- Оказывается все-таки можно понять места Библии, которые казались какими-то обрывочными. Правда для этого кое-что нужно.
- Всему свое время и место.
- Это просто потрясающее место и для христианина понимание этого фрагмента очень важно, по крайней мере мне так думается.
- А источник надежный?
- Щас закричу.
- Ладно, ладно. Научили его. Ишь ты, грамотный стал. Ты же его даже верующим человеком не считаешь.
- Последнее предупреждение. Или будешь нормально общаться...
- Или что?
- Придумаю.
- Ладно, придумальщик, продолжай.
- Вот почему мне показалось, что он не верующий? Только без этих, твоих штучек. Смотри это проверка, если мне твой ответ покажется насмешкой с поддевкой , то все.
- Сам уже знаешь.
- Хочу, чтобы ты это сказал.
- Тебе далеко до бесстрастности. В тебе кипят страсти, помыслы, воображение. Тебе практически невозможно отличить, что истинно, а что искажено. Понравилось?
- Ага.
- Дневник то хоть писать продолжишь?
- Само собой, намерение и желание присутствуют, надеюсь, что они реализуются.
- Ладно не томи, вижу, что осознание одно из очень важных.
- Это вообще бомба. Дай Бог Андрею Кураеву своей благодати и Духа Святого.
- Аминь. Но ты же не во всем разделяешь его мнения.
- Это нормально. Я же не совершенен, мне еще расти и расти до его уровня, я просто еще духовно не готов принять и понять то, о чем говорит сей муж.
- Врешь! Врешь, врешь, врешь!
- Ну, мне не понравилось, как он очень резко высказывался о Данииле Сысоеве.
- А что мы по этому поводу думаем?
- Мое предположение может быть очень далеким от истины.
- Ну все же.
- В принципе, разделить мнение Кураева относительно Сысоева можно, но у меня два но.
Во первых, отец Силуан учит, что совершенный муж ничего не говорит от себя, а говорит от Духа Святого. Как я могу судить, сказанное исходит от своего ума, хотя необходимо признать - великого ума.
- Губительная лесть ему и лукавое принижение себя. Не понимаю, как нам вообще стало доступно принятие отца Силуана. А что второе?
- Мученическая смерть во время богослужения в храме. К тому же 19 ноября день, когда чествуются мученики, мученицы и новомученики.
- И что с того?
- Ну, это чисто субъективно и, наверное, по-детски. Ладно.
Возможно, он и был, троешником в богословии, как о нем отзываются некоторые, я то, вообще далек от этого, но мне кажется он был искренен в своем порыве и в этом порыве он не жалел живота своего и этим стяжал от Господа мученическую смерть, но как говорит Кураев святость и непогрешимость это не одно и тоже и с этим нельзя не согласиться. Из вышесказанного, мне почему-то все-таки кажется, что по большому счету жизненный путь Даниила Сысоева был угоден Господу.
- Понятно. Так что ты хотел, а то я увлек тебя.
- Одно из тех мест в Библии, где мы ломали голову и даже мечтать не могли, что ларчик просто открывался, только не надо опять про бубен:
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".
Человек задумывался как образ и подобие Божие. Человек был сотворен по образу Божию. А что же с подобием? Человек в течении жизни своими делами и образом жизни должен стать подобным Богу. Подобным во вселюбви, в милосердии, самоотдаче. Бог благ, Бог любовь. Человек от рождения наделен этими Божественными качествами, вот только следовать по жизни Божественным качествам или нет это уже свобода воли человека, то есть стать подобным Богу или нет это уже выбор человека. Бог дал человеку Божественный образ и возможность приобрести подобие Божие.
Ну, как-то так, по крайней мере, я это понял так.
- А ведь Кураев в своей лекции растолковал нам куда больше.
- Там еще информацию нужно переварить, это же как-то сразу зашло и без вопросов. По большому счету.
- Да, откуда что берется? Загадка...
24
- От Матфея 11:28 "Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себе и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко".
- Да, ладно.
- Да.
- Все-таки мы это сделаем?
- Первую волну нам удалось преодолеть.
- Мы молодцы?
- Нам кинули спасательный круг еще до подхода волны, еще когда мы стояли на берегу и ничто не предвещало испытания, а когда волна подошла - нас за этот круг держали все время выше уровня волны, то приподнимая, то приопуская. Так что наша заслуга в том, что мы ее пережили еще та.
- Мы держались за спасательный круг. Почему с нами так нянчатся?
- А тебя, что это не устраивает?
- Грешен, каюсь, уже наступали на эти грабли.
- Ты это, поосторожнее со словами, а то мы уже разок договорились.
Нам показали силу этой волны и кое-кого, кого эта волна поглотила. Мне там показали великого мужа, которого увлекла эта волна, да пошлет Господь ему Духа Святого чтобы он выбрался. Мы благодарны ему, так как многое почерпнули у него.
В общем, нужно подбить итог последнего из осмысленного. Авторов идей, которые легли в основу нашего осмысления упоминать в этот раз не буду, так как они уже все упомянуты ранее. Это конечное промежуточное осмысление, так как окончательное присуще только совершенным, к коим мы не относимся, но к коим дерзаем стремиться, правда только мысленно.
- Не томи уже.
- Человек сотворен по образу Божьему, значит в каждом человеке присутствует нечто величественное. В человека при сотворении заложена теоретическая вероятность обретения подобия Божьего.
Человек в массе своей практически неспособен обрести подобие Божие, о чем свидетельствуют грехопадение, убийство Авеля, Потоп, кара Содомы и Гоморры. Из Ветхого завета следует, что незадолго до Потопа обрести подобие Божие сподобился только праведный Енох.
Перед всемирным Потопом спасение удосужился обрести только праведный Ной и за свою праведность его семья.
В Содоме и Гоморре не нашлось ни одного праведника, а пришлый в те места Лот был выведен оттуда с теми, кто его послушался.
Из вышесказанного следует сосредоточиться на обретении подобия Божьего. Что это? Если бы мы были прихожанами Эфиопской православной церкви или жили бы в первые века от рождества Христова, то могли бы рассуждать следующим образом:
- Книга Еноха говорит о Сыне Человеческом;
- Новый завет дан Иисусом Христом;
- из прочитанного по нашему разумению Сын человеческий и Иисус Христос это одна личность;
- в Новом завете книга от Матфея 11:28 приведены слова Господа;
- из предыдущего вытекает, что для обретения подобия Божия человек должен стяжать кротость и смирение.
С подобием разобрались. Следующий вопрос - как его стяжать? Это практически невозможно, вспомним Потом, Содом и Гоморру.
Нам на помощь приходит преподобный старец Силуан Афонский. Алгоритм действия приблизительно следующий:
- гордость, живущая в сердце каждого человека, не позволяет человеку стяжать смирение и приобрести веру. Необходимо по капле выдавливать из себя гордость;
- желающему стяжать смирение, старец Силуан дает следующий совет. "Скажи: "Господи, если ты есть, то просвети меня и я послужу Тебе всем сердцем и душою". За такую смиренную мысль и готовность послужить Богу - Господь непременно просветит". Так как Господь познается только через Духа Святого и благодать, изливаемую на человека Господом, то логично предположить, что такой человек должен сподобиться получить впервые благодать и Духа Святого, только нужно помнить, что новоначальный человек может принять за благодать Божию и Духа Святого совершенно не то, что он может вдруг обрести и что нужно испытывать те состояния и помыслы, которые нас посещают, впрочем как следует из писания святых отцов и не только новоначальный. Дух Святой не может идти вразрез со словами Спасителя и Его Новым заветом, а также с приведенным ранее стихом от Матфея.
Нужно также знать, "что Господь любит людей, но посылает им скорби, чтобы мы познали немощь свою и смирились. За наше смирение Господь пошлет нам Духа Святого, а с Духом Святым все хорошо, все радостно".
"Кто смирится, тот любой судьбой будет доволен".
"Веровать в Бога хорошо, но знать Бога блаженнее. Господь томит душу голодом благодати доколе она не научится смирению". Здесь по всей видимости речь идет о стяжании благодати человеком уже после того как он получит первую благодать от Господа, распробует ее и утратит, после чего будет искать ее вновь как самое драгоценное, что есть в этой жизни.
Понять все излагаемое старцем Силуаном новообращенному невозможно в силу того, что гордость еще господствует в наших душах и мыслим мы критериями гордости, а не критериями смирения. Понимание слов отца Силуана должно открываться нам в процессе нашего духовного преображения. То, что мы пока не можем принять, это не значит, что так оно и есть. Лишите наркомана наркотиков, разве он почувствует от этого облегчение? Ему придётся много потрудиться, чтобы избавиться от этой зависимости. Зависимость от гордости намного сильней, поэтому просто сказать, что все, я больше не буду гордецом - ничего не изменит. Потребуется долгая кропотливая работа, чтобы преодолеть свою гордость. Отец Силуан активно боролся с этим душевным недугом, по его словам, порядка семнадцати лет и как он писал, так до конца и не победил ее.
Лакмусовой бумажкой обретения смирения является искренняя молитва за врагов, любовь к врагам. По словам старца, кто не стяжал любви к врагам своим, тот так и не приобрел смирения. Если человек хоть к кому-то испытывает вражду, то в нем продолжает пребывать гордость.
- В принципе, ничего нового.
- Осмысление и принятие сказанного.
- Это да. Это присутствует. Я бы сказал, что я горжусь нами, но тебе это не понравится?
- К сожалению, вынужден сказать честно, что на данный момент литьё воды на жернова моей гордости чрезвычайно приятно.
- Я так и думал. Не маловажный фактор быть честным перед собой и критически мыслить. Все что нам нужно - это сказать заветные слова...
- Не просто сказать, а с намерением исполнить.
- Ну да, с намерением, а то как же. Абсолютно поддерживаю.
- Да совсем забыл.
- Что еще?
- Когда нас за шиворот держали над волной, то вспомнились слова отца Силуана, что тот из людей получит от Господа в конечном итоге больше благодати, кто больше возлюбит Его при жизни, я так понимаю кто больше при жизни стяжает Христова смирения, а вот о том, кто больше купит индульгенций старец ничего не говорил.
- Та ты шо? А ты вот это щас зачем изрек?
- Мне именно это помогло.
- А? Тогда понятно.
Так это, после заветных слов остается ждать посещения Духа Святого и благодати Божией.
- Если ты сказал заветные слова ни от сердца и если сладенько и спокойненько постоянно спишь в Гефсиманском саду, то ты не распознаешь этого посещения.
- Условия, условия и опять условия.
- А что, кто-то говорил, что будет легко?
- Ладно, дождался, распознал и что преобразился?
- Ну, здесь происходит некий сакральный момент. В идеале тебе должно открыться нечто блаженное, что тебя на какое-то время преобразит в восприятии духовного, ты обретешь веру в Творца.
- Хорошо. Потом все это угаснет, и ты должен направить все свои силы на то, чтобы вновь обрести то состояние.
- Я так это понял, только в этот раз придётся долго трудиться в поте лица своего.
- А потом?
- Стремись возлюбить врагов своих - это как маяк.
- Долгое предстоит плавание.
- Другого не дано. Здесь на самом деле выбора нет, не поплывешь - погибнешь.