Аннотация: Любовь, деньги, торговля лесом, культура. Финансовый успех Гюстава Флобера. Литературная заметка.
Любовь, деньги, торговля лесом, культура. Финансовый успех Гюстава Флобера. Литературная заметка.
Хороший дом, кабинет, одиночество, творчество. Год шел за годом, и этот странный французский писатель стал популярен.
Многолетняя работа над одним и тем же произведением. Написание нескольких десятков страниц за несколько месяцев. Такой образ поведения не обеспечивал значительных гонораров.
Пресса, как правило, к произведениям Гюстава Флобера была критичной.
Помогли литературные связи и судебный процесс по поводу первой опубликованной книги - 'Мадам Бовари'. Флобер получил известность, а книги Флобера начали продаваться.
Пресса освещала не творчество Флобера, как таковое. Она освещала судебный процесс. Этот судебный процесс поставил Флобера на грань нервного истощения. Но такова была цена популярности, цена заметных тиражей его книг и заметных (но не очень высоких) гонораров.
Как обобщенно выглядел ход событий?
Флобер годами писал книги, вращался в литературных кругах, пресса критиковала его книги, Флобер нервничал, переживал, а читатели продолжали покупать его книги. Может быть, существовал и существует еще какой-то канал информации о творчестве писателя, кроме СМИ?
Покупали не много, но и не мало. Умеренно. Литературных гонораров Флоберу на жизнь не хватало.
Откуда брались деньги?
Флобер происходил из обеспеченной семьи. Хороший дом, отличный кабинет, полная обеспеченность для творческой работы.
Отец Флобера умер рано. Мать заботилась о Гюставе.
Стабильность этой финансовой ситуации оказалась под угрозой.
Сначала в своего учителя влюбилась племянница Флобера, Каролина. Она была сиротой (ее мать, сестра Флобера, умерла), и племянница воспитывалась в семье Флобера.
Каролина влюбилась в своего преподавателя рисунка, талантливого художника Мэсиа. Племяннице объяснили, что за слишком умного человека выходить замуж не нужно. На примете есть состоятельный человек - лесоторговец. Племянница, в итоге, поддалась настоятельным советам родственников (в том числе, Флобера), и вышла замуж за лесоторговца. Тот в какой-то момент начал вести бизнес небезопасным образом - купленный лес продавал, а со своими поставщиками своевременно не расплачивался. Последовало банкротство.
Состояние Флобера и его семьи было тесно связано с бизнесом нового родственника-лесоторговца. Флобер оказался на грани финансового краха.
Флобер писал о мифической мадам Бовари, которая разоряла окружающих.
Но сюжет выбора между учителем (талантливым художником) и лесоторговцем также имеет право на интерес читающей публики.
Учитель рисунка с его относительно скромными финансовыми потребностями (даже если бы он не был талантливым и успешным художником) был бы для обеспеченного семейства Флоберов гораздо более финансово благоприятной и безопасной фигурой по сравнению с лесоторговцем, который потянул на дно состояние благополучной семьи, - состояние, составленное многолетними усилиями старшего успешного поколения Флоберов.
Состояние семьи и лично Флобера шло ко дну.
Но работал такой фактор, видимо, свойственный Франции, как уважение к литераторам, к писателям.
В литературных кругах Флобер знакомился с политиками. Так, например, в числе его знакомых оказался Гамбетта. Здесь мы вступаем на зыбкую почву аналогий и предположений. Но вспомним о банкротстве Александра Дюма-отца. Ничем трагичным банкротство для великого писателя не закончилось.
События, поставившие лесоторговца на край пропасти, продвигались вперед все медленнее и медленнее. В конце концов, возникло впечатление, что события приняли благоприятный оборот.
Тем не менее, Гюставу Флоберу остро не хватало денег.
Он продолжал вращаться в литературных кругах и информировать людей, причастных к французской культуре, о своем бедственном положении.
В конце концов, ему была назначена вполне приличная пенсия, замаскированная под заработную плату заштатного смотрителя одной из библиотек.
Франция, Французская республика заботилась о своих писателях, о своей культуре (на 'Мадам Бовари' у каждого может быть своя точка зрения, но это - популярная книга).
Гюстав Флобер сокрушался об унижении - о необходимости жить не на свои (не на семейные) средства, а на государственные.
Затем Ги де Мопассан добился литературного успеха (при содействии Флобера), и Флобер с удивлением сравнивал тиражи Мопассана (высокие) и свои собственные тиражи (между средним и низким уровнями).
Затем Флобер умер и был с почестями похоронен.
В 'Мадам Бовари', по общему мнению, нет положительных героев.
Однако заблуждались бы те, кто сделал бы пессимистические выводы - на основании этой книги.
Не нужно расстраиваться.
Любовь (к учителю, к художнику) выше денег (лесоторговца). А культура дороже денег.
(При подготовке этой заметки, в частности, была использована книга 'Гюстав Флобер' Анри Труайя).