Аннотация: "Она сопротивлялась мне. И я убил ее". Андре Моруа о драме "Антони" в книге об Александре Дюма. Литературная заметка.
"Она сопротивлялась мне. И я убил ее". Андре Моруа о драме "Антони" в книге об Александре Дюма. Литературная заметка.
Андре Моруа рассматривает возникновение и значение пьесы Александра Дюма "Антони".
Какие личные обстоятельства побудили автора написать пьесу?
Кто был прототипом главных героев?
Какие писал письма Дюма в связи с созданием и постановкой этой пьесы?
Шла ли она с успехом? Какое влияние оказала эта пьеса на французский театр?
Отношения между Мелани "Первой" (прототип главной героини) и Мелани "Второй" (актриса, исполнявшая роль главной героини) и самим Александром Дюма...
Роль цензуры...
Влияние пьесы "Антони" на официальное признание Дюма своего сына Александра...
Влияние пьесы "Антони" на общественную мораль...
Читатель узнает, например:
" в ней [в драме "Антони"] впервые была выведена на сцену женщина, совершившая прелюбодеяние, - образ, который потом более чем на столетие оккупирует французскую сцену.". (Все цитаты в данной заметке - из книги Андре Моруа "Три Дюма").
Этот тезис Андре Моруа вызывает некоторое сомнение (до "Антони" на французской сцене не было персонажей-женщин, совершивших прелюбодеяние?), но, без достаточного массива информации для оспаривания, принимается к сведению.
Или такая мысль Андре Моруа: "Александр Дюма в этот вечер вписал не только "новую страницу в историю сердца", но и новую страницу в историю театра, потому что его триумф заставил Гюго доверить театру Порт-Сен-Мартэн "Марион Делорм", а Виньи - написать "Маршальшу д"Анкр" для Мари Дорваль - "первой трагической актрисы своего времени". Так во второй раз в жизни Дюма выступил как человек, прокладывающий новые пути."
Для читателя, далекого от французского театра, не совсем понятно - в чем выразились "новые пути"? Видимо, в преодолении ранее существовавших стереотипов...
"Успех "Антони" был прочным и длительным. Сто тридцать спектаклей в Париже. Светские люди впервые пошли в театр Порт-Сен-Мартэн. В провинции эта драма еще долго оставалась триумфом."
"И на весь XIX век страсть воцарится в театре, принеся с собой бурю чувств, слов, кинжальных ударов, и пистолетных выстрелов. Антони испугал актеров "Комеди-Франсэз, но зрителей он потряс".
"Когда Бокаж, бросив кинжал к ногам разъяренного полковника, хладнокровно произнес: "Она сопротивлялась мне. И я убил ее", - в зале раздались крики ужаса. Для исполнителей главных ролей это был вполне заслуженный триумф."
Упоминает Андре Моруа и пьесу "Наполеон Бонапарт", так же написанную Александром Дюма. "Роль была сыграна смело и с блеском, но это был не Наполеон.".
"В двадцать восемь лет Дюма становится самым почитаемым драматургом своего времени. Его ставят рядом с Виктором Гюго."
После посещений театра, после криков ужаса (в театре), после бесконечных обсуждений сюжета драмы в самом театре, на улице, в салонах, дома, в газетах и где угодно, сама идея убийства женщины (за прелюбодеяние), возможно, начинала казаться широкой публике странной. "А нужно ли было это делать?" "Событие, конечно, неприятное, но..."...
Если верить Андре Моруа, то вклад драмы "Антони" Александра Дюма в общественную психологию бесспорен... Драма Александра Дюма "Антони" была поставлена в одном из парижских театров в 1831 году...