Аннотация: На русском и английском языках. In Russian and in English.
Верещагин. A brief parallel biography. Vereshchagin.
Заметки о книге "Верещагин". Notes about the book "Vereshchagin".
(Все заметки были в надлежащее время опубликованы в Интернете для открытого доступа - All notes in appropriate time (in due time) were published on the Internet for a wide, public access)
Содержание. The content.
(Пояснения:
1) В квадратных скобках указаны дата и время, когда произведение было размещено в Интернете. Например: [18.05.2020 11:18] означает, что произведение было размещено в Интернете (https://proza.ru/avtor/zaleski) 18 мая 2020 года в 11 часов, 18 минут по московскому времени. Дата и время размещения в Интернете естественным образом немного отличаются от даты и времени написания, которые указываются после текста каждой миниатюры).
2) Список произведений в настоящей Краткой Параллельной Биографии (Brief Parallel Biography) корреспондируется, соотносится с общим списком миниатюр (на разные темы), который ведется с января 2018 года (первая миниатюра в списке - Сказка о Луи Антуане де Бугенвиле - датирована 14 января 2017 года - размещена в Интернете - 14.01.2017 13:54; общий список миниатюр был составлен не сразу). В общем списке миниатюры (главным образом, на русском языке, несколько - на английском) пронумерованы арабскими цифрами. Переводы миниатюр пронумерованы римскими цифрами.
Таким образом, в данной Краткой Параллельной Биографии каждое произведение имеет два номера.
Первый задает место произведения в настоящей Краткой Параллельной Биографии. Второй номер соотносит произведение с общим списком, который ведется с января 2018 года.
Пример А: '4 - 1487'. (Нечеловеческий ужас. Заметка о главах 13-18 книги 'Верещагин'. [21.05.2020 15:35]).
'4' - характеризует расположение произведения в настоящей Краткой Параллельной Биографии.
'1487' - характеризует позицию произведения в общем списке миниатюр, который ведется с января 2018 года.
Пример Б: '2 - MCCСCXLVII'. (Vereshchagin, Lvov, Gagarin, Wrangel, Durnovo ... A note on chapters 1-8 of the book (author A.I. Kudrya) "Vereshchagin.").
'2' - характеризует расположение произведения в настоящей Краткой Параллельной Биографии.
'MCCСCXLVII' - характеризует позицию произведения в общем списке миниатюр, который ведется с января 2018 года.
Указание двух номеров дает возможность заинтересованным читателям получить некоторую дополнительную информацию о событиях, в период которых писались и публиковались произведения, включенные в настоящую Краткую Параллельную Биографию.
Всего в Краткую Параллельную Биографию "Верещагин. A brief parallel biography. Vereshchagin" включено 10 работ на русском языке.
Им соответствуют 10 переводов на английский язык).
(Explanation:
1) The date and time when the work was posted on the Internet are given in square brackets. For example: [19.05.2020 22:33] means that the work was posted on the Internet (https://proza.ru/avtor/zalesskivv) [(https://proza.ru/avtor/zaleski)] on May 19, 2020 at 22 o 'clock, 33 minutes Moscow time. The date and time of posting on the Internet is naturally slightly different from the date and time of writing, which are indicated after the text of each miniature).
2) The list of works in this Brief Parallel Biography is could be compared with the general list of miniatures (on different topics), which has been maintained since January 2018 (the first miniature in the list - The Tale of Louis Antoine de Bougainville - dated January 14, 2017 - posted on the Internet - January 14, 2017 13:54; A general list of miniatures was not compiled immediately, not on a start). In the general list, miniatures (mainly in Russian, several in English) are numbered Arabic numerals. The translations of the miniatures are numbered Roman numerals.
Thus, in this Brief Parallel Biography, each work has two numbers.
The first sets the place of the work in the present Brief Parallel Biography. The second number relates the work to the general list, which has been maintained since January 2018.
Example A: "4 - 1487." (Нечеловеческий ужас. Заметка о главах 13-18 книги 'Верещагин'. [21.05.2020 15:35]).
"4" - characterizes the location of the work in the present Brief Parallel Biography.
"1487" - characterizes the position of the work in the general list of miniatures, which has been maintained since January 2018.
Example B: "2 - MCCСCXLVII'. (Vereshchagin, Lvov, Gagarin, Wrangel, Durnovo ... A note on chapters 1-8 of the book (author A.I. Kudrya) "Vereshchagin." [19.05.2020 22:33]).
"2" - characterizes the location of the work in the present the Brief Parallel Biography.
"MCCCXLVII" - characterizes the position of the work in the general list of miniatures, which has been maintained since January 2018.
The two numbers provide an opportunity for interested readers to obtain a some additional information about the events during which works, included in the present Brief Parallel Biography, were written and published.
A total of 10 works in Russian are included in the Short Parallel Biography "Верещагин. A brief parallel biography. Vereshchagin".
10 translations into English correspond to them).
[На русском In Russian]
1 - 1479. [Вместо предисловия] С чего начинается (отдельная) цивилизация. Цивилизационный очерк. [18.05.2020 11:18]
2 - 1482. Верещагин, Львов, Гагарин, Врангель, Дурново... Заметка о главах 1-8 книги (автор А.И. Кудря) 'Верещагин'. [19.05.2020 21:30]
3 - 1483. Бокал успеха. Заметка о главах 9-12 книги 'Верещагин'. [20.05.2020 09:50]
4 - 1487. Нечеловеческий ужас. Заметка о главах 13-18 книги 'Верещагин'. [21.05.2020 15:35]
5 - 1488. Скандалы, признание, финансы, новая жена, переезд в Россию. Заметка о главах 19-27 книги 'Верещагин'. [21.05.2020 22:04]
6 - 1489. Переезд (возвращение) и тема 'Наполеон в России'. Заметка о главах 28-34 книги 'Верещагин'. [22.05.2020 22:48]
7 - 1491. Творчество Верещагина в США. Заметка о главах 35-36 книги 'Верещагин'. [23.05.2020 10:08]
8 - 1492. Этюд 'Хризантемы'. Три месяца в Японии. Заметка о главе 37 книги 'Верещагин'. [23.05.2020 16:31]
9 - 1493. Месяц на Дальнем Востоке. Завершение земного пути В.В. Верещагина. Заметка о главе 38 книги 'Верещагин'. [23.05.2020 17:02]
1 - MCCСCXLIV. [Instead of a Preface] Since what a point, a (separate) civilization begins. A Civilization Essay. [18.05.2020 13:13]
2 - MCCСCXLVII. Vereshchagin, Lvov, Gagarin, Wrangel, Durnovo ... A note on chapters 1-8 of the book (author A.I. Kudrya) "Vereshchagin." [19.05.2020 22:33]
3 - MCCСCXLVIII. A goblet of success. A note on chapters 9-12 of the book "Vereshchagin". [20.05.2020 11:17]
4 - MCCСCLII. An unhuman horror. A note on chapters 13-18 of the book "Vereshchagin". [22.05.2020 07:11]
5 - MCCСCLIII. Scandals, recognition, finances, new wife, moving to Russia. A note on chapters 19-27 of the book "Vereshchagin". [22.05.2020 07:51]
6 - MCCСCLVI. Relocation (return) and the theme "Napoleon in Russia." A note about chapters 28-34 of the book "Vereshchagin". [23.05.2020 10:53]
7 - MCCСCLV. Vereshchagin's creativity in the USA. A note on chapters 35-36 of the book "Vereshchagin". [23.05.2020 10:21]
9 - MCCСCLVIII. A month in the Far East. A completion of the Earth path of Vasily Vereshchagin. A note about chapter 38 of the book "Vereshchagin". [23.05.2020 17:36]
10 - MCCСCLIX. [Instead of an afterword] Kudrya, Galenovich, Bogdanov. Reserves of intellectual potential and a prospects. The essay on a collective biography of a typical creative groups. [24.05.2020 11:03]
[Texts of miniatures in English - are placed after texts of miniatures in Russian.]
[Тексты миниатюр на английском языке - размещены после текстов миниатюр на русском языке.]
Верещагин.
Заметки о книге "Верещагин".
1 - 1479. [Вместо предисловия] С чего начинается (отдельная) цивилизация. Цивилизационный очерк.
Один из героев Теодора Драйзера вспоминал об огромном впечатлении, которое на него произвели картины русского художника-баталиста Верещагина. 'В одно из воскресений Юджин отправился посмотреть его картины и был потрясен великолепной передачей деталей боя, изумительными красками, правдивостью образов, ощущением трагизма, мощи, опасности, ужаса и страданий, которое исходило от этих полотен.' (Теодор Драйзер 'Гений' (1915)).
('Люди искусства, богачи, женихи и невесты, квакеры, безработные, ремесленники и священники шли и снова возвращались на выставку картин Верещагина. И эти картины, мрачные, сияющие, грубо-сочные и мертвенно-бледные, желтые и написанные молоком, написанные кровью, выделяются, сверкающие и огромные, среди легких и мягких портьер... Перед вами словно открывается занавес...' Марти Хосе. Выставка картин Верещагина [В Нью-Йорке в 1889 году].)
Картины Верещагина не совсем удобны для современных официальных идеологических конструкторов, осуществляющим свою деятельность на территории России и пытающихся что-то изобрести.
Тем не менее, эти картины доступны - при определенной настойчивости - широкому кругу лиц. ("Список картин Василия Верещагина" - Википедия).
Российская империя расширялась на Восток - в сторону Тихого океана. Картины Верещагина отражали впечатления представителя европейской (западной) цивилизации в ходе этого движения.
Ныне мы имеем возможность (внезапно) узнать, что Россия - это отдельная цивилизация. "МОСКВА, 17 мая [2020]. /ТАСС/. Россия - это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация...- отметил глава государства' (https://nauka.tass.ru/nauka/8493647). Приятно, конечно, в 2020 году себя поздравить с подобным цивилизационным открытием...
Мариэтта Шагинян, описывая жизнь некоторых предков Владимира Ильича Ленина, с удовольствием давала словесные картины жизни полу-средневековой Астрахани, находившейся в 19 веке на границе между Западным и Восточным мирами. Может быть Астрахань второй половины 19-го века - это прообраз некоей 'отдельной' 'российской цивилизации'? (Василий Верещагин. 'Нищие в Самарканде'.1870).
О разделе Россией, Пруссией и Австрией Речи Посполитой и об огромной массе привилегированных жителей этого государства, в одно мгновение ставших интеллигенцией огромной крестьянской страны России в 1775 году, обеспечивших развитие России в 19 веке и достижение Россией уже в 20 веке мирового уровня (по многим направлениям), мы сейчас детально говорить не будем.
Итак, для размышляющих о природе русской цивилизации есть и пример Речи Посполитой, Великого Княжества Литовского, и пример Астрахани второй половины 19-го века, расположившейся между средневековьем и современным обществом.
А для итоговых размышлений имеются картины Василия Верещагина.
Так что не так уж и трудно разобраться - что это за 'отдельная цивилизация'.
18 мая 2020 г. 11:05
2 - 1482. Верещагин, Львов, Гагарин, Врангель, Дурново... Заметка о главах 1-8 книги (автор А.И. Кудря) 'Верещагин'.
Василий Васильевич Верещагин (1842 - 1904) родился в семье, которая по своим интересам была далека от мира искусства.
Он учился год в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе, затем 6-7 лет в Морском кадетском корпус в Петербурге. В стенах этих учебных заведений искусство было не на первом месте.
Но родители его были люди разумные. На разных иерархических уровнях располагались родственники В.В. Верещагина.
Способности будущего художника встречали одобрение. Дома похвалили, директор кадетского корпуса погладил по голове, преподаватель рисования в Морском корпусе приглашает для бесед об искусстве к себе домой на квартиру. И вот В.В. Верещагин - параллельно с учебой в Морском корпусе - уже учится в рисовальной школе (где директором работает Ф.Ф. Львов).
Среди соучеников В.В. Верещагина в Морском корпусе - Фердинанд Врангель (в будущем - известный ученый гидрограф) и Пётр Дурново (в будущем - министр внутренних дел, автор известной пророческой 'Записки' Дурново).
В.В. Верещагин определился с пониманием себя и своих перспектив. Он не желает делать общепринятую военную карьеру. Он желает стать художником.
(В важный период жизни мышление и поступки Верещагина в некоторой степени напоминают мысли и поступки молодого Пржевальского (1839 -1888) - за тем исключением, что у Пржевальского или вообще не было влиятельных родственников в столицах, или их было у него меньше на порядок, а деньги Пржевальскому пришлось выигрывать в карты. Но желание идти по избранному пути, отличающемуся от общепринятого, было и у Верещагина, и у Пржевальского).
Верещагин увольняется с военной службы. Поступает в Академию художеств.
Ф.Ф. Львов представляет В.В. Верещагина вице президенту Академии художеств князю Г. Г. Гагарину
Какая-то интуиция ведет молодой талант по жизненной дороге. Он обретает самостоятельный взгляд на мир и на свою собственную судьбу, на свою творческую роль.
Он принимает необычное дальновидное стратегическое решение - время молодого художника распределяется в разумной пропорции между Парижем (и мастерской художника Ж. Л. Жерома в Школе изящных искусств) и самостоятельным изобразительным творчеством на окраинах Российской империи.
Но этого, все же, мало для движения вперед. В Париже ощущается недостаток художников?
Прапорщик Верещагин геройски проявляет себя в боях на окраинах Российской империи. Его мужество и героизм фокусируют внимание военного начальства на нем. Но ведь и этого недостаточно.
Для жизни в условиях абсолютной монархии требуется своеобразный дипломатический талант. Тонкая материя...
В.В. Верещагин дарит свои картины высокопоставленным лицам, и эти картины достигают коллекции Государя.
Он известен Государю.
В.В. Верещагин - один из многочисленных парижских художников. Он знаком с неуловимыми, трудно формулируемыми, но интуитивно ощущаемым правилами парижского, европейского успеха.
Он имеет преимущество перед всеми европейскими художниками, располагая эксклюзивным материалом для изображения на своих картинах - материалом, каким никто из европейских художников не обладает.
Он участвует в боях, он поднимает солдат в атаку, он рискует жизнью.
Он постоянно носит с собой револьвер в повседневной жизни и часто им пользуется в силу необходимости - жить приходится в условиях постоянного риска.
Годовое жалование начинающего флотского офицера составляло примерно 400 рублей.
'В Петербурге чиновники военного ведомства дали планам художника, поддержанным Кауфманом, 'зеленый свет'. Для их исполнения Верещагину был предоставлен трехгодичный отпуск и назначено содержание - три тысячи рублей в год. Дополнительные средства были выделены на издание 'Альбома картин Туркестанского края'. Условия для исполнения замыслов были почти идеальные. Оставалось лишь засучив рукава взяться за дело.' (А.И. Кудря 'Верещагин').
Молодой европейский художник В.В. Верещагин выходит на высокую творческую орбиту.
19 мая 2020 г. 21:36
3 - 1483. Бокал успеха. Заметка о главах 9-12 книги 'Верещагин'
На главы 9-12 книги 'Верещагин' (автор А.И. Кудря) можно посмотреть как на иллюстрации колючек (капканов, 'мин') на пути успешного творческого человека.
Здесь и конфликты с властью, с официальными структурами, напряженные отношения с бывшими и действующими друзьями, опасности, подстерегающие путешественника в далекой, незнакомой стране, финансовые проблемы, массив трудностей, связанный со строительством на значительном удалении (художественной мастерской), судебный процесс...
Начинается конфликт с властями (немного вышел художник Верещагин за положенные границы... Особенное раздражение вызывала картина 'Забытый'... Разве могут быть 'забытые' в русской императорской армии?).
Конфликт с Академией художеств (Верещагин публично отказался от звания профессора).
Не очень ясная ситуация вокруг приобретения туркестанской коллекции (Император инициативы к приобретению коллекции, вроде бы, не проявил. Между Третьяковым и Боткиным идут напряженные переговоры...).
'Из Дарджилинга Верещагин отправил письмо Стасову с просьбой прислать ему часть вырученных за коллекцию туркестанских картин денег, 15 тысяч рублей, которые надо было забрать у Гейнса. Отсутствие писем от Гейнса серьезно тревожило художника, и он перестал доверять своему бывшему приятелю.' (Здесь и далее - цитаты из книги А.И. Кудря 'Верещагин').
Коллекция была продана за 92 тысячи рублей. 'Во время путешествия Верещагин окончательно потерял веру в своего бывшего приятеля генерала Гейнса: тот не отвечал на письма, все просьбы художника игнорировал. Теперь наиболее близким ему человеком стал Владимир Васильевич Стасов. Он оказывал посредничество в финансовых вопросах. Верещагин писал ему: 'Деньги, что присланы мне отцом моим, присылайте сюда. Здесь жизнь и поездки очень дороги'.'
Таким образом, автор книги 'Верещагин' А.И. Кудря перемещает внимание читателя с 92 тысяч рублей, за которые была продана (через генерала Гейнса?) коллекция, на деньги, получаемые художником от отца...
Начинается строительство художественной мастерской в Париже (Верещагин в это время в Индии). Всё большее количество поручений, адресуемых Верещагиным Стасову, перегружают и раздражают Стасова, накаляют их отношения...
Азарт путешественника, с одной стороны, и 'добросовестные советы' информированных людей, с другой стороны, создавали некоторые дополнительные риски и порождали некоторые негативные эмоции во время путешествия по Индии.
Успех может стать самостоятельной проблемой.
Проблемы отступали перед энергией В.В. Верещагина. С кажущейся легкостью он направляется в Индию, устраивается в Индии, занимается в Индии творчеством.
Отдельная тема - путешествия Верещагиных по Индии...
'...Против последней части, т. е. подозрения меня в шпионстве, протестуйте самым энергичным образом. Выскажите, что уже одна моя независимость, как человека и художника, исключает всякую возможность подобных подозрений...'
'Первоначальный проект мастерской архитектора Купинского ('в русском стиле') Верещагина не удовлетворил: слишком много излишеств. А предложивший свой проект французский архитектор и подрядчики, пользуясь хозяйственной неопытностью заказчика, бессовестно его обворовывали и затягивали строительство. Художник временно снял для работы студию на окраине Парижа, но она по своим малым размерам не годилась для исполнения задуманных им 'колоссальных' картин. Деньги, когда-то полученные от продажи туркестанских картин Третьякову, закончились, а долги росли. 'Я продал на 6000 рублей лесу, но эта помощь ничтожная', - сетует Верещагин в письме Стасову. Пришлось обратиться к П. М. Третьякову с просьбой - ссудить до лучших времен десять тысяч рублей. Момент для коллекционера не самый удобный. 'В настоящее время при небывалом безденежье, повсеместном застое торговли, банкротствах - сделать эту ссуду... мне было не легко, но не невозможно', - писал Третьяков Крамскому. Несмотря на собственные стесненные обстоятельства, Павел Михайлович пошел навстречу высоко ценимому им художнику, и благодаря ссуде финансовые проблемы Верещагина были решены.'
'... пришлось заниматься в Париже судебной тяжбой. Некто Бруно Лорч, доверенное лицо Верещагина при покупке участка земли и постройке там мастерской, бессовестно обманывал его и обобрал на 25 тысяч франков. Когда же в письме близко знакомому с Лорчем художнику Громме Верещагин неосторожно рассказал о 'канальской проделке' и назвал Лорча вором, то получатель письма посоветовал Лорчу обратиться в суд. Слушание этого дела состоялось в марте. Хотя Лорч и Громме заявляли на суде, что якобы заказчик задел их деловую репутацию обвинением их в мошенничестве, доводы истцов не были приняты во внимание. В ходе заседания, информировал Верещагин Стасова, 'Громме и Лорч провалились самым позорным образом', и суд оставил дело, 'как оно есть'.'
Счастье сопутствовало В.В. Верещагину. Он возвратился из Индии живой, хотя его здоровье и ухудшилось. Многие творческие люди предпочитают путешествовать в обществе близкого человека - но не у всех это получается. В.В. Верещагин путешествовал в обществе жены. Мастерская в Париже построена. (Верещагин не умер и не разорился в ходе строительства - что часто бывает. Один из редких примеров успешного строительства дома творческим человеком). 'Осенью того же года Верещагин наконец-то переселился в свой дом с мастерской в Мезон-Лаффите. Это дачное местечко находилось в получасе езды от Парижа, в двадцати километрах от города. Купленный художником земельный участок составлял площадь в полтора гектара. Его новый адрес - Мезон-Лаффит, авеню Клебер. 48.'
Охлаждение отношений между представителями управляющего слоя Российской империи и В.В. Верещагиным, возможно, было не случайным процессом. Верещагин многое мог наблюдать лично... О чём-то он, возможно, думал, имел свое мнение, но избегал говорить... Зрители картин В.В. Верещагина могли и могут сопоставить общую тональность 'туркестанской' и 'индийской' коллекций...
Выпив полный бокал успеха, и отпив из чаши проблем, В.В. Верещагин направляется в 1877 году на Балканы, где началась война двух империй - Российской и Османской...
20 мая 2020 г. 09:18
4 - 1487. Нечеловеческий ужас. Заметка о главах 13-18 книги 'Верещагин'
Верещагин - на русско-турецкой (Балканской) войне 1877-1878 годов.
Отдельная тема - мистика.
Верещагин участвует в операции на небольшом корабле против крупных турецких судов.
В небольшой корабль, на котором находится Верещагин, попадают несколько турецких снарядов. Верещагин вспоминает об аде. Верещагин ранен.
Излечение после ранения идет очень тяжело. В бреду Верещагин видит картины ада.
Художник, выздоравливая, направляет своего младшего брата Сергея 'посмотреть на войну', 'послушать, как свистят пули'.
Сергей был убит во время неудачного наступления. Его тело осталось на территории, занятой турками, и не было найдено. В.В. Верещагин пытался найти тело брата, рыдал...