Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Бокал успеха. Заметка о главах 9-12 книги "верещагин"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бокал успеха. Заметка о главах 9-12 книги "Верещагин"

  Бокал успеха. Заметка о главах 9-12 книги 'Верещагин'
  
  
  На главы 9-12 книги 'Верещагин' (автор А.И. Кудря) можно посмотреть как на иллюстрации колючек (капканов, 'мин') на пути успешного творческого человека.
  
  Здесь и конфликты с властью, с официальными структурами, напряженные отношения с бывшими и действующими друзьями, опасности, подстерегающие путешественника в далекой, незнакомой стране, финансовые проблемы, массив трудностей, связанный со строительством на значительном удалении (художественной мастерской), судебный процесс...
  
  Начинается конфликт с властями (немного вышел художник Верещагин за положенные границы... Особенное раздражение вызывала картина 'Забытый'... Разве могут быть 'забытые' в русской императорской армии?).
  
  Конфликт с Академией художеств (Верещагин публично отказался от звания профессора).
  
  Не очень ясная ситуация вокруг приобретения туркестанской коллекции (Император инициативы к приобретению коллекции, вроде бы, не проявил. Между Третьяковым и Боткиным идут напряженные переговоры...).
  
  'Из Дарджилинга Верещагин отправил письмо Стасову с просьбой прислать ему часть вырученных за коллекцию туркестанских картин денег, 15 тысяч рублей, которые надо было забрать у Гейнса. Отсутствие писем от Гейнса серьезно тревожило художника, и он перестал доверять своему бывшему приятелю.' (Здесь и далее - цитаты из книги А.И. Кудря 'Верещагин').
  
  Коллекция была продана за 92 тысячи рублей. 'Во время путешествия Верещагин окончательно потерял веру в своего бывшего приятеля генерала Гейнса: тот не отвечал на письма, все просьбы художника игнорировал. Теперь наиболее близким ему человеком стал Владимир Васильевич Стасов. Он оказывал посредничество в финансовых вопросах. Верещагин писал ему: 'Деньги, что присланы мне отцом моим, присылайте сюда. Здесь жизнь и поездки очень дороги'.'
  
  Таким образом, автор книги 'Верещагин' А.И. Кудря перемещает внимание читателя с 92 тысяч рублей, за которые была продана (через генерала Гейнса?) коллекция, на деньги, получаемые художником от отца...
  
  Начинается строительство художественной мастерской в Париже (Верещагин в это время в Индии). Всё большее количество поручений, адресуемых Верещагиным Стасову, перегружают и раздражают Стасова, накаляют их отношения...
  
  Азарт путешественника, с одной стороны, и 'добросовестные советы' информированных людей, с другой стороны, создавали некоторые дополнительные риски и порождали некоторые негативные эмоции во время путешествия по Индии.
  
  Успех может стать самостоятельной проблемой.
  
  Проблемы отступали перед энергией В.В. Верещагина. С кажущейся легкостью он направляется в Индию, устраивается в Индии, занимается в Индии творчеством.
  
  Отдельная тема - путешествия Верещагиных по Индии...
  
  '...Против последней части, т. е. подозрения меня в шпионстве, протестуйте самым энергичным образом. Выскажите, что уже одна моя независимость, как человека и художника, исключает всякую возможность подобных подозрений...'
  
  'Первоначальный проект мастерской архитектора Купинского ('в русском стиле') Верещагина не удовлетворил: слишком много излишеств. А предложивший свой проект французский архитектор и подрядчики, пользуясь хозяйственной неопытностью заказчика, бессовестно его обворовывали и затягивали строительство. Художник временно снял для работы студию на окраине Парижа, но она по своим малым размерам не годилась для исполнения задуманных им 'колоссальных' картин. Деньги, когда-то полученные от продажи туркестанских картин Третьякову, закончились, а долги росли. 'Я продал на 6000 рублей лесу, но эта помощь ничтожная', - сетует Верещагин в письме Стасову. Пришлось обратиться к П. М. Третьякову с просьбой - ссудить до лучших времен десять тысяч рублей. Момент для коллекционера не самый удобный. 'В настоящее время при небывалом безденежье, повсеместном застое торговли, банкротствах - сделать эту ссуду... мне было не легко, но не невозможно', - писал Третьяков Крамскому. Несмотря на собственные стесненные обстоятельства, Павел Михайлович пошел навстречу высоко ценимому им художнику, и благодаря ссуде финансовые проблемы Верещагина были решены.'
  
  '... пришлось заниматься в Париже судебной тяжбой. Некто Бруно Лорч, доверенное лицо Верещагина при покупке участка земли и постройке там мастерской, бессовестно обманывал его и обобрал на 25 тысяч франков. Когда же в письме близко знакомому с Лорчем художнику Громме Верещагин неосторожно рассказал о 'канальской проделке' и назвал Лорча вором, то получатель письма посоветовал Лорчу обратиться в суд. Слушание этого дела состоялось в марте. Хотя Лорч и Громме заявляли на суде, что якобы заказчик задел их деловую репутацию обвинением их в мошенничестве, доводы истцов не были приняты во внимание. В ходе заседания, информировал Верещагин Стасова, 'Громме и Лорч провалились самым позорным образом', и суд оставил дело, 'как оно есть'.'
  
  Счастье сопутствовало В.В. Верещагину. Он возвратился из Индии живой, хотя его здоровье и ухудшилось. Многие творческие люди предпочитают путешествовать в обществе близкого человека - но не у всех это получается. В.В. Верещагин путешествовал в обществе жены. Мастерская в Париже построена. (Верещагин не умер и не разорился в ходе строительства - что часто бывает. Один из редких примеров успешного строительства дома творческим человеком). 'Осенью того же года Верещагин наконец-то переселился в свой дом с мастерской в Мезон-Лаффите. Это дачное местечко находилось в получасе езды от Парижа, в двадцати километрах от города. Купленный художником земельный участок составлял площадь в полтора гектара. Его новый адрес - Мезон-Лаффит, авеню Клебер. 48.'
  
  Охлаждение отношений между представителями управляющего слоя Российской империи и В.В. Верещагиным, возможно, было не случайным процессом. Верещагин многое мог наблюдать лично... О чём-то он, возможно, думал, имел свое мнение, но избегал говорить... Зрители картин В.В. Верещагина могли и могут сопоставить общую тональность 'туркестанской' и 'индийской' коллекций...
  
  Выпив полный бокал успеха, и отпив из чаши проблем, В.В. Верещагин направляется в 1877 году на Балканы, где началась война двух империй - Российской и Османской...
  
  
  20 мая 2020 г. 09:18
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"