Аннотация: Эта повесть о былом и думах на рубеже веков. Вполне естественно, что моё было и мои думы о нём иные, чем у Герцена. Изменились времена, изменились и нравы. Но ведь человеческая природа от этого существенно не меняется...
Книга "Былое и думы", принадлежащая перу Герцена, является памятником мысли своего времени. Но ведь никто не мешает моим сверстникам и моим современникам написать нечто подобное и сейчас.
Ведь во времена, не столь уже отдалённые от нашего времени, практически любой грамотный и культурный человек мог толком написать и о своем былом, и о своих думах пусть не большую, но вполне приличную в литературном отношении книгу, тем более, о своём детстве и юности.
Даже женщина-математик Софья Ковалевская написала по меньшей мере пару вполне приличных книг. А ведь математики далеко не лирики. Это скорее сухари.
Это не я придумал. Это я позаимствовал из фильма "Семнадцать мгновений весны", где подвыпившая женщина-математик была изображена юмористически, и где наш доблестный разведчик Штирлиц предложил ей пока черкануть пару формул, а уж потом они вместе...
Исходя из этого, я решил, что будет куда разумнее перейти от практики публикации моих отдельных миниатюр к практике публикации такого рода книги, где отдельные миниатюры послужат элементами мозаики, составляющей единое целое, хотя и лишённое целостного сюжета. Это будет скорее живописное полотно моей эпохи и моего существования в ней.
Так ведь и у Герцена его книга тоже мозаична. Отдельно о Марксе, отдельно о Гарибальди, отдельно о своей личной жизни, отдельно о всяческих рефранжье и так далее. Причём это было написано без особого литературного блеска. Даже я сейчас об этом бы куда лучше написал.
Преимущество Герцена в том, что далёкие события в глазах потомков смотрятся гораздо интереснее, чем в глазах его современников. К тому же, ему довелось лично встретиться с рядом исторических личностей и быть свидетелем и даже участником воистину исторических событий.
Так ведь и любой из моих ровесников тоже был свидетелем и, в какой-то мере, участником событий не меньшего исторического масштаба. Большое видится на расстоянии...
Так почему бы не попробовать? Первый шаг всегда труден. Потом будет гораздо легче. Разумеется, если потом не начнётся третья мировая война, деньги на которую уже отпущены и даже по срокам освоения расписаны.
В этом случае моя работа останется не законченной. И что с того? Ведь вреда от неё никому всё же не будет.
Вполне возможно, что я не стану разводить мыльную оперу во многих частях. Ведь технически возможно просто дополнять этот топик. Так что следует навещать его хотя бы раз в неделю, чтобы посмотреть его обновления и дополнения.
***
Многие книги такого рода начинаются с описания детства авторов. Это оправдано в литературном отношении тем, что своё детство даже не слишком известные публике авторы умеют описать вполне профессионально и интересно для читателя при условии, что автор является выдающейся исторической личностью и творцом истории.
Это оправдано и в историческом отношении, поскольку, не зная происхождения автора, его семьи и его эпохи трудно оценить все достоинства и недостатки его книги.
Для меня такой путь закрыт по ряду причин. Во-первых, я был скорее продуктом истории развития СССР и современной России, чем творцом их истории. А во-вторых, я уже описал самое существенное для моих читателей по части истории моей семьи и моего детства.
Так что теперь мне осталось разве что добавить нечто вроде штрихов к портрету моего былого. А вот по части моих дум у меня ещё найдётся много чего сказать...
О своём деде и отце я уже сказал моим постоянным читателям более, чем достаточно. А вот о своей матери я практически ничего не сказал. Поскольку моя мать была врачом, она понимала, что от яслей будет одно мучение. Бесконечные детские болезни характерны для детского коллектива...
Но поскольку она была не просто врачом, а врачом- бактериологом, работавшим с особо опасными капельными инфекциями, то она умудрилась притащить мне с такой работы дифтерию, от которой я едва не скопытился.
До самого детского сада я находился под влиянием глухой няньки, злобной овчарки и дикого кота. Так что нет ничего удивительного в том, что, будучи лишённым всякого контакта со сверстниками, я порядком одичал...
В детском садике на стене был вывешен портрет Сталина. Детям его представили как вождя, а не как генсека или отца всех народов, поскольку таких сложностей дети бы просто не поняли.
Да и я бы не понял в моём детском возрасте в те времена постоянные обращения к моей матери с одним и тем же вопросом: "Вы ещё работаете?". Лишь позднее я осознал, что именно означал этот вопрос во времена борьбы с врачами-убийцами и прочими безродными космополитами...
***
На период моих ранних школьных лет в стране произошли весьма значимые события, начавшиеся с момента смерти Сталина и прихода к власти Никиты Хрущёва.
Нет сомнений в том, что на селе их заметили и отметили. Ведь наши сельские жители получили свои паспорта... А вот на горожанах это так сильно не сказалось. Разве что моя мать теперь сама говорила тем, кто раньше задавал ей вопрос по части работает ли она ещё
-Работаю. И буду ещё работать!
А тех, кто вернулся из сталинских лагерей я тогда по своему малолетству ещё не встречал. Зато я видел, как прямо на улицах резали людей выпущенные по амнистии Берии из тюрем уголовники.
Моим сверстникам в школе тогда запомнился полёт в космос Юрия Гагарина. И не просто запомнился, а даже произвёл сильнейшее впечатление.
Ведь тогда мы поверили в то, что обещанный Хрущёвым коммунизм действительно наступит ещё при нашей жизни. Чем это не прекраснейший штрих к портрету моей эпохи?
А во дворах шумела своя жизнь многочисленной детворы. Это сейчас наши дворы уже пустуют. Страна вымирает и ещё долго будет вымирать, хотя уже не так стремительно. По крайней мере, так обещал нам наш президент.
Готов даже допустить, что вымирание совсем остановится. Вопрос лишь в том, что стабилизация численности российского населения напоминает мне среднюю температуру по больнице. По части того, какой национальный состав населения при этом будет даже прирастать, а какой продолжит вымирать...
Во времена государя императора в ходу был лозунг "православие, самодержавие, народность". А сейчас самодержавия уже нет, с народностью есть проблемы, и бог весть что будет с православием, если православное население окажется в численном меньшинстве...
***
Судьба человека порой зависит от множества случайностей. А ещё от того, как он отреагирует на такие случайности. Кем бы стал великий Альберт Эйнштейн, если бы он вовремя не отреагировал на подвернувшуюся ему возможность покинуть кайзеровскую Германию?
В моем случае имели место сразу две случайности, тесно связанные между собой. Одна из них заключалась в том, что неожиданно наша школа превратилась из десятилетки в семилетку или восьмилетку.
А вторая заключалась в том, что, случайно узнав об этом, я принял судьбоносное для себя решение о незамедлительном переходе в другую школу.
При этом тогда я ещё не знал о том, что судьбоносная для меня встреча с учителем физики в противном случае не состоялась бы, поскольку он преподавал в той школе всего лишь один или два года.
Сейчас вошли в моду сомнительные эксперименты со школьным и вузовским образованием. А надо было всего лишь по уму подбирать преподавателей в школах и освободить их от всевозможной нагрузок, мешающих их творческой работе. И всё...
Мне сильно повезло на встречи с интересными харизматичными личностями, сделавшими меня таким, как я сейчас. А как быть с теми, кому не так повезло, как мне?
О встречах с такими людьми я уже здесь писал в целом ряде своих топиков. Так что, повторяться не буду.
***
Встречи с интересными людьми и харизматичными личностями вообще влияют на людей сильнее любых учебных программ в тех или иных учебных заведениях и даже сильнее, чем иные судьбоносные события, происходящие с страной, которые до российской глубинки не докатываются...
Да и само ощущение течения времени зависит не столько от его физической продолжительности, сколько от его насыщенности событиями, эмоционально значимыми для человека. Четыре четверти в первом классе школы эмоционально насыщены даже более, чем четыре года в вузовских стенах.
Космологи это прекрасно понимают, утверждая, что первые кратчайшие мгновения существования нашей вселенной были куда больше насыщены судьбоносными для неё событиями, чем последующие миллиарды лет. Да и простые люди это ощущают, хотя в полной мере этого и не осознают.
Так что нет ничего удивительного в том, что за пять лет обучения в глуповском политехнике на меня более всего повлияла встреча с одним студентом, которого я буду в дальнейшем именовать Киевлянином.
Тем более, что на этот период мои отношения в Философом и моим школьным учителем физики были поставлены на паузу, а мои отношения с основоположником ТРИЗ ещё не начались.
Стоит отметить, что уже в те времена в наш глуповский политехник по понятным причинам приезжали многие евреи из тогда ещё якобы дружественной нам Украины. Вдаваться в эти причины подробнее здесь и сейчас я не собираюсь.
Здесь и сейчас стоит лишь отметить, что это были весьма разные люди, которые собирались в свою компанию, о жизни которой ни я, ни Киевлянин мало что знали, поскольку в эту компанию мы не входили.
Никаких других компаний, сплочённых по такому же принципу, в те времена в политехнике ещё не было. Спустя много лет, я заглянул на одну из кафедр того же политехника, рядом с которой располагалась случайно открытая дверь в одну из малых учебных аудиторий.
И, к своему удивлению, заметил, что там вся группа в отсутствии преподавателя говорит между собой далеко не на русском языке. А ведь это была вовсе не спецгруппа, предназначенная для обучения иностранных студентов...
Любые взаимоотношения влекут за собой взаимное влияние сторон. Даже если одной из сторон таких отношений является учитель уровня выдающегося педагога Макаренко, а другой-его ученик. Об этом вам любой педагог скажет.
Правда, власти времён Макаренко выдающиеся такие педагоги были вовсе не нужны. Поэтому они сначала надели на него шинель сержанта НКВД, а потом и вовсе вытеснили из сферы педагогики в сферу писательскую. Его и похоронили как писателя, а вовсе не как выдающегося педагога. А потом его вдова ещё и редактировала ранние издания его книг в угодном тогдашней власти духе.
Но это уже совсем другая история.
***
В моём случае конкретного взаимодействия с Киевлянином стоит отметить то, что оно имело весьма отдалённые, судьбоносные и совершенно неожиданные последствия.
Дело в том, что его тогда интересовали поэзия и психология, а технических способностей он был лишён начисто, что сильно его удручало. Прочитав несколько его стихотворений, я посоветовал ему отнестись к этому серьёзнее. В дальнейшем он стал уже в Киеве довольно известным поэтом, которого там светские дамы приглашали в свои литературные салоны.
А ещё я нечаянно заронил в его душу мысль о том, что полное отсутствие технических способностей может означать наличие у него выдающегося призвания к некому иному служению, которое он просто ещё не осознаёт.
Сказал и забыл. А он это запомнил. И потом напомнил мне о том, что я ему тогда сказал. Полагаю потому, что ему всю его жизнь эти слова согревали его душу.
В итоге он прошёл длинный путь от заместителя директора издательства до создателя выдающейся книги по каббалистике, которую сейчас интеллектуалы ставят на книжных полках между Кораном и Библией.
Что же касается меня, то и для меня общение с Киевлянином тоже бесследно не прошло, хотя ничего особо судьбоносного оно мне не принесло. Скорее, оно имело для меня забавные последствия.
Дело в том, что, будучи лишённым возможностей изучать психов по лекциям в университетских стенах, он счёл за благо выявлять и изучать их вполне естественным образом, разгуливая и беседуя с ними по улицам города Глупова. Благо, что здесь они водились в изобилии...
Ну а я же гулял вместе с ними, не видя в этом ничего особенного. Ведь я и раньше гулял вместе со многими из них, не зная о том, что они психи. Последствия таких прогулок по городу начались уже после отъезда Киевлянина из города Глупова. Ведь он уехал, а я остался с ними наедине...
***
Товарищи по двору, по школе и по группе в политехе у меня тоже были. Но заметного влияния на меня они не оказали. Наш двор сам по себе оказывал на меня в те времена большее влияние.
Вроде бы самый обычный двор пятиэтажки того времени. Разве что он находился на месте снесённого храма, от которого остались лишь одни надворные храмовые сооружения, заселённые типичными людьми той эпохи. Но этот двор был таким колоритным и живым, что я до сих пор скучаю по нему.
Мне сейчас трудно судить о том, оказали ли на мою жизнь заметное влияние прочитанные мной книги. Читать я научился довольно рано. Дело в том, что моему отцу надоело читать мне на сон грядущий всякие книжки. Так что я быстро выучился читать их самостоятельно.
Поначалу это были книжки из домашней библиотечки. А потом мать привела меня в библиотеку медицинских работников, где мне было позволено выбирать книжки прямиком с книжных полок. Вот я и выбирал их по своему вкусу до тех пор, пока там не перечитал всё для меня интересное.
А потом я переключился на чтение учебников и книг по философии и физике. Книги по философии состояли из первоисточников. Они и сейчас стоят на моих книжных полках. А кроме того, мои родители приносили мне литературные журналы. Иностранную литературу (ИЛ) и ей подобные издания.
В наши дни бесплатный доступ к литературе, необходимой для формирования творческой личности и даже для подготовки высоко квалифицированных специалистов и их работы по избранной специальности открыт далеко не во всех сетевых библиотеках...
Да и на нашем ТВ сейчас работает только канал Культура, да и тот кое-как. Даже канал Спас, которому сам бог велел вещать повсеместно и круглосуточно во имя сохранения в России жалких остатков православия, загубленного во времена строительства коммунизма в СССР, собирает подаяние для продолжения своей работы.
Для сравнения стоит отметить, что зарубежные спонсоры не жалеют бабла на строительство мечетей по всей Руси, подготовки их кадров и всевозможных хаджей по святым местам ислама. При всём моём уважении ко всем мировым религиям не могу не сказать о том, что для России это очень плохо закончится...
Разумеется, что наш президент понимает это не хуже меня и делает всё, что в его силах, по части восстановления храмов православия и даже строительства новых православных храмов.
Проблема в том, что разрушить веками создаваемое можно довольно быстро, а вот воссоздать новое в умах и сердцах народа православного за краткий период его правления точно не получится.
На эту работу нужно очень большое время. Причём начинать её нужно с отбора верующих священников. В свое время мне довелось побеседовать с одним священников современной формации из числа воинов, прошедших Афганистан.
Об этой беседе я уже писал в своих топиках, размещённых на этом сайте. Так что повторяться не буду. Скажу лишь о том, что по итогам нашей беседы мы сошлись в мнении по части того, что самое трудное в наши дни в городе Глупове заключается в том, чтобы найти верующего священника.
***
Даже светское образование в той или иной степени сопровождается воспитанием. А уж религиозное и тем более. Хотя в общем случае это разные вещи.
Например, наш незабвенный Ильич получил в гимназии кое-что по части религиозного образования, поскольку там преподавался и закон божий. А вот даже задатков религиозного воспитания он там точно не получил.
Как известно, Сталин обучался в духовной семинарии. И хотя он не закончил её, но некоторые задатки духовного образования и духовного воспитания он там всё же получил.
Их оказалось вполне достаточно для того, чтобы относиться к религии диалектически. То есть для того, чтобы, когда это выгодно, бороться с религией, не искореняя её до конца, а когда это нужно, то обращаться к авторитету и духовной поддержке власти религией, не вводя её при этом во власть.
Так было всегда и везде. И в древнем Египте, и в древнем Риме, и даже не в столь уж древних Грузии и Киевской Руси. Так есть и сейчас, за исключением лишь тех государств, где к власти пришли духовные лидеры, так есть и сейчас в современной России и так будет всегда и везде, пока у людей сохраняется духовная потребность в религии.
О своём отношении к религии я уже писал. Так что здесь и сейчас мне остаётся только добавить нечто вроде штрихов к портрету.
Мой дед не успел получить религиозное образование и воспитание в хедере. Его оттуда выгнали за чужие грехи, а вскоре он, как и Максим Горький, пошёл в люди. Так что по этой части ему было просто нечего мне передать.
Материальных и иных оснований для любви к царской власти у него было не больше, чем у любого другого еврея, жившего в те времена. Ведь в те времена отношение к ним царской власти сильно смахивало на отношение к неграм в ЮАР во времена апартеида и даже на отношение фашистов во времена принятия антиеврейских законов.
Тем не менее, он не пошёл ни в оппозиционные царизму легальные партии, ни в террор.
Более того, даже в швальне царской армии он считал, что её офицеры были такими людьми, которых просто невозможно было именовать иначе, чем ваше благородие.
Оснований для горячей любви к большевистской власти у него тоже не было. Он не стремился к тому, чтобы обрести некие выгоды из своего пролетарского происхождения и выдвижению по карьерной лестнице.
Да и насмотревшись на то, что творили местные робеспьеры в Кисловодске, он питал потом всю свою жизнь глубокое отвращение к их богомерзким делам.
Его представления о моём воспитании не шли далее, чем желание научить меня шить. Ведь портняжная иголка его кормила всю его жизнь. Прокормит и меня.
Тем не менее, я всё же научился от него кое-чему путному. Например, уважению к сану раввинов. Едва завидев рабби, мой дед снимал шляпу и склонялся в глубоком поклоне перед ним.
Надо сказать, что мой дед был по-детски наивен. До такой степени, что когда в Кисловодске некий заезжий кантор исполнял арии из опер по библейским сюжетам со слезами на глазах, то он свято верил в то, что это от его выдающейся набожности. А потом сильно удивлялся и возмущался тому, сколько бабла за свою так называемую набожность тот за это слупил.
Но ещё больше наивной была его родная сестра, проживавшая в те времена в Пятигорске. Узнав о кончине в Монголии Чомболсана, она зарыдала. Такой человек умер!
А потом она рыдала вместе со всем советским народом, узнав о кончине Сталина. Позднее, узнав о решениях 20 съезда КПСС, она сказала о том, что оказывается, не надо было рыдать.
Полагаю, что причиной такой родовой детской наивности был мой прадед. Он просто не вылезал из синагоги, а его несчастная жена тащила на себе всю его многодетную семью, жившую в крайней нищете. Помог ли ему самому и всего его потомству за такую набожность бог? Не похоже...
Разве что он помог по части того, что мой дед был на редкость порядочным человеком. Он даже не затаил зло на соседей, которые вынесли из его убогой квартирки буквально всё, после отъезда его семьи в эвакуацию.
***
О педагогическом вмешательстве со стороны моих родителей в моё воспитание мне сказать нечего. Его просто не было. Родители не мешали моему естественному воспитанию и самовоспитанию. А я старался не доставлять им лишних хлопот.
Полагаю, потому что чувство долга перед моими родителями мне было присуще, по крайней мере, со школьного возраста.
Одно время у нас появилось множество сообщений о передовом опыте педагогов-новаторов по части воспитания собственных детей. Помнится мне, что они не были педагогами по профессии...
Стоит отметить, что основоположник ТРИЗ внимательно изучал труды титанов педагогической мысли. Ведь ему предстояло преподавать... В итоге такого изучения он пришёл к выводу о том, что они согласны между собой лишь по части того, что тряпка у классной доски должна быть мокрой. И не советовал тем из нас, кто потом собирался преподавать ТРИЗ, заморачиваться по этой части.
Вот и всё, что я могу сказать об этом, вспоминая про своё былое. А вот по части своих дум о воспитании мне есть что сказать здесь и сейчас.
Есть основания полагать, что воспитание начинается с осознания разницы между добром и злом. Раньше этим делом занимались верующие священники и, лишь отчасти, родители.
А сейчас верующие священники в большом дефиците, да и их проповеди сейчас детки уже если и посещают, то редко. А родителям сейчас вообще не до этого. Иные из них просто квасят, а иным приходится выкручиваться ради элементарного выживания своей семьи.
Затем воспитание продолжается с осознания своего долга перед своим родом, своей семьёй и своей страной. На Кавказе с этим нет особых проблем. Там ведь это всегда было, есть сейчас и всегда будет. А у нас?
А у нас как в песне Высоцкого. "Досадно мне, что слово честь забыто." А ведь так было в России не всегда...
Известно, что природа не терпит пустоты. Место веками проверенных воспитателей, необходимых для выживания страны, занимают сейчас совсем иные воспитатели.
Для начала наше ТВ. Ведь хозяева наших телеканалов в реале озабочены лишь своим рейтингом и своими доходами, зависящими от него. Со всеми вытекающими из этого факта последствиями, способствующими воспитанию мальчишей-плохишей.
Среди всего прочего, с голубых экранов пропагандируются игры на выбывание, в которых на первый взгляд ничего плохого нет. Вроде бы обычные командные соревнования.
Только вот при этом пропагандируется вовсе не командный дух, а скорее инструкция для пользователя по части того, как ему половчее пройти по головам своих попутчиков по этой командной игре, ради того, чтобы урвать свою личную минуту славы.
Среди прочего с голубых экранов смакуются и такие подробности сладкой жизни мажоров и мажорок, от которых у тупорылого молодняка просто захватывает дух. Не жизнь, а просто мечта. Почему бы не стремиться любой ценой отвоевать своё место под таким жарким солнцем? Вот и стремятся. Любой ценой...
А теперь добавьте ко всему этому Интернет, который современным молодняком просматривается целыми днями. Это уже не наше более или менее контролируемое цифровое пространство. Там ведь работают и враги России...
Ещё совсем недавно наши комментаторы говорили о том, что имеют место всего лишь единичные случаи вербовки нашего молодняка для совершения террористических актов на нашей территории.
А сегодня по тому же первому каналу сообщили о том, что наши доблестные органы уже раскрыли целую сеть по подготовке таких диверсантов по всей стране. Причём их базы располагались уже на нашей территории со всеми необходимыми аксессуарами для такой работы. Каково?
Молодёжь везде и всегда гораздо острее, чем взрослые, реагирует на весь негатив жизни. Такова уж её природа. Взрослые уже усвоили и на личном, и на историческом опыте, что построить рай на земле невозможно. А молодняк ещё нет.
Вполне естественно, что наш молодняк возмущает то, что они видят порой на нашем ТВ. То, что показывают по одному каналу, не вяжется с тем, что показывают по другому каналу в то же самое время.
Например, по одному каналу показывают сильную озабоченность наших депутатов, пиарящихся на проблематике уменьшения деторождаемости. А по другому каналу в это время собирают всем миром бабло на спасение жизни той или иной милой крошки.
Наш молодняк прекрасно понимает, что бабла, затраченного на работу нашей ГД всего лишь за несколько дней, хватило бы на спасение всех таких висящих на волоске детских жизней. Да и по части полезности работы нашей ГД у них тоже возникают вполне естественные для юного возраста сомнения.
Они ведь видели на нашем ТВ большую телегу с бумажным законодательным мусором, которую с трудом приволок один из депутатов нашей ГД на её заседание.
К тому же, на уроках истории они узнали о том, что ещё в дореволюционные времена от работ всех тогдашних ГД для Российской империи был только вред.
Стоит ли удивляться тому, что при таких обстоятельствах наш молодняк вполне способен на то, чтобы совершить нечто противозаконное в отношении того или иного депутата нашей ГД?
Тем более, что на уроках истории им до сих пор рассказывают о подвигах народовольцев, да и многие названия наших улиц в их честь до сих пор ещё не сменили.
Нашим деткам трудно понять почему инфляция в нашей стране не компенсируется таким же честным образом, как скажем, в том же Израиле, о чём им поведал с наших голубых экранов наш бывший гражданин господин Кедми.
А ещё им очень трудно понять, почему при заданном уровне инфляции размеры компенсаций в процентах столь сильно различаются для разных категорий наших пенсионеров. Ведь инфляция для них одинаковая...
Наши взрослые граждане прекрасно понимают, почему для нас существуют хорошие и плохие террористы.
Хороших для нас у нас принято называть борцами за то или иное правое дело, а плохих для нас в данный момент истории у нас принято клеймить. Например, тех кому сейчас помогает в Африке бандеровская Украина.
Наши взрослые граждане прекрасно понимают почему именно надо сейчас клеймить ныне не дружественные нам государства, включая наши бывшие союзные республики, обвиняя их в геноциде советского мирного населения в период ВОВ.
А вот наш молодняк, исповедующий ислам, эту диалектику власти не понимает и не по делу возбуждается. Ему ведь наши СМИ не сказали о том, что как исламские, так и бандеровские террористы, используют одну и ту же тактику живого щита, прикрывая мирным населением свои военные объекты.
В итоге это приводит к позорным для России событиям в махачкалинском аэропорту. А ведь их могло и не быть, если бы наши СМИ не смаковали ужасные подробности мнимых злодеяний Израиля, почерпнутые прямиком из такого рупора исламского террора, как Аль Джазира.
И уж совсем трудно понять сейчас даже нашим взрослым половозрелым гражданам, как же могло случиться такое безобразие, что многих наших айтишников выпустили из нашей страны в самом начале СВО, а теперь власть пытается их заместить набором дешёвых айтишников из Африки?