Аннотация: Цивилизационные итоги России. Научно-художественный трактат.
Цивилизационные итоги России. Научно-художественный трактат.
России всегда нравилось быть добрым барином.
Добрый барин - это такой добрый, милостивый, обеспеченный дядя, который и сам живет и другим материально помогает. Которому все благодарны, и который испытывает удовольствие от собственной значимости.
В 30-е-40-е-50-е годы 20 века Россия (СССР) сосредоточилась на собственном развитии. Но когда она обрела силу и вышла на широкую международную арену, снова проявился комплекс доброго барина.
Кто-то был ей искренне благодарен за помощь. Но, в основном, беготня по Азиям-Африкам и другим территориям никаких положительных результатов не принесла. Особой благодарности добрый барин не почувствовал.
90-е годы 20 века отчасти напоминали постановку пьесы Максима Горького 'На дне' с соответствующими героями.
В конце 20 века - начале 21 века началась очередная попытка играть доброго барина. Но с определенной корректировкой.
Теперь это был не только добрый, но и практичный барин.
Конечно, его клиентуре требовалось содействие. Но у клиентуры имелись значительные сырьевые запасы, которые предполагалось пустить в оборот.
С началом 2020 года, как кажется, у России появилась новая роль. Это своего рода разночинец - герой произведений Федора Достоевского.
Разночинец - это человек с знаниями, с чувством собственного достоинства, но без капитала и без принадлежности к нобилитету.
Герой Федора Достоевского колеблется. Или ему начать борьбу против правительства. Или делать карьеру (научную, государственную или какую-то другую).
Достоевский для себя выбор сделал: 'Смирись, гордый человек!'. И после многих лет скудной жизни для выполнения пятилетних планов страна запустила человека в космос и вышла в число наиболее развитых стран мира.
А зачем, собственно, смиряться? Почему не поставить во главу угла гордость?
В цивилизационной глубине, под разночинцами (и прочими фигурами), расположился - примерно с 17-го века, коллективный рантье - владелец богатств Сибири и Дальнего Востока.
Это не тот рантье, который, подобно Робинзону Крузо, организует свою жизнь в любых условиях, плавает по морям, ходит в театры, активно торгует со всем миром и наслаждается разного рода научными увлечениями.
Это довольно-таки спокойный, неторопливый, хозяйственный рантье...
Но если соединить его с беспокойным и склонным к образованию, обладающим широким кругозором и навыками самостоятельного осуществления сложных социальных проектов восточно-республиканцем, то тогда может получиться и развитая передовая экономика, и отлично организованная социальная сфера, и первый в мировой истории полет в космос.
Вот для того, чтобы гордый человек Федора Достоевского, восточно-республиканец, интегрировался с неторопливым рантье, владельцем Сибири и Дальнего Востока, - вот для этого и должен был смирить свою гордость гордый человек.
Но развитое государство построено и наполовину спущено в известном направлении.
Космический проект реализован. Эстафета, похоже, передана наследникам Робинзона Крузо...
А человек, являющийся рантье и имеющий привычки рантье, представляет себя разночинцем и играет разного рода (иногда весьма тупые) внешнеполитические пьески...
Таковы некоторые цивилизационные итоги - итоги цивилизационного развития - России.