Аннотация: Робот Фёдор на космической сцене. Третий полёт Crew Dragon (с экипажем) на МКС и некоторые итоги. Заметка.
Робот Фёдор на космической сцене. Третий полёт Crew Dragon (с экипажем) на МКС и некоторые итоги. Заметка.
Crew Dragon совершил третий полет (с экипажем) на Международную космическую станцию (МКС). (C206.1 Endeavour: 30 May 2020 - 2 August 2020; C207.1 Resilience: 16 November 2020 - 28 April 2021 (planned); C206.2 Endeavour: 23 April 2021 - 31 October 2021 (planned)).
Что означает это немаловажное событие?
Во-первых, оно означает, что США все больше обретает автономную систему доставки грузов и экипажей на МКС.
Одним из преимуществ Коперниковской традиции освоения космоса была огромный уровень безопасности и надёжности космических систем.
В дополнение к интуитивной Коперниковской традиции приходит огромный объем математических вычислений, что свойственно традиции Ньютона.
Использование математики становится все более эффективным.
Из российской космической отрасли традиция Коперника вытеснена в период примерно с 1991 года по 2000 год. Эффективные менеджеры вытеснили представителей традиции Коперника со всех значимых позиций. Ура, победа! Все финансовые потоки, принятие всех принципиальных решений - всё под контролем. Да как-то не уютно...
(Конечно, принципиальные технические достижения, разработки советского космоса продолжают использоваться. Да и на что их можно заменить?
Второстепенные (с интеллектуальной, креативной точки зрения) фигуры, игравшие в советское время преимущественно роль исполнителей в освоении космоса, а по завершении космической карьеры искавшие приложение своим силам в общественной сфере - в женских организациях, 'защите мира' и т.д. и т.п., - используются ныне в качестве своеобразных политических и космических мудрецов, и, видимо, получают за присутствие на перформансах и исполнение квази-политических ролей в коллективных мероприятиях не плохую компенсацию).
При демократической политической системе аварийность космических систем относится к числу критических факторов. Возникает тенденция использования самых безопасных вариантов.
Привлечение частных компаний отчасти перекладывает риски с государственных организаций на такие (частные) компании. Кроме того, через частные компании в космическую отрасль приходят умы с высоким потенциалом - потенциалом интуиции и интеллекта.
Уже сейчас, после третьего полёта Crew Dragon (с экипажем) на МКС, можно сделать вывод о наличии у США автономной системы доставки грузов и экипажей на МКС (с полной уверенностью говорить о наличии у США такой системы доставки можно будет после значительного числа таких безаварийных полетов).
Во-вторых, это событие (третий полёт Crew Dragon с экипажем на МКС) подтверждает низкий уровень эффективности управленческих решений в космической отрасли России.
Решение о выходе России из программы (проекта) МКС принято (12 апреля 2021 года) (или оно предлагается к принятию?).
(Есть разные версии - или обсуждается уже принятое 12 апреля 2021 года решение -? или пока еще только его проект - ?).
Итак состоявшееся или предлагаемое решение выработано в условиях, когда:
(а) США приобрели (с высоким уровнем вероятности) автономную систему доставки грузов и экипажей на МКС,
(б) отсутствует действующая (введенная в эксплуатацию) российская космическая станция,
(в) создание новой российской станции отнесено по одной из версий на начало 30-х годов 21 века,
(г) отсутствуют международные договорённости о выходе России из программы (проекта) МКС и о последующей судьбе МКС.
В-третьих, это событие (третий полет Crew Dragon) все более отчетливо демонстрирует переход России на вторую роль и все большее отставание от США.
Россия постепенно перестает быть конкурентом для США в области высоких технологий в космической отрасли.
По некоторым оценкам, Россия в данный момент не обладает ни 'лунной программой', ни техническими возможностями, ни реальными планами организации пилотируемого полета к Луне.
В-четвертых, состоявшийся или предлагаемый выход России из программы (проекта) МКС завершает почти двадцатилетний период международного сотрудничества. За это время тематика МКС постепенно отошла на второй план, а на первый план вышла тема освоения Луны и другие вопросы.
Россия вышла или намерена выйти из программы (проекта) МКС - после двадцати лет сотрудничества - без весомых международных договорённостей, закрепляющих ее роль как великой космической державы, фиксирующих ее полноценные или преимущественные права в освоении космоса. Без 'лунной программы'.
Как 'космический статус' России отличается от статуса десятков, сотен государств, почти не имеющих отношения к исследованиям космоса?
Как международное положение России в космической сфере было закреплено и укрепилось за прошедшие 20 лет сотрудничества, за 20 лет выгодного положения России в этом секторе?
Итак, третий полёт Crew Dragon (с экипажем) на МКС позволяет увидеть то, что замаскировано множеством исторических деталей и событий:
- состоявшуюся утрату Россией роли лидера в космической сфере (это можно считать итогом периода с 2000 года по 2021 год),
- постепенную, продолжающуюся утрату Россией 'космических перспектив', утрату статуса одной из великих космических держав.
- отсутствие у эффективных менеджеров космической отрасли привлекательных, популярных среди граждан, конкурентоспособных и перспективных космических программ развития.