Аннотация: Российско-китайская лунная станция на этапе GLEX. Очерк.
Российско-китайская лунная станция на этапе GLEX. Очерк.
9 марта 2021 года в формате видеоконференции был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции (МНЛС).
16 июня 2021 года на международной конференции по исследованию космоса GLEX-2021 (в Санкт-Петербурге) была представлена дорожная карта строительства Международной научной станции на Луне.
Статус дорожной карты - каков он? Что это за документ? Меморандум ("memo"), протокол о намерениях, международное соглашение? Включены ли соответствующие финансовые затраты в закон о бюджете?
Дорожная карта предполагает космические запуски, создание техники для освоения и исследований Луны, развертывание "инфраструктуры на орбите и поверхности Луны, в том числе комплексы связи, а также электроэнергетическое, исследовательское и другое оборудование" (https://tass.ru/kosmos/11665005?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop)
"Станция" - понятие растяжимое. Например, планируемая станция будет обитаемой или нет?
Предполагается "отработка технологий беспилотной эксплуатации инфраструктуры с перспективой длительного присутствия человека на спутнике Земли". (https://ria.ru/20210616/stantsiya-1737225324.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop) Итак, в одной фразе соединены и "беспилотность", и "присутствие человека".
Что представляется существенным при взгляде на новый виток активности вокруг проекта лунной станции?
Первое. Наличие или отсутствие космического корабля (космических устройств - в более широком смысле) для полетов с человеком на борту в дальний космос (в дальний космос - то есть, за пределы околоземной орбиты). У России такого корабля в настоящее время не имеется.
Второе. Наличие денежных ресурсов. Сейчас нет ясности с российской станцией на околоземной орбите. В этой ситуации планы насчет лунной станции следует оценивать как реальные?
Третье. Особенности сегодняшнего состояния космической отрасли России. Более или менее устойчиво работает космическая техника, созданная еще в эпоху СССР и в ходе многочисленных запусков показавшая свою надежность. В основном, речь идет о запусках на околоземную орбиту. Что касается исследований Марса, Луны и других небесных тел - у США и у Китая имеются достижения, а чем может похвалиться современная Россия в данный момент?
Три этих фактора порождают сомнение в реальности существенного участия России в создании станции, которую в настоящий момент официальные лица среднего уровня называют "российско-китайской".
Зачем нужен этот проект?
Маловероятно, что Китай рассчитывает на значительное участие России в проекте лунной станции. Для появления возможных сомнений достаточно посмотреть на ситуацию с российской станцией на околоземной орбите.
Однако, Китаю важно стать легальным лидером в освоении космоса.
Он сейчас де факто передвинул Россию с первого на третье место в списке великих космических держав.
Вместе с тем, в глазах общественного мнения Россия все еще остается легальным космическим лидером - многие не разбираются в деталях, иные "просто верят" в Россию.
Бренд легального лидера стоит определенных денег. Косвенным примером могут быть визиты некоторых представителей Дома Романовых, которые в эпоху Ельцина приезжали в Россию и выдавали заинтересованным лицам документы о присвоении звучных благородных титулов. После 1917 года прошло более ста лет, а такие документы имеют определенную цену!
Вполне логичным выглядит желание Китая переместить с России на себя титул космического лидера человечества - при согласии и при содействии акторов современной России.
В этой гипотетической репутационной акции и GLEX, и российско-китайская лунная станция выступают как инструменты решения поставленной задачи.
Что касается советско-российской космонавтики - если она еще существует - то в ее интересах передать соответствующий бренд в пользу Западной Европы и США.