- По поводу внутреннего преобразования ты не сказал главного.
- Молитва. Молитва - это самый главный инструмент. Мы очень долго вообще не могли понять, что есть молитва, как молиться, зачем.
- Двадцать лет ушло на поиски.
- Это только чтобы понять теорию молитвы. Хотелось бы еще воплотить теорию в практику. Если только на понимание сути молитвы нам понадобилось больше двадцати лет, то даже боюсь подумать сколько нам понадобится чтобы добиться теперь практического результата.
- Болезненно конечно признавать, но мы далеко не самые способные, да и ленивые занадто.
- Если бы только это. Ну, да ладно, ушли от темы.
Наиболее действенно молитва может вступить в игру на этапе первичной утраты благодати, полученной в результате предугадывания того или иного человека Господом. Однако, человеку еще только предстоит со всем этим разобраться, что да как. Допустим, если бы мне кто-то тогда рассказал бы как все это устроено, например, поведал бы мне, двадцать лет назад, все то, что я сейчас излагаю, то я бы ничего не понял и все это для меня прозвучало бы как пустые слова.
- Поэтому все устроено так, как устроено и происходит так, как происходит.
- Критиковать можно все что угодно, ломать не строить.
- Так зачем мы паримся?
- Мы должны это сделать. Мы маленькое звено в цепи всеобщего мироздания, и мы несем по жизни свою ложку дегтя или меду.
- Ладно, что мы там осознали по поводу молитвы?
- Когда человек утрачивает первично полученную благодать и у него появляется желание вернуть ее, испытать то состояние вновь, то естественно он начинает молиться. Молиться в первый раз. Это происходит как-то естественно, без молитвослова, от сердца.
Когда человек начинает свою молитвенную практику, то он практически ничего не знает и ему предстоит пройти тернистый путь взлетов и падений. Оказывается, можно молиться неправильно, можно переусердствовать с молитвой и так далее.
Мы много времени посвятили изучению данного вопроса и как оказалось ларчик открывался просто.
- Конечно просто. Всего-то двадцать лет плясок вокруг него с бубном.
- Главное результат, не ворчи.
- А я и не ворчу.
- Ворчишь.
- Не ворчу.
- Ну и тяжелый же ты.
- Кто бы говорил.
- Как же с нами приятно общаться окружающим.
- Они такого себя лишают...
- Удовольствия?
- Пусть будет удовольствия.
- Молитвенное делание, которое называется умным трезвением или умным безмолвием. Как сказано в книге про отца Силуана:
"Во время молитвы храни ум чистым от всякого помысла и воображения и заключай его в слова молитвы.
Порой помысел приходит тихо и осторожно и первая словесная форма его может показаться не только вполне естественной, но и мудрой и даже святой. Иногда достаточно легчайшего прикосновения такого помысла, чтобы произвести глубокие изменения в душе. Суждение о природе помысла никогда не должно исходить из его внешней формы и только опыт приводит к познанию того какой силы и вместе с тем тонкости могут достигать демонические внушения.
Даже когда помысел по своей природе добр, в него может быть привнесено нечто чуждое и тем существенно изменено его содержание и действие.
Помысел первичная стадия греха. Появление его в сфере сознания не вменяется в грех - это только предложение греха. Отвержение помысла исключает дальнейшее развитие греха.
Подвижник главным делом считает умное внимание с молитвой в сердце, что дает ему возможность видеть помысел прежде чем тот войдет в его сердце.
Ум безмолвным вниманием, стоящий в сердце видит как помысел приближается извне, пытаясь проникнуть в сердце и молитвой отгоняет его.
У опытного подвижника зарождается подлинное духовное ведение и рассуждение, приобретается знание о том, как подкрадываются помыслы различных страстей, а также и о том как действует благодать. Опытный подвижник уже на собственном опыте знает смены духовных состояний и что это не проходит бесследно".
Описанное в книге относится к опытным подвижникам, нам же еще только предстоит с этим познакомиться. Но мы то хоть теоретически представляем, что нас ждет, а как правило тот, кто становится на духовный путь - представления не имеет сколько серьезных испытаний его ждет и чем это все чревато. Поэтому многие разочаровываются и оставляют этот путь.
- А тебя прям уже ничто не остановит?
- Нас. Ты хотел сказать нас. В духовном плане ничего нельзя утверждать, так как мера испытаний, которую может послать Господь, вспомним хотя бы Иова, превышает наши скромные возможности. Что мы можем? Так, поговорить.
- Ты забыл про меру испытаний Христа.
- Если даже Его Сыну пришлось пройти, то что мы знаем, то как мы можем быть уверенны хоть в чем то, так как пройти подобный жизненный путь это просто не укладывается в голову.
- А еще сохранить вселюбовь и всепрощение до последнего вздоха.
- И не говори. Так вот. Именно через молитву человек начинает свой путь духовного перерождения. При внимательной молитве человек сначала должен научиться фиксировать отвлечения от молитвы, может и есть кто-то, кто может прочесть, например, все утренние молитвы и за все это время у него не будет ни малейшего мысленного отвлечения и совершенно ничем не потревожит его воображение, но у меня за все годы такого не было, даже сейчас когда специально, сознательно стараешься ни о чем больше, как кроме о словах молитвы, не думать.
Практикуя молитвы, подвижник обнаруживает в себе помыслы и воображение, которые не подчиняются его воле, потом он учится с помощью своей воли отвергать их в самом зародыше. Сначала человек учится отвергать помыслы только во время молитвы и потом это входит в его постоянную жизнь и молитва в его сердце становится непристанной, вследствие чего он избавляется от страстей.
Важным является состояние подвижника во время молитвы, так как если в сердце подвижника присутствует гордость, которая не проявляет себя видимо, то такому подвижнику предстоит много пострадать, пока он обнаружит у себя гордость и не избавится от нее. Отец Силуан пятнадцать лет страдал от являющихся ему демонов, которые как ему было открыто свыше являются тем, кто имеет гордость.
В общем, молитва - это тот инструмент, который позволяет шаг за шагом подниматься по духовной лестнице личного духовного преображения.