Аннотация: Шахматы - замечательное орудие интеллектуального тренинга. Этот инструмент настолько же доступен, насколько и сложен.С одной стороны фигур меньше, чем букв.То есть легче научиться играть в шахматы, чем выучить азбуку.
Шахматы шикарный тренинг для обучения ДО рождения - особенно в XXI веке!
Шахматы - изумительное орудие интеллектуального тренинга.
Эмоционального и музыкального обучения.
Этот инструмент настолько же доступен, насколько и сложен.
С одной стороны фигур меньше, чем букв.
То есть легче научиться играть в шахматы, чем выучить азбуку.
( А читать можно научиться раньше, чем говорить.
Об этом хорошо писал А. Шароваров в своей книжечке Читать раньше, чем говорить.)
Ещё супервозможность шахмат - противоборство сторон.
Прекрасно то, что есть строгие правила этой игры.
Отлично, что можно много раз сыграть с тем же противником и отыграться.
Здорово, что можно визуально представить движение фигур. Причём увидеть движение силуэтов фигур ДО рождения.
И просто гениально легко ребёнок запомнит
Это ряд букв ABCDEFGH
И цифр 12345678.
Что это как не таблица EXCEL?
XXI век благодаря компьютерам позволил к каждому юному шахматисту приставить партнера-компьютера.
И теперь независимо от проживания и доступности соревнований ребёнок может тренироваться, сколько ему захочется.
Привожу пример шахматного турнира.
Автор нижеследующего текста - Анатолий Кекиш.
Событие было освещено газетой "Вести-сегодня".
ШАХМАТЫ "ЗА РОДНОЙ ЯЗЫК"
28 февраля 2004 года в школе "ЭВРИКА" (Рига ул. Аниньмуйжас 9) за шахматной доской встретились 50 молодых шахматистов из 16 школ Риги. Турнир состоялся по инициативе Якова Плинера- депутата 8-го сейма Латвии (За ПЧЕЛ) и преподавателя этой школы - мастера спорта по шахматам Георгия Маковского (главный судья турнира)
В 1-й группе стартовало 13 перворазрядников и кандидатов, во 2-й еще 37 игроков.
активно сражались представители 16, 34, 40, 71, 72, 74, 80, РКГ, Пушкинского лицея, Бушумуйжской основной школы, гимназии им. Драудзини.
В поте лица трудилась и судейская бригада в составе
Кирила Пономарева,
Дмитрия Домина,
Сергея Савельева. Швейцарская система за 7 туров выявила лидеров в обоих группах. Четверо лучших из каждой - боролись в суперфинале за главные призы от хозяев турнира, который прошел азартно, дружно, весело. Благодаря хозяевам было вкусно и уютно.
Призерами в 1-й группе в результате упорной борьбы стали:
1-е место Федоров Сергей,
74 ср. шк. (кмс),
2-е Гутман Сергей -РКГ (кмс),
3-е Дунаев Георгий -1-й разряд.
Во 2-й 1-е место занял Васильев Андрей 72 ср. шк.,
2-е Александр Проживальский 75 ср. шк.,
3-е Юлия Гравиете 75 ср. шк. и
Эдуард Игнатьев 75 ср. шк.
Вручая дипломы и награды победителям, Яков Плинер призвал и в дальнейшем не расставаться с этой умной игрой, дружить всех со всеми, ведь шахматы, как и многое другое, где люди заняты общим, полезным, интересным делом позволяют не только померяться силами с противником, но и лучше понять его, принять его таким, какой он есть, помочь стать лучше, сильнее, и радоваться успехам друга, а не завидовать ему.
Призы также получили самые юные игроки Сильвия Горчакова и Максимилиан Бирг, лучшие игроки из "ЭВРИКИ" Мария Царькова и Виталий Дмитриенко,
сильнейшие среди девочек Ольга Сомова и Елена Шорохова.
После награждения Георгий Маковский дал сеанс одновременной игры на 9-ти досках лучшим игрокам турнира и двум из них сопутствовала удача.
Всем понравилось. Кто еще готов устроить такой праздник детям?"
( автор текста - Анатолий Кекиш.)
Что можно сказать в дополнение к этим текстам?
Обучению движениям ребёнок учится сам.
Ходить вперёд/назад, влево/вправо он учится в самом нежном возрасте.
И научается!
Почему бы не разместить на стенах большие фотографии и схемы фигур?
А также можно напридумывать множество сказок на эти, шахматные темы.
Да, забыл сказать, что благодаря Интернету каждый человек
( здесь совершенно неважен возраст, аттестат и пол)
может участвовать в соревнованиях буквально во всех соревнованиях мира.
Это совершенна уникальная возможность, которой нет в обычных видах спорта.
Посмотреть фотографии можно на российском фотопортале.
Адрес следующий
http://evrika.photofile.ru/
Занимательные и методические материалы http://suhin.narod.ru
"В последние годы появляется мало актуальных статей, посвящённых не спортивным итогам детских соревнований, а вопросам методики преподавания шахмат детям самого младшего возраста."
"Уверен, одна из обязанностей методиста перед обществом состоит в том, чтобы иметь в Интернете свой сайт и публиковать свои наработки. " - так совершенно верно собщает специалист по обучению шахматам
И. Сухин.
(Сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"
[url] http://suhin.narod.ru[/url] )
" Лучшее из опубликованного: серия статей А.А.Тимофеева в Выпусках Ассоциации школьных шахматных клубов "Шахматный всеобуч" (1997).
Почти нет подобных материалов и в Интернете."
Сейчас наступила та потрясающая возможность сделать презентации на основе уже накопленных наработок.
Я имею в виду диафильмы
"Приключения в Шахматной стране: Первый шаг в мир шахмат" (М.: Диафильм, 1990) и
"Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат (М.: Диафильм, 1992), написаны и изданы книга для совместного чтения родителей и детей 5 - 7 лет "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991),
сборник дидактических сказок с предисловием Г.К.Каспарова "Волшебный шахматный мешочек" (Испания, 1992, на испанском языке),
пособие-сказка "Волшебные фигуры, или
Шахматы для детей 2 - 5 лет" (М.: Новая школа, 1994), переизданное позднее под названием "Шахматы для самых маленьких" (М.: Астрель, 2000).
Сухин совершенно верно видит целительность шахмат для лиц, заброшенных обществом:
"Ещё не оценено в должной мере то обстоятельство, что шахматные занятия помогут не отстать в психическом развитии миллионам детей,
живущим в сельских регионах, приоткроют дорогу к творчеству детям-инвалидам, ребятам с различными функциональными отклонениями, детям некоммуникативного типа.
Круг общения, возможности полноценного развития и самовыражения, самореализации этих детей порой чрезвычайно узки, и дети остро чувствуют свою реальную либо мнимую ущербность.
Парадокс обучения игре в шахматы состоит в том, что оно даёт необычайно много не только детям с задержкой психофизического развития, не только "нормальным" детям, но и детям одарённым. Важно лишь каждому ребёнку давать посильные развивающие задания.
Поэтому в июне 2001 года я сделал свой сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина" (http://suhin.narod.ru),
на котором поместил программы трёх лет обучения, статьи и большие фрагменты из книг.
Цитата:
Теперь обратим ваше внимание на очень важное обстоятельство: во многих регионах России давно поняли, что начинать учить игре в шахматы лучше не в школе,
а гораздо раньше."
"Методика преподавания шахмат - один из тех редких аспектов, в которых Россия является мировым лидером.
Методически грамотное обучение детей основам шахматной игры, опирающееся на постулат Л.С.Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, и свойственные детям потребности и возможности - действенное, эффективное средство их умственного развития."
Здесь хотелось бы добавить усиливающий тезис в стиле Бориса Никитина:Обучение будет наиболее эффективно,
если условия будут опережать развитие.
Поэтому-то я и пытаюсь, выкладывая материал для обсуждения здесь, усилить и этот императив.
Обучение будет наиболее эффективно, если сами родители и будут обучать своих же детей.
Но для этого нужно, чтобы родители изначально обсуждали возможности обучения одаренного ребёнка и
просили у судьбы, небес и Бога персону, одарённую именно такими талантами, которые они смогут оптимально развить.
( Эта идея позаимствована у мадам Профет.)
Ссылки на ресурсы Сухина:
И. СУХИН "Шахматный курс в начальной школе: история становления" - http://suhin.narod.ru/chessdagomys.htm
(В Интернете также можно познакомиться со следующими работами И.Г.Сухина - Программы Министерства образования России: "Шахматы, первый год" - http://suhin.narod.ru/chessprogr1.htm,
"Шахматы, второй год" - http://suhin.narod.ru/chessprogr2.htm, объяснительная записка к курсу -
http://suhin.narod.ru/chessfak1.htm; а также такими статьями и фрагментами книг "Зачем детей 2-5 лет учить игре в шахматы? Возможности детей этого возраста. Психологические характеристики детей" -
http://suhin.narod.ru/chessland1.htm;
"Избранные материалы из книги "1000 самых знаменитых шахматных комбинаций" - http://suhin.narod.ru/chesskomb1.htm; "Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя" - http://suhin.narod.ru/chessuch2.htm и многим другим - смотрите материалы сайта)
KChess Elite - удобная программа для игры в шахматы. Она подойдет для людей с любым уровнем подготовки, так как имеет очень гибкие настройки сложности игры. Особенно ценна для начинающих игроков и тех, кто хочет развить свои умения. В программе реализован многоязычный интерфейс (английский, французский, русский, испанский, итальянский и др. языки), звуковое сопровождение (произнесение ходов и т.д), поддержка просмотра/записи шахматных партий, сохраненных в различных форматах (PGN, FEN, EPD), распечатка партий с помощью специальных шахматных шрифтов, анализ текущей ситуации (может быть полезен для решения задач). Помимо всего прочего Вы сможете выбрать различные наборы шахматных фигур (от классики до модерна), их размер, раскраску доски. KChess Elite поможет Вам интересно провести время и еще больше полюбить шахматы.
Размер в мегабайтах 2.4М.
Очень полезной оказалась возможность отката назад хода Move-Undo.
Всё очень наглядно.
Ходы комментируются звуком и, таким образом, все ходы сами собой будут запоминаться ребёнком в английском произношении.
Безусловно, возможность заранее на стены разместить названия и рисунки всех фигур может стимулировать интерес младенца именно к словам
Пешка
Конь
Ладья
Слон
Ферзь
Король
Чёрное поле
Белое поле
Эти фигуры имеют цвет, объём и двигаются.
Они - предметы.
Буквы - символы, сами по себе они не несут смысла и потому более абстрактны.
Поэтому я и заявляю, что шахматам легче научиться, чем чтению.
Шахматы уже сейчас вовсю компьютеризованны.
А к анализу речи лишь приступают.
Семантикой же вообще не пахнет в попытках научить компьютер говорить.
оказались выводы практически тождественные и моим гипотезам.
"В 1982 году во Франции была создана Национальная ассоциация пренатального обучения (обучения во время беременности, АНЕП)."
28 июня 1988 года на конгрессе АНЕП А.Бертэн прочитал лекцию "Тело как источник обучения". Некоторые положения из этой лекции мы сейчас и рассмотрим, преломив их к обучению игре в шахматы. Общеизвестно, что ни один период в жизни человека не сравним по интенсивности развития с пренатальным периодом: из одной клетки в течение 9 месяцев формируется живое существо, обладающее удивительными способностями и прочными навыками. Пренатальное обучение призвано создать эмбриону благоприятные условия для его полноценного развития. Это двойное обучение: и матери и плода.
Установлено, если отцы регулярно разговаривают со своими ещё не родившимися детьми, то дети узнают их голоса сразу же после рождения.
Младенцы узнают песни и музыку, услышанную во время пренатального периода.
Моцарт успокаивает плод,
Бетховен - приводит в волнение."
Здесь нужно указать, что мадам Профет вообще предлагает в своей книге полагаться в основном на творчество Бетховена.
" Что касается концертов рок-музыки, то будущие младенцы своими энергичными пинками нередко заставляют будущих матерей покидать эти мероприятия. Специалисты АНЕП открыли, что повторяемое слушание чего бы то ни было способно привести к полноценному обучению плода. Многие известные музыканты (Рубинштейн, Менухин, Брот, Мессаен) удивлялись своей способности представлять дальнейшее развитие незнакомых им мелодий.
Оказалось, что эти мелодии они прослушивали, будучи в чреве матери и т.п."
ТО есть мелодии, которые зародыш прослушает ДО рождения станут той базой, тем фундаментом, на котором можно строить дальнейшее обучение.
Вот почему музыкальное обучение - это волшебные звоночки, позволяющие распахнуться дверям для любых способностей.
И если подобрать эту волшебную музыку, то ангелы принесут на крыльях мечты эти способности будущему ребёнку.
" Мы не берёмся утверждать, что если женщина во время беременности учится шахматам или играет лёгкие партии (но обязательно выигрывает!), то ребёнок станет чемпионом мира. Но то, что его общее развитие будет более гармоничным, не исключено."
" Опрос 500 беременных женщин показал, что 30% из них никогда не думали о ребёнке, которого носили. В результате дети, появившиеся на свет, имели вес ниже среднего и чаще болели. Известно, что когда человек находится в радостном расположении духа, мозг выделяет "гормоны счастья".
А вот тут можно дополнить подтверждением действенности ( даже для физического развития! ) прослушивания мамами в период беременности, указав на методику Лазарева - Сонатал.
Министерство здравоохранения подтвердило явный положительный эффект.
Цитата:
"Будущему отцу следует знать это, и, играя с будущей мамой в шахматы, следует обязательно поддаваться.
При этом, если в турнирной практике запрещается разговаривать во время партии, то будущие родители наоборот должны доброжелательно комментировать каждый ход и подчас обращаться к будущему младенцу."
В этом совете бездна исследований и возможностей.
" Женщины обладают большой силой творческого воображения: оно способно сотворить чудо, если направлено на достижение красоты, доброты и мудрости. Поэтому, по мнению А.Бертэна, будущая мать должна визуально представить себе качества, которые она надеется увидеть у своего ребёнка, ведь все зрительные представления есть сознательный путь вызвать к жизни и заставить работать подсознательные силы."
Я потому и настаиваю на важности зрительных опорных сигналов, явленных мамой ребёнку ДО рождения.
Мама сама в свою очередь легче станет фантазировать, рассказывая ребёнку о прелестях шахматных баталий, о разновидностях шахматных фигур и о приключениях шахматных героев на доске приключений.
" Многие из этих качеств может приобрести во время беременности и будущая мама, если в данный период будет, не спеша, учиться играть в шахматы и решать несложные занимательные шахматные задачи."
Ну, да, конечно же!
Если 20 раз одно и тоже повторить, да после рождения за первый год раз 20 упомянуть, да если играть везде и всегда, оно конечно жди реализации таланта, скажет скептик.
Но это ж не будет массовая технология.
И будет прав, увы. Это сейчас выходит на уровень апробации.
И лишь лет через 5 станет модным.
" Те самые, которые затем, в возрасте 3-4 лет, ребёнок с необычайной для родителей лёгкостью (а если верить в пренатальное обучение, то удивляться тут нечему) будет решать сам!
Какие шахматные пособия и учебники следует читать будущей маме (а ещё лучше вслух маме и папе, ведь будущий ребёнок реагирует, прежде всего, на голос)?
Некоторые ссылки вы найдёте в нижней части данной Интернет-страницы. Идеи пренатального обучения настолько необычны, что многими
могут быть восприняты с усмешкой.
Здесь, как и во многом другом, важна вера."
Вера. Именно так. И, скажем до конца, вера в Бога.
В то, что Бог даёт родителям одарённую душу.
Если родители просят Бога об этом.
Пример пастора Карла Витте более чем убедительный.
"Если не верить - ничего не получится. Кто-то, возможно, сейчас думает с улыбкой: "А играл ли автор сайта со своей женой в шахматы в пренатальный период?"
Играл. И учил жену играть в шахматы.
Теперь в семье две золотые медалистки... Те, кого идеи пренатального развития настроили не на иронический лад (и это неплохо), а на серьёзную работу, могут прочитать статью
"Как тело в ходе своего развития обучается из источника своего бытия" (Дошкольное воспитание, 1991, ?10, с.94-96).
И... "думайте сами, решайте сами..."
Но вот человек родился. Что дальше? Попробуйте научить его играть в шахматы. Не совсем чтобы сразу, а месяцев через семь. Именно в этом возрасте научился играть в шахматы корейский мальчик Ким Унг.