Аннотация: Почему-то получается, будто мы считаем, что религиозное благочестие напрямую связано с количеством верующих.
Размышлялка #7
Почему-то получается, будто мы считаем, что религиозное благочестие напрямую связано с количеством верующих. Так по крайней мере это воспринимается, когда слышишь с экрана о том, что в РПЦ самая многочисленная паства. Будто духовное может измеряться количеством живого веса. Но ведь когда-то в мире христиан было кот наплакал. И что, их вера слабее была? Или в чём-то ущербнее?
Дело, наверное, не в количестве, а в качестве? Грубо говоря, в удельном весе этой самой веры, на одного верующего приходящейся? Не в том, что человек предписанные канонами обряды соблюдает. Или даже в рясу облачён. А в том, что каждую минуту свою по вере проживает? И логичнее, наверно, считать не общее число к определённой церкви относящихся, а истинно верующих?
Говорят, правда, что количество в качество перерастает. Но уж больно сомнительная мысль. Потому как видно же, 'кто есть who'. Достаточно посмотреть, что телевизор транслирует, - тут и высвечиваются все наши достижения в сфере духовной. (Как там Мережковский писал: "Религия еще не культура, но нет культуры без религии, как нет залежей теплоты солнечной -- каменноугольной руды -- без солнца. Черта сознательной 'дикости' почти всегда отделяет одну культуру от другой.") И ясно становится, что ничем мы в этом не лучше да хоть того же Запада: ни целомудрия, ни скромности, ни любви к ближнему, ни кротости. Тогда и не остаётся ничего иного, как количеством брать. Только что пользы от этого для веры православной?
Или же (и скорее всего) мы, по Мережковскому, пока находимся на переходном этапе, "чертой дикости" характеризуемом? И если в правильном направлении двигаться, к чему-то достойному придём? К утверждению новой культуры? А пока увы: "...не плачут о культуре, снявши голову ее -- религию"?