Аннотация: Опыт езды по "гавнам". Постепенно допишу про грязь, песок, снег. Выкладки примерно пару раз в неделю.
Вождение Нивы по "грязям".
Сейчас имеется довольно много учебников, а уж в Интернете прямо немеряно о вождении внедорожника в трофи-рейдах. В то же время вся эта литература ориентирована на экстрим, т.е. вождение в рейдах, соревнованиях, когда с одной стороны экстремальное бездорожье, а с другой - машины, друзья, лебедки, оборудование. Если что - вытащат общими силами, не страшно и засесть.
Совсем иное дело, когда поехал за грибами, рядом жена, лесная дорога и до трактора 20 верст. Совсем иное тогда отношение к возможной посадке. По этой причине я и решился написать о своем опыте вождения по лесным дорогам и бездорожью.
Что надо иметь с собой:
Обязательно - лопата, пила, топор. Очень хорошо - электролебедка. Неплохо иметь доску или фанерку 300х300 мм для установки домкрата.
Шины лучше с грунтозацепами, например у меня Continental CrossContact AT. Шоссейные шины забиваются грязью и тянут плохо.
Грязь.
Надо различать суглинок, разбитую дорогу и торф.
Суглинок и разбитая дорога чем глубже, тем тверже, а вот в торфе внизу - жижа. Колесо провалилось - пиши пропало!
Поэтому первое правило - пойти в сапогах посмотреть - а как там? Пройти по колее, оценить твердость дна, глубину колеи, примерно прикинуть - вот здесь надо проезжать справа, а здесь на пригорке переехать на левую сторону. Прикинуть - где газ добавить, насколько можно прижаться к краю и т.д. В лужах посмотреть - нет ли там бревен или еще чего-то?
Конечно, если дорога довольно проезженная можно и не смотреть, но учтите - по дороге может проехать квадрик, а у него проходимость не чета Нивовской! Так что не всякие следы показывают, что проехать можно.
Перейдем теперь к вождению.
Рекомендую перед ЛЮБЫМ сомнительным участком включить понижайку и блокировку. Дело в том, что въехавши в грязь понижайку с ходу не воткнуть, а передачи можно переключать быстро, на ходу, так что 2-я на пониженном ряду соответствует обычной первой, третья - немного пониже второй. Они и будут нужны, для езды просто, а если глубокая грязь, то с ходу воткнуть 1-ю.
Блокировка. Блокировка в грязи однозначно полезна. Как Вы понимаете, грязь не везде однородно - одно место мягче, другое - тверже. Если включена блокировка, то все колеса вертятся синхронно и хоть одно отталкивается от более твердого, потом - другое, потом - третье и т.д. Если же блокировку не включить, то колесо, попавшее в скользкое место будет быстро вертеться, а все другие - стоять. Включение блокировки возможно только при остановленных колесах, а остановившись и застрять недолго.
Как через грязь ехать?
Подъехали к грязи как на фотографии. Уменьшаем газ почти до холостого, чуть больше, только чтобы не заглохнуть, первую передачу (понижайка и блокировка включена заранее), ногу на сцепление и медленно - медленно двигаемся по грязи, ни в коем случае не прибавляя газ. Дело в том, что при медленном вращении колеса оно перекатывается (скорость около 5 км/час), а при более быстром скользит, буксует и упор падает. Машина движется так, как решили заранее. Здесь надо учесть, что пробуксовки не избежать, а при буксовке колесо стремиться съехать в яму, колею, в общем вниз. Поэтому приходится интенсивно работать рулем, противодействуя заносу. Удержать машину на узких выступах между ямами просто нереально, и не надейтесь. Поэтому надо рассчитывать или держаться одним колесом за траву, или уж ехать по колее.
Если машина пошла "не туда"? По обстоятельствам, но если туда, куда точно не надо, то лучше остановится и отъехать назад. Дело в том, что при очень медленном, 5 км/час движении инерции почти нет, да и полноприводник идет по гавнистым местам не с разгона как обычные машины, а внатяг. Потому задний ход и не приведет к застреванию, зато можно будет избежать заваливания в яму, посадки брюхом и другого гораздо более худшего.
Что следует избегать?
Самое плохое - посадка брюхом, что может быть в глубокой колее. Действительно, Нива имеет довольно большой клиренс - 220 мм, однако Зил или Газ - Шишига намного больше - до 330 мм! Соответственно они могут пробить колею, в которой Нива однозначно сядет.
Пока вес приходится на колеса, полноприводник обычно двигается, наконец можно отъехать назад. Если же сел брюхом - все! Колеса вертятся и выкапывают ямы, зарываясь больше и больше, здесь буксование бесполезно - только глубже зароется.