Как известно, одна из задач системы образования - обучение, т.е. передача знаний. Другая (социальная) задача - выработка способности быстро и достаточно точно запомнить некоторый объем информации. Способность запоминатьимела безусловную ценность, когда книг было очень мало (грубо говоря, на один класс - одна книга). Дефицит книг продолжался вплоть до 19-го века, как в образовании, так и в общественных институтах, и на производстве, поэтому способностьзапоминать имела высокую общественную значимость.
В настоящее время источники информации разнообразны, обширны и легко доступны. Поэтому на производстве гораздо важнее найти и правильно применить информацию, а не запомнить ее. Современная школа не только не дает необходимое сейчас умениеобработки больших объемов информации, а наоборот тормозит этот процесс, одновременно все в большей степени, утрачивая контроль над процессом передачи знаний. Характерным является то, что при непрерывном падении эффективности системы образования возрастают расходы на ее содержание. Таким образом, существующая система образования устарела, по крайней мере, на 200 лет.
Наиболее простым способом выхода из кризиса, т.е. не требующим затрат и проявления законодательной инициативы, представляется: "в средней и высшей школе запретить ответ ученика без учебника (справочных пособий) на всех стадиях обучения, т.е. в том числе при контрольных работах и экзаменах любого уровня". Исключение будут составлять специальные упражнения для развития памяти, например стихи. Фактически в системе образования получат развитие принципы современного производства, в котором непрерывное использование справочных материалов, например чертежей, уже очень давно является необходимым процессом. Трудно даже оценить насколько вырастет уровень подготовки среднего ученика. Потребуется не просто пересказать учебник, т.е. продемонстрировать хорошую память, а обработать и практически использовать "сырую" информацию. Сложность заданий возрастает примерно на порядок. Например, за две минуты ответить на вопросы в конце главы, т.е. найти в тексте эти ответы. Большинство учеников на это неспособно. Создаются также условия для групповой работы, т.е. отвечает и оценивается группа. Вводится также временной фактор, как оценочная категория.
На основании личного опыта работы в школе утверждаю, что предлагаемая методика приобретения знаний значительно эффективнее, нежели традиционная. В начальной школе можно ничего и не менять. Полноценные изменения требуются, начиная с 5-го класса. Как раз в этом классе большинство детей утрачивают интерес к учебе. Правильность предложенного подхода подтверждается также тем, что при новом подходе этот интерес возвращается даже у выпускников.
Очевидные преимущества нового подхода:
- повышение эффективности и статуса образования;
- повышение (примерно в 5-20 раз) объемов учебной информации (в зависимости от предмета) при неизменной нагрузке учеников;
- повышение (примерно в 2-5 раз) времени работы с каждым учеником при неизменной нагрузке учителя;
- улучшение условий групповой работы, самостоятельного распределения заданий внутри группы, выработки лидерских и исполнительских качеств;
- малосущественные затраты на реформу;
- возможность введения специализированного обучения в рамках средней школы.
Изучения и серьезного планирования требуют, в первую очередь, два направления:
- методическое, т.е. обучение преподавателей, выработка критериев оценки ответа ученика (группы), использование существующих учебников, подготовка новых учебных пособий и т.д.;
- практическое, т.е. потребности государственных структур, например министерств экономики, промышленности, внутренних дел, армии и т.д.