Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Рай далёкого прошлого, приятные мифы, суета настоящего и проекты будущего. Культурологический очерк о рассказе Константина Паустовского "телеграмма"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рай далёкого прошлого, приятные мифы, суета настоящего и проекты будущего. Культурологический очерк о рассказе Константина Паустовского "Телеграмма".

  Рай далёкого прошлого, приятные мифы, суета настоящего и проекты будущего. Культурологический очерк о рассказе Константина Паустовского 'Телеграмма'.
  
  
  Продолжает жить рассказ Константина Паустовского 'Телеграмма'.
  
  Великая европейская актриса окрасила этот рассказ в сказочные цвета. Она приехала в СССР и стала перед писателем на колени...
  
  Уже в биографии Александра Пушкина мы видим непростую проблему: проблему взаимоотношений отца и сына...
  
  Как было в старину? Хочется верить, что отношения родителей и детей были безоблачными.
  
  Но пришли новые времена, пришли неконтролируемые потоки знаний, новые формы жизни, и дети, становясь взрослыми, вдруг ощущают свою беспомощность. Они хотели бы выразить любовь и уважение к родителям, но как это сделать? Нет времени, нет сил, нет воли, нет достаточно денег и внимания. Остаётся ощущение огромной ошибки - ошибки, разрушающей эмоциональную жизнь человека.
  
  Примерно этой теме посвящен рассказ Константина Паустовского 'Телеграмма'.
  
  В далеком прошлом бывали райские времена. Жил известный художник, он имел редкие картины (упоминается, например, эскиз Крамского), он построил усадьбу.
  
  Теперь это - мемориальный дом. В нем живет старушка - дочь художника.
  
  В рассказе есть приятный миф - это типаж 'верный слуга'. Это местный житель, который знал еще самого художника, основателя усадьбы, и сохранил уважение к его дочери.
  
  Есть 'добрая крестьянка' - маленькая девочка, которая заботится о старушке.
  
  В центре внимания - дочь старушки. Видимо, ничто не мешает назвать эту женщину внучкой известного художника.
  
  Эта женщина активно действует в культурной сфере в большом городе. Но она мало заботиться о матери.
  
  Когда её мать уходит из жизни, женщина-специалист по культуре погружена в суету большого города.
  
  Она с опозданием приезжает в опустевшую усадьбу. Уезжает она тайком, с ощущением неисправимой вины.
  
  Хороший рассказ.
  
  Однако, писатель 'забыл' рассказать о семейном воспитании, полученном внучкой известного художника.
  
  Не раз (в разных формах) рассказывалось о привлекательных культурных процессах большого города, о выдающихся людях, о необходимости получить образование, найти уважаемое место (должность) в культурной среде.
  
  Что касается жизни в усадьбе - это одиночество, примитив, оторванность от цивилизации... Это отсталость и деградация.
  
  Что оставалось внучке известного художника после такого семейного воспитания, кроме переезда в большой город, получения серьезного образования, устройства на солидную должность в культурной среде?
  
  Далее приходилась танцевать танцы под местную музыку, попадая в такт.
  
  Старушка в это время страдала от одиночества в мемориальной усадьбе.
  
  На всю эту ситуацию накладывалось относительное безденежье, свойственное образу жизни 'простой' интеллигенции в советское время.
  
  Читатель дочитал рассказ. Он в растерянности. Интуитивно он понимает, что отношения с родителями - это важная тема. Внучка известного художника допустила огромную ошибку!
  
  В рассказе ничего не говорится о семейном воспитании, о современных условиях жизни.
  
  Рассказ 'осветил' часть пространства, читатель смотрит на эту освещенную часть. За пределами этого освещенного пространства - культурная и экономическая реальность. Та реальность, которая побуждает детей уезжать из тех населенных пунктов, где живут родители, которая побуждает танцевать новые танцы под новую музыку.
  
  Затем дети осознают: они сделали огромную ошибку - в отношениях с родителями.
  
  И что же делать?
  
  Ответ на этот вопрос выходит за пределы рассказа Константина Паустовского.
  
  Что делать?
  
  Возвращаться к традиционным формам жизни, для которых свойственно проживание в общинах, состоящих из родственников? Три (четыре) поколения под одной крышей?
  
  Менять семейное воспитание и взгляды на жизненный успех (образование, уважаемая должность?).
  
  Работать в коллективе, где каждый сотрудник может быть заменен другим, где каждый сотрудник получает огромные доходы, и где каждый может отлучиться в любое время и на любой период времени, и обладает возможностью совершить быструю поездку на любое расстояние?
  
  Может быть, вспомнить отца жены знаменитого испанского художника - этот отец остался в России и работал адвокатом. Все дети разъехались, и неплохо устроились за границей. Он в силу обстоятельств продолжал жить и работать в России. Этот человек взял на воспитание мальчика из необеспеченной семьи и стал для него де-факто приемным отцом. Этот мальчик вырос и понял, что он связан некоторыми семейными узами с известнейшим испанским художником и с его женой из России. Он начал публиковать воспоминания о своем приемном отце. Из воспоминаний видно, что этот мальчик относился к своему приемному отцу с уважением и с любовью. 'Добрая' крестьянская девочка из рассказа Паустовского претендует на роль приемной дочери старушки.
  
  А что чувствовали дети этого адвоката - те дети, которые благополучно жили за границей?
  
  Лет пятнадцать тому назад я прочел интервью путешественника из северной европейской страны. Он принял обет никогда не брать в руки деньги. Без денег он путешествует по всему миру, у него множество знакомых, готовых принять его в своих домах (и значительное число подруг). Этот человек не уедет в большой город, не будет там получать образование и устраиваться на работу, и мысли этого человека не будут заняты служебной суетой. Но будут ли его мысли направлены на его родителей и на отношения с родителями?
  
  В общем, спасибо Константину Паустовскому за постановку вопроса, пусть этот вопрос и поставлен через использование 'ушедшего рая', 'приятных мифов', 'суеты настоящего'.
  
  Вопрос и проблема, конечно, есть. И как их решить? Об этом полезно - как минимум - задуматься...
  
  
  30 мая 2022 г. 06:12
  
  { 3026. Рай далёкого прошлого, приятные мифы, суета настоящего и проекты будущего. Культурологический очерк о рассказе Константина Паустовского 'Телеграмма'.
  MMCMXCVII. A paradise of the distant past, a pleasant myths, a vanity of the present and a projects of the future. A culturological essay about the story by Konstantin Paustovsky "Telegram". }
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"