Аннотация: Кругозор литературного окопа и дырявая негодная сеть. Очерк о современной российской литературе.
Кругозор литературного окопа и дырявая негодная сеть. Очерк о современной российской литературе.
Сохранились еще какие-то кадры из журналистов прошлых времен. Работает человек на радио и думает: 'Что бы такое актуальное осветить в передаче?'
Как вы думаете - что? Ну... Если скоро парад, то естественно поставить в повестку дня что-нибудь о военной теме. О 'военной прозе'!
Зовет радиоведущая широко известного литературного критика, заместителя главного редактора толстого журнала. У этого журнала большая (длинная) история и громкое, оставшееся от прошлого, название.
Радиослушатели - те, которые по-энергичнее, - судорожно ищут лопаты для дополнительной прочистки ушей - что б ни один звук не пропустить.
Пока идет поиск лопат, мы с вами отвлечемся на секунду от радиобеседы и поставим вопрос: а почему интересна 'военная проза'?
Она интереса потому, что в России много людей в погонах, Россия даже в так называемое мирное время более или менее часто участвует в разного рода событиях...
А потому интересно: что думают, как действуют люди в боях, в ходе боевых действий (перед боями, после боев).
Возвращаемся к радиопередаче (видимо, лопаты найдены и находятся в боевой готовности).
Радиоведущая старается, вопросы задает, темы для обсуждения предлагает...
Разговор крутится вокруг лейтенантской прозы. Слышали мы о лейтенантской прозе...
Люди часто особенно интересны, когда они лично участвовали в боях, имеют награды, обладают литературными способностями и поднимают планку как можно выше -они прямо или косвенно оценивают деятельность Верховного Главнокомандующего...
Со дна окопа не очень видна традиция поражений, которая в итоге привела к Брестскому миру (1918). А после Брестского мира была, например, еще советско-финляндская война 1939-1940 годов...
Некоторые политики опасались, что после первых поражений (в случае войны с Германией) события пойдут по знакомой траектории и приведут к Брестскому миру -2.
Многие события и явления имеют многовековую предысторию, о чем 'рядовые' лейтенанты просто не были готовы писать.
Но кроме лейтенантской прозы были еще и мемуары высокопоставленных военачальников, деятелей тыла. Почему об этой прозе ничего не говорится в радиопередаче?
Лейтенантская проза более понятна, - видимо...
Итак, примерно пол передачи посвящено лейтенантской прозе...
У каждого есть право на творчество, на самовыражение, но сколько лет уже обсуждается 'лейтенантская проза'? Зам главного редактора, широко известный критик хвалилась, что какое-то произведение было опубликовано еще в 1946 году... Те, то начинал обсуждение, уже ушли, наверное, из жизни... Но тема не исчезает...
А зачем нужен толстый журнал?
Если до 1991 года толстые журналы различались качеством, но производили впечатление своеобразных сетей, улавливающих литературных талантов, то сейчас эти журналы (как и таланты) вообще особенно не видны и не слышны. И некоторым читателям вообще непонятно, зачем они, эти журналы, нужны.
Если журнал - это сеть для улавливания литературных талантов, то где эти таланты?
Все же с 1991 года произошло значительное число вооружённых конфликтов. В ряде конфликтов участвовали люди в погонах. Если есть погоны, то в 95 процентах случаев есть высшее образование и грамотность... Кажется, кто-то из бывших министров, из отставных генералов книги написал - почему бы такие книги не обсудить?
Одного литератора я читал, но ощущение осталось неприятное. Писал он не плохо. Но общая направленность - далека от традиций Льва Толстого... И где сейчас этот литературный человек? Говорят, что эмигрировал... Не помню - какое у него звание... Рядовой, сержант? Старшина?
Итак... Где имена, где новый материал?
Зам главного редактора сообщает радиослушателям о некоем современном жителе города Ростова-на-Дону, который написал что-то. Но не о Ростове-на-Дону, а о Сталинграде.
Может быть, если не он, то кто-то из его родственников воевал в Сталинграде?...
Сюжет излагается от лица румына, который жил в какой-то квартире в Сталинграде...
Румынский солдат? Жил в квартире? В Сталинграде? В период боевых действий? От его имени написано произведение?
Разве в Ростове на-Дону не могут жить потомки румынов (воевавших в Сталинграде)?
Ростовский автор рассказал о Сталинграде от имени румынского солдата и получил премию толстого журнала.
И это всё??? Это все новые имена? Это все уловленные толстым журналом литературные таланты?
Ничего заметного о современных произведениях, кроме этого варианта, в памяти после радиопередачи не осталось.
Естественно, радиоведущая и широко известный критик вспомнили о 'Войне и мире' Толстого, прибавили к лейтенантской прозе произведения Владимира Богомолова (это похоже на чрезмерное упрощение - все равно, что относить 'Войну и мир' к прозе поручиков)...
Так потихонечку передача и завершилась...
Ощущение полного ничтожества... Ничтожества современной 'российской литературы', ничтожества толстого журнала...
И зачем нужен такой толстый журнал? Для надежды? А вдруг он, этот толстый журнал, как былинный богатырь, полежит на печке 33 (333) года, а потом встанет во весь рост и всем покажет, какой он молодец...
Ощущение полного нуля...
Современная 'российская литература' (и современная 'российская военная проза') равны нулю... Таково (субъективное) впечатление после радиопередачи...