Хельга Лу : другие произведения.

Кому важны печали* (О поэзии Мерайли)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мерайли - поэт, философ, публицист, критик

  
  
  
  
  "Луна
   уже вся
   обвыта.
   Не надо
   ее мучить.
   Молча
   откиньте копыта,
   когда подопрет случай.
   Когда по живому
   время
   сдирает с души кожу,
   внутри -
   от боли зверея,
   смолчите
   ему
   в рожу.
   Страдайте
   и пропадайте,
   пройдите тысячу бед,
   умрите - но не дайте
   торжествовать судьбе.
   Чтобы когда-нибудь
   из лунных мук
   вызрело
   радостное - и земное.
   И полюбили бы
   дышать
   тишиною,
   все вместе, или по одному,
   не мужчины, не женщины - нет! -
   просто люди.
   И смотрели бы,
   как вносят звездный свет
   на бескрайнейшем черном блюде.
   И чтобы - все равно,
   который век.
   И на всех
   хватило бы
   вечности.
   Чтобы честное имя: "Человек" -
   через память
   разлук и встреч
   нести". *2
   Трудно представить, что эти строки написал человек в реале вряд ли чрезмерно эмоциональный, скорее более сбалансированный, сдержанный. По крайней мере, я воспринимаю Мерайли, как художника, философа, поэта безусловно, не равнодушного к Миру, Природе, но отнюдь не сверх эмоционального, одержимого высокой патетикой чувств и слога, однако, строчки его стихов как раз свидетельствуют именно о последнем.
  Действительно поэзия Мерайли - это "порождение фантазии, сгусток мечтаний, фантомная боль" и много Правды. Читаю, размышляю..
   1976 год. Тридцать лет назад. Другой мир, другой век.
   Это была почти завершающая фаза развитого социализма, детям соцреализма было обещано светлое будущее (вот, собственно, оно и наступило). В той фазе была одна форма собственности, одна партия, одна совесть и одна честь на всю большую страну.
   Сегодня - другой "изм", где много партий, и у каждой из них своя совесть. И собственности теперь хватает, но, увы, не всем. Перемены, а что изменилось?
  
   И вот поэт написал три десятилетия назад:
  
   "Я
   терпеть не могу
   тех, кто
   топчет других
   ради карьеры.
   Противно, когда
   государственные
   деятели
   врут,
   забывая про чувство меры.
   Стало законом,
   пока неписаным,
   гнать из официальных дел
   логику, факты, тактичность, искренность...
   Я
   терпеть не могу
   тех, кто
   серость
   считает нормой разума.
   Тщательнейше
   под толпу подделываясь,
   такие
   человека!
   равняют с грязью" *3
   Тридцать лет прошло, другая общественно-экономическая формация, а дерьмо опять наверху плавает!! Чем противнее от этого на душе, тем приятнее узнать, что поодиночке или маленькими группами, но "революция продолжается":
  
   "Может, когда, -
   дожить бы! -
   лучше будет.
   Но пока
   их
   песенка не спета,
   я стихи
   считаю трибуной.
   Гнева лавины взрывом истины
   сбрасывать
   на груды людской скверны!
   Хочется,
   чтобы жизнь хоть немного
   очистилась,
   чтобы ясней была - и уверенней" *3
  
  
   Вот опять же, у каждого своё понятие красоты. В советское время, к примеру, это ассоциировалось с Порядком, с причудливо построенными пирамидами из тел энергичных товарищей на парадах, с бурными овациями хмельных, счастливых от социалистического образа жизни демонстрантов, гайдаровскими подвигами маленьких заводных человечков в красных галстуках. Венцом совковской красоты и гордостью соцфазы, являлся монументальный образ атлетически сложенной парочки пышущей трудовой воинственностью и многостаночным оптимизмом.
   Конечно, сегодня, для большинства, другое понятие красоты, по мне так ещё более уродливое: аляпистые замки- крепости прижатые друг к другу (видимо от страха), "мажоры" в навороченных машинах вывозившие мешки денег (и не только денег) за пределы матушки России, демократические лозунги холёных политиков, поддерживающих тесную дружбу с этими "мажорами" и т.д. и т.п.
   Так о чём это я? Да, конечно - о поэзии Мерайли, он, кстати, тоже замолвил слово о красоте. Хотелось, чтобы вот так..
  
   "Споров нет -
   красота есть!
   Пусть мало,
   пусть редко,
   но есть!
   А значит
   в силах
   человечьих
   мир -
   переиначить.
   Поэт,
   строй батальоны строк!
   Грохотом штурма
   раздери рот свой!
   Пусть
   каждый
   исписанный тобою листок
   в штыки
   атакует
   земное уродство.
   Сломаем, сомнем -
   вот тогда перекур.
   А над землей, от боя стынущей, -
   как взгляд, - полетят
   от цветка к цветку
   люди - потрясающей красотищи". *4
  
  
   Я всегда была и буду в числе бунтарей, возмутителей спокойствия, белой вороной то удивляющей, то пугающей, то отталкивающей от себя публику. Поэтому мне по душе поэзия Мерайли, его поэтический кураж, его революционный дух. Особенно задевают рваные и грубые строчки стихов по форме, плотности и стилю очень схожие с воинствующей поэзией Маяковского.
   Мерайли - поэт-революционер, поэт-патриот, борец. Он презирает богатство и чревоугодие - "Всемогуществом и властью упиваются буржуи. Все доступно, все продажно: Люди, мысли, поцелуи". *5
   Грубо, жестко, нецензурно обвиняет равнодушное, зажравшееся общество, обличает похотливых и продажных людишек, тех, кто живёт сиюминутным удовольствием, и кому глубоко "параллельно" что происходит с заплёванным шариком.
   "Будьте, граждане,
   подлецами.
   Плюйте
   на родины и отечества,
   торгуйте
   матерями и отцами!
   Совесть - рудимент нашего века.
   Что нам до ее нытья?
   Все
   у нас
   для блага
   человека.
   А этот человек -
   я!
   Смелее,
   решительнее,
   наглей!
   Дави ближних,
   дальних бей,
   поворачивайся молотом!
   И ты все, что надо,
   возьмешь
   от людей -
   живи свободно
   и молодо!
   От этой гадости отвернешь глаз,
   а там -
   не легче.
   Мразь у мрази заимствует грязь -
   и все валится
   на человечество:
   Вон, в том отделе
   люди
   продаются.
   Имей сто рублей -
   а друзья
   всегда найдутся!
   Можно купить
   любовь даже..
   Небо чернеет день за днем,
   копоть кругом разбрасывая, -
   мы
   по своей земле
   идем,
   человечья раса.
   Купите,
   купите, люди!
   Природу
   по дешевке
   загоним вам.
   Смотрите,
   потом не будет!
   А мы
   продаем!
   тишину лесов,
   зверей, птиц, рыб..." *6
  
  
   Мы сидим в кафе. Мерайли рассказывает о себе, о Франции, о друзьях и их заветах. На лице блуждает трогательная детская улыбка. Удивительно, в переписке совсем другой, иногда очень резкий. Разный.
   Разговариваем.
  - Нужно ещё много сделать, лишь бы хватило сил и здоровья.
  - Например?
  - Например, выполнить завещание друга. Это связано с музыкой.
  - Это связано с музыкой?! Вот как?!
  - С иной, с новой музыкой!
  - Возможно это революция в музыке?
  - Да, возможно и так, это новая музыка, новый музыкальный ряд.
  - А как же физика?
  - Почти нет, так некоторые научные статьи, чуть-чуть.
  - О чём статьи?
  Я внимательно слушаю. Говорит, что это связано с атомом (с физикой мне тяжеловато, кажется, в физиках я разбираюсь легче).
  - А поэзия?
  - Конечно! Но работы - "море", много работы, и это необходимость, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом.
   Весь в планах, заботах, проблемах. Всё расписано почти до минуты. Время на счётчике, он сам себе не принадлежит. В ответ на мою просьбу подписать подаренные им книги, тут же быстро, кривым почерком пишет: "Хотелось бы своей, да весь в чужих..". Смотрю, вглядываюсь, вслушиваюсь, спрашиваю..
   Да он разный - бунтарь, нигилист, безбожник. Смеётся, глумится над верой и почти в глаза обрывисто и холодно бросает: - " Ни в бога, ни в чёрта". Однако, отрицая бога, всё же с ним разговаривает, обращается к нему и даже просит:
  
   "Ты уж прости, боже, что я так
   влез,
   вломился к тебе -
   с моей-то грешной рожей!
   Дело, понимаешь, такое: надо позарез.
   Ты уж отнесись по-божески.
   В сущности прошу-то
   всего ничего,
   взглядом шевельнешь - и станется.
   Ты ведь в небе и поставлен для того,
   самая высокая
   инстанция...
   Злись на меня:
   груб и нахален,
   комкаю хоры светил;
   хочешь - карай за то, что своими стихами
   жизнь тебе
   вконец отравил;
   только уж сделай все, как положено, -
   я ведь все равно
   не отстану,
   пока не добьюсь.
   Трудно и скорбно? - Пусть!
   Только надо,
   чтобы выдержали
   смех и грусть
   двое
   моих друзей.
   И одна
   моя любимая
   тоже.
   Ибо только так может уцелеть Вечность". *7
  
   Мерайли верует и его Бог - Вечность.
  
   Поздним вечером, не справившись с захлестнувшим меня потоком эмоций от воздействия многозвучной, мощной по смысловой нагрузке, разнообразной по стилю и тематике, но всегда яркой и выпуклой поэзии Мерайли, я не выдержала и позвонила ему. В ответ услышала короткое и раздраженное,
   - Да?!
   - Добрый вечер, извините что поздно, ваши стихи замечательные, - я пыталась одной фразой и поприветствовать и сказать о своих впечатлениях, и пожелать дальнейших творческих удач поэту. Но ответ был ещё более раздраженным и холодным,
   - Я очень занят. Извините у меня сейчас срочная работа. Звоните утром или днём.
   Конфуз?! Да нет же! Это он - Мерайли, вот такой, разный. Я не удивилась, и не расстроилась, я улыбнулась. Как женщина, обладающая значительной долей стервизма была удовлетворена уже тем, что вывела из равновесия мужчину. И уж совсем простила резкий тон Мерайли, вспомнив его любовную лирику, так контрастирующую с философско-революционной тематикой стихов: - "Хотите - буду от мяса бешеный и, как небо, меняя тона - хотите - буду безукоризненно нежный, не мужчина, а - облако в штанах!". Это Маяковский. А вот эти строки, трогательно-нежные, это - Мерайли:
  
   "Мне был жребий служить Вам - и всюду Вы были со мною.
   В сарацинских степях паладины спят гибельным сном...
   Но настала весна - посмотрите! - и этой весною
   Я цветущей сиренью проснулся у Вас под окном". *8
  
  Не всегда приветливый, не слишком разговорчивый, колючий, вредный, он продолжает писать нежные, с грустинкой, или псевдогрубые стихи, о себе, о любви, о жизни.
   Замечательный поэт К. Ваншенкин сказал, что "в восприимчивости поэзии должна быть свобода и раскованность", но иногда случается, что именно поэзия дарит эту свободу и раскованность. К примеру - поэзия Мерайли.
  
   "Товарищи!
   Прошу внимания.
   Дело серьезное.
   Разговор не о цветочках на лугу.
   Скажите, зачем некоторые
   взрослые
   лгут?
   ...Эй,
   много ли вас,
   кто шепнул
   хоть раз
   то,
   о чем надо
   орать
   изо всей мочи!
   Что же на смену? Березки и кустики?
   Куцые ямбы окаменелой
   истории?
   Кто
   будет писать
   по законам акустики
   миллионных
   аудиторий?
   Товарищи!
   Поэзия - это не шуточки.
   Нечего тут стесняться и жаться!
   Протрите ваши глаза - или очки,
   видите? - "Революция
   продолжается" *9
  
  
   Мерайли - поэт, философ, публицист, критик
  
  *1. Театр
  *2. Альбинос (микропоэма-сюита)
  *3. Программное
  *4. За красоту (микропоэма)
  *5. *** (Всемогуществом и властью упиваются буржуи)
  *6. Еще раз о...( микропоэма
  *7. Молитва
  *8. Вы знатны и невинны..).
   *9. Революция продолжается (Вступление).
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"