- ...Строго на север порядка 50 метров расположен туалэт типа сортир, отмеченный на плане буквами "Мэ" и "Жо".
На туалэте типа сортир им самое и место. Но не в текстах. Эти "Мэ" и "Жо", они ведь всеобщие (полувсеобщие: нивелируют, но не объединяют, не "я", но и не "все", - 1/2 всех, два мегазагона), а литература - личностное, ликовое. Её не интересуют загоны, это ведь не демография...
Не так давно мы опубликовали "Наше лето" Дарьи Кожемяки и "Может быть" Виктории Сушко, и это, конечно, приветы из загона "Жо".
Дарья Кожемяка "вновь и вновь мысленно уплывает в тот отпуск, в летнее чудо" - туда, где ОН, - и заплывы эти оказываются ненапрасными ("Ну что, примешь гостя?" - слышу я сквозь вату, которой кто-то сдуру набил мне уши. Твои глаза снова ждут и надеются, как тогда, много-много лет назад"). К героине рассказа Виктории Сушко ОН не возвращается ("Сижу на скамейке в городском парке. Устала. Появись, что ли, а то я сама уже постепенно исчезаю. Появись, я скажу тебе "здравствуй". Я скажу тебе самое главное. Может быть").
Оба случая - страшно культурные, и есть в этом что-то неприятно-оправдывающееся: не подумайте, это не безмозглое томление крестьянки по пролетарию, это цивилизованное, даже высокохудожественное чувство. "Мне нравятся дымчатые фигурки Ренуара, пёстрые орнаменты Климта и романтическое одиночество Фридриха. Поэт (ОН - Е.З.) заворожен "Заклинательницей змей" примитивиста Анри Руссо..." (Сушко); "- Да, я влюбилась, - твержу сама себе, - но я ведь творческая в определенном смысле личность..." (Кожемяка). Сейчас весна, и хорошо видно, что и без Ренуара всё у всех получается. И не надобится быть ни творческой, ни личностью...
Есть так называемое "витальное творчество", продолжение рода, при-рода. В нём мы и участвуем как "Мэ" и "Жо", и ничего нового тут не придумаешь, как ни крути(сь), а принцип один, и вполне понятно, что тоскует прынцесса по своему прынцу (определяя это, поскольку кровь голубая, а диплом красный, "экзистенциальным вакуумом" и "придумыванием новых смыслов бытия"). И есть творчество как творение не-природного, ино-природного мира, творчество как искусство. Если в первом случае всё надо делать как все (как 1/2 всех), то во втором только свой лад и интересен. Его-то как раз и нет в этих одинаково аккуратненьких рассказиках с названиями духов. За аккуратность, наверно, и взяли. Так иногда ставят четвёрку по физике какой-нибудь прилежной ученице, которая из той физики только "фи" и запомнила. Но прилежная, старается...
Почему, когда делаешь простую, будничную работу, в голову часто приходят самые заветные мысли, нужные, настоящие?.. (Дарья Кожемяка).
Действительно - почему? Приходи они в другое время, вы бы, может быть, их записали. Нам прислали. И сейчас бы шёл совсем другой разговор...