- В одном из Ваших произведений описывается первое российское кругосветное плавание с участием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, Н.П. Резанова.
Напряженный сюжет взаимоотношений Крузенштерна и Лисянского, с одной стороны, и Резанова, с другой стороны, завершается неуспешным посольством Резанова в Японии.
Затем Резанов остается на восточных территориях Империи.
Первая кругосветная экспедиция продолжает свое движение без него. Далее о Резанове в Вашем произведении лишь краткое упоминание: он умер по пути в Россию. Возникает впечатление, что авторский интерес к Резанову в какой-то момент исчезает.
- Посмотрите на биографию Николая Петровича Резанова.
Неясный пункт в его биографии связан с его недолгим пребыванием в молодом возрасте рядом с Императрицей Екатериной II.
Затем не плохая, но и ничем не выдающаяся карьера.
Затем он метеором пролетает через пространство российской истории. Но метеор не он. Он пассажир метеора. Метеор - это первая российская кругосветная экспедиция. Затем он 'сходит на берег'. Экспедиция двигается дальше. Он продолжает действовать самостоятельно.
- То есть интерес к нему теряется, исчезает?
- Не то, чтобы теряется. Судьба сама по себе интересная. Но странным образом оказывается сложным вопрос о формате описания его жизненного пути. Сказать что-то хорошее? Сказать что-то плохое? Хотелось бы сказать хорошее... Но если описывать последовательно, комплексно, более или менее объективно, то получается неоднозначная, печальная картина...
Читаешь некоторые подробности его жизни. Вроде бы, человек не плохой - изначально. Его судьба - это, на первый взгляд, набор обстоятельств. Через которые он не смог пройти с успехом. Чего ему не хватало? Ясно, что у него не было дерзости как, например, у А.Н. Радищева, у автора 'Путешествия из Петербурга в Москву'. Тот сам писал, сам исполнял (то есть публиковал), сам вошел в историю.
Не видно из биографии Резанова стремления к освоению знаний, умений - как например, у Юрия Лисянского. Нет у Резанова тех способностей, той воли, того 'комбинационного' ума, которые были у Ивана Крузенштерна.
После неудачного посольства в Японию Резанов предпринял действия по обеспечению населения на Восточных территориях империи продовольствием. Что в итоге? Вроде бы, что-то получил. Но каким образом? Оставил за своей спиной какую-то грустную драматическую историю, связанную с несостоявшейся женитьбой.
На одной чаше весов - репутация, на другой - корабль с продовольствием ... Как-то не хочется бросать в него камень. Так ведь и Аляску не за дорого продали...
Можно иронизировать над итогами его деятельности, над его судьбой вообще. Но почему-то нет желания этого делать, хочется оставить его в покое.
- Но ведь камергер Резанов - это герой романтического произведения. Сколько о нем пели.
- Пели те, кто закрывал глаза на реальные факты его биографии. Человечество любит сказки.
- В вашем изложении он производит странное впечатление. Если бы его не 'раскручивали' через 'романтизацию' истории, то о нем бы забыли?
- Может быть, это было бы не так уж и плохо.
Полностью о нем бы не забыли. Он 'интегрирован' в историю первого российского кругосветного плавания. Это плавание имеет самостоятельную историческую ценность. Независимую от истории Аляски и от истории посольства в Японию. Общение с другими - 'историческими' - людьми 'вводит' его в историю.
Что касается периода, после того, как Резанов 'сошел с корабля', то об этом периоде можно было бы и забыть. Каждый имеет право быть слабым. Хотя слабость для мужчины и не достоинство, но и пинать за слабость нет никакого желания.
Обнаруживаешь в Резанове при знакомстве с фактами его жизни какие-то симпатичные черты, достоинства.
В общем, тот случай, когда о человеке писать ничего не хочется. Эту инициативу предоставляешь другим.