Аннотация: Культурологический и топонимический журналы. Заметка о современной деловой морали.
Культурологический и топонимический журналы. Заметка о современной деловой морали.
В свое время меня удивляло то, что солидные радиостанции, используя мой интеллектуальный продукт, из чувства предпринимательской добросовестности и простой человеческой порядочности не упоминали ни моей фамилии, ни моего имени. Им ничего не стоило дать - в виде своего рода платежа - в эфир какой-либо мой материал, рекламу в мою пользу, или применить мой контент в иной официальной форме и выплатить мне гонорар.
Сначала я удивлялся. Затем я перестал удивлялся.
Примерно месяц назад в ходе одной из передач один из постоянных участников сквозь зубы произнес фразу: "Если не защищено право интеллектуальной собственности - то естественным будет хищение интеллектуального продукта".
Этот человек не является штатным сотрудником радиостанции - он приглашенный специалист. Само появление этой фразы говорит об остатках у него микроскопической порции "старомодной" добропорядочности... Как-то неловко для человека, считающего себя солидной фигурой, быть причастным к чужому интеллектуальному заимствованию. А что он может сделать? Отказаться участвовать в радиопередачах на этой радиостанции? В наше время поступки, мотивированные моральными соображениями, не приветствуются. Тем более, - если они влекут какие-то финансовые потери.
Что касается штатных сотрудников - то они отмалчиваются... Они делают вид, что ничего не знают, ничего не замечают и ни к чему не причастны.
Это примерно то же самое - как с например проектом велопробега. Я однажды прочитал материал на эту тему в одном из интернет-изданий. Группа ребят создала такой проект и начала проводить велопробеги.
А что? Хорошая идея!
Ребят аккуратно "выдавили" с городских улиц, а некая официальная организация сама стала проводить велопробеги.
Теоретически - особенно на Западе - можно защитить какой-то объем прав на такой проект, как ежегодный велопробег.
Но в России это сделать - крайне проблематично. Если частным лицам противостоит официальная организация - то никакие юридические ухищрения не помогут.
Казалось бы - что стоило влиятельным людям выкупить у изобретателей проекта - выкупить идею за заметные деньги. В таком варианте есть преимущества - если оставить за скобками эмоции от удачной операции и выгоду от какой-то финансовой экономии.
По этому поводу вспоминается певец Борткевич - один из участников ансамбля "Песняры". Он удивлялся - как это так, по разным странам действует значительное число ансамблей под названием "Песняры". "Ну какие они "Песняры"?".
А ансамбль защищать все же в какой-то степени легче, чем идею (проект) ежегодного велопробега.
На Западе тоже защитить права не просто - это очень сложные процедуры. Но нарушителей пугает более высокий уровень общественной нетерпимости, полное или значительное разрушение деловой репутации (для любителей тырить), огромные штрафы...
Все это я принял во внимание, когда услышал, что организован некий культурологический журнал.
Возможно, и есть такая наука - культурология. Почему бы ей и не быть? Я не встречал никаких культурологических работ - кроме своих собственных. Сам я взял это название из-за малой распространенности термина и в связи с необходимостью подчеркнуть тему культуры в своих произведениях.
Кажется, свой первый "культурологический очерк" я разместил в интернете 9 октября 2019 г. С тех пор я более или менее регулярно размещаю "культурологические очерки" ("культурологические заметки"). За весь этот период я не помню ни одной чужой "культурологической" работы - если такие работы и есть, то они обычным пользователям не очень-то попадаются.
А тема обсуждалась и обсуждается мною в значительной степени из-за того, что меня интересует феномен развития криминальной суб-культуры в современной России.
Если кто-то фильтрует материал в интернете, то этот влиятельный кто-то заинтересован в "перехвате" (бесплатном использовании чужого интеллектуального продукта), создании своего рода "квази-двойника" - в отвлечении внимания от моих работ и в переключении внимания на "квази-двойника".
В чем мой интеллектуальный продукт?
Если есть такая наука культурология, и если есть такие ученые - культурологи, то, возможно, они что-то пишут, - что не известно широким слоям населения, и что, возможно, мало интересует эти широкие слои.
Проверенная возможность регулярно давать материал на тему культурологии, подходы к освещению темы, принципы подачи материала - это (как минимум) тот самый интеллектуальный продукт, который невозможно защитить.
Заботливый влиятельный человек, фильтрующий материал в интернете, мог бы - если у него так много государственных денег - предложить мне издать мои культурологические очерки в сборнике и заплатить мне гонорар.
Тема культурологии важна! Сборник можно было распространить на массовых мероприятиях, а при хорошем оформлении и удачных иллюстрациях - даже попытаться пустить в продажу.
Но, во-первых, есть "свои" и "не свои" люди. Деньги получают главным образом "СВОИ".
Во-вторых, заинтересован ли подобный влиятельный человек в обсуждении темы развития криминальной суб-культуры?
Все эти мысли были у меня где-то на десятом плане. Какой смысл писать еще раз о том, что всем известно, и что вызывает почти нулевую общественную реакцию. Параллельный импорт - это что? Нарушение чьих-то прав? Кто-то осудил параллельный импорт?
Однако я обратил внимание на интересный эффект.
Чем больше я писал очерков по топонимике, тем меньше становилось упоминаний географических названий в текущих радио-новостях.
Если еще десять дней назад можно было услышать десяток новых (для меня) географических названий, то сегодня я не услышал практически ни одного.
Это навело меня на мысль о том, что кто-то уже отфильтровал мои очерки по топонимике, что этому кому-то тема понравилась, и что, возможно, вслед за культурологическим журналом появится топонимический журнал. Тырить - так тырить!
Естественно, если такой журнал появится, то его создатели сделают вид, что никто не обращал никакого внимания на очерки Залесского В.В. по топонимике. Что касается издания очерков в сборнике и выплаты гонорара - то ясно, что не "свой" ни на что подобное рассчитывать не может.
Об одном журнале - культурологическом - мне было писать как-то не очень интересно. Но когда на горизонте появилась возможность создания топонимического журнала, то тогда я решил, что, пожалуй, есть материал для заметки о современной деловой морали.