Аннотация: Техническая культура. Или - продолжение следует. Культурологический очерк.
Техническая культура. Или - продолжение следует. Культурологический очерк.
Хотелось бы сказать, что техническая культура была достоянием (всего) советского народа... Но...
Хотелось бы сказать, что техническая культура была достоянием (всего) русского народа... Но...
Наиболее известен тот сегмент технической культуры, который связан с космическими достижениями СССР. Наиболее известные представители этого - космического - сегмента технической культуры связаны с восточно-республиканскими (великолитовским) элементами русской культуры.
Учитывая это обстоятельство, можно констатировать значительную роль культурных основ, общего культурного наследия, семейного воспитания в деле развития и передачи культурных традиций.
Можно было бы углубиться в историю. Вспомнить массовый переход восточно-республиканцев (великолитовцев) в ряды русской интеллигенции в момент раздела Речи Посполитой (1775).
Можно вспомнить об огромной крестьянской стране, с деспотической формой управления, где дворянство не было особенно предрасположено к учебе вообще, и к приобретению технических специальностей, в частности ('Обломов' И.А. Гончарова). В огромной крестьянской стране большинство населения было вообще неграмотно до начала 20-го века.
Краткий период сталинской индустриализации существенно пополнил ряды технической интеллигенции и повысил общий уровень технической культуры общества.
Именно в сталинский период восточно-республиканские (великолитовские) элементы русской технической культуры обеспечили космические достижения СССР.
Советское общество получило (из разных исторических источников) уникальную группу лиц - техническую интеллигенцию. Сравнительно небольшое число стран на планете имело техническую интеллигенцию с традициями и значительным интеллектуальным потенциалом.
В после-сталинский период началось топтание на месте и превращение науки в большое феодальное царство с царем - государственным бюджетом - во главе, и с множеством крупных и мелких научных феодов и феодалов.
Творческие личности незаметно превращались в своего рода научных крепостных, которые за право называться интеллигенцией, за возможность заниматься умственным трудом и за умеренную заработную плату были призваны гнуть спину на научных феодалов.
Пока шла кристаллизация научного феодального царства, пока существовала инерция научного развития, пока сохранялись культурные традиции нормального общества, можно было видеть некоторые научные успехи.
Если творческого человека, привыкшего к нормальной системе ценностей, посредством 'морковки' (обещаний и создания 'миражей') побудить (1) двигаться вперед, (2) достичь значимого результата в научной сфере, а затем (3) 'кинуть' (то есть не отдать того, что полагалось бы ему по принципам справедливости и в соответствии с обещаниями и с 'обычным порядком' - денег, статуса, репутации, научного и служебного роста...), то это кидалово будет сначала воспринято как своего рода случайность - мошенники водятся в любом обществе и любой человек в любом обществе живет с риском стать жертвой мошенников.
Однако, если это кидалово повторяется раз за разом, то человеку с любым уровнем наивности становится ясно, что дело не в случайностях и не в совпадении обстоятельств, а в системе ценностей, в формах управления, в принципах феодально-крепостного научного царства.
С этого момента техническая культура начинает деградировать, а ее уровень начинает снижаться. Но пока процесс замаскирован, он не очень заметен извне... Все ходят в костюмах, с портфелями и говорят умные фразы...
Деградация технической культуры резко ускорилась, когда вместе с феодальным мышлением начала развиваться криминальная суб-культура.
Научный феодал не отрицал значения научно-технического творчества, его задачей была эффективная эксплуатация научного крепостного. Для крепостного существовали приятные бонусы - свободный рабочий день, библиотечные дни, разного рола командировки, поездки на разного рода конференции, в том числе и в курортные места... А годам к 60-ти он даже мог написать что-то почётное на своей визитной карточке.
Суб-криминальная культура делает шаг вперед.
Суб-криминальная культура с раздражением относится к интеллектуальным элементам, культивирует ироничное, насмешливое отношение к представителям культуры вообще и технической культуры, в частности.
Дисциплина денег (голода), свойственная научному феодализму, дополняется дисциплиной кулака (насилия) - с развитием криминальной суб-культуры.
Теоретически можно рассуждать о технической культуре, и обо всём, что с ней связано. О тенденциях, о неизбежных последствиях...
Представители слоя (научных) феодалов и примитивно-криминального слоя, в ответ на эти умственные построения лишь внутренне усмехались.
Их идея состоит в том, что научных рабов и необходимого уровня технической культуры на их век хватит.
Нужно ставить всех, в том числе и творческих людей, в безвыходное положение, ставить всех под тотальный контроль, морочить голову разговорами об искусственном интеллекте и о цифровой экономике - и всё как-то будет держаться на плаву.
Любопытным является то обстоятельство, что нарастание проблем в области технической культуры совпало с интенсивным слово-говорением на темы 'искусственного интеллекта' и 'цифровой экономики'. (Тема презрения, пренебрежения к технической культуре и ее носителям как бы достигает предельного уровня. 'У нас есть компьютеры, программы, программисты. Мы запускаем искусственный интеллект, а дальше он сам будет думать - в наших интересах. А вы нам не нужны!').
Что могут 'искусственный интеллект' и 'цифровая экономика'? Накормить? Одеть? Обеспечить деньгами? Может быть, вылечить?
Почему они не кормят? Не одевают? Не обеспечивают деньгами?
Где же они были в период развития эпидемии коронавируса? Основной акцент в борьбе с эпидемией был сделан на самоизоляцию, на не на эффективные лекарства и методы лечения, которые, казалось бы должны были стать результатом функционирования 'искусственного интеллекта' и 'цифровой экономики'...
Пандемия коронавируса - сама по себе, а 'искусственный интеллект' и 'цифровая экономика' сами по себе...
Весь шум об 'искусственном интеллекте' и о 'цифровой экономике' рассыпается, когда ставятся вопросы о реальных проблемах - об обеспечении населения деньгами, продовольствием, одеждой...
Собственно говоря, если считать 'искусственный интеллект' и 'цифровую экономику' фактами и процессами применения компьютерной техники, то большинство населения с применением компьютерной техники знакомо лет уже 10-20, признает полезность компьютерной техники, и никакая специальная демагогия на эту тему не нужна... Если только не выделять деньги под 'умные слова' и под организацию тотального контроля ...
Выскажем гипотезу: с развитием тотального контроля деградация технической культуры будет ускоряться всё больше и больше.
Есть предположение, что теоретические рассуждения о технической культуре начинают ПОДТВЕРЖДАТЬСЯ практическими событиями. Теоретические построения о запредельном падении уровня технической культуры, возможно, находят подтверждение в практике, в фактах.
Один из недавних очерков мы назвали 'Красноярский край. Продолжение следует?'.
Сегодня утром пришли новости о новых техногенных проблемах в Красноярском крае, связанных с мостом и с железнодорожным полотном.
Естественно, проблемы с уровнем технической культуры будут проявляться не одномоментно и не только в Красноярском крае. Научный феодализм, криминальная суб-культура, попытки установить тотальный контроль над населением способствуют всё большей деградации технической культуры.
Жители России привыкают к практически ежедневным новостям о каких-либо технических (техногенных) проблемах.
Все реже бывают периоды без подобных новостей, и все чаше бывают дни, когда приходит по нескольку подобных новостей в течение одного дня. Появляется тенденция к сокрытию подобных новостей, к их припрятыванию, к их рассредоточению во времени.
Но, всё же, очевидно, что тема деградации технической культуры и выхода ее на запредельно низкий уровень переходит из теоретической плоскости в область практических событий.