Врочек Шимун : другие произведения.

Комик

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я потом посмотрел в зеркало, когда брился. А что не так? Лицо как лицо. Красивое даже. Можно героев-любовников играть. Точно.

  Комик (от нем. Komiker, Komikus, в свою очередь от лат. cōmicus) - амплуа, а также актёр, исполняющий комические роли.
  
  
  Режиссерский курс Щуки.
  Статическая мизансцена. Игорь придумал отличный этюд -- солдаты-срочники в музее. Зал музея. Справа -- обнаженный бюст античной богини, слева на скамеечке отдыхает прекрасная живая дева -- длинноногая, в миниюбке, в блузочке, в чулках в сеточку. Это наша одногруппница секси Надя. Перед бюстом богини замер "прапорщик", за ним выстроилась череда срочников. Головы срочников повернуты отнюдь не к мраморной богине. И только бедный прапорщик смотрит в мрамор. Этюд назывался "Экспонат" (это было задолго до Шнура).
  Я был срочником, стоящим последним. И если первые в шеренге только повернули головы, то я почти целиком развернулся к живой богине. И пялюсь на нее во все глаза. Впитываю красоту.
  Для срочников нужна форма. Игорь взял в костюмерной старые советские гимнастерки, штаны, ремни, пилотки. Прапора одели, как положено прапору, фуражка, брюки с лампасами, даже ботинки нашли. А вот с сапогами -- засада.
  Сапог на всех не хватило. Игорь обегал всю Щуку, но нашел еще пару сапог. Занял у курса Иванова, кажется. Только сапоги оказались бракованные. Внутри подошвы выгнуло как от пожара, ступни целиком не засунешь. Ходить в таких сапогах невозможно. Что делать? Я посмотрел на осунувшееся лицо Игоря и говорю: ладно, давай их мне. Я на носочках постою. Десять минут? Подумаешь, задача.
  Генеральный прогон перед показом. Принимает ВВ, куратор курса.
  И вот -- смена мизансцены, мы расставили выгородку, разбежались по местам. Я вынес сапоги в руках на сцену, поставил и сунул туда ноги. Стою на пальцах. Забавно, я так даже выше ростом кажусь. Я приосанился.
  ВВ оглядел мизансцену, улыбнулся. Вроде доволен. Потом ко мне:
  - Овчинников, что ты стоишь, как герой-любовник?!
  - Ээ...
  - Добавь смущения. Смущайся! Еще!
  Я добавил. Зрители-режиссеры засмеялись.
  - Вот! - одобрил ВВ. - Теперь хорошо. Зафиксируй.
  Так я понял, что от меня ждут точно не героя-любовника.
  
  
  * * *
  Задолго до этого.
  Военные сборы. Отдельная трубопроводная бригада под Нижним Новгородом.
  Репетируем присягу.
  Я беру автомат наизготовку, встаю по стойке смирно. Подбородок задран, лицо торжественное.
  - Курсант Овчинников, для принятия воинской присяги, ко мне! - командует замком взвода.
  - Есть!
  Иду, печатая шаг. 
  Слышу странный звук. Смотрю -- это замком взвода мучительно сдерживает смех. Его сгибает. Но меня не собьешь. Я репетирую присягу.
  - Тарищ заместитель командира взвода, курсант Овчинников для принятия присяги прибыл! - чеканю я.
  - Торжественно присягаю...
  Замок опять сгибается. Красный.
  - Блин, ты замучил, - говорю я шепотом. - Издеваешься?
  - Овчинников! - говорит он. - Слушай, хватит. Я не могу, когда ты с таким лицом идешь.
  Я потом посмотрел в зеркало, когда брился. А что не так? Лицо как лицо.
  Красивое даже.
  Можно героев-любовников играть. Точно.
  
  
  * * *
  - Думаете, я всегда играл героев? - говорит Порох. Он суров и мощен, как литая старинная мортира. Боксерская челюсть в седой щетине, лысина отливает патиной. - Э, нет. Это в кино вы привыкли, что я герой. А в театр Сатиры меня когда-то приняли как комика.
  Александр Шалвович Пороховщиков, наш мастер. Порох. 
  Когда я его увидел в Гитисе на поступлении, я подумал: "Это же тот актер, из "Свой среди чужих"!" Оказывается, он ниже ростом.
  А теперь я учусь у него на актерском курсе.
  - Завтра будет пересдача сценречи, - объявила преподавательница. - Тебя, Овчинников, это особенно касается. Что у тебя с упражнениями? Всем знать теорию и практику. Дома перед зеркалом потренируйтесь. Овчинников! Ты понял?
  - Понял, - я вздохнул. Из всех предметов мне труднее всего давались сценречь и танец. Особенно с танцем беда. Временами я чувствовал себя как сороконожка, которую спросили, с какой ноги она обычно начинает движение. Вот как можно одновременно быть почти Траволтой на танцполе -- и таким бревном в учебном классе? Однажды в клубе "Кабана" негр-кубинец, подвижный как ртуть, пожал мне руку, признавая свое поражение. Я сделал его в латине, а на уроке не могу повторить три движения, не запутавшись в ногах. Чертовы шаги!
  С речью лучше, но далеко до совершенства. Остальных на пересдачу оставили с акцентами и южным выговором, а нас с Пашкой -- за лень и глупость.
  Порох вошел в зал -- седой, мощный -- вместе с вокалисткой и сел в первом ряду. Его темные глаза смотрели на нас отрешенно и задумчиво.
  Пересдача началась. Нас было четверо. Две девчонки, Пашка (не тот, что с Танцором диско, другой) и я.
  - Кто начнет? - спросила педагог по сценречи.
  - Давайте я.
  Я сделал шаг вперед. Рассказал теорию и принялся за практику.
  Упражнение называется "Колокол". Оно в принципе простое -- встаешь, ноги чуть шире плеч, руки прижаты вдоль тела. Нужно качаться с ноги на ногу, изображая язык колокола и произносить при этом "БОМММ-БОМММ", начиная с низких нот и до самых верхних. Главное, чтобы звук шел из груди, а потом из головы. Это упражнение развивает резонаторы.
  Я это упражнение делал дома, прекрасно знал. Даже перед зеркалом репетировал. Так что в себе я был уверен. Как настоящий адепт системы Станиславского, даже в учебное упражнение я вложил внутренний монолог и киноленту видений. Я представлял, что я не просто колокол, а колокол из фильма Тарковского "Андрей Рублев", который отливают в последней новелле, и что я духовное воплощение шута, которому вырвали в начале фильма язык за правду, а теперь меня отлили в бронзе и дали мне новый медный язык, и я звоню над всем миром, над этой юной возрождающейся Русью, которая скоро сбросит рабское монгольское иго, и я смотрю на всех с высоты полета воздушного шара, подо мной проплывают поля и реки, и рыбаки в лодках, и табун лошадей, и я звоню. И звон мой чист и ярок. И разносится далеко.
  - Начали, - сказала педагог по сцен.речи.
  И я начал.
  - БОМММ, БОМММ, - очень низко.
  - БОМММ, БОМММ, - чуть выше.
  Я делаю -- и чувствую, что вокруг меня что-то происходит. 
  Смех. Затем -- грохот горного обвала.
  Порох стал багровый, как помидор. Никогда его таким не видел. И хохотал. По лицу катились слезы.
  Что-то не так? - подумал я. И удвоил усилия.
  Порох рубанул ладонью воздух, задыхаясь.
  - Ты! - крикнул он своим мощным хриплым голосом. - Комик!!
  И продолжил смеяться. Рядом с ним плакала от смеха преподавательница вокала, а педагог по сцен.речи -- стояла с красным лицом, она честно пыталась сдержаться.
  - Овчинников, спасибо, - сказала она наконец сдавленно. - Все.
  На этом экзамен благополучно завершился. Всем поставили "зачет" и отпустили.
  После ко мне подошла Тамара и говорит со своим характерным гортанным акцентом:
  - Спасибо, что рассмешил Пороха. 
  Я рассеянно кивнул.
  А я стою и не могу понять. Как я это сделал?
  Я же герой. Не комик.
  
  
   []
   ============ Александр Пороховщиков (Клавдий), Алла Демидова (Гертруда) и Владимир Высоцкий (Гамлет) в спектакле Юрия Любимова "Гамлет", Театр на Таганке
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"