Форма, содержание, сознание, подсознание, состояние сознания...
Сложно было даже представить, что о подобных вещах можно серьезно размышлять, но когда пришлось размышлять, то обнаружилась одна заковыка - я просто фиксирую некий информационный поток, который проходит через моё "я". Моя же заслуга состоит в том, что я всего лишь удерживаю связь с этим информационным потоком. Наблюдая за сменой собственных состояний сознания - пришлось отметить интересную вещь, по крайней мере в моем случае, проявление остроумия - это признак того, что некто забавляется, но это не моё индивидуальное "я", но вынужден признать, что демонстрация мною остроумия доставляет мне удовольствие. Чтобы прийти к подобному заключению понадобились определенные усилия по наблюдению и определению своего состояния сознания в тот или иной момент времени и во время этих наблюдений удалось обнаружить то там то сям еле заметно выглядывающие "заячьи ушки", которых не должно быть внутри моего "я" кроме конечное моих собственных ушей.
Заниматься изучением собственных состояний сознания на практике это по всей видимости опасная штука. Даже Христос говорил иносказательно, чтобы неподготовленный не мог узнать того, к чему он еще не готов и только возрастая по духовной лестнице человеку открывается слой за слоем то, о чем не принято говорить у знающих. Сомнения по поводу того - стоит ли подобное продолжать - разрешились в пользу того, что стоит, хотя возможно и ошибочно, но слишком мала вероятность того, что случайный человек сие черпнет, а если и черпнет, то удержать навряд ли сможет.
Итак, с чего начался данный цикл? Как подразумевает предлагаемая концепция - человек может подключаться к определенному информационному полю. Поле многослойное и черпаешь ты информацию из того или иного слоя зависит от твоего состояния сознания. Если ты знаешь где находится именно тот слой, то чтобы получить информацию именно из него - необходимо обрести/погрузиться в определенное состояние сознания.
Следующий вопрос, возникающий на этом пути - это как различить то состояние сознание, в котором я нахожусь и конечное - как же мне сменить мое констатированное состояние на то, которое необходимо. Пытаясь хоть как-то определиться с этим вопросом уперся в неразрешимый тупик - может ли человек по своей воле менять свои состояния сознания или нет?
Здесь нужно было зацепиться за что-то авторитетное. Итак. Господь на кресте ощутил, что Он оставлен Богом. От подобного ощущения оставленности страдал и Адам после изгнания. О чем сие говорит? По всей видимости доступ в тот или иной информационный-духовный слой может быть для человека заблокирована несмотря на все его усилия в определенный момент времени. Или же человек просто пребывает в некоем состоянии сознания, которое доступ в определенный слой делает невозможным просто по техническим причинам. По крайней мере данная логическая цепочка говорит о том, что Господь Иисус Христос страдал по-настоящему, испытывая и боль и голод и все то, от чего страдает человек, только Его ощущения этих страданий были несоизмеримо более сильными, чем это испытываем мы, по весьма понятным причинам.
Размышление над подобным требует некоего усилия и конечное весьма важно понимать в каком состоянии сознания ты находишься в данный момент, какие у тебя эмоциональные отклики сие вызывает и меняется ли твое состояние сознания. Так же ощущение комфорта либо раздражительности при подобных размышлениях также весьма показательны.
17
Путешествие по лесу без умения ориентироваться весьма опасно, поэтому периодически необходима рекогносцировка на местности. Попробуем определиться куда мы зашли и куда нам идти дальше.
Нам на помощь, в этом вопросе приходят труды старца Софрония, который говорит следующее: "Многие, не узрев еще Несозданного Света, т.е. того, что познаваемо бытийно в Божестве, были уже способны ощутить непостижимость Божества в порядке естественного человеку философского созерцания". То, чем мы занимались все это время относится к естественному философскому созерцанию. Данное созерцание является одной из низших ступеней духовного познания. Что дальше? В соответствии с учением старца Софрония на пути духовного познания на одной из высших ступеней духовного познания человеку открывается созерцание некоего нетварного Света. Данный Свет можно классифицировать на три ступени: свет нашего собственного ума, так он сотворен по образу Божественному и поэтому обладает Светом; холодный Свет люцеферизма и Свет Божественный.
Как говорил старец Силуан: "если ты видишь свет, и при этом ничего другого (т.е. ощутимой благодати), то это от "неприязни" и не должно его принимать".
Старец Софроний также говорил: "Я не раз говорил, что подобные умы при напряженном сосредоточении дают ощущать себя как свет; неясный, но свет. И если он, ум, признает себя высшим проявлением человека и без любви сердечной предастся своим отвлеченным восхождениям к Абсолютному Бытию, то в некоторых случаях может дойти до люциферизма, с его убийственным холодным светом, с беспощадным презрением к страданиям миллионов людей".
В случае если удасться достигнуть данной степени духовного познания, то старец Софроний говорит, что: "И как возможно для ищущего истинного познания Бога уклониться от вопроса: что или Кто является ему? Знание Бога, бытийное знание, непременно соединяется с пришествием Бога внутрь человека. Это событие по существу своему неописуемо велико. В сердце самом нет сомнений, - но все же явление в силе настолько превосходит наше падшее естество, что никто из верующих во Христа не должен доверять себе без должного свидетельства или в Писании, или в творениях Святых Отцов. Больше того: даже Писания недостаточно для окончательного суждения, потому что и слово Божие почти всеми понимается различно. Необходимо подтверждение от другого лица, живущего единою с нами верою, но удостоившегося прежде нас Божьего посещения. Итак, сии три: 1) Святое Писание Нового Завета; 2) творения святых аскетов нашей Церкви и 3) "живой" человек. Если нет сего последнего, то праведной душе свойственен крик к Богу: "пощади меня, и не попусти мне, растленному душой и телом, отпасть от Твоей Истины и вступить на иной, чуждый путь". "Да не прельстиши Мене лестию" - такие слова влагает церковное песнопение в уста Пресвятой Девы, получившей от Архангела Гавриила откровение о действенном рождении от Нее Сына Божия".