блллин, - с досадой сказал Миша, встал на колени и стал шариться под диваном. - Не достать... Дай линейку. На столе возьми.
Кирилл дал ему линейку, встал на карачки и заглянул под диван. Там было очень пыльно.
- Что вы тут ползаете? - спросила мишина мать, заходя в комнату. - Идите ужинать.
- Я сейчас домой пойду, спасибо, - сказал Кирилл.
- О, нашел! - сказал Миша. Осторожно подталкивая линейкой монету, он выудил ее из-под дивана. - Тебе повезло, чувак, решка!
Настало грязное осеннее утро, темное и похмельное. Кирилл выбрался из-под одеяла и, поеживаясь от холода, поплелся на кухню. После вчерашнего ерша мучил сушняк, а еще мучила и страшила мысль о необходимости идти сегодня в Филармонию и там выставлять себя дураком. Выпив банку "пепси", Кирилл понял, что клин вышибают все-таки клином, оделся и пошел в ларек. После пива полегчало. Кирилл сел в метро и поехал в университет.
День начался неудачно - с практических занятий, на которых препод принюхался и проконстатировал факт, что студент Петрусин пьян.
- Это вчерашние дрожжи, - мрачно сказал Кирилл.
- А что сегодня на них легло? - язвительно спросил препод.
Кирилл уныло подумал, что день, неудачно начавшись, закончится так же отвратно. Но потом вспомнил о том, что выпала решка. "Все-таки Мишка дурак", - подумал Кирилл. Однако, мысль о том, что выпала решка, странным образом грела.
Вечером, в половину шестого, Кирилл надел костюм и начал выбирать галстук. Напряжение возрастало. Более того, Кирилл с ужасом отметил, что у него дрожат руки и коленки, и он ничего не может с этим поделать.
Зазвонил телефон. Кирилл поднял трубку и пробурчал "алло".
- Здаров, Кирилл, - услышал он мишин голос. - Собираешься?
- Собираюсь.
- А я тебе вот что хочу сказать: ты вчера неправильно сформулировал вопрос. Надо было спросить сначала не "познакомлюсь ли я с ней?", а "встречу ли я завтра ее", и только потом уже заводить речь о знакомстве. Потому что ее сегодня может и не быть. Но вот если она будет, то ты обязательно с ней познакомишься...
Кирилл раздраженно сказал:
- Чего ты до меня с этой херней докопался?
- А чего ты такой сердитый? Может, тебе компанию составить, чтобы тебе не так страшно было?
- Слушай, отвали.
- Ну как знаешь. Ладно, звони вечером, скажи че-как.
Кирилл бросил трубку, нацепил первую попавшуюся удавку и поехал в Филармонию.
Притулившись у колонны, он всматривался в лица людей, слоняющихся по залу, пробирающихся на свои места. Все люди были в хорошем настроении, почти все лица были интеллигентны, Кирилл их всех ненавидел, потому что среди них не было нужного ему лица.
Начался концерт. Кирилл сел и мрачно уставился в спину дирижера.
В антракте он обегал всю Филармонию, если б была возможность, он бы забрался даже в женский туалет. Все было напрасно. Девушка не пришла.
Не дождавшись конца концерта, Кирилл ушел. Настроение было ужасное.
"Может, ей Рахманинов не нравится", - уныло подумал Кирилл, когда приехал домой. Прислонившись к холодному оконному стеклу, он смотрел на улицу, обливаемую тяжелым октябрьским дождем. Хотелось чего-нибудь разбить, но предки могли сей поступок не оценить.
"Надо же так попасть... Один случайный взгляд - и вся жизнь пошла наперекосяк", - подумал Кирилл и пошел звонить Мише.
- Здрассте, Мишу можно? - сказал он в трубку.
Пока его друг отрывал задницу от дивана и брел к телефону, Кириллу расхотелось с ним разговаривать, но он знал, что Миша не отстанет и будет перезванивать, долго и настырно.
- Здорово, Кирюха, - сказал Миша чрезвычайно бодрым голосом. - У меня есть новости!
- Я тебя предупреждаю, если ты будешь гнать очередную туфту, я с тобой не стану разговаривать.
- Не, у меня цивильные новости. А у тебя, вижу по голосу, провал?
- Да.
- А я, пока ты в своей Филармонии прокисал, ходил с Петькой Левашовым в кино и там с прикольной телкой познакомился.
- Чем она прикольная? - без особого интереса спросил Кирилл.
- Она курносая!
- Что??
- Шютка, дятел. Она меня прибила своим унылым видом, мне вообще нравятся унылые бабы, они претензий не имеют. А главное, живет недалеко.
- А как же твоя Маша?
- Ну, а что Маша? Маша никуда не денется. Я ведь не дурак, чтобы сообщать ей о своих любовных похождениях.
- Ну, типа рад за тебя.
- Вот, видишь, чувак., я, в отличие от тебя, не тормозил, а сразу подошел к бабцу и представился. А ты все задницей прощелкал. Ну что, бухать?
- Зачем?
- Как это зачем? У друга горе.
- Какое у тебя горе?
- Да не у меня, чудила, а у тебя. Пошли, дернем по кружке, я волшебную монету захвачу.